Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ми, чем на первом этапе эксперимента, особенно в силовых характеристиках у спортсменов и временных показателях (табл. 3).

Из представленных данных видно, что применение технических средств для совершенствования сложных элементов гребли с начала соревновательного периода помогает быстрее стабилизировать временную структуру гребка, значительно увеличить силовые качества. Быстрее возрастает мощность, которая играет одну из ведущих ролей в гребках

 

стартового разгона, обеспечивая достижение максимальной скорости лодки в кратчайшее время.

Следовательно, экспериментами доказана эффективность применяемой методики, преимущество инструментальных методов для быстрейшего обучения, совершенствования техники сложных гребков стартового разгона, целесообразность ее применения в начале соревновательного периода и в дальнейшем тренировочном процессе.

 

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


АНАЛИЗ СТАРТОВЫХ ДЕЙСТВИЙ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

   
Ю. А. Дольник, кандидат
педагогических наук,
С. М. Пылаев, ЛНИИФК
 

В гребле на байдарках и каноэ роль старта весьма существенна. В проведенных нами исследованиях установлена достоверная связь максимальной скорости, развиваемой при старте, с конечным результатом на 500-метровой дистанции во всех группах гребцов на байдарках (мужчины и женщины) и каноэ. В ряде случаев эффективность выполнения старта более чем на 50% определяет итоговый результат. Выявлена также зависимость результатов прохождения соревновательной дистанции 500 или 1000 м от величины показателей рабочей деятельности, зафиксированных на старте. Так, стартовая скорость, механическая мощность, параметры силы и темпа в значительной степени определяют общую результативность, о чем свидетельствуют достоверные величины коэффициентов корреляции этих параметров со временем прохождения дистанции.

Специфика рабочей деятельности в отдельных видах гребли на байдарках или на каноэ проявляется в комплексном влиянии на конечный результат у мужчин на байдарках — стартовых темпа и усилий, у мужчин на каноэ — параметров силы, у женщин на байдарках — высокого темпа.

Из вышеизложенного следует, что повышение эффективности старта позволит улучшить результат на всей соревновательной дистанции. В то же время важно не только быстро разогнать лодку и завоевать лидирующую позицию, но и своевременно перейти на дис-

 

танционный режим гребли, так как слишком длинный стартовый отрезок, -проходимый с максимальной интенсивностью, вызывает значительное накопление молочной кислоты (лактата) в мышцах и крови. В дальнейшем, ближе к финишу, это неизбежно приведет к снижению работоспособности. В данной публикации мы даем характеристику стартовой деятельности гребцов на байдарках и каноэ, уточняем оптимальную продолжительность отдельных компонентов и старта в целом, а также предлагаем ряд рекомендаций по повышению эффективности старта.

Старт состоит из компонентов, имеющих принципиальные особенности и различия между собой и с рабочей деятельностью на остальной части дистанции. Первый компонент — стартовая реакция — делится на две части: время от момента стартового сигнала до начала движения весла и время от начала движения весла до начала движения лодки. В связи с изменением правил соревнований, регламентировавших интервал 2 с от команды «Внимание» до стартового сигнала, исключается длительное нахождение спортсмена в состоянии готовности к старту. Эффективность же второй части стартовой реакции зависит от правильной стартовой позы и предельной мобилизации. Вторым компонентом старта является стартовый (начальный) разгон, заканчивающийся достижением максимальной скорости. Наконец, третьим компонентом определен

Library   27   Up


Contents

 

Home
 

период относительной стабилизации скорости, не вполне точно называемый иногда стартовым ускорением, так как в данном случае никакого ускорения не происходит.

Работа гребца на старте имеет ряд принципиальных особенностей, связанных с резким переходом от состояния относительного покоя к работе максимальной интенсивности, большой инертностью системы гребец — лодка при разгоне и необходимостью скорейшего достижения наивысшей скорости. В проведенных нами наблюдениях, включающих обследование соревновательной деятельности, моделирование старта и многопараметрическую регистрацию рабочей деятельности на протяжении всей соревновательной дистанции, удалось определить характерные особенности стартовой деятельности гребцов. При этом не было отмечено существенной разницы между стартовой деятельностью на дистанциях 500 и 1000 м. Данный фактор позволяет применить единую методику повышения эффективности старта на обеих дистанциях.

Установлено, что показатели техники гребца на старте превышают среднедистанционные на 500-метровой дистанции: по темпу — не менее чем на 10%, максимальным и средним усилиям соответственно на 19 и 25%, градиенту нарастания усилий — на 16% и более, по скорости — на 8 — 10%, по мощности почти на 40%. Длина всего стартового отрезка колеблется от 70 до 110 м, а по времени — от 15 до 25 с. Стартовый разгон у гребцов на байдарках, как у мужчин, так и у женщин, составляет в среднем 14 гребков. Спортсмены проходят около 25 м и развивают максимальную скорость. В каноэ для достижения максимальной скорости требуется 10 гребков, гребцы проходят примерно 30 м.

На первых гребках после стартового сигнала отмечена наибольшая неравномерность движения лодки в цикле, составляющая до 20 — 30% в байдарке и до 80% в каноэ. Такое положение объясняется значительной инертностью на старте системы лодка — гребец, что оказывает серьезное влияние на сохранение скорости в цикле, особенно в его безопорном периоде. Необходимо указать, что неравномерность движения на дистанции составляет около 10% в байдарке и 40% в каноэ.

Абсолютная величина усилий на лопасти весла при стартовом разгоне в отдельных случаях достигает в каноэ 32 кг, а в байдарке у мужчин свыше 27 кг. Это означает, что усилие тяну-

 

16418-3.jpg

Динамика времени цикла tц при использовании основных вариантов старта (средние данные стартового разгона)

 

щей руки каноиста может превышать 65 кг, а байдарочника — 40 кг.

Амплитуда разворота туловища у гребцов на байдарках постепенно увеличивается с 75° при первом цикле до 112 — 115° к концу разгона.

Период относительной стабилизации скорости начинается после достижения ее максимума и продолжается до перехода на дистанционный режим гребли со значительными индивидуальными отклонениями по времени и расстоянию (от 45 до 80 м). В это время стабилизируются показатели скорости, усилий, механической мощности и амплитудные характеристики. Основной задачей гребца здесь является сохранение скорости, достигнутой в результате стартового разгона.

В современной практике нами зафиксировано два наиболее часто встречающихся варианта старта. Первый характеризуется относительно низким темпом — 90 — 100 гр/мин и высокой величиной усилия при разгоне. Динамика времени цикла на старте на дистанциях 500 и 1000 м в гребле на байдарках и каноэ показывает постепенное уменьшение времени цикла до момента набора максимальной скорости (рисунок). Второй вариант характеризуется более высоким темпом — 120 — 130 гр/мин и несколько менее высокими усилиями на лопасти весла. Динамика времени цикла во втором варианте старта показывает, что гребцы, пользующиеся данным вариантом, затрачивают меньшее время на выполнение первых 7 — 8 циклов. В результате набор максимальной скорости в том и другом случае происходит через 7 — 8 циклов, но во втором

 
Library   28   Up


Contents

 

Home
 

варианте на эту работу уходит меньше времени. При втором варианте старта и после окончания стартового разгона наблюдается более высокий темп (см. рисунок).

В мужской байдарке, где принята так называемая маховая техника гребли, ее использование на старте нежелательно. Спортсмен для увеличения силового акцента гребкового движения несколько наклонен вперед, амплитуда разворота туловища сравнительно невелика, гребок в начале стартового разгона укорочен. Очевидна целесообразность расположения лопасти весла и создания опоры как можно ближе к продольной оси движения и к борту лодки. Несмотря на мощь и быстроту движения, лопасть весла не должна пробивать воду, так как в этом случае будет потеряна опора, к которой следует активно подтягивать лодку. При первом гребке избегают прорыва воды за счет того, что лопасть при стартовом положении гребца почти касается воды или частично погружена в нее.

Если в начале стартового разгона высокий темп движений может быть достигнут только при укороченном гребке, с увеличением скорости максимальный темп гребли сопровождается предельной амплитудой разворота туловища и движения весла. Техника движений изменяется и приближается к маховому варианту, туловище выпрямляется. Особое внимание обращается на захват воды лопастью весла как можно ближе к борту лодки. Координация движений в первых гребках облегчается за счет высокой частоты гребли и укороченного безопорного периода.

В дальнейшем, после достижения максимальной скорости, спортсмен, продолжая идти в максимальном темпе, одновременно исподволь начинает готовиться к переходу на дистанционный режим гребли, соответствующий дистанциям 500 или 1000 м. Для этого он синхронизирует дыхание с ритмом гребка, делая вдох под одну и выдох под другую руку, определяя силовой акцент гребка, одновременно несколько увеличивая безопорный период; пытается за счет более точной работы веслом, повышения равномерности движения лодки поддерживать высокую скорость. Хорошо почувствовав работу мышц рук и туловища, ход лодки, гребец переключается на привычный, отработанный заранее дистанционный режим гребли.

Возможен и другой вариант старта, когда первые гребки (4 — 6) выполняются с полной амплитудой и максималь-

 

ным усилием. Высокий уровень специальной силы и хорошие координационные способности позволяют и в этом случае эффективно выполнять стартовый разгон, не проигрывая конкурентам. Последующие гребки выполняются уже в максимальном темпе. Данный вариант старта все же не является наилучшим.

Сложность стартовых действий гребца-байдарочника объясняется не только необходимостью сохранения равновесия, трудностью передачи усилий с опоры через руки, туловище, таз и ноги гребца, наличием свободы движений весла, рук, туловища. Дело еще в том, что выбор площади лопасти весла определяется, основываясь на его работе в условиях движения лодки, когда быстрое движение лопасти при захвате воды по дуге («запятая») создает опору, достаточную для выполнения гребка и передвижения лодки мимо этой опоры.

В условиях, когда движение лодки незначительно или она неподвижна, подобное движение лопасти весла при захвате зачастую вызывает удар, лопасть прорывает воду, не обеспечивая достаточной опоры. Но даже при удачном выполнении захвата большое усилие, необходимое для преодоления инерции системы гребец — лодка, вызывает значительное смещение лопасти весла в воду, т. е. лопасть весла в значительной степени гонит воду назад, а не обеспечивает опору, к которой подтягивается лодка. Визуально это можно проследить по большому количеству брызг, напряжению мышц рук, туловища, плечевого пояса, относительно медленному перемещению звеньев тела, соответствующему перемещению лопасти весла.

В гребле на каноэ-одиночке своя специфика выполнения старта, обусловленная, в частности, греблей однолопастным веслом. В момент старта каноист располагает лодку под углом 20 — 30° к направлению движения в сторону внутреннего борта. Это делается, чтобы за счет первых мощных гребков, не прибегая к отруливанию, не только разогнать лодку, но и вывести ее на курс. Усилие в первых гребках акцентируется в первой трети опорного периода. С нарастанием скорости акцент усилия несколько смещается назад, обеспечивая увеличение равномерности хода лодки. Одновременно увеличивается амплитуда движения весла и звеньев тела. Как и в байдарке, переход на дистанционную греблю происходит постепенно, после стабилизации техники гребли и завершения стартового отрезка.

Эффективность старта в командных

 
Library   29   Up


Contents

 

Home
 

лодках существенно зависит от согласованности действий членов экипажа. В случае хорошей технической совместимости время стартового разгона практически равно зарегистрированному в одиночных лодках. Длина стартового разгона и стартового отрезка в командных лодках на 10 — 20% больше, чем в одиночках, так как максимальная и дистанционная скорость у них выше.

Основной объем работы по повышению эффективности старта выполняется в соревновательном периоде, но ряд мероприятий для создания предпосылок повышения качества старта необходимо осуществлять в базовом периоде. Эти мероприятия включают:

— регулярное прохождение коротких 10 — 20-секундных отрезков с ходу в процессе занятий для развития аэробных механизмов энергообеспечения;

— повышение специальной силы с помощью упражнений на суше (тренажеры, штанга) и на воде (старты, гребля с гидротормозителем);

— использование упражнений на суше и на воде для улучшения координационных способностей (прохождение коротких отрезков с ходу и со старта, в том числе в сложных метеоусловиях — при наличии ветра и волнения; гимнастические упражнения и т. д.).

Комплекс методических приемов и специальных упражнений для использования в соревновательном периоде учитывает включение в рабочие планы ряда микроциклов специальных занятий (до 3 — 4 в микроцикле), направленных на повышение эффективности старта. Суммарный объем скоростной гребли с мак-

 

симальной интенсивностью (коротких отрезков и стартов) планируется в пределах 15% от всей скоростной гребли в микроцикле. Длина отрезков составляет от 50 до 100 м, а по времени — от 10 до 25 с.

Учитывая, что старт является работой скоростно-силового характера, воздействие на силовой компонент осуществляется за счет использования дополнительных отягощений 5 — 10 кг (индивидуально) и прохождения отрезков исключительно со старта с полной мотивацией и мобилизацией. Занятия для повышения эффективности старта предпочтительнее планировать в утренние или дневные часы.

Часть коротких отрезков и стартов включается в занятия, направленные на совершенствование специальной соревновательной выносливости. В этом случае проходят короткие отрезки не только в начале занятия, но и в конце, если нагрузка в занятии не была значительной. Интервалы отдыха между отрезками превышают время работы в 6 — 8 раз, а между сериями составляют 5 — 10 мин.

Количество 10 — 15-секундных отрезков и стартов при использовании переменного и повторного метода в тренировочном занятии составляет максимально 30 — 35.

Для контроля за качеством выполнения старта определены модели рационального варианта старта, представленные в таблице. Часть показателей (усилия, мощность, амплитуда) можно контролировать только с помощью аппаратурных методов исследований, но контроль других доступен любому тренеру.

 

Таблица

Модели рационального варианта старта (взрослые и юноши)

Вид гребли

Параметры

Время на
Время на
отрезке
отрезке
75 м, с
75 м, с
Время
Время
стартового
стартового
разгона, с
разгона, с
Длина
Длина
стартового
стартового
отрезка, м
отрезка, м
Темп макс.,
Темп макс.,
гр/мин
гр/мин
Vмакс.,
Vмакс.,
м/с
м/с
Fмакс.,
Fмакс.,
м/с
м/с
Fср, кг
Fср, кг
N, кгм/с
N, кгм/с

Прокат за
Прокат за
цикл, м
цикл, м
Амплитуда
Амплитуда
разворота
разворота
туловища,
туловища,
градус
градус

К-1 мужчины

15,0

9,0

90

145

5,5

26

18

62

4,5—5,0

110

К-1 юноши

16,0

9,5

80

140

5,3

23

16

55

4,5—5,0

110

С-1 мужчины

16,5

8,5

85

80

5,2

31

20

56

4,0—4,5

С-1 юноши

17,5

9,0

80

78

5,0

28

18

50

4,0—4,5

К-1 женщины

17,0

8,5

85

137

5,0

18

12

36

4,3—4,7

110

К-1 девушки

18,0

9,0

75

132

4,8

15

11

30

4,2—4,6

110

 

Library   30   Up


Contents

 

Home
 

При этом эффективность стартового разгона можно также контролировать по результату, показываемому на 25 или

 

50-метровых отрезках с места, а максимальную скорость — по времени прохождения этих отрезков с ходу.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

   
Е. А. Краснов, кандидат педагогических
наук,
О. К. Химия, кандидат биологических
наук, ЛНИИФК
 

В гребле на байдарках и каноэ, как и в других видах спорта, важнейшее значение имеет овладение спортсменом совершенной техникой движений. А для этого в каждом виде спорта необходимо иметь научно обоснованный образец такой техники.

Анализ проведенных ранее исследований показал, что в гребле на байдарках и каноэ нет такого образца. В качестве примеров совершенной техники гребли предлагаются либо кинограммы выдающихся спортсменов, либо описание техники без глубокого теоретического обоснования и критического анализа. Поэтому большинство тренеров обучает своих учеников такому образцу техники, который он сам усвоил, т. е. у каждого тренера свой образец техники. Такое положение дел, безусловно, тормозит развитие данного вида спорта.

Целью настоящего исследования явилось теоретическое обоснование принципиальных положений, на которых должна формироваться совершенная техника гребли на байдарках и каноэ в рамках существующих правил. Для этого необходимо прежде всего четко представлять суть процесса передвижения лодки с помощью весла.

Из механики известно, что для передвижения какой-либо системы тел необходим двигатель и приводимый им в действие движитель. В гребле по аналогии с механической системой двигателем является сам спортсмен, а движителем — весло. Соответственно и эффективность передвижения этой биомеханической системы будет определяться рациональностью их взаимодействия. А оценка эффективности функционирования каждого ее элемента должна основываться на законах биомеханики и физиологии для спортсмена и гидромеханики — для весла. С этих позиций и будет проведен дальнейший анализ.

Из гидромеханики известно, что эффективность взаимодействия лопасти с водой определяется ее формой, скоростью

 

движения и плотностью жидкости. Все эти параметры связаны между собой следующей закономерностью:

с S v2

S = ————— ,

2

где  R — сила упора лопасти весла;

с — характеристика формы лопасти;

— плотность воды;

S — площадь лопасти, перпендикулярная потоку воды;

V — скорость движения.

Из этого следует, что при постоянных величинах с, , S сила упора лопасти зависит от квадрата скорости. Поэтому считалось, что чем быстрее гребец будет проводить весло к корме лодки, тем лучшую опору оно обеспечит, и рекомендовалось еще с воздуха придавать лопасти горизонтальную скорость, превышающую скорость лодки. В то же время предупреждали: «...чем меньше лопасть будет смещаться назад, тем лучше, ибо сдвиг лопасти в воде — чистая потеря работы» (Емчук И. Ф., Жмарев Н. В., 1969 г.), что противоречит предыдущему требованию.

Разрешить эти противоречия позволили исследования, проведенные нами в 1978 — 1981 гг. Было установлено, что лопасть в воде движется по сложной пространственной криволинейной траектории, периодически изменяя направление своего движения и поворачиваясь вокруг своей поперечной оси (рис. 1). Для облегчения анализа траектория лопасти была разделена на отдельные фазы. Часть траектории от момента касания лопастью воды до достижения ею крайней передней точки названа нами фазой захвата (точки 1 — 2). Далее аналогично следуют фазы подтягивания (2 — 3), отталкивания (3 — 4), извлечения (4 — 5).

Анализ движения лопасти по траектории показал, что наибольшее ее смещение происходит по вертикали. Если же рассматривать смещение лопасти по горизон-

Library   31   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало