Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

к сожалению, отставание результатов наших девушек, казалось бы преодоленное на первенстве Европы 1983 г., где Г. Шарафутдинова, Т. Числова сумели опередить спортсменок ГДР. Впрочем, лидер наших байдарочниц А. Апанович по возрасту (1969 г. р.) сохраняет возможность стартовать и во II юниорском чемпионате мира, и мы надеемся, что она значительно повысит свое мастерство.

Если вспомнить, что из маленьких городов вышли многие победители и призеры всесоюзных соревнований — нынешние лидеры юношеской сборной, то можно сделать вывод о необходимости самого пристального внимания к периферийным центрам, небольшим секциям гребли как со стороны тренеров сборных команд, так и Всесоюзной федерации гребли на байдарках и каноэ.

В заключение хочется сказать несколько слов молодым гребцам, хорошо проявившим себя в нынешнем се-

 

зоне: теперь все зависит от вас самих, от вашей целеустремленности, силы воли, работоспособности, дисциплинированности и желания повышать свое спортивное мастерство. Только в этом случае к вам придут настоящие большие победы, которых мне вам конечно же хочется пожелать. Хочу пожелать вам легкой воды и удачи на финише. Ведь вам нести дальше и приумножать славные спортивные традиции таких выдающихся советских гребцов, как олимпийские чемпионы А. Шапаренко, В. Диденко, Ю. Стеценко, В. Морозов, А.Дегтярев, С. Нагорный, В. Романовский, С. Чухрай и В. Парфенович, Н. Гопова-Трофимова, Е. Курышко, Ю. Рябчинская (гребля на байдарках), А. Виноградов, С. Петренко, А. Рогов, С. Пострехин (гребля на каноэ), и многих других, начавших свой путь в большой спорт со стартов в юношеских первенствах.

 

 

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ


УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДНОЙ ТЕХНИКОЙ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ

   
B. М. Лазуткин, кандидат
педагогических наук,
Н. В. Моржевиков, кандидат
педагогических наук,
C. К. Шляков, ЛНИИФК
 

Командная техника гребли — это специализированная система одновременных и последовательных движений членов экипажа, характеризуемая близостью их биомеханических параметров и направленная на обеспечение наиболее эффективного продвижения лодки.

Индивидуальное мастерство гребцов, сидящих в одной лодке, является предпосылкой для создания командной техники гребли. В литературе отмечается, что характер перемещения общего центра тяжести (ОЦТ) членов команды, суммарная масса которых много больше массы лодки, значительно влияет на ее скорость. Рекомендуется синхронное перемещение гребцов в лодке и строго одновременное приложение сил к веслам и подножкам (Кирсанов В. А., 1969; Комаров А. Ф., 1975; Емчук И. Ф. и др., 1978). Особо отмечается необходимость согласованности действий в ключевые моменты цикла гребка, в частности, в конце подъезда — начале гребка (Жига-

 

лов Ю. А., Моржевиков Н. В., 1973). Эта фаза является исключительно важной в цикле гребка, так как от характера взаимодействия в это время экипажа с корпусом лодки зависит «западение» ее скорости.

К моменту окончания подъезда — начала гребка некоторые индивидуальные различия в характере движений, которые допускают отдельные члены команды при перемещении на корму, должны как бы стереться, т. е. этот момент является контрольным по времени для экипажа. Имея подобные ориентиры, 2 — 3 контрольные точки в цикле гребка, можно с уверенностью говорить, что постепенно в процессе подготовки будет получена высокая степень синхронности действий экипажа на протяжении всего цикла.

В нашем исследовании затронута лишь одна контрольная точка — конец подъезда — начало проводки.

На основании анализа данных лите-

Library   20   Up


Contents

 

Home
 

ратуры, педагогических наблюдений и расчетов было установлено, что неодновременное приложение сил в начале гребка вызывает увеличение отклонения лодки от курса и потерю баланса, ведет к уменьшению суммарной мощности гребка команды, создает субъективные неудобства для членов команды, что сопровождается бесполезной тратой некоторой части развиваемой гребцами мощности. Все это приводит к снижению скорости лодки.

В исследовании экспериментально выяснялась возможность инструментального управления одновременностью действий гребцов в команде. С этой целью в тренировках использовался специально разработанный нами звуколидер (ЗЛ), который позволяет сформировать звуковой сигнал определенной длительности — от 0,4 до 1,2 с с частотой повторения от 12 до 48 импульсов в минуту. Спортсменам давалось задание грести в заданном темпе, совмещая начало рабочей фазы с началом звучания сигналов ЗЛ. Длительность сигнала устанавливалась с учетом получения желаемой продолжительности рабочей фазы гребка. Предполагалось, что управляющие сигналы ЗЛ послужат средством дополнительной ориентации для членов экипажа, что позволит им вносить коррекции в собственную двигательную программу: на этой основе улучшится одновременность действий всей команды.

В качестве контролируемого параметра была выбрана величина рассогласования между членами команды и загребным по моментам начала приложения усилий к рукояткам весел (нахождения «опоры» в воде) — в. Исследовались одновременность нахождения опоры веслами в начале гребка при различных условиях гребли, а также возможность управления величиной рассогласования. Всего было проведено семь экспериментальных исследований, в которых приняли участие спортсмены высокой квалификации, а также группа юных гребцов — всего 128 человек.

Анализ осциллографических записей усилий, прикладываемых к рукояткам весел, при прохождении дистанции у десяти распашных четверок разной спортивной подготовленности позволил классифицировать полученные результаты на три группы. В первую группу вошли три команды I юношеского разряда, во вторую — четыре экипажа кандидатов в мастера спорта СССР, в третью — три экипажа мастеров спорта СССР. Установлено, что с повышением квалификации улучшается одновременность

 

действий спортсменов в начале гребка. С помощью регистрации параметров рабочей деятельности при выполнении ступенчато возрастающей нагрузки определено, что на различных режимах гребли у отдельных спортсменов наблюдается как уменьшение, так и увеличение величины в. В ряде случаев спортсмен, ранее имевший тенденцию к опережению загребного, начинает грести с некоторым отставанием и наоборот. По мере прохождения дистанции согласованность в действиях членов команды может изменяться как по величине, так и по знаку («+» опережение загребного, «–» — отставание).

Для выяснения возможности управления величиной рассогласования в последовательно решались следующие задачи:

— выявить роль загребного в процессе организации синхронной гребли;

— установить, как влияет на величину рассогласования удаленность спортсмена от загребного.

Для их решения экспериментально опробованы следующие варианты командной гребли: без использования ЗЛ, с подачей сигналов ЗЛ только загребному (через наушник), с подачей сигналов ЗЛ всем членам команды, с подачей сигналов ЗЛ всем членам команды при условии полного отключения зрительного анализатора, гребля на двух «номерах» — испытуемый сидит сразу за загребным, гребля на двух «номерах» — испытуемый пересажен на первый «номер» (увеличено расстояние от загребного) .

Как показали результаты экспериментов, изменение условий гребли влияет на процесс синхронизации действий экипажа в начале гребка, что свидетельствует о реальной возможности управления этим процессом. Установлено, что для уменьшения величины рассогласования действий спортсменов наиболее эффективным является вариант с подачей управляющего сигнала ЗЛ через динамик всем членам экипажа.

Полное выключение зрительного анализатора при гребле под общий ЗЛ приводит к значительному увеличению рассогласования. При пересадке спортсменов с третьего «номера» на первый при гребле на двух «номерах» с подачей сигнала ЗЛ загребному, т. е. при удалении от загребного, неодновременность действий увеличивается.

Результаты серии предварительных исследований позволили приступить к педагогическому эксперименту, целью которого явилось обоснование возмож-

 
Library   21   Up


Contents

 

Home
 

ности управления совместными действиями гребцов в команде.

В ходе эксперимента решались следующие задачи:

— выявить эффективность использования в гребном бассейне сигналов ЗЛ в сочетании с периодическим отключением зрительного контроля и уменьшением расстояния от загребного для повышения синхронности действий членов команды;

— определить возможности переноса приобретенного навыка из гребного бассейна на воду;

— проверить эффективность применения перечисленных выше педагогических приемов при тренировке в естественных условиях.

Эксперимент проводился в два этапа: первый — в гребном бассейне, второй — в естественных условиях. В нем приняли участие экипажи восьми юношеских четверок, составившие опытную и контрольную группы. На первом этапе, который длился два месяца, в связи с задачами данного периода подготовки в занятия включались продолжительные по времени отрезки непрерывной гребли. По объему и направленности тренировки спортсменов опытной и контрольной групп были одинаковыми. Основное отличие заключалось в том, что два раза в неделю (при 5-разовых занятиях) в опытной группе использовались указанные выше педагогические приемы. На втором этапе, который длился один месяц и проходил в естественных условиях, спортсмены опытной группы продолжали два раза в неделю грести под сигналы ЗЛ. Систематически на занятиях практиковалась гребля с закрытыми глазами и выполнялись пересадки внутри команды. В начале и в конце первого этапа в бассейне, а также в конце второго этапа на воде с помощью 4-минут-

 

Таблица

 

Динамика исследуемого показателя в (м/с) в ходе эксперимента

 

Группа

Гребной
бассейн

Естественные условия

Т-1

Т-2

Т-3

Опытная Контрольная

pо-к

80±20

60±20

 > 0,05

30±10

60±20

< 0,001

30±10

50±10

< 0,001

 

ного теста (Т-1, 2, 3), моделирующего прохождение соревновательной дистанции, проводилось определение уровня специальной работоспособности членов экипажей.

В результате направленной работы в бассейне было получено уменьшение величины в в опытной группе (р < 0,001), в контрольной достоверных изменений в не обнаружено. Прохождение дистанции с соревновательной скоростью в конце второго этапа эксперимента подтвердило различия между группами по величине тв.

Восьмерка и четверка распашные, сформированные из гребцов опытной группы, выиграли юношеские соревнования у команд, составленных из гребцов контрольной группы.

Необходимо отметить, что непрерывная работа ЗЛ в течение длительного времени вызывала утомление членов команды, рассеивала их внимание. Экспериментально было установлено, что наиболее благоприятным является периодическое включение ЗЛ в работу на 1 — 2 мин с интервалом в 3 — 4 мин. Такая схема включения ЗЛ в связи с некоторым непопаданием начала сигнала под начало гребка вызывает нарушение сложившегося устойчивого состояния в команде. Концентрация внимания на действиях загребного во время подстройки его под ЗЛ в сочетании с отслеживанием сигналов ЗЛ приводит к быстрому налаживанию связей внутри команды, восстановлению устойчивого состояния на новом уровне. Включение ЗЛ на непродолжительный период не вызывает негативной реакции у членов команды, а является своеобразным мобилизующим фактором.

Можно сделать следующие выводы:

1. Установлена индивидуальная вариативность рассогласования действий членов экипажа с действиями загребного как по величине времени (от 0 до 100 мс), так и по знаку (опережение загребного или отставание). Величина и знак рассогласования могут изменяться при переходе на другой темп гребли, а также в ходе соревновательной дистанции.

2. Использование в тренировках управляющих сигналов звуколидера в сочетании с периодическим отключением зрительного контроля и изменением расстояния от загребного способствует уменьшению величины рассогласования действий членов команды.

3 Совершенствование командной техники в академической гребле является резервом увеличения скорости лодки.

 
Library   22   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало