Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

регрессии), то его техника хуже средней, а если развиваемая Waoc другим гребцом равна 2400 Вт (точка «Б» ниже линии регрессии), то техника этого гребца выше средней.

Подытожим сказанное.

1. Выявлены информативные параметры для оценки технической подготовленности гребцов-академистов. К ним относится:

— максимальная сила на рукоятке весла, приходящаяся на килограмм массы тела гребца;

— абсолютная мощность силы на рукоятке весла в фазе проводки относительно воды;

— абсолютная механическая работа силы на рукоятке весла в фазе проводки, приходящаяся на килограмм массы тела и на метр пути:

— относительная мощность силы на рукоятке весла, приходящаяся на килограмм массы тела гребца;

— относительная механическая работа силы на рукоятке весла, приходящая-

 

ся на килограмм массы тела и на метр пути.

2. Определена взаимосвязь некоторых внутрицикловых биомеханических показателей техники гребли. Так, например, между частотой гребков fц и расстоянием, пройденным лодкой за цикл, обнаружена сильная обратно пропорциональная за связь (r = –0,87). Ритм гребли взаимосвязан с расстоянием, пройденным лодкой за время фазы заноса (r = 0,92). Отмечена средняя связь длительности гребного цикла и углового перемещения весла (r = 0,45).

Важно обратить внимание на то, что из представленных материалов видна большая роль не просто силовой, а именно скоростно-силовой подготовленности, т. е. способности развивать высокую мощность в единичном гребке при ускользающей опоре, а это должно внести существенные коррективы в представления о системе силовой подготовки в гребле, выборе упражнений, тренажеров, режимов мышечных сокращений.

 

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ТРЕНЕРА СБОРНОЙ

   
Н. К. Новикова, ГЦОЛИФК
 

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовой физической культуры и спорта» (1981) указывается на необходимость улучшить подготовку и переподготовку тренеров, способных обеспечить развитие олимпийских видов спорта, усилить работу по подготовке спортивных резервов, улучшить идейно-воспитательную работу со спортсменами.

Однако многие выпускники институтов физической культуры оказываются слабо подготовленными к воспитательной работе, считая, что спорт сам по себе решающим образом формирует личность спортсмена. Это нередко проявляется в отрыве воспитательной работы во внеучебное время от учебно-тренировочных занятий, что подтверждается результатами проведенного нами анализа документов педагогической деятельности тренеров сборной команды ЦС «Динамо» по академической гребле — планов учебно-тренировочной и воспитательной работы. Только в 13 планах из 43 наряду с задачами образовательными были сформулированы и воспитательные.

Беседы с тренерами, принимавшими участие в составлении этих планов, позволили выделить несколько точек зре-

 

ния на планирование процесса воспитывающего обучения.

Первая группа тренеров (18%) считает, что физические упражнения и игры сами по себе — хорошее средство нравственного и волевого воспитания. Они ссылаются на то, что во имя интересов команды спортсмены нередко выполняют рискованные упражнения, в игре воспитываются чувство товарищества, коллективизма.

Однако в этих же играх можно воспитывать и противоположные качества, если не руководить воспитательным воздействием игры. Игры и физические упражнения воспитывают в основном физические качества. В аспекте же нравственного воспитания все зависит от тех задач и установок, которые получают спортсмены от тренера, а также от требований, которые предъявляет тренер к их поведению на тренировках, от использования других мер воспитательного воздействия.

Воспитательные возможности как бы потенциально присущи физическим упражнениям, и все зависит от того, насколько сознательно и целенаправленно они будут использованы.

Вторая группа тренеров (22,2%) по-

Library   48   Up


Contents

 

Home
 

лагает, что решить ту или иную воспитательную задачу на одной тренировке невозможно, поэтому и определять ее в конспекте тренировки не нужно. Но ведь на тренировке решаются частные задачи по отношению к задаче, решаемой на учебно-тренировочном сборе, в сезоне. Так, если в плане учебно-тренировочного сбора предполагается «воспитание дисциплинированности», то на тренировках могут решаться такие частные задачи, как «воспитание собранности при выполнении упражнений», «воспитание умения поддерживать порядок при работе в подгруппах» и т. д. В то же время тренер обязан помнить, что воспитание — единый, целостный процесс. Если в обучении спортивным умениям и навыкам можно установить очередность овладения ими, то черты характера по очереди воспитать нельзя. Так же нельзя формировать отдельно сознание, чувства, поведение. Нельзя на одну неделю запланировать воспитание дисциплинированности, на другую — трудолюбия, на третью — честности и правдивости. Воспитание осуществляется, как уже подчеркивалось, комплексно.

Третья группа (30,8%) согласна с тем, что решать воспитательные задачи на тренировке нужно, но что планировать их в конспекте тренировки и специально продумывать не надо, т. е. ре-

 

шать их лишь тогда, когда возникает необходимость. Но в этом случае тренер будет только бороться с проявлениями невоспитанности, а не предупреждать ее, не руководить развитием своих воспитанников.

Четвертая группа тренеров (29%) считает планирование воспитательных задач в учебно-тренировочном процессе одним из обязательных условий успешного осуществления всего воспитательного процесса в целом. Большое место в планировании учебно-тренировочных мероприятий названная группа тренеров уделяет постановке целого комплекса воспитательных задач к каждому виду деятельности во время тренировки, что побудило ввести в план-конспект тренера графу «Комплекс воспитательных задач». Заполнение этой графы вызывает определенные трудности, но тренеры считают, что затраты времени впоследствии полностью компенсируются повышением эффективности воспитывающего обучения. Графа «Организация, методика обучения и воспитания» раскрывает пути решения поставленных задач.

Форма конспекта, используемая тренерами четвертой группы, ориентирует на обдумывание методов и приемов решения не только образовательных, но и воспитательных задач и имеет следующий вид:

 
 

Дата


п/п

Содержание тренировки

Комплекс образовательных задач

Комплекс воспитательных задач

Организация, методика обучения и воспитания

Отметка о выполнении

 

Содержание тренировки обязательно включает в себя теоретическую подготовку, которая предполагает лекции, беседы, собеседования с целью изучения важнейших документов КПСС и Советского правительства по вопросам развития физической культуры и спорта, основ спортивной тренировки, техники и тактики гребного спорта, гигиены занятий спортом, а также установку на соревнование; разбор гонки. Установка на гонку включает следующие основные положения: значение предстоящего соревнования и его роль в решении задач сезона, характеристика команды соперника, особенности тактических построений, манеры борьбы сильнейших соперников.

Разбор соревнования дается по следующему плану: общая оценка, анализ выполнения тактического плана, оценка действий каждого члена команды для

 

достижения общей цели. К разбору, как правило, активно привлекаются спортсмены с целью создания благоприятной обстановки для конструктивной критики и самокритики.

Также хотелось бы обратить внимание на некоторые нетрадиционные формы воспитательной работы тренеров четвертой группы, позволяющие им оптимально обеспечить единство процессов тренировки и воспитания, реализовать условия воспитывающего обучения, что не замедлило сказаться на эффективности всей воспитательной работы и нравственном климате во вверенных им спортивных командах:

1. Привлечение спортсменов к планированию своей деятельности не только в организации досуга, но и в тренировочной деятельности. Это позволяет спортсменам поднять свой профессиональный

Library   49   Up


Contents

 

Home
 

уровень в области теории и методики физического воспитания, реально оценить потенциальные возможности своих команд по всем разделам подготовки.

2. В качестве обязательного условия воспитывающего обучения — включение в план мероприятий, выполнение которых контролируется тренером, а осуществляется непосредственно участниками команд: обсуждение последних достижений в избранном виде спорта в СССР и за рубежом; выступления в соревнованиях, приуроченных к знаменательным событиям страны; обсуждение результатов контрольного прохождения отрезков. Участие спортсменов в подготовке названных мероприятий позволит расширить не только круг знаний по избранному виду спорта, но и обеспечить сознательное и активное отношение, без чего не будет результативно само воспитательное мероприятие.

3. Разработка Устава команды и Договора-обязательства. В течение всего сезона на общих собраниях проводилась проверка знания требований Устава, а также корректировка Договора-обязательства, что позволило сделать наглядными достижения промежуточных этапов коллективной работы.

4. Организация публикаций в стенных газетах по месту жительства, рассказывающих о достижениях команды, что создавало определенное общественное мнение, придавало достижениям общественный смысл.

 

5. Нетрадиционная постановка целей спортивной деятельности. Основываясь на коллективной сущности советского спорта, постановка целей на очередной сезон формировалась с точки зрения всего коллектива в целом вместо индивидуального планирования. Это не означало, естественно, отказа от индивидуального планирования.

6. Выставление каждым спортсменом самому себе оценки за тренировку. Воспитательные возможности этого приема следующие; самооценка позволяет четко выявить личностную позицию спортсмена; серия высоких самооценок на протяжении длительного периода создает ощущение успешности подготовки, повышает уверенность в себе, ведет к активизации работы по самовоспитанию, позволяет сравнивать вклад каждого спортсмена в достижение общей цели.

Естественно, что предложенные формы организации воспитания при обучении не являются единственными, но их использование как в процессе обучения студентов институтов физической культуры в курсе специализации, так и в практической деятельности тренеров позволит расширить представление о методах педагогических воздействий тренера в условиях учебно-тренировочных сборов, о возможностях воспитывающего обучения, а следовательно, будет способствовать повышению качества подготовки и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта.

 

 

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРЕБНОГО БАССЕЙНА: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

   
В. Б. Иссурин, кандидат педагогических
наук,
П. Н. Темнов, ЛНИИФК
 

Опыт применения гребных бассейнов в подготовке спортсменов-гребцов насчитывает уже несколько десятилетий. На протяжении этого периода отношение к гребному бассейну как к средству организации тренировочного процесса претерпевало значительные изменения. В конце 50-х — начале 60-х гг. появление гребных бассейнов рассматривалось как кардинальное средство решения проблемы зимней подготовки. Однако по мере их распространения стали накапливаться сведения о возможных отрицательных последствиях

 

тренировки в бассейне, которые проявлялись главным образом в искажении техники гребли. Высказывалась мысль (И. Поляков и др., 1963) о том, что гребля в бассейне нарушает приобретенные на воде координационные навыки, поскольку работа осуществляется в качественно отличных условиях.

В этот период были проведены нужные для практики исследования специфических особенностей техники движений при гребле в бассейне веслами различной модификации. Так, Ю. А. Жигаловым в академической гребле (1968) и

Library   50   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало