|
||||
инский, К. Егоров, В. Суслин, А. Гасан-Джалалов (Ленинградский кораблестроительный институт — ЛКИ), А. Марыськина (Пономарева) (Киевский политехнический институт — КПИ). Появилась и окрепла гребля в Томском институте автоматизированных систем управления (ТИАСУР). Этот далекий сибирский вуз доказал многим маловерам, что можно достичь успехов при самых скромных условиях (ведь там очень долго не было даже гребного бассейна), если есть энтузиазм и поддержка. Сейчас это один из ведущих вузов страны не только по организации гребного спорта, но и по оснащенности инвентарем спортивной базы. И не случайно, что здесь и результаты весомые — 6 — 10 мастеров спорта СССР ежегодно. А что и это не предел, доказал другой наш вуз — Московский авиационный. Здесь за 1977 — 1982 гг. подготовлены пятикратные чемпионы СССР, двукратные чемпионы мира, призеры Московской олимпиады, заслуженные мастера спорта СССР В. Елисеев и A. Кулагин; чемпионы Спартакиады народов СССР, мастера спорта СССР международного класса В. Советников, С. Михайлов, А. Андрейкин, А. Сазонов; чемпионы мира среди юношей В. Холин, B. Нагин, В. Никитин, И. Никитин. Подъем в развитии гребли в вузах нашей страны (середина 60-х — конец 70-х гг.) совпал с тем периодом, когда ведущим в подготовке гребцов стал метод равномерный, характеризующийся прежде всего большим объемом тренировочной работы. Это поставило перед тренерами, работающими со студентами, задачу создания такой методики, которая учитывала бы как специфику работы в вузе, в частности дефицит времени у студентов, с одной стороны, а с другой — отвечала бы всем современным требованиям к подготовке гребцов высокого класса. К чести ведущих вузовских специалистов по гребле, они с этой задачей справились успешно. И несмотря на то что в работе Макарина М. Н. (КПИ), Немчинова К. М. (ЛКИ), Королева Л. М. (ЛЭТИ) и Иванова А. И. (ТИАСУР) были приемы, выработанные в своем вузе, применимые только там, много в их работе было и общего, ценного и сегодня. Главным в деятельности вузовского тренера-преподавателя, по их мнению, являлось четкое понимание того, что основной задачей студента в вузе является подготовка к будущей трудовой деятельности в одной из отраслей народного хозяйства страны. Задача эта весь- |
ма сложная и многоплановая, требует с каждым годом всех больших усилий со стороны студента. Не менее сложны и столь же многоплановы задачи спортивного совершенствования. Как показала практика, эта работа должна строиться не только на основе программы Минвуза СССР «Физическое воспитание», но и с учетом совокупности организационных мероприятий, каждое из которых оказывает существенное влияние на процесс подготовки спортсмена-студента. К таким мероприятиям могут быть отнесены: 1. Отбор гребцов из поступающих в вуз. 2. Преемственность поколений гребцов в экипажах и в команде вуза. 3. Воспитательная работа. 4. Координация учебной (по программе вуза) и учебно-тренировочной работы в группе спортивного совершенствования. Свои особенности имеет и сама учебно-тренировочная работа в вузе, ее планирование, тренировочные методы и . средства. Основой для селекционной работы должны служить результаты, показанные спортсменами в различных возрастных группах, и модельные характеристики гребцов, способных показывать высокие результаты. Немаловажным фактором, который необходимо учитывать, является умение будущего студента самостоятельно работать над учебным материалом вуза. Спецификой вузовской работы является постоянное обновление состава занимающихся и возможность зачисления в группу людей разного возраста. Практика показала целесообразность фактора преемственности как при формировании экипажей, так и коллектива в целом. Тренируясь и общаясь со старшими, младшие быстрее взрослеют, учатся серьезному отношению к жизни, учебе. Объединение в одном экипаже более опытных гребцов с менее опытными ускоряет процесс спортивного совершенствования, помогая «передаче через лодку» таких специфических ощущений, как чувство воды, чувство лодки, ритм гребли, ход лодки. В этом случае значительно быстрее и надежнее проходит закрепление (стабилизация) этих ощущений. Одной из центральных задач работы в группах спортивного совершенствования вуза должна быть воспитательная работа. Ее основная цель — формирование современного молодого советского человека. |
|||
58 |
|
||||
Воспитательная работа со студентами-спортсменами проводится на тренировках, соревнованиях, в процессе учебы, на экзаменационной сессии. Проводится как индивидуальная, так и общая работа. Задачей индивидуальной воспитательной работы является формирование специфических основ характера студента-спортсмена в его общественном проявлении. Общая воспитательная работа предполагает формирование взглядов и убеждений студентов-спортсменов. Наблюдение за процессом воспитательной работы ведется с помощью самоконтроля, общественного контроля и системы оценок. Начинается воспитательная работа с момента прихода будущего студента в приемную комиссию и продолжается на протяжении всего периода его занятий спортом и обучения в вузе. В этом процессе воспитания тренерам-преподавателям большую помощь могут оказать капитан команды и комсорг вне-уставной комсомольской группы, которые должны быть членами тренерского совета. Действенными средствами воспитательной работы стали такие разработанные в МАИ документы, как Устав группы спортивного совершенствования и Договор-обязательство студента-спортсмена группы спортивного совершенствования. Ежегодно перед началом подготовки к следующему сезону проводится общее собрание группы, где подводятся итоги минувшего сезона, ставятся задачи на будущее. На этом же собрании коллективу представляются спортсмены, вновь поступившие в вуз, которые зачисляются кандидатами в группу на 1 — 2 месяца. В течение этого времени с ними проводится индивидуальная работа по изучению устава, контролируется выполнение его положений и требований. По истечении срока на тренерском совете рассматривается и утверждается Договор-обязательство каждого из вновь зачисляемых. Также в течение 1 — 2 месяцев после начала нового спортивного сезона пересматриваются обязательства всех членов группы. Этому этапу работы как определяющему мы придавали всегда большое значение. Однако это не означало, что воспитательная работа на этом заканчивалась. Большую помощь в воспитательной работе оказывает администрация факультетов, где учатся студенты-спортсмены, и комсомольские организации факультетов. Это особенно важно в связи с тем, что в средней полосе страны отсутствуют условия для круглого- |
дичной специальной тренировки. Поэтому студентов-спортсменов приходится отрывать от их студенческих коллективов, что осложняет выполнение ими учебных графиков. Помощь товарищей по учебе и администрации в организации для студентов-спортсменов индивидуальных учебных занятий трудно переоценить. В ряде вузов страны были разработаны варианты методик подготовки, которые при различиях в подготовке к работе ставили одну конечную цель — подготовку в стенах вуза гребцов высокого класса. Так, в Томске акцент был сделан на большой объем специальной подготовки как в гребном бассейне (с применением технических средств), так и в лодке, где широко использовался помимо равномерного метода соревновательный. Благодаря хорошей организации и четкой координации учебной и учебно-тренировочной работы здесь за год удается выполнить значительный объем тренировочной работы (550 — 600 ч), что во многом и определяет те стабильные результаты, которые на протяжении уже более 20 лет показывают томские гребцы. Гребцы же МАИ взяли на вооружение давно используемый в легкой атлетике метод скоростно-силовых контрастов как в специальной, так и в общефизической подготовке. Этот метод предполагает относительно невысокий объем специальной работы. Его можно рекомендовать для студентов I — III курсов. С одной стороны, он дает возможность студентам втянуться в учебу и научиться сочетать ее с напряженными тренировками, а с другой — позволяет за счет высокого уровня «силового компонента» как в специальной подготовке, так и в общефизической создать прочный скоростно-силовой фундамент техники. Создание хорошего скоростно-силового фундамента техники, стабилизация скоростной техники и умение команд, работающих по контрастному методу, переносить большие объемы интенсивной работы дают возможность утверждать, что этот метод может явиться мостом, с помощью которого сильнейшие вузовские гребцы на старших курсах могут перейти к тренировкам с современными объемами. Так, своеобразную обкатку в вузовских командах по методу скоростно-силовых контрастов прошли такие гребцы, как заслуженные мастера спорта СССР А. Кулагин и В. Елисеев, мастера спорта СССР международного класса А. Андрейкин и С. Михайлов. |
|||
59 |
|
||||
Особенно характерен пример А. Кулагина. В 1973 — 1975 гг. он выступал в четверке без рулевого московского «Буревестника» и выполнял в среднем за сезон 2100 — 2400 км специальной работы. В 1976 — 1977 гг., когда он стал грести в паре с В. Елисеевым, им был выполнен объем 3800 — 3900 км. Это увеличение прошло безболезненно. Характерным для подготовки команды в тех сезонах было не столько увеличение объема интенсивных тренировок, сколько увеличение так называемой откатной (компенсирующей) и выравнивающей (ходовой) работы. Это помогло добиться повышения средней дистанционной скорости. |
К сожалению, далеко не во всех случаях отношения вуза с руководством гребных баз «Буревестника» способствуют росту спортивных результатов студентов-спортсменов и чаще носят характер отношений между хозяевами и арендаторами. И все-таки, несмотря на отдельные негативные моменты, в ряде вузов страны уже сегодня есть условия для создания групп сильнейших студентов-спортсменов. Работа с ними будет способствовать подготовке в стенах вузов страны полноценного резерва для сборной команды СССР по академической гребле. |
|||
РАЗВИТИЕ НАВЫКА РАВНОВЕСИЯ И ЧУВСТВА ВОДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ГРЕБЛИ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ |
||||
Б. М. Бондарев, заслуженный тренер Узбекской ССР, Ташкент |
||||
Сколько бы ни мечтал тренер сразу начать учить новичка на первых уроках гребному искусству — мощно, сильными гребками гнать лодку вперед, увы, он вынужден заниматься совсем другим делом, потому что байдарки и каноэ — очень неустойчивые спортивные снаряды и поначалу в них не так-то легко научиться даже просто сидеть — не переворачиваясь. Умение балансировать у гребца сродни искусству канатоходца, и чувство равновесия должно быть развито у байдарочников и каноистов ничуть не хуже. Тем более что нередко на тренировках и соревнованиях спортсмен встречается с различными «сбивающими» факторами (сильная волна, косой встречный или попутный ветер и т. д.). И часто происходит так, что спортсмены в хороших условиях погоды показывают высокий результат и безнадежно проигрывают при изменении погоды. Такие гребцы могут быть отлично функционально подготовлены, на них будут затрачены годы труда в надежде, что они «разгребутся», но переучить и получить из такого гребца спортсмена высокого класса невозможно. Плохой баланс в лодке — весьма распространенная техническая ошибка. Можно вспомнить фамилии гребцов, которые переворачивались, вылетали из лодки за несколько метров до того, как стать чемпионами страны. Начинающий гребец должен овладеть чувством воды, научиться главному — |
умению правильно выполнять сильный гребок на уровне своих мышечных ощущений. Жалко смотреть на гребца, который суетится, яростно лопатит воду, поднимая непомерно высокий темп, не связанный с ходом лодки. Опытный глаз тренера сразу определит, особенно в спарринг-гонке, когда спортсмен не «понимает» воды и не использует ее для продвижения лодки вперед, а прорывает воду лопастью. Лодка у такого гребца будто стоит на якоре. Ошибки, допущенные в начале обучения, неизбежно приведут к печальным результатам. Поэтому мне хочется дать минимальный арсенал методов специальной работы над чувством воды и равновесия, а также научить самих гребцов вдумчиво относиться к совершенствованию своего технического мастерства. Чувство равновесия зависит от развития вестибулярного аппарата, психологической устойчивости, умения в сложных условиях водной среды — волнах и ветре — не испытывать панического страха, боясь перевернуться. Это сковывает движения, вызывает нервозность. Тесно связан с равновесием и другой фактор — чувство воды: тонкое мышечное ощущение плотности воды (особенно явно выраженное при захвате воды в начальной фазе гребка). Врожденное или приобретенное умение «понимать воду», не терять связь с нею в любых условиях может помочь достижению высоких скоростей при минимальных (а |
|||
60 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |