|
||||
|
||||
Рис. 1. Кинограмма (сокращенная) техники гребли олимпийского чемпиона В. Парфеновича
|
||||
38 |
|
||||
ческой подготовки одного спортсмена. Однако в статье даны наиболее важные элементы технической подготовленности спортсменов высокого класса, которые, очевидно, помогут начи- |
нающим гребцам в формировании правильных представлений о технике гребли на байдарках, и сопутствующих ей специальных ощущений. |
|||
УЧЕНЫЕ — СПОРТУ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА В АКАДЕМИЧЕСКУЮ ГРЕБЛЮ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 13 — 18 ЛЕТ |
||||
|
||||
Среди множества критериев отбора юношей и девушек довольно значимое место, по мнению как теоретиков, так и практиков спорта, занимают показатели телосложения. Однако до сих пор в отечественной и зарубежной литературе не определены однозначные и достаточно научно обоснованные морфологические критерии отбора. Данное положение приводит, с одной стороны, к большому отсеву занимающихся на разных этапах возрастного развития, а с другой — к отсутствию объективной возможности судить о перспективности соискателей и занимающихся юных спортсменов. В связи с этим в лаборатории спортивной антропологии ВНИИФКа в течение последних шести лет проводились специальные антропологические исследования гребцов разного возраста, квалификации и пола. Анализу на информативную значимость и надежность были подвергнуты 90 показателей телосложения, из которых были отобраны 7 (для юношей и девушек): 1. Длина тела. 2. Размах рук. 3. Длина ноги от большого вертела до кончиков вытянутых пальцев. 4. Длина туловища от 7-го шейного позвонка до опорной плоскости. 5. Вес тела. 6. Мышечная масса. 7. Жировая масса. На основе выделенных показателей были разработаны специальные шкалы (табл. 1 — 10) для оценки морфологической пригодности юношей и девушек 13 — 18 лет к занятиям академической греблей.1 Количественные границы признаков, входящих в шкалы, находятся в пределах Х±2.01, что учитывает 100% исследуемого контингента. Оценка по шкалам предполагает наличие пяти категорий развития: низкое (1 балл), ниже среднего (2 балла), среднее (3 балла), выше среднего (4 балла), высокое (5 баллов). Итоговая оценка морфологического развития рассчитывается как средний |
балл из суммы оценок всех признаков обследуемого. Например, 1-й признак — 3 балла, 2-й — 4, 3-й — 3, 4-й — 4, 5-й — 2, 6-й — 3, 7-й признак — 2 балла; сумма — 21 балл.
21 балл что соответствует среднему уровню морфологического развития гребца-академиста. Спортсмены с морфологическим развитием — среднее, выше среднего и высокое — являются наиболее перспективными для занятий в академической гребле. Признаки 1 — 4 используются при отборе в академическую греблю из числа не занимающихся спортом и при оценке перспективности спортсменов; признаки 5 — 7 — при контроле и оценке текущего морфофункционального состояния спортсменов в годичном цикле подготовки. В этой случае оценка производится по среднему баллу из суммы оценок трех показателей (5 — 7): в подготовительном периоде допустима оценка в 2 — 3 балла, в соревновательном — 4 — 5 баллов. Настоящие шкалы рассчитаны для юношей и девушек с нормальным биологическим развитием. В связи с этим надежность оценки пригодности индивидов для академической гребли будет выше при учете биологического возраста. Спортсмены с завершенным биологическим развитием и не достигшие модельных значений морфологических признаков являются неперспективными. Предложенные оценочные шкалы морфологического развития юношей и девушек 13 — 18 лет, специализирующихся в академической гребле, предназначены для врачей, тренеров и педагогов, занимающихся вопросами спортивного отбора в ДЮСШ, спортивных интернатах и обществах. |
|||
43 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |