|
вернее, оптимальных) затратах физической энергии.
Чувство воды — это всеобъемлющий для гребца термин. Структура мышц и чувство ритмичности хода лодки в разных погодных условиях, слитность системы «гребец — весло — лодка», степень плавучести, глубина водоема, плотность и температура воды, течение, конструкция и вес байдарки или каноэ, расположение гребца в лодке, умение терпеть в экстремальных условиях, расслабление, ритмичность, амплитуда, техника, тактическое мастерство, функциональная готовность, бойцовские качества; применение разных по весу лодок, тормозных устройств, весел с уменьшенными лопастями, изменение хвата весла и т. д. — все это влияет на чувство воды.
Чувство равновесия и чувство воды приводят к главному — к умению вложиться в гребок, подключить наибольшее количество мышечных единиц, эффективно скоординировать их межмышечное взаимодействие.
Вершины спортивного мастерства на байдарках и каноэ доступны лишь наиболее одаренным спортсменам, от природы наделенным особыми специфическими качествами. Как найти таких спортсменов и определить их профессиональную пригодность для гребли в байдарке или в каноэ?
Практика моей работы от новичков до гребцов, входящих в сборные команды СССР, показала, что при наборе необходимы как общепринятые показатели медицинского специального обследования — веса, роста, спирометрии, общей физической подготовленности (показатели бега на средние и длинные дистанции, отжимания от пола, подтягивания на турнике, упражнения со штангой), так и чисто специфические для гребца тесты и замеры, которые характерны только для занятий греблей на каноэ или на байдарке.
В секции тренеры чаще всего выбирают тех ребят, кто выше и массивнее, но нередко и среди рослых встречаются менее предрасположенные к гребле в каноэ или байдарке. Поэтому необходимо тренеру измерять у набираемых новичков еще и размах рук, расстояние от коленей до концов пальцев вытянутых рук (для байдарочников высота вытянутых рук определяется из положения сидя). Особенно хотелось бы поговорить об измерении длины от коленей до конца пальцев вытянутых отдельно левой и правой рук, важном для каноиста. Сравнивая эти показатели, я нахожу, с какой стороны в лодке — слева или
|
|
справа — нужно начинать грести моли дому каноисту. Более длинная рука (а почти у всех есть небольшая асимметрия) и должна стать «тяговой», что и определяет сторону, с которой должен грести каноист.
К тому же этот показатель совершенно четко выявляет дефекты техники при последующем обучении, недостаточную растянутость, неправильный захват и ранний «перелом» весла. В байдарке наблюдается промашка короткой стороны, однобокость работы, что, естественно, ослабляет и работу мышц туловища.
И наконец, важен показатель расстояния от бедра опорной ноги до конца пальцев вытянутой руки (замерять от края гимнастической скамейки в основной стойке каноиста). Наблюдение за этими показателями производится в течение всей деятельности гребца. На гребной базе должен быть оборудован угол с нанесенной на стене метрической сеткой, где можно легко произвести эти замеры.
Начальный уровень развития вестибулярного аппарата, так необходимый для воспитания навыка равновесия, можно определить у новичков, предложив им сделать несколько вращений, кувырков, а затем пройти по бревну или гимнастической скамейке; полезно стоять (на 20 счетов) в положении — ноги на одной линии, руки в стороны, закрыв глаза; ходить по бревну с несколькими разворотами влево, вправо. Эти же упражнения для развития вестибулярного аппарата необходимо постоянно применять и при дальнейшей тренировке гребцов, по 2 — 3 упражнения в начале и в конце тренировочного занятия.
Уровень начальной общедвигательной координации движений можно определить, предложив спортсмену из положения стоя (ноги уже плеч) в прыжке повернуться на угол больше 360°. Степень начальной подвижности суставов можно определить при помощи наклонов вниз, не сгибая ног в коленях, из положения стоя ноги вместе на гимнастической скамейке.
Чувство воды и равновесия является фундаментом для дальнейшего развития технического мастерства спортсмена и в конечном итоге определяет результативность, необходимую с самого начала спортивной деятельности. Здесь закладывается ритмическая и скоростная структура гребка, которая потом должна быть наполнена силовым содержанием.
Далее рассказываю о методике проведения занятий с гребцами, прошедши- |
|