|
||||
Рис. 2. Момент работы с тренажером
эффективность тренажера, отображающего на экране монитора форму импульса силы, прикладываемой к лопасти весла*. В начале и в конце эксперимента проводился 2-минутный тест, моделирующий прохождение 500-метровой дистанции с регистрацией параметров рабочей деятельности на старте, через 1 мин и на финише. Гребцы экспериментальной группы проводили занятия с тренажером, добиваясь соответствия реального импульса эталонному. Контур эталонного импульса, нанесенный на прозрачную пленку, накладывался на экран монитора. Начальные силовые параметры импульса устанавливались на основании средних данных, зафиксированных в тесте. Временные параметры задавались исходя из экспертной оценки оптимальной амплитуды. При устойчивом выполнении программы уровень максимальной силы повышался на 15 — 20% и гребцы работали в новом, строго дозированном режиме. Упражне- * Подробнее в «Информационном листке» ЛенЦНТИ № 762—84. Госкомизобретений выдал положительное решение о признании тренажера изобретением. |
ния с тренажером выполнялись каждым спортсменом по 20 — 30 мин 4 раза в день. С целью закрепления рационального навыка использовался равномерный режим упражнения. Количественная оценка соответствия реального импульса оптимальному определялась на ЭВМ по специально разработанной программе. Величина этого показателя тем меньше, чем ближе импульс к оптимальной величине. На рис. 2 показан момент работы с тренажером. В контрольной группе дозировка нагрузки и коррекция двигательного навыка проводилась без использования технических средств. Результаты эксперимента, представленные в табл. 2, показывают, что работа в строго программированном режиме обеспечивает рациональную перестройку динамической структуры гребка (соответствие импульса оптимуму увеличилось на 26%) и вместе с тем приводит к существенному увеличению мощности (+1,5 кгм/с), причем за счет лучшего удержания усилия в течение теста. Таким образом, выбор эффективных тренировочных режимов, варьирование размера лопасти весла, активное применение средств педагогического контроля, побуждение спортсмена к сознательному самоконтролю уже сейчас позво- |
|||
53 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2
Динамика параметров рабочей двигательности
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ляют существенно повысить эффективность тренировки в гребном бассейне, Однако еще большие перспективы открывает перед педагогом насыщение |
тренировочного процесса в гребном бассейне современными техническими средствами срочной информации и программирования движений, |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А. Ф. Комаров, заслуженный мастер спорта, О. Г. Ершов, ГЦОЛИФК |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цикл гребка в академической лодке состоит из двух периодов: опорного (проводка весла в воде) и безопорного (занос весла). Гребок начинается с захвата лопастью весла воды с одновременным быстрым перемещением массы тела спортсмена к носу лодки. Это движение реализуется благодаря активному разгибанию ног в коленных и тазобедренных суставах. Активное движение массы гребца от кормы к носу лодки передается рукояткам весел, что и вызывает движение лодки. Поэтому скорость лодки при проводке зависит от скорости перемещения массы гребца. Окончание проводки начинается с торможения туловища и перемены направления его движения. Движение осуществляется за счет опоры лопасти весла о воду и активного подтягивания рукоятки к туловищу, которое за очень короткое время должно
* Настоящая работа выполнена на основе анализа результатов участников международных соревновании «Дружба-84». |
остановиться и изменить направление движения. Такой способ выполнения гребка описывается многими авторами (С. Ферберн, 1934 и 1936; А. Шведов и А. Шебуев, 1957; И. Демьянов, 1964; И. Емчук, 1969; Н. Шапков, 1967, и др.). Определяющим положением техники является: последовательность и согласование скорости разгибания ног в коленных суставах и туловища в тазобедренных, а также сгибание рук. , При практически одинаковом уровне физической подготовки ведущих спортсменов мира разница между ними могла определяться координацией движений. Цель нашей работы — определить схему движений спортсменов в лодке победителей и спортсменов, занявших последующие места. Под схемой движений мы понимаем последовательность и сочетание движений частей тела гребца, обеспечивающих постоянный упор лопасти весла в воде во время проводки и торможение массы тела гребца в конце гребка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |