Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

уровень в области теории и методики физического воспитания, реально оценить потенциальные возможности своих команд по всем разделам подготовки.

2. В качестве обязательного условия воспитывающего обучения — включение в план мероприятий, выполнение которых контролируется тренером, а осуществляется непосредственно участниками команд: обсуждение последних достижений в избранном виде спорта в СССР и за рубежом; выступления в соревнованиях, приуроченных к знаменательным событиям страны; обсуждение результатов контрольного прохождения отрезков. Участие спортсменов в подготовке названных мероприятий позволит расширить не только круг знаний по избранному виду спорта, но и обеспечить сознательное и активное отношение, без чего не будет результативно само воспитательное мероприятие.

3. Разработка Устава команды и Договора-обязательства. В течение всего сезона на общих собраниях проводилась проверка знания требований Устава, а также корректировка Договора-обязательства, что позволило сделать наглядными достижения промежуточных этапов коллективной работы.

4. Организация публикаций в стенных газетах по месту жительства, рассказывающих о достижениях команды, что создавало определенное общественное мнение, придавало достижениям общественный смысл.

 

5. Нетрадиционная постановка целей спортивной деятельности. Основываясь на коллективной сущности советского спорта, постановка целей на очередной сезон формировалась с точки зрения всего коллектива в целом вместо индивидуального планирования. Это не означало, естественно, отказа от индивидуального планирования.

6. Выставление каждым спортсменом самому себе оценки за тренировку. Воспитательные возможности этого приема следующие; самооценка позволяет четко выявить личностную позицию спортсмена; серия высоких самооценок на протяжении длительного периода создает ощущение успешности подготовки, повышает уверенность в себе, ведет к активизации работы по самовоспитанию, позволяет сравнивать вклад каждого спортсмена в достижение общей цели.

Естественно, что предложенные формы организации воспитания при обучении не являются единственными, но их использование как в процессе обучения студентов институтов физической культуры в курсе специализации, так и в практической деятельности тренеров позволит расширить представление о методах педагогических воздействий тренера в условиях учебно-тренировочных сборов, о возможностях воспитывающего обучения, а следовательно, будет способствовать повышению качества подготовки и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта.

 

 

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРЕБНОГО БАССЕЙНА: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

   
В. Б. Иссурин, кандидат педагогических
наук,
П. Н. Темнов, ЛНИИФК
 

Опыт применения гребных бассейнов в подготовке спортсменов-гребцов насчитывает уже несколько десятилетий. На протяжении этого периода отношение к гребному бассейну как к средству организации тренировочного процесса претерпевало значительные изменения. В конце 50-х — начале 60-х гг. появление гребных бассейнов рассматривалось как кардинальное средство решения проблемы зимней подготовки. Однако по мере их распространения стали накапливаться сведения о возможных отрицательных последствиях

 

тренировки в бассейне, которые проявлялись главным образом в искажении техники гребли. Высказывалась мысль (И. Поляков и др., 1963) о том, что гребля в бассейне нарушает приобретенные на воде координационные навыки, поскольку работа осуществляется в качественно отличных условиях.

В этот период были проведены нужные для практики исследования специфических особенностей техники движений при гребле в бассейне веслами различной модификации. Так, Ю. А. Жигаловым в академической гребле (1968) и

Library   50   Up


Contents

 

Home
 

М. Г. Петровым в гребле на каноэ были показаны отличия динамических и временных характеристик движений при использовании весел с различной площадью лопасти. Выяснилось, что уменьшение лопасти до 35% от стандартной и придание ей Т-образной формы позволяет приблизиться к параметрам техники движения на открытой воде. Сходные данные были получены болгарскими учеными Т. Тоневым и П. Цветковым, изучавшими технику гребли в бассейне каноистов (1973) и байдарочников (1979). По их мнению, размер лопасти следует уменьшить до 27,5% от стандартной.

Чтобы приблизить условия работы в бассейне к естественным, стали создавать бассейны карусельного типа. Данные объективной регистрации подтвердили сходность технических характеристик работы в карусельном бассейне гребле на воде (Г. М. Краснопевцев, Ю. В. Ганженко, В. Г. Рыжов, 1973). Однако это инженерное решение не смогло избавить технику движений спортсмена от неизбежных искажений: вынужденной асимметрии гребков при движении по кругу.

По мере накопления объективных данных о технике движений в гребном бассейне и обобщения практического опыта стало ясно, что такая тренировка имеет целый ряд специфических черт, а потому, по мнению многих специалистов, она не может заменить тренировочной работы на открытой воде.

Критическое отношение к работе в бассейне стимулировало поиск возможностей круглогодичной подготовки на воде с использованием в зимнее время незамерзающих южных акваторий. В итоге гребной бассейн стал рассматриваться в последнее время главным образом как средство тренировки спортсменов относительно низкой квалификации. При этом перед спортсменами ставятся, как правило, относительно узкие локальные задачи: исправление явных дефектов, отработка отдельных элементов и т. п. Между тем при рациональной организации тренировки и использовании современных технических средств возможности решения задач подготовки спортсменов могут быть значительно расширены.

Можно считать, что основой расширения методического арсенала тренера должны стать новые объективные данные о технике движения при гребле в бассейне и степени реализации спортсменом потенциала его двигательных способностей. Учитывая это при осуществлении собственных углубленных ис-

 

следований, мы стремились ответить на 2 вопроса: какие особенности динамического построения гребка свойственны гребле с различной площадью лопасти? какой размер лопасти весла обеспечивает наиболее полную реализацию скоростно-силового потенциала гребца?

Исследования в бассейне проводились с привлечением гребцов-каноистов различной квалификации. Испытуемым предлагалось кратковременное выполнение задания с предельной мобилизацией, используя весла с лопастью Т-образной формы площадью 15, 30, 45 и 60% от стандартной. С помощью тензометрической проводной системы регистрировались динамические (сила, прикладываемая к лопасти весла, импульс силы) и временные характеристики движений (время цикла гребка, опорное время, время нарастания усилия до максимума); с помощью видеомагнитофона фиксировались внешние признаки движений, определялась амплитуда гребка и рассчитывалась линейная скорость проводки весла. Кроме того, у всех испытуемых измерялась максимальная изометрическая сила при имитации гребка в положении полного погружения лопасти, а также максимальная скорость

16418-11.jpg

Рис. 1. Варианты динамического построения гребка:

а — квалифицированного гребца-каноиста; 6 — гребца-каноиста низкой квалификации: У — лопасть 15%; 2 — эталон; 3 — лопасть 30%; 4 — лопасть 45%; 5 — лопасть 60%

 
Library   51   Up


Contents

 

Home
 

движения весла, которую может развить спортсмен, имитируя гребок без отягощения (по воздуху). Скорость неотягощенного движения определялась фотоэлектронной системой ИСВИ, включающей фотостворы, блок преобразования и цифровой индикации.

Ответ на первый вопрос дает графический анализ импульсов силы, зарегистрированных у спортсменов различной квалификации при гребле веслами с различной площадью лопасти. Оптимальное динамическое построение гребка было определено ранее на основании математико-механического моделирования и углубленных биомеханических исследований*.

У квалифицированного гребца-каноиста (рис. 1, а) наибольшее приближение к оптимальному образцу обеспечивается при работе с 30%-ным веслом. Однако, у гребца низкой квалификации (рис. 1, б) при работе с аналогичным веслом отличия реального импульса от эталонного значительно сильнее.

Таким образом, при работе в гребном бассейне наибольшие отклонения от оптимального динамического образца свойственны спортсменам, которые используют это средство наиболее широко. Из этого следует вывод: во-первых, скоростно-силовые упражнения квалифицированные спортсмены в гребном бассейне могут выполнять в существенно большем объеме и с меньшими опасениями по поводу нежелательных последствий; во-вторых, в тренировке менее

 

Таблица 1

 

Соотношение значений силы, скорости и
мощности гребка при его имитации на
суше и работе в гребном бассейне

 

Показатель

Имитация гребка на суше, %

Размер лопасти в % от стандартного

15

30

45

60

Максимальная сила

100

37,3

47,5

48,0

50,0

Скорость проводки

100

17,0

12,1

9,7

8,5

Мощность гребка

95,0

100

83,0

73,0

 

* Иссурин В. Б., Бегак М. В., Краснов Е. А., Разумов Г. Г. Сравнительная эффективность различных вариантов техники гребли на байдарках и каноэ (биохимическое моделирование). ТиП, 1983. № 9.

 

квалифицированных гребцов контроль и самоконтроль техники должен быть усилен всеми доступными им средствами. Помогают ответить на второй вопрос показатели силы и скорости мощности гребка.

Как и следовало ожидать, максимальная сила гребка достигается при наибольшей площади лопасти, а максимальная скорость при наименьшем ее размере. Однако весьма существенно, что максимальные силовые способности реализуются при наибольшей лопасти на 50%, в то время как максимальные скоростные способности при самом облегченном гребке лишь на 17%. Очевидно, что в комплексе скоростно-силовых способностей гребца силовой компонент имеет гораздо большее значение, чем скоростной.

С точки зрения реализации скоростно-силового потенциала наиболее ценную информацию представляют характеристики мощности. Они оказались у всех испытуемых наибольшими при использовании весла с 30%-ной площадью лопасти. Следовательно, при стремлении повысить силовые способности гребца оправданным будет применение увеличенного размера лопасти, однако такое упражнение будет иметь смысл лишь в случае выполнения его с предельной мобилизацией. В то же время при работе над техникой или повышением скоростно-силовых способностей наибольшую эффективность обеспечит применение весла с 30%-ной площадью.

Обращаясь к вопросу технического совершенствования, отчетливой и обоснованной представляется перспектива более широкого использования в гребном бассейне технических средств срочной информации о параметрах движения. Отметим, что первые попытки программирования технических параметров гребли и их аппаратурного контроля были предприняты именно в гребном бассейне (С. П. Сарычев, 1964 — 1967; Р. И. Ермишкин, 1971; В. С. Фарфель, В. А. Галков, Е. И. Пеняев, 1973, и др.). Очевидно, что условия гребного бассейна представляют практически неограниченные возможности насыщения учебно-тренировочного процесса техническими средствами контроля и программирования важнейших характеристик движения. Наиболее ценную и концентрированную информацию о динамическом построении гребка представляют приборы, обеспечивающие объективизацию прикладываемых спортсменом усилий.

В эксперименте, предпринятом на двух группах каноистов, определялась

 
Library   52   Up


Contents

 

Home
  16418-12.jpg  

Рис. 2. Момент работы с тренажером

 

эффективность тренажера, отображающего на экране монитора форму импульса силы, прикладываемой к лопасти весла*. В начале и в конце эксперимента проводился 2-минутный тест, моделирующий прохождение 500-метровой дистанции с регистрацией параметров рабочей деятельности на старте, через 1 мин и на финише. Гребцы экспериментальной группы проводили занятия с тренажером, добиваясь соответствия реального импульса эталонному. Контур эталонного импульса, нанесенный на прозрачную пленку, накладывался на экран монитора. Начальные силовые параметры импульса устанавливались на основании средних данных, зафиксированных в тесте. Временные параметры задавались исходя из экспертной оценки оптимальной амплитуды. При устойчивом выполнении программы уровень максимальной силы повышался на 15 — 20% и гребцы работали в новом, строго дозированном режиме. Упражне-


* Подробнее в «Информационном листке» ЛенЦНТИ № 762—84. Госкомизобретений выдал положительное решение о признании тренажера изобретением.

 

ния с тренажером выполнялись каждым спортсменом по 20 — 30 мин 4 раза в день. С целью закрепления рационального навыка использовался равномерный режим упражнения. Количественная оценка соответствия реального импульса оптимальному определялась на ЭВМ по специально разработанной программе. Величина этого показателя тем меньше, чем ближе импульс к оптимальной величине. На рис. 2 показан момент работы с тренажером.

В контрольной группе дозировка нагрузки и коррекция двигательного навыка проводилась без использования технических средств.

Результаты эксперимента, представленные в табл. 2, показывают, что работа в строго программированном режиме обеспечивает рациональную перестройку динамической структуры гребка (соответствие импульса оптимуму увеличилось на 26%) и вместе с тем приводит к существенному увеличению мощности (+1,5 кгм/с), причем за счет лучшего удержания усилия в течение теста.

Таким образом, выбор эффективных тренировочных режимов, варьирование размера лопасти весла, активное применение средств педагогического контроля, побуждение спортсмена к сознательному самоконтролю уже сейчас позво-

Library   53   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

 

Динамика параметров рабочей двигательности

 

Испытуемые

Измерение

Максимальная сила, кг

Мощность, кгм/с

Темп,

гр/мин

Соответствие оптимуму

Старт

1 мин

Финиш

Средняя

абс

м

Экспериментальная группа

Начальное

Конечное

Разница

19,2

20,0

+0,8

17,6

18,9

+1,3

17,2

18,7

+1,5

18,0

19,2

+1,2

23,1

24,1

+1,5

48,8

49,6

+0,8

1,521

1,125

–0,396

100

74

–26

Контрольная группа

Начальное

Конечное

Разница

18,2

19,0

+0,8

17,1

17,3

+0,3

16,3

16,7

+0,3

17,2

17,7

+0,5

21,4

22,2

+0,8

48,5

50,0

+1,5

1,273

1,322

+0,049

100

104

+4

 

ляют существенно повысить эффективность тренировки в гребном бассейне, Однако еще большие перспективы открывает перед педагогом насыщение

 

тренировочного процесса в гребном бассейне современными техническими средствами срочной информации и программирования движений,

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГРЕБКА
*

   
А. Ф. Комаров, заслуженный мастер
спорта,
О. Г. Ершов, ГЦОЛИФК
 

Цикл гребка в академической лодке состоит из двух периодов: опорного (проводка весла в воде) и безопорного (занос весла). Гребок начинается с захвата лопастью весла воды с одновременным быстрым перемещением массы тела спортсмена к носу лодки. Это движение реализуется благодаря активному разгибанию ног в коленных и тазобедренных суставах. Активное движение массы гребца от кормы к носу лодки передается рукояткам весел, что и вызывает движение лодки. Поэтому скорость лодки при проводке зависит от скорости перемещения массы гребца. Окончание проводки начинается с торможения туловища и перемены направления его движения.

Движение осуществляется за счет опоры лопасти весла о воду и активного подтягивания рукоятки к туловищу, которое за очень короткое время должно

 


* Настоящая работа выполнена на основе анализа результатов участников международных соревновании «Дружба-84».

 

остановиться и изменить направление движения.

Такой способ выполнения гребка описывается многими авторами (С. Ферберн, 1934 и 1936; А. Шведов и А. Шебуев, 1957; И. Демьянов, 1964; И. Емчук, 1969; Н. Шапков, 1967, и др.).

Определяющим положением техники является: последовательность и согласование скорости разгибания ног в коленных суставах и туловища в тазобедренных, а также сгибание рук. , При практически одинаковом уровне физической подготовки ведущих спортсменов мира разница между ними могла определяться координацией движений.

Цель нашей работы — определить схему движений спортсменов в лодке победителей и спортсменов, занявших последующие места.

Под схемой движений мы понимаем последовательность и сочетание движений частей тела гребца, обеспечивающих постоянный упор лопасти весла в воде во время проводки и торможение массы тела гребца в конце гребка.

Library   54   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало