Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ


РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ С ПОМОЩЬЮ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И ТРЕНАЖЕРОВ

   
А. Н. Беркутов, заслуженный мастер спорта СССР, Москва
 

Постоянно растущий уровень и плотность спортивных результатов в крупнейших всесоюзных и международных соревнованиях, напряженность борьбы на всех этапах ставят перед спортсменом и тренером все более сложные задачи в области совершенствования методики подготовки. Победа в соревнованиях, завоевание призовых мест становится невозможным без многолетней круглогодичной целенаправленной подготовки с научно обоснованным соотношением объемов и интенсивности общей и специальной подготовки, а также применяемых тренировочных средств на каждом этапе. Совмещение видов спорта — основного и «межсезонного», широко применявшееся ранее для обеспечения круглогодичности подготовки, сейчас применяется достаточно редко, так как не дает нужного эффекта.

На смену «межсезонным» видам спорта пришла общая физическая подготовка, включающая использование сразу большой группы упражнений из многих видов спорта с применением специальных тренажеров. На этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства увеличился объем специальной подготовки, часть которой выполняется на гребных тренажерах. Участие в выполнении гребка всех групп мышц, широкая амплитуда движений, достаточно высокие усилия на гребке, продолжительность спортивного упражнения и его эмоциональность делают академическую греблю одним из наиболее обще-развивающих видов спорта.

Однако только специализированных средств подготовки, особенно на начальных этапах, недостаточно для гармонического развития спортсмена и создания базы роста его спортивного мастерства. Развитие таких ведущих в гребле физических качеств, как сила и выносливость, корректировка развития различных групп мышц, расширение диапазона двигательных навыков до уровня, обеспечивающего совершенствование технического мастерства, и стойкость к сбивающим факторам, достигается только при оптимальном на каждом этапе соотношении средств общей и специальной подготовки.

В общей подготовке гребца широко применяются некоторые виды спорта.

Плавание используется для развития выносливости, расширения диапазона двигательных навыков и восстановления после других видов нагрузки. Умение каждого гребца плавать не-

 

обходимо для личной безопасности и оказания помощи пострадавшим на воде. Спортсмены обучаются способам плавания на боку, брассом, на спине и вольным стилем, правилам оказания помощи пострадавшим на воде.

Легкая атлетика — для развития общей и силовой выносливости, быстроты и расширения диапазона двигательных навыков. Применяется бег по стадиону и по пересеченной местности, равномерный и переменный, эстафеты, бег в гору и на спуске, бег с отягощениями на поясе или в руках. Широко применяются повторное пробегание отрезков, а также различные прыжковые упражнения в длину и высоту.

Бег на лыжах — хорошее средство для развития общей и силовой выносливости, совершенствования двигательных навыков. Осваиваются способы передвижения на лыжах, применение их в зависимости от рельефа местности, прохождение спусков, подъемов и поворотов, торможение. Тренировки проводятся равномерные, переменные, переменные типа «спуск-подъем», повторные, повторные в форме эстафет.

Спортивные игры — для расширения диапазона двигательных навыков, координации, развития быстроты, ориентирования и тактического мышления, а также выносливости, быстроты и восстановления после других видов нагрузки. Изучаются упрощенные правила спортивных игр, осваиваются технические навыки и игровые приемы, проводятся двухсторонние игры в футбол, гандбол, баскетбол и волейбол. Иногда игры проводятся в усложненных условиях. Например, в баскетбол играют в два мяча, в волейбол — набивными мячами и т. д.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) применяются для развития гибкости, ловкости и общей координации движений. Включаются в разминку, в основную и заключительную части тренировки. К общеразвивающим упражнениям относятся индивидуальные упражнения с наклонами, вращениями и растягиванием звеньев тела, упражнения в парах, упражнения в парах с преодолением веса или сопротивления партнера, упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах с малыми отягощениями. Отдельные упражнения содержат элементы гребка, но выполняются с более широкой амплитудой. Некоторые ОРУ включаются в круговые программы силовой подготовки, занимающей особое место в подготовке гребца.

Library   61   Up


Contents

 

Home
 

Силовая подготовка используется для повышения уровня максимальной силы, взрывной, а также силовой выносливости. Силовая подготовка осуществляется как средствами общей подготовки (упражнения с отягощениями и на тренажерах) так и специальной (гребля с гидротормозом, по номерам и предельные ускорения до 30 с). При использовании силовых упражнений с отягощениями и на тренажерах должен соблюдаться принцип «динамического соответствия», т. е. амплитуда, направление движения и характер изменения усилия максимально приближаются к специализируемому упражнению — гребле, в силовых упражнениях воспроизводятся технические элементы гребка с акцентированной мобилизацией мышечных групп.

Увеличения уровня максимальной силы достигают методом повторных усилий или методом кратковременных напряжений. При методе повторных усилий подбирают отягощение, с которым спортсмен может выполнить движение 10 раз подряд (повторный максимум). В каждом подходе это движение выполняется 5 — 7 раз с интервалом отдыха (обычно 2 — 4 мин) до полной готовности к повторению.

При методе максимальных напряжений величина отягощения возрастает до 90 — 95% (в отдельных движениях до 100%) от максимального, а количество движений в подходе сокращается до 2 — 4 (в отдельных подходах до 1). Метод максимальных напряжений может применяться только при достаточной подготовленности опорно-двигательного аппарата спортсмена.

Выбирая метод развития максимальной силы, следует учитывать, что повторные усилия способствуют увеличению мышечной массы, а максимальные напряжения мышечную массу почти не увеличивают при приблизительно равном тренировочном эффекте.

Для воспитания взрывной силы (быстроты) применяются упражнения с отягощениями, позволяющими выполнить движение до 20 раз, а также гребля с гидротормозом или «по номерам» при быстром или максимально быстром нарастании усилия в начальной фазе движения. Периодически те же упражнения выполняются без отягощения максимально быстро.

Для воспитания силовой выносливости применяются отягощения до 40 — 50% от максимально доступного спортсмену в данном движении при существенном увеличении количества повторений в одном подходе. При подборе отягощений, темпа, длительности выполнения упражнений и интервала отдыха следует учитывать энергетическую направленность тренировочного занятия и периодически определять физиологические характеристики упражнений, так как направленность нагрузки изменяется по мере адаптации к ней.

Основными тренировочными средствами специальной и силовой подготовки на суше яв-

 

ляются тренажеры. Тренажер — это нагрузочный элемент, в комплексе со вспомогательным устройством позволяющий развивать силовые показатели в движениях, максимально приближенных к движениям цикла гребка, разучивать общую траекторию цикла гребка и выполнять общеразвивающие упражнения. В академической гребле они достаточно апробированы и могут быть рекомендованы для практического применения (см. рисунок).

Тренажер Хюттеля. Непосредственно силовой элемент тренажера представляет собой закрепленный на стене качающийся рычаг, не­ котором усилие рабочего хода создается набором резиновых жгутов. Быстрота возвратного хода гасится автомобильным амортизатором, вмонтированным в тренажер. По желанию в комплексе применяют приставки или в виде рабочего места гребца, или скамейки-лежака.

Тренажер используется для развития силовой выносливости в движениях, максимально приближенных к движениям цикла гребка, а также для разучивания общей траектории цикла гребка. Диапазон усилий — 10 — 60 кг.

Тренажер «Улитка». Представляет собой рабочее место гребца с силовым элементом, состоящим из маховика с фрикционным тормозом, от которого усилие рабочего хода, регулируемое в пределах 5 — 70 кг, через трос, охватывающий шкив в форме улитки, передается на штангу с рукояткой. Свободный возвратный ход штанги обеспечивается велосипедной втулкой свободного хода.

Тренажер используется для развития силовой выносливости в движениях, максимально приближенных к движениям цикла гребка, а также для разучивания общей траектории цикла гребка. Применяется для тестирования в модификации с электронно-измерительными приборами.

Тренажер «Качели». Это двухместный тренажер с расположением гребцов лицом друг к другу, перетягивающих поочередно за рукоятки трос фрикционного силового элемента.

Тренажер применяется для развития силовой выносливости в движениях, максимально приближенных к движениям цикла гребка, в разучивания общей траектории цикла гребка. Диапазон усилий — 5 — 60 кг.

Тренажер «Чемпион». Представляет собой силовой элемент с вытягивающимся тросом в комплексе с рабочим местом гребца пли без него. Силовой элемент закрепляется на стене или прижимается к полу.

Тренажер применяется для развития силовой выносливости мышц плечевого пояса в произвольных движениях, в движениях, максимально приближенных к движениям цикла гребка, и для разучивания общей траектории цикла гребка. Диапазон усилий — 10 — 50 кг.

Тренажер «Симфония». Представляет собой блочный силовой элемент в комплексе с рабочим местом гребца. Тренажер используется

 
Library   62   Up


Contents

 

Home
   

16419-11.jpg

 
Library   63   Up


Contents

 

Home
 

для развития силовой выносливости и максимальной силы с применением метода уступающих усилий возвратного хода в движениях, максимально приближенных к движениям цикла гребка, толчке ногами лежа на спине и приседаниях с грузом на плечах. Диапазон усилий — 40 — 200 кг.

Доска для тяги штанги лежа. Представляет собой доску длиной 2 — 2,2 м, шириной 40 см и толщиной 40 — 50 мм, закрепленную горизонтально на козлах или концом в стене, а другим — на козлах. Высота доски от пола должна обеспечивать полное распрямление рук при опущенной штанге.

Тренажер применяется для развития максимальной силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса и спины в движениях, максимально приближенных к движениям цикла гребка. Используется также для тестирования.

Тренажер «Горка». Представляет собой на-

 

клонную доску с направляющими, по которым, отталкиваясь ногами от опоры, спортсмен перемещается к верхнему краю доски на сиденье с роликами. Длина направляющих — 3 м. Наклон регулируется. Тренажер применяется для развития взрывной силы ног или силовой выносливости в зависимости от наклона направляющих.

Тренажер «Геркулес». Представляет собой набор силовых элементов, блочных или пружинных, с тяговыми устройствами, позволяющими воздействовать почти на все группы мышц. Для гребли тренажер недостаточно специализирован. Может применяться как многоцелевой для выполнения общеразвивающих упражнений. Тренажеры выпускаются заводами «Главспортпрома» по заявкам. Часть тренажеров при наличии необходимого оборудования может быть изготовлена самостоятельно.

 

 

СПОРТ ЗА РУБЕЖОМ


ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОЙ ГРЕБЛИ
(К 30-летию организации женской комиссии ФИСА)

   
Д. В. Швейц, член женской комиссии ФИСА, Рига
 

Первый чемпионат Европы по академической гребле среди женщин был проведен в Амстердаме в 1954 г.

До 1967 г. преимущество советских спортсменок было подавляющим. Достаточно сказать, что в 14 разыгранных чемпионатах четыре раза советская команда получала золотые медали во всех пяти классах лодок, а в шести случаях уступала только в одном классе судов. Однако к 1970 г. положение стало меняться, и, хотя советские спортсменки продолжали выигрывать командный приз «Ветряная мельница», установленный федерацией Нидерландов, все чаще среди победителей оказывались спортсменки ГДР, Румынии, Венгрии, Нидерландов (табл. 1 и 2).

Увеличение числа стран-участниц, необходимость изучить состояние женской гребли в мире, установить контакты со странами других континентов для оказания им помощи и дальнейшей популяризации этого вида спорта потребовали организации в ФИСА специального органа, который занимался бы всеми проблемами женского гребного спорта.

В 1970 г. такой орган — женская подкомиссия ФИСА (с 1977 г. подкомиссия была преобразована в комиссию) — был создан в количестве пяти человек. В ее состав была избрана

 

советская спортсменка Дайна Швейц, четырехкратная чемпионка Европы.

Комиссия выработала план активных действий, отражающий правильность поставленных задач, которые в настоящее время близки к завершению.

Основные положения плана состояли в следующем:

1. Расширение женской программы за счет введения нового класса лодки — двойки распашной без рулевой.

2. Предоставление прав судейства крупнейших международных соревнований и чемпионатов судьям-женщинам.

3. Включение женских заездов в программу чемпионатов мира и олимпийских игр.

4. Организация чемпионатов ФИСА для девушек.

Первые два вопроса были решены без особых разногласий, и уже с 1974 г. в программу соревнований чемпионатов мира, а с 1976 г. и олимпийских игр были включены заезды на двойках без рулевой, со сложностью гребли в которых женщины справились довольно успешно. Без возражений коллегия судей ФИСА допустила к сдаче экзаменов также группу женских арбитров национальных федераций к присвоила им звание международных судей.

Library   64   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало