Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАРТОВОГО РАЗГОНА В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ

 

   
А. К. Расланас, кандидат педагогических
наук,
Н. В. Моржевиков, ЛНИИФК
 

Тренеры недостаточно внимания уделяют техническому совершенствованию стартового разгона. Важной задачей является формирование двигательного навыка с применением технических средств, позволяющих ускорить совершенствование стартового разгона путем стабилизации ритмовой структуры гребка и всего двигательного навыка.

В связи с противоречивостью мнений авторов по методике обучения старту и его совершенствования в качестве теоретической предпосылки была взята необходимость определения зависимости эффективности обучения технике гребков стартового разгона от последовательности их освоения.

С целью проверки нашего предположения был организован педагогический эксперимент, в котором приняли участие две группы гребцов в одиночке — опытная и контрольная, в количестве 24 человек.

Организация эксперимента включала в себя два тренировочных микроцикла, в которых в течение 40 — 60 мин в вечерней тренировке каждого дня осуществлялось последовательное обучение. Данная методика применялась для спортсменов опытной группы. Анализ результатов наших педагогических наблюдений, а также высказывания некоторых авторов указывают на то, что периоду целостного обучения должен предшествовать этап с практическим методом расчлененных упражнений. Он начинается с предварительных упражнений, имитирующих быстрые движения, а затем разучивается каждый гребок стартового разгона.

Структура методики включала 15-минутное выполнение вспомогательных упражнений с целью совершенствования основных движений руками, туловищем и ногами. Выполнение упражнения начиналось медленно, с постепенным ускорением; сохраняя структуру работы весла в воде, нужно было довести ее до максимального ритма:

а) работа только руками — 3 мин; б) работа руками с подключением тела — 3 мин; в) работа с коротким подъездом — 3 мин; г) повторение всех вариантов с последовательным ускорени-

 

ем и переключением на новый режим работы — 6 мин.

Обучение стартовым гребкам должно проводиться в такой последовательности.

1. Отработка 1-го гребка с ориентировочной продолжительностью 0,9 с — 5 раз.

2. Отработка 1 — 2-го гребков с ориентировочной продолжительностью 0,9, 0,6 с — 5 раз.

3. Отработка 1 — 3-го гребков с ориентировочной продолжительностью 0,9, 0,6, 0,7 с — 5 раз.

4. Отработка 1 — 4-го гребков с ориентировочной продолжительностью 0,9, 0,6, 0,7, 0,8 с — 5 раз.

5. Отработка 1 — 10-го гребков — 5 раз.

6. Повторение всего стартового разгона — 3 раза.

Контрольная группа выполняла 10 стартов по 10 гребков. Тестирование обеих групп проводилось в начале и конце эксперимента (табл. 1).

Анализ влияния эксперимента по методу расчлененно-конструктивного упражнения и дальнейшего совершенствования гребков стартового разгона позволил определить эффективность . предлагаемой методики. В ходе эксперимента в опытной группе получен достоверный прирост основных параметров, в том числе и средней скорости лодки на 0,34 м/с. Следует отметить значительный прирост силы, улучшение временных и пространственных характеристик.

Выявлены скрытые от непосредственного наблюдения особенности внутренней структуры гребков. Из всех результатов факторного анализа наиболее интересным в опытной группе является увеличение веса как скоростных, так и силовых характеристик, вызывающих наряду с сокращением временной структуры гребка увеличение скорости лодки.

Силовые характеристики трудноуловимы для визуального контроля, поэтому для совершенствования техники гребков стартового разгона преимущество должны получить пространственные и особенно временные параметры, которые фактически являются производными от силовых. Следовательно, совершенствование пространственных и временных

Library   23   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 1

 

Достоверность различий между опытной и контрольной группами в первом педагогическом эксперименте

 

Исследование

Параметры

tц

tо

tб

Sб

Lр

Fmax

Fср

А

Ntо

Ntц

Kэф

Vср

Vmax

Vmin

I

>0,05

>0,05

<0,05

>0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

>0,05

>0,05

<0,05

>0,05

<0,05

II

<0,01

<0,01

<0,01

<0,01

<0,01

<0,01

<0,01

<0,01

<0,01

<0,01

<0,01

<0,01

<0,01

<0,01

 

Условные обозначения: tц — время цикла, с; tо — время опорной фазы, с; tб — время безопорной фазы, с; Sб — путь банки, см; Lр — путь рукоятки весла, см; Fmax — максимальное усилие, кг; Fср — среднее усилие, кг; A — работа, кгм; Ntо — мощность, развиваемая спортсменом в опорной фазе гребка, кгм/с; Ntц — мощность, развиваемая спортсменом в цикле гребка, кгм/с; Кэф — коэффициент эффективности гребли, отн. ед.; Vср — средняя скорость лодки, м/с; Vmax — максимальная скорость лодки, м/с; Vmin — минимальная скорость лодки, м/мин.

 

Таблица 2

 

Достоверность различий между опытной и контрольной группами во втором педагогическом эксперименте (n = 36)

Класс лодки

Исследования

Параметры

tц

tо

tб

Sб

Lр

Fmax

Fср

А

Ntо

Ntц

Kэф

Vср

Vmax

Vmin

1x

I

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

II

<0,05

<0,05

>0,05

>0,05

>0,05

<0,01

<0,01

<0,01

<0,01

<0,05

<0,05

<0,05

>0,05

<0,05

III

<0,05

<0,05

>0,05

>0,05

>0,05

<0,05

<0,01

<0,01

<0,01

<0,01

<0,05

<0,05

>0,05

<0,05

2–

I

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

<0,05

>0,05

>0,05

<0,05

<0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

II

<0,05

<0,05

>0,05

>0,05

>0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,01

<0,05

<0,01

<0,05

<0,05

<0,05

III

<0,05

<0,05

<0,05

>0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

 

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 3
Таблица 3
Достоверность различий между опытной и контрольной группами во второй части
Достоверность различий между опытной и контрольной группами во второй части
второго педагогического эксперимента (n = 36)
второго педагогического эксперимента (n = 36)
Параметры
Параметры
Vmin
Vmin
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
<0,05
<0,05
Условные обозначения даны в табл. 1.
Условные обозначения даны в табл. 1.
Vmax
Vmax
>0,05
>0,05
<0,05
<0,05
>0,05
>0,05
<0,05
<0,05
Vср
Vср
>0,05
>0,05
<0,05
<0,05
>0,05
>0,05
<0,05
<0,05
Kэф
Kэф
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
Ntц
Ntц
>0,05
>0,05
<0,05
<0,05
<0,05
<0,05
<0,01
<0,01
Ntо
Ntо
>0,05
>0,05
<0,01
<0,01
<0,05
<0,05
<0,01
<0,01
А
А
>0,05
>0,05
<0,01
<0,01
>0,05
>0,05
<0,01
<0,01
Fср
Fср
>0,05
>0,05
<0,05
<0,05
>0,05
>0,05
<0,01
<0,01
Fmax
Fmax
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
<0,01
<0,01
Lр
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
Sб
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
tб
>0,05
>0,05
<0,05
<0,05
>0,05
>0,05
<0,05
<0,05
tо
>0,05
>0,05
<0,05
<0,05
>0,05
>0,05
<0,05
<0,05
tц
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
<0,01
<0,01
Исследование
Исследование
I
I
II
II
I
I
II
II
Класс лодки
Класс лодки
2–
2–
 

параметров будет проходить параллельно с изменениями силовых характеристик гребка.

Установлено, что длительные перерывы в большей мере задерживают процесс формирования двигательного навыка. Поэтому во избежание угасания еще не стойких условных двигательных рефлексов целесообразно выполнять изучаемое упражнение каждый день.

Таким образом, обучение по методу расчлененно-конструктивного упражнения и дальнейшего совершенствования гребков стартового разгона позволило сделать вывод, что необходимо:

а) добиться умения оптимально брать старт с места и переходить на дистанционную греблю при сравнительно небольшой затрате энергии и невысоком темпе;

б) отработать старты с полной силой при любом темпе, не допуская снижении качества технического мастерства;

в) закрепить умение брать старты при сложных метеорологических условиях (ветер, волны, вода в лодке к т. д.),

В ходе второго эксперимента для быстрейшего приобретения твердого навыка применялось ступенчатое увеличение быстроты действия с применением технических средств.

Методика заключалась в том, что на протяжении эксперимента спортсмены опытной группы применяли ритмолидер. В каждом занятии ритмолидером задавалась программа, составленная из 15 — 20 гребков с определенной продолжительностью опорной и безопорной фаз в количестве 10 раз. Под опорную фазу задавался звуковой сигнал.

Для быстрейшего приобретения навыка сначала обучаемый выполнял серию попыток на относительно невысокой скорости. После того как ему удавалось выполнить 90% попыток, скорость действия повышали. На новой ступени снова добивались удачного выполнения 90% попыток. Последовательно добиваясь уверенного исполнения действия, можно сформировать устойчивый навык даже на очень высокой скорости.

Нами разработаны три варианта сложности ритмовой программы стартового разгона с постепенным уменьшением времени проводки и подготовки в гребке. По каждому из трех вариантов работали 4 дня, т. е. 4 раза по 10 попыток.

Контрольная группа выполняла те же упражнения, что и опытная. В одной тренировке выполняли 10 раз по 15 — 20 гребков стартового разгона с пере-

 
Library   25   Up


Contents

 

Home
 

ходом на дистанционный ход без звукового сигнала. Соотношение времени, отводимого для выполнения упражнений, в обеих группах было примерно одинаковым.

Исследования как опытной, так и контрольной группы проводились в три этапа (табл. 2).

В ходе эксперимента установлено, что значительно возросли все параметры (в том числе и скорость лодки) в опытной группе как в одиночке, так и в двойке без рулевого. Изменения получены в сторону увеличения силовых возможностей гребцов, увеличились и стабилизировались пространственные характеристики — амплитуда проводки рукоятки весла и величина подъезда, уменьшилось время проводки и подготовки.

Применение ритмолидера способствовало улучшению качественной стороны гребка, увеличению его мощности и стабилизации ритмовой структуры. Это все позволило повысить скорость лодки, подвести опытные команды под ритмовую структуру спортсменов высокой квалификации.

Определена устойчивость приобретенного навыка. Установлено, что количественная сторона стартовых гребков не изменилась, сохранились прежняя скорость лодки, силовые и пространственные характеристики. Следовательно, в ходе эксперимента приобретенный двигательный навык сохранился на длительное время.

Значительно улучшилась структура движений. Они стали более свободными, поскольку увеличились пространственные характеристики, повысилась экономичность движений; достоверно улучшились временные характеристики. Значит, возросла быстрота действий, необходимая в гребках стартового разгона; обнаружены изменения в динамических параметрах, повысилась необходимая вариативность действий, стабилизировалась ритмовая структура гребка, достигнута автоматизированность двигательных действий.

Наряду с этим исключительно важным является кодирование информации и определение, какими системами организма она воспринимается.

Словесные замечания тренера не формируют четких представлений о достигнутом результате, поэтому большой интерес вызывают поиски средств нетрадиционного воздействия на спортсменов.

Было установлено, что применение инструментального метода дает положительный результат при совершенство-

 

вании как временных, так и пространственных и силовых параметров.

Работа с приборами срочной информации должна проходить под контролем тренера. Это связано с необходимостью коррекции ошибок в общей двигательной программе спортсмена, возникновение которых возможно при направленном воздействии на один из показателей техники гребли. Периодическое наблюдение позволяет тренеру гибко и оперативно управлять становлением технического мастерства спортсмена. Участие в этом процессе педагога помогает управлению отдельными показателями техники с учетом влияния их изменений на все стороны спортивного мастерства. Кроме того, значительно эффективнее учитываются индивидуальные особенности технической подготовленности спортсмена, поскольку на ритмолидере в любой момент набирается другая — более легкая или более сложная программа различной продолжительности.

Выявлено, что техническое совершенствование стартового разгона возможно при учете индивидуальных способностей спортсменов на основе достигнутой специальной выносливости и скоростной силы, чтобы обеспечить дальнейшее прохождение всей дистанции с высокой скоростью. Командная гребля накладывает некоторые ограничения на стартовый разгон, поскольку темп и ритм задает загребной. В этих условиях коррекция техники возможна лишь через длину гребка, ограничиваемую временем действия, и величину усилий.

В процессе исследования было замечено, что обычная ритмовая программа не годилась в сложных условиях (большие волны, сильный встречный ветер), при которых в значительной степени менялась и ритмовая структура гребка. Она становилась более продолжительной. В таких случаях на ритмолидере набиралась программа, соответствующая данным условиям тренировки. Эти изменения в большей степени влияют на спортсменов низкой квалификации и значительно меньше на мастеров спорта. Следовательно, и в нетрадиционных условиях технические средства влияют на становление спортивной техники гребков стартового разгона.

Второй этап эксперимента проводился в начале соревновательного периода для подтверждения предположения, что техническое совершенствование гребков стартового разгона возможно уже на данном этапе, далеко от главных стартов сезона.

Результаты оказались более низки-

 
Library   26   Up


Contents

 

Home
 

ми, чем на первом этапе эксперимента, особенно в силовых характеристиках у спортсменов и временных показателях (табл. 3).

Из представленных данных видно, что применение технических средств для совершенствования сложных элементов гребли с начала соревновательного периода помогает быстрее стабилизировать временную структуру гребка, значительно увеличить силовые качества. Быстрее возрастает мощность, которая играет одну из ведущих ролей в гребках

 

стартового разгона, обеспечивая достижение максимальной скорости лодки в кратчайшее время.

Следовательно, экспериментами доказана эффективность применяемой методики, преимущество инструментальных методов для быстрейшего обучения, совершенствования техники сложных гребков стартового разгона, целесообразность ее применения в начале соревновательного периода и в дальнейшем тренировочном процессе.

 

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


АНАЛИЗ СТАРТОВЫХ ДЕЙСТВИЙ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

   
Ю. А. Дольник, кандидат
педагогических наук,
С. М. Пылаев, ЛНИИФК
 

В гребле на байдарках и каноэ роль старта весьма существенна. В проведенных нами исследованиях установлена достоверная связь максимальной скорости, развиваемой при старте, с конечным результатом на 500-метровой дистанции во всех группах гребцов на байдарках (мужчины и женщины) и каноэ. В ряде случаев эффективность выполнения старта более чем на 50% определяет итоговый результат. Выявлена также зависимость результатов прохождения соревновательной дистанции 500 или 1000 м от величины показателей рабочей деятельности, зафиксированных на старте. Так, стартовая скорость, механическая мощность, параметры силы и темпа в значительной степени определяют общую результативность, о чем свидетельствуют достоверные величины коэффициентов корреляции этих параметров со временем прохождения дистанции.

Специфика рабочей деятельности в отдельных видах гребли на байдарках или на каноэ проявляется в комплексном влиянии на конечный результат у мужчин на байдарках — стартовых темпа и усилий, у мужчин на каноэ — параметров силы, у женщин на байдарках — высокого темпа.

Из вышеизложенного следует, что повышение эффективности старта позволит улучшить результат на всей соревновательной дистанции. В то же время важно не только быстро разогнать лодку и завоевать лидирующую позицию, но и своевременно перейти на дис-

 

танционный режим гребли, так как слишком длинный стартовый отрезок, -проходимый с максимальной интенсивностью, вызывает значительное накопление молочной кислоты (лактата) в мышцах и крови. В дальнейшем, ближе к финишу, это неизбежно приведет к снижению работоспособности. В данной публикации мы даем характеристику стартовой деятельности гребцов на байдарках и каноэ, уточняем оптимальную продолжительность отдельных компонентов и старта в целом, а также предлагаем ряд рекомендаций по повышению эффективности старта.

Старт состоит из компонентов, имеющих принципиальные особенности и различия между собой и с рабочей деятельностью на остальной части дистанции. Первый компонент — стартовая реакция — делится на две части: время от момента стартового сигнала до начала движения весла и время от начала движения весла до начала движения лодки. В связи с изменением правил соревнований, регламентировавших интервал 2 с от команды «Внимание» до стартового сигнала, исключается длительное нахождение спортсмена в состоянии готовности к старту. Эффективность же второй части стартовой реакции зависит от правильной стартовой позы и предельной мобилизации. Вторым компонентом старта является стартовый (начальный) разгон, заканчивающийся достижением максимальной скорости. Наконец, третьим компонентом определен

Library   27   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало