|
ратуры, педагогических наблюдений и расчетов было установлено, что неодновременное приложение сил в начале гребка вызывает увеличение отклонения лодки от курса и потерю баланса, ведет к уменьшению суммарной мощности гребка команды, создает субъективные неудобства для членов команды, что сопровождается бесполезной тратой некоторой части развиваемой гребцами мощности. Все это приводит к снижению скорости лодки.
В исследовании экспериментально выяснялась возможность инструментального управления одновременностью действий гребцов в команде. С этой целью в тренировках использовался специально разработанный нами звуколидер (ЗЛ), который позволяет сформировать звуковой сигнал определенной длительности — от 0,4 до 1,2 с с частотой повторения от 12 до 48 импульсов в минуту. Спортсменам давалось задание грести в заданном темпе, совмещая начало рабочей фазы с началом звучания сигналов ЗЛ. Длительность сигнала устанавливалась с учетом получения желаемой продолжительности рабочей фазы гребка. Предполагалось, что управляющие сигналы ЗЛ послужат средством дополнительной ориентации для членов экипажа, что позволит им вносить коррекции в собственную двигательную программу: на этой основе улучшится одновременность действий всей команды.
В качестве контролируемого параметра была выбрана величина рассогласования между членами команды и загребным по моментам начала приложения усилий к рукояткам весел (нахождения «опоры» в воде) —
в. Исследовались одновременность нахождения опоры веслами в начале гребка при различных условиях гребли, а также возможность управления величиной рассогласования. Всего было проведено семь экспериментальных исследований, в которых приняли участие спортсмены высокой квалификации, а также группа юных гребцов — всего 128 человек.
Анализ осциллографических записей усилий, прикладываемых к рукояткам весел, при прохождении дистанции у десяти распашных четверок разной спортивной подготовленности позволил классифицировать полученные результаты на три группы. В первую группу вошли три команды I юношеского разряда, во вторую — четыре экипажа кандидатов в мастера спорта СССР, в третью — три экипажа мастеров спорта СССР. Установлено, что с повышением квалификации улучшается одновременность
|
|
действий спортсменов в начале гребка. С помощью регистрации параметров рабочей деятельности при выполнении ступенчато возрастающей нагрузки определено, что на различных режимах гребли у отдельных спортсменов наблюдается как уменьшение, так и увеличение величины
в. В ряде случаев спортсмен, ранее имевший тенденцию к опережению загребного, начинает грести с некоторым отставанием и наоборот. По мере прохождения дистанции согласованность в действиях членов команды может изменяться как по величине, так и по знаку («+» опережение загребного, «–» — отставание).
Для выяснения возможности управления величиной рассогласования
в последовательно решались следующие задачи:
— выявить роль загребного в процессе организации синхронной гребли;
— установить, как влияет на величину рассогласования удаленность спортсмена от загребного.
Для их решения экспериментально опробованы следующие варианты командной гребли: без использования ЗЛ, с подачей сигналов ЗЛ только загребному (через наушник), с подачей сигналов ЗЛ всем членам команды, с подачей сигналов ЗЛ всем членам команды при условии полного отключения зрительного анализатора, гребля на двух «номерах» — испытуемый сидит сразу за загребным, гребля на двух «номерах» — испытуемый пересажен на первый «номер» (увеличено расстояние от загребного) .
Как показали результаты экспериментов, изменение условий гребли влияет на процесс синхронизации действий экипажа в начале гребка, что свидетельствует о реальной возможности управления этим процессом. Установлено, что для уменьшения величины рассогласования действий спортсменов наиболее эффективным является вариант с подачей управляющего сигнала ЗЛ через динамик всем членам экипажа.
Полное выключение зрительного анализатора при гребле под общий ЗЛ приводит к значительному увеличению рассогласования. При пересадке спортсменов с третьего «номера» на первый при гребле на двух «номерах» с подачей сигнала ЗЛ загребному, т. е. при удалении от загребного, неодновременность действий увеличивается.
Результаты серии предварительных исследований позволили приступить к педагогическому эксперименту, целью которого явилось обоснование возмож- |
|