Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

При этом эффективность стартового разгона можно также контролировать по результату, показываемому на 25 или

 

50-метровых отрезках с места, а максимальную скорость — по времени прохождения этих отрезков с ходу.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

   
Е. А. Краснов, кандидат педагогических
наук,
О. К. Химия, кандидат биологических
наук, ЛНИИФК
 

В гребле на байдарках и каноэ, как и в других видах спорта, важнейшее значение имеет овладение спортсменом совершенной техникой движений. А для этого в каждом виде спорта необходимо иметь научно обоснованный образец такой техники.

Анализ проведенных ранее исследований показал, что в гребле на байдарках и каноэ нет такого образца. В качестве примеров совершенной техники гребли предлагаются либо кинограммы выдающихся спортсменов, либо описание техники без глубокого теоретического обоснования и критического анализа. Поэтому большинство тренеров обучает своих учеников такому образцу техники, который он сам усвоил, т. е. у каждого тренера свой образец техники. Такое положение дел, безусловно, тормозит развитие данного вида спорта.

Целью настоящего исследования явилось теоретическое обоснование принципиальных положений, на которых должна формироваться совершенная техника гребли на байдарках и каноэ в рамках существующих правил. Для этого необходимо прежде всего четко представлять суть процесса передвижения лодки с помощью весла.

Из механики известно, что для передвижения какой-либо системы тел необходим двигатель и приводимый им в действие движитель. В гребле по аналогии с механической системой двигателем является сам спортсмен, а движителем — весло. Соответственно и эффективность передвижения этой биомеханической системы будет определяться рациональностью их взаимодействия. А оценка эффективности функционирования каждого ее элемента должна основываться на законах биомеханики и физиологии для спортсмена и гидромеханики — для весла. С этих позиций и будет проведен дальнейший анализ.

Из гидромеханики известно, что эффективность взаимодействия лопасти с водой определяется ее формой, скоростью

 

движения и плотностью жидкости. Все эти параметры связаны между собой следующей закономерностью:

с S v2

S = ————— ,

2

где  R — сила упора лопасти весла;

с — характеристика формы лопасти;

— плотность воды;

S — площадь лопасти, перпендикулярная потоку воды;

V — скорость движения.

Из этого следует, что при постоянных величинах с, , S сила упора лопасти зависит от квадрата скорости. Поэтому считалось, что чем быстрее гребец будет проводить весло к корме лодки, тем лучшую опору оно обеспечит, и рекомендовалось еще с воздуха придавать лопасти горизонтальную скорость, превышающую скорость лодки. В то же время предупреждали: «...чем меньше лопасть будет смещаться назад, тем лучше, ибо сдвиг лопасти в воде — чистая потеря работы» (Емчук И. Ф., Жмарев Н. В., 1969 г.), что противоречит предыдущему требованию.

Разрешить эти противоречия позволили исследования, проведенные нами в 1978 — 1981 гг. Было установлено, что лопасть в воде движется по сложной пространственной криволинейной траектории, периодически изменяя направление своего движения и поворачиваясь вокруг своей поперечной оси (рис. 1). Для облегчения анализа траектория лопасти была разделена на отдельные фазы. Часть траектории от момента касания лопастью воды до достижения ею крайней передней точки названа нами фазой захвата (точки 1 — 2). Далее аналогично следуют фазы подтягивания (2 — 3), отталкивания (3 — 4), извлечения (4 — 5).

Анализ движения лопасти по траектории показал, что наибольшее ее смещение происходит по вертикали. Если же рассматривать смещение лопасти по горизон-

Library   31   Up


Contents

 

Home
 

16418-4.jpg

Рис. 1. Взаимосвязь движения лопасти с усилием и скоростью лодки:

а — подводные траектории лопасти весла: 1—5 — границы фаз; 6 — траектория центра лопасти; 7 — лопасть; 8 — траектория нижнего края лопасти; б — изменение усилия на весле и скорости лодки: 1—5 — границы фаз; 6 — усилие; 7 — скорость лодки

 

тали, то можно отметить следующие интересные моменты:

— величина смещения незначительна и составляет 8 — 10 см;

— смещение назад начинается в положении лопасти близком к вертикальному и происходит со скоростью 0,4 — 0,5 м/с;

— к моменту начала смещения усилие на весле уже достигло своего максимума.

Следовательно, сила упора на лопасти весла создается за счет ее вертикального перемещения в начале гребка, а не горизонтального, как считалось ранее.

Векторный анализ сил, возникающих при таком движении, показал, что сила упора является результирующей от подъемной силы и силы лобового сопротивления. Величина и направление этих сил зависит от скорости погружения лопасти и се углов атаки. Для выяснения оптимальных углов атаки и их влияния на

 

силу удара нами были проведены продувки лопастей байдарочных весел. На основе полученных данных была синтезирована оптимальная траектория движения лопасти в воде и определены углы ее наклона к горизонту в профильной плоскости (рис. 2). Как следует из рисунка, наиболее важными углами, определяющими эффективность работы лопасти как движителя, являются углы наклона ее в положениях 1, Г, 2. Влияние скорости погружения лопасти обусловливается представленной выше формулой.

Анализ динамики процессов, происходящих на весле (см. рис. 1), позволяет .отметить, что с момента касания лопастью воды усилие возрастает от нуля до максимума в фазах захвата и подтягивания в течение 0,14 — 0,17 с для каноэ и для байдарки. Примерно с середины фазы подтягивания происходит снижение усилия до нуля. При этом скорость лодки достигает максимума через 0,25 — 0,32 с от момента касания лопастью воды, т. е. нарастание скорости лодки отстает от нарастания усилия. Этот факт можно объяснить инерционностью системы гребец — лодка.

Из биомеханики известно, что силой обусловливается только ускорение тела как быстрота изменения скорости, а само изменение скорости определяется импульсом силы. Проведенные расчеты импульсов сил отдельных фаз гребка показали, что суммарный импульс фаз захвата и подтягивания примерно в 2 раза

16418-5.jpg

Рис. 2. Оптимальная траектория и углы наклона лопасти:

 I — лопасть; II — траектория

 
Library   32   Up


Contents

 

Home
 

больше, чем фаз отталкивания и извлечения. Значит, в течение именно первых двух фаз и имеются наилучшие возможности для увеличения скорости лодки.

Для выяснения влияния характера распределения усилия на весле на скорость лодки было проведено механико-математическое моделирование (Иссурин В. Б., Бегак М. В., Краснов Е. А., Разумов Г. Г., 1983).

Из 12 исследованных вариантов распределения усилия наиболее целесообразным оказался вариант, где усилие за минимально короткий промежуток времени от начала гребка нарастает до максимума и начинает снижаться. Здесь также наблюдается достижение максимума в первой половине гребка.

Все вышеизложенное позволяет сделать важный для теории и практики гребли на байдарках и каноэ вывод: опора в воде обеспечивается самой конструкцией лопасти весла, а не создается гребцом, как считалось ранее. Следовательно, основной задачей спортсмена является не создание опоры, а повышение ее эффективности, которая определяется оптимальными углами наклона лопасти к воде и скоростью ее погружения. Рациональное использование опоры обеспечивается развитием максимального усилия за минимальный отрезок времени от начала гребка.

Исходя из этого, суть передвижения лодки по воде заключается в быстром подтягивании ее спортсменом к веслу (опоре). Это и будет его основной функцией, а условия, обеспечивающие эффективность ее выполнения, рассмотрим ниже.

Тот факт, что весло обеспечивает эффективную опору лишь в короткий отрезок времени от начала гребка, определяет и требования к характеру работы нервно-мышечного аппарата спортсмена, т. е. спортсмен должен развить максимальное усилие за минимально короткое время от момента погружения лопасти весла в воду. Такое развитие усилий при деятельности, связанной с работой на выносливость, может эффективно обеспечить только баллистический тип движений (Бернштейн Н. А., 1966, Верхошанский Ю. В., 1977, и др.), при котором активность мышц быстро нарастает и быстро снижается, а затем следует фаза расслабления. Наиболее быстрое нарастание усилия до максимума возможно только после предварительной подготовки нервно-мышечного аппарата и центральной нервной системы (ЦНС). Подготовка нервно-мышечного аппарата должна заключаться в предварительном

 

растяжении всех мышечных групп, участвующих в гребке. Необходимость предварительного растяжения мышц перед гребком объясняется влиянием этого растяжения на величину и скорость развития усилия в основном движении, которое увеличивается в результате того, что мышца, накопив упругую энергию в предварительном движении, отдает ее в последующей преодолевающей работе, а также за счет увеличения скорости нервного импульса, снижения порога возбуждения и вовлечения в работу большого числа двигательных мышц. Кроме того, предварительное растяжение мышц способствует последующему рефлекторному их сокращению, поэтому начало гребка будет выполняться автоматически.

Таким образом, основой эффективной работы спортсмена является правильно выполненная подготовка к гребку (занос), которая обеспечивает баллистический тип напряжения мышц с использованием реактивных сил. Условия, обеспечивающие правильную подготовку, очевидно, будут определяться скоростями движения различных звеньев тела, их ускорениями, угловыми положениями, траекториями.

Проведенный анализ гидромеханических закономерностей работы весла и физиологических механизмов работы мышц спортсмена позволили определить теоретические основы совершенной техники гребли на байдарках и каноэ, которые являются общими для этих видов гребли.

В цикле гребка предлагается выделять два основных периода:

1. Подготовка к гребку.

2. Разгон и прокат лодки.

Границами этих периодов являются моменты касания лопастью воды и ее извлечения.

Подготовка начинается с момента полного извлечения лопасти из воды. При этом в каноэ спортсменом выполняется сгибание нижней руки в локте и окончательное выпрямление туловища. Затем движение нижней руки плавно изменяется с вертикального на горизонтальное — вперед по ходу лодки. В этот момент верхняя рука, слегка согнутая в локте, медленно поднимается вверх. Как только кисть нижней руки выйдет вперед, обе руки продолжают двигаться вперед вместе при опережающем движении нижней руки. Двигаясь таким образом, руки полностью выпрямляются в локтях и начинают тянуть за собой туловище и таз гребца. Благодаря такому движению происходит растяжение всех мышц, участвующих в работе. По мере достижения руками крайнего переднего положения

 
Library   33   Up


Contents

 

Home
 

необходимо плавно изменить направление их движения с горизонтального на вертикальное, обеспечивающее быстрое опускание лопасти в воду. Именно в момент касания лопастью воды ее скорость должна быть наибольшей. Нарушение этого требования резко снижает эффективность подготовки.

При выполнении подготовки в гребле на байдарках растяжение мышц туловища и спины осуществляется только за счет максимального выведения вперед нижней руки при сохранении всех основных моментов, описанных для каноэ.

Как только лопасть весла коснулась воды, начинается второй период цикла гребка — разгон и прокат лодки. Такое название этого периода соответствует задачам, решаемым спортсменом.

Не изменяя направления движения, лопасть погружается в воду. Благодаря быстрому погружению и рациональным углам наклона ее к горизонту, обеспечивается эффективная опора. За счет незначительного смещения лопасти вперед по ходу лодки в фазе захвата происходит как бы дотяжка мышц гребца до состояния, обеспечивающего возможность их последующего максимально быстрого и мощного сокращения. Первыми должны включаться в движение мышечные груп-

 

пы таза и туловища, причем мышцы ног должны быть напряжены, чтобы не было разгибания в тазобедренном суставе. Необходимость включения именно в начале движения больших и мощных мышц таза и туловища объясняется тем, что эти мышцы в состоянии развить усилие, достаточное для наиболее быстрого разгона лодки. Длительность их сокращения должна ограничиваться достижением максимального усилия. Последующее подключение мышц спины происходит в момент достижения максимального усилия мышцами таза и туловища. При этом мышцы рук в течение всего разгона должны обеспечивать только жесткую связь с опорой (веслом). Характер работы мышц таза, туловища и спины во время разгона должен быть взрывным и поочередным. Разгон заканчивается в момент развития мышцами спины максимального усилия, а затем начинается прокат, во время которого весло свободно находится в воде и происходит плавное выпрямление туловища по мере продвижения лодки.

Предложенное теоретическое обоснование техники гребли на байдарках и каноэ позволяет выявлять и изучать основные параметры движений с целью повышения их эффективности.

 

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
И СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СИЛЬНЕЙШИХ
ГРЕБЦОВ МИРА

   
В. Ю. Давыдов, Волгоградский государственный институт физической культуры
 

Рекордные достижения характерны для спортсменов, обладающих определенным уровнем физического развития для данной специализации. Какими морфологическими показателями должны обладать ведущие гребцы на байдарках и каноэ последних лет и на какой возраст приходится пик наивысших результатов? Этот вопрос представляет большой интерес для тренеров и специалистов, так как морфологические показатели необходимо учитывать при отборе и специализации.

В связи с этим были рассчитаны средние значения таких показателей, как возраст, длина и масса тела, абсолютная поверхность тела, процентный состав обезжиренной (ОБЖ)* и жировой (Жир.) массы тела гребцов — участни-


* В ОБЖ массу тела входят тощая масса и вода.

 

ков XXII Олимпийских игр в Москве. Абсолютная поверхность тела рассчитывалась по I. Issakson (1921), обезжиренная и жировая масса тела рассчитывалась по G. Congill (1958), К. П. Ханину (1962). Нами не приводятся показатели участников последних, XXIII Олимпийских игр в Лос-Анджелесе, так как в этих играх не принимали участия сильнейшие спортсмены социалистических стран, являющиеся законодателями в гребле на байдарках и каноэ, за исключением команды Румынии.

В табл. 1 представлены некоторые данные морфологических показателей участников и финалистов XXII Олимпийских игр в гребле на байдарке (мужчин и женщин) и каноэ.

Анализ табл. 1 показал, что гребцы, получившие право выступать в финальных заездах Московской олимпиады,

Library   34   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало