|
||||
ренко, Е. Юдаева, С. Щербатюк (УССР). 3. З. Сединина, Т. Пашкова, Е. Ряжкина (УССР). Гребной слалом в нашей стране постоянно расширяет свою географию. Он популярен в |
Москве и Ленинграде, Киеве и Минске, Тбилиси и Риге, Вильнюсе и Таллине, в Перми, Красноярске, Свердловске, Кишиневе, Львове, Первомайске на Буге и во многих других городах Советского Союза. |
|||
НЕКОТОРЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ НА БАЙДАРКАХ |
||||
А. Н. Никоноров, В. В. Парфенович, заслуженный мастер спорта СССР, Минск |
||||
Совершенствование техники гребли на байдарках связано с решением многих проблем, одна из которых заключается в трудности формирования и закрепления комплекса специальных ощущений спортсмена, отражающего правильное выполнение элементов гребного цикла. Поэтому особый интерес представляет анализ содержательной стороны движений гребца: взаимодействия звеньев тела развиваемых ими усилий, последовательности включения их в работу и возникающих при этом ощущений. Однако специальные ощущения сугубо субъективны и зависят от максимальной скорости передвижения, достигаемой спортсменом. Поэтому наибольший интерес представляют их анализ на уровне высших спортивных достижений и сопоставление их с объективной картиной движений, полученной при помощи инструментальных методов. Данная статья освещает этот вопрос. В статье рассматриваются и особенности техники гребли известного спортсмена (один из авторов статьи) В. Парфеновича, позволившие ему добиваться в течение многих лет побед на международных соревнованиях. При выполнении гребка спортсмен должен совершать работу, максимально направленную на продвижение лодки вперед, стремиться к мощному отталкиванию от воды и большему выкату после него. Отталкивание (рис. 1, кадры 12 — 26) выполняется единым слитным движением, в котором одинаково важны все его части: и захват, и проводка, и концовка гребка. Заканчиваться гребок должен ощущением полета (кадры 1 — 11 и 27 — 38). Таким образом, весь цикл движений представляет собой как бы чередование отталкивания и полета после него. Принципиально важным для эффективной работы является максимальное использование разворота туловища для продвижения лодки. Движение туловища должно быть предельно широким, маятниковым: во время выполнения гребка и в начале безопорного периода оно максимально скручивается, растягивая мышцы, которые будут выполнять следующий гребок, а затем мощно раскручивается, используя силу растянутых мышц и инерцию вращения |
в следующем гребке. Скручиваться туловище должно как можно сильнее, вплоть до параллельного положения плеч по отношению к оси лодки. Затем в момент работы оно разворачивается в сторону рабочего борта и в момент окончания гребка должно быть под прямым углом к оси лодки (кадры 5 и 12). Инструментальный анализ (рис. 2) показал, что даже при работе в относительно спокойном режиме (скорость лодки — 3,63 м/с, темп — 94 гр/мин) амплитуда разворота туловища составляет около 98° (см. таблицу). В то же время величина максимального скручивания и остальные характеристики движения туловища зависят от скорости движения лодки: чем выше скорость и темп гребли, тем больше необходимо разворачиваться. В опорном периоде гребного цикла (см. рис. 1, кадры 12 — 26) необходимо добиваться постоянного ускорения лодки, выхода ее из воды и стремиться не мешать ей уехать вперед после окончания отталкивания. Инструментальный анализ показал, что при нормальном «чувстве воды» возможно почти полное совпадение формы графиков усилия, прилагаемого к веслу, и ускорения лодки, свидетельствующее о эффективном использовании развиваемой мощности для продвижения (см. рис. 2). Это обеспечивается в результате продолжительного нахождения весла в положении, близком к перпендикулярному по отношению к направлению движения, за счет правильной работы «верхней» руки, жесткой передачи усилия опоры лопасти о воду на лодку через плечевой пояс без амортизирующих смещений его относительно туловища и эффективного взаимодействия гребца с лодкой через подножку и сиденье. Эти элементы имеют свои особенности в фазах гребка. Во время выполнения захвата (кадры 12 — 15) туловище уже разворачивается с максимальной скоростью для заданного темпа гребли. Разворот обеспечивается давлением на подножку ноги со стороны рабочего борта и выведением вперед части туловища с противоположной стороны. Инструментальная оценка техники при работе в темпе 94 гр/мин показала (см. рис. 2), что начинается разворот |
|||
37 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |