|
||||
При этом эффективность стартового разгона можно также контролировать по результату, показываемому на 25 или |
50-метровых отрезках с места, а максимальную скорость — по времени прохождения этих отрезков с ходу. |
|||
|
||||
Е. А. Краснов, кандидат педагогических наук, О. К. Химия, кандидат биологических наук, ЛНИИФК |
||||
В гребле на байдарках и каноэ, как и в других видах спорта, важнейшее значение имеет овладение спортсменом совершенной техникой движений. А для этого в каждом виде спорта необходимо иметь научно обоснованный образец такой техники. Анализ проведенных ранее исследований показал, что в гребле на байдарках и каноэ нет такого образца. В качестве примеров совершенной техники гребли предлагаются либо кинограммы выдающихся спортсменов, либо описание техники без глубокого теоретического обоснования и критического анализа. Поэтому большинство тренеров обучает своих учеников такому образцу техники, который он сам усвоил, т. е. у каждого тренера свой образец техники. Такое положение дел, безусловно, тормозит развитие данного вида спорта. Целью настоящего исследования явилось теоретическое обоснование принципиальных положений, на которых должна формироваться совершенная техника гребли на байдарках и каноэ в рамках существующих правил. Для этого необходимо прежде всего четко представлять суть процесса передвижения лодки с помощью весла. Из механики известно, что для передвижения какой-либо системы тел необходим двигатель и приводимый им в действие движитель. В гребле по аналогии с механической системой двигателем является сам спортсмен, а движителем — весло. Соответственно и эффективность передвижения этой биомеханической системы будет определяться рациональностью их взаимодействия. А оценка эффективности функционирования каждого ее элемента должна основываться на законах биомеханики и физиологии для спортсмена и гидромеханики — для весла. С этих позиций и будет проведен дальнейший анализ. Из гидромеханики известно, что эффективность взаимодействия лопасти с водой определяется ее формой, скоростью |
движения и плотностью жидкости. Все эти параметры связаны между собой следующей закономерностью: с S v2 S = ————— , 2 где R — сила упора лопасти весла; с — характеристика формы лопасти; — плотность воды; S — площадь лопасти, перпендикулярная потоку воды; V — скорость движения. Из этого следует, что при постоянных величинах с, , S сила упора лопасти зависит от квадрата скорости. Поэтому считалось, что чем быстрее гребец будет проводить весло к корме лодки, тем лучшую опору оно обеспечит, и рекомендовалось еще с воздуха придавать лопасти горизонтальную скорость, превышающую скорость лодки. В то же время предупреждали: «...чем меньше лопасть будет смещаться назад, тем лучше, ибо сдвиг лопасти в воде — чистая потеря работы» (Емчук И. Ф., Жмарев Н. В., 1969 г.), что противоречит предыдущему требованию. Разрешить эти противоречия позволили исследования, проведенные нами в 1978 — 1981 гг. Было установлено, что лопасть в воде движется по сложной пространственной криволинейной траектории, периодически изменяя направление своего движения и поворачиваясь вокруг своей поперечной оси (рис. 1). Для облегчения анализа траектория лопасти была разделена на отдельные фазы. Часть траектории от момента касания лопастью воды до достижения ею крайней передней точки названа нами фазой захвата (точки 1 — 2). Далее аналогично следуют фазы подтягивания (2 — 3), отталкивания (3 — 4), извлечения (4 — 5). Анализ движения лопасти по траектории показал, что наибольшее ее смещение происходит по вертикали. Если же рассматривать смещение лопасти по горизон- |
|||
31 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |