Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
  16419-6.jpg  

Тренировка новичков в лодке «Таймыр»

 

продолжали движение в направлении финиша.

Очень важно при обучении технике гребли уже на первых занятиях у новичков воспитывать специальные качества: силу и выносливость. Затем в ходе занятий эти качества быстро развиваются, быстрее осваиваются и навыки равновесия, баланса.

Занятия, проводимые в таких лодках, носят более эмоциональный характер. Так как в одной лодке сидят обычно по 4 новичка, это вырабатывает чувство коллективизма: ведь чтобы лодка шла прямо и быстро, нужно грес-

 

ти всем вместе дружно и сильно. На учебных каноэ-пирогах можно с успехом проводить детские соревнования. Например, соревнования на призы «Пионерской правды», где участвуют учащиеся 2 — 4-х классов.

Занятия на учебных каноэ-пирогах можно начинать с 1 — 2-х классов и продолжать до 4 — 5-х классов, сочетая занятия по гребле с различными спортивными играми, турпоходами, плаванием.

К моменту начала занятий в основных гоночных лодках дети подойдут достаточно окрепшими физически и технически подготовленными гребцами.

 

ГРЕБНОЙ СЛАЛОМ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

   
О. Ю. Абакумова, председатель комиссии по гребному слалому Федерации гребли на байдарках и каноэ, Москва
 

Гребной слалом как спорт появился в Европе в 30-е годы нашего столетия. Ему предшествовал водный туризм. В Германии в

 

1909 г. один баварский архитектор построил байдарку и пустился путешествовать по рекам Баварии, многие немцы последовали его при-

Library   35   Up


Contents

 

Home
 

меру. С растущей популярностью водных походов, изобиловавших различными приключениями, росли мастерство и техника безопасности туристов. Нужно было уметь преодолевать сильные водные потоки, избегать встреч с камнями, проходить валы высотой до полутора метров. Таким образом возникла необходимость тренироваться, а затем и соревноваться, чтобы продемонстрировать свое умение управлять лодкой. Так и появился на бурных порогах альпийских рек как прикладной вид спорта гребной слалом на байдарках и каноэ.

В 1934 г. были проведены первые соревнования на байдарках — одиночках и двойках, причем вместо вех висели короткие палочки. В дальнейшем гребной слалом перестал иметь какое-либо отношение к водному туризму. Как самостоятельный вид спорта он стал культивироваться во многих странах Европы, а также в США, Канаде. С 1948 г. по этому виду спорта проводятся чемпионаты Европы, с 1949 г. — чемпионаты мира. Родоначальницей гребного слалома на байдарках является Австрия, а на каноэ — Франция.

В нашей стране первыми увлеклись гребным слаломом туристы-водники Латвии, которые в 1967 г. своими силами изготовили первые отечественные лодки для слалома из стеклопластика. Первые всесоюзные соревнования по гребному слалому проводились в 1970 г. на бурной реке Риони рядом с грузинским селом Твиши. В 1971 г. сборная команда СССР дебютировала на XII чемпионате мира в Мерано (Италия) на реке Пассер, в котором приняли участие спортсмены из 21 страны, а в 1972 г. два наших слаломиста Бирута Херцберга из Латвии и Гоги Наскидашвили из Грузии участвовали в XX Олимпийских играх в Мюнхене.

С 1973 г. в нашей стране проводится Кубок СССР по гребному слалому, а с 1982 г. — чемпионаты СССР.

Победители чемпионатов СССР по гребному слалому на байдарках и каноэ в личном зачете

Мужчины. К-1. 1982 г. 1. С. Рублевский (УССР). 2. Б. Колтышев (Л). 3. И. Сытый (УССР). 1983 г. 1. С. Рублевский (УССР). 2. С. Бацкан (Латв. ССР). 3. С. Кузнецов (Л). 1984 г. 1. С. Бацкан (Латв. ССР). 2. С. Рублевский (УССР). 3. В. Дзиговский (УССР).

С-1. 1982 г. 1. В. Абрамов (Л). 2. И. Симанис (Латв. ССР). 3. В. Сидоренко (УССР). 1983 г. 1. В. Быкадоров (Л). 2. В. Штабкин (М). 3. Я. Наглис (Латв. ССР). 1984 г. 1. В. Быкадоров (Л). 2. Я. Наглис (Латв. ССР). 3. В. Абрамов (Л).

С-2. 1982 г. 1. А. Андреев, А. Иванов (Л). 2. А. Муканс, И. Полкс (Латв. ССР). 3. А. Алексеев, С. Тетерюк (УССР). 1983 г. 1. П. Десненко, С. Петровский (УССР).

 

2. А. Иванов, А. Андреев (Л). 3. И. Одинец, О. Одинец (Латв. ССР). 1984 г. 1. И. Одинец, О. Одинец (Латв. ССР). 2. В. Руденко, В. Ковалев (УССР). 3. А. Иванов, А. Андреев (Л).

3xК-1. 1982 г. 1. С. Рублевский, И. Сытый, В. Дзиговский (УССР). 2. С. Кузнецов, Б. Колтышев, А. Завалий (Л). 3. А. Якимов, А. Венгеровский, А. Бондаренко (УССР). 1983 г. 1. В. Дзиговский, И. Сытый, С. Рублевский (УССР). 2. С. Бацкан, Я. Наглис, А. Калниньш (Латв. ССР). 3. Н. Васильев, А. Кулиш, И. Бочкарев (УССР). 1984 г. 1. С. Рублевский, И. Сытый, В. Дзиговский (УССР). 2. С. Бацкан, А. Залюкснис, А. Ставро (Латв. ССР). 3. А. Венгеровский, И. Бочкарев, Ю. Головко (УССР).

3хС-1. 1982 г. 1. В. Абрамов, В. Быкадоров, В. Лютвинский (Л). 2. И. Симанис, Н. Хелманис, Я. Наглис (Латв. ССР). 3. А. Волков, М. Лукин, С. Луговской (сборная). 1983 г. 1. Я. Наглис, Я. Закис, Н. Хелманис (Латв. ССР). 2. В. Абрамов, В. Быкадоров, В. Лютвинский (Л). 3. О. Богомол, Ю. Лаппа, В. Ус (УССР). 1984 г. 1. Я. Наглис, Я. Закис, И. Симанис (Латв. ССР). 2. В. Абрамов В. Быкадоров, В. Лютвинский (Л). 3. Б. Помазановский, Г. Гоенко, П. Бобряков (УССР).

3xС-2. 1982 г. 1. А. Муканс, И. Полке, А. Свиланс, А. Папе, И. Одинец, О. Одинец (Латв. ССР). 2. В. Ковалев, В. Руденко, А. Алексеев, С. Тетерюк, А. Абашин, А. Фатеев (УССР). 3. А. Иванов, А. Андреев, А. Чередник, П. Скрипов, А. Косарев, А. Григорьев (сборная). 1983 г. 1. В. Ковалев, В. Руденко, С. Тетерюк, А. Алексеев, С. Петровский, П. Десненко (УССР). 2. А. Иванов, А. Андреев, С. Михалин, Н. Михалин, А. Косырев, А. Григорьев (Л). 3. О. Одинец, И. Одинец, А. Муканс, И. Полке, А. Скадиньш, Я. Кохе (Латв. ССР). 1984 г. 1. А. Иванов, А. Андреев, С. Михалин, Н. Михалин, А. Косарев, А. Григорьев (Л). 2. В. Ковалев, В. Руденко, А.Алексеев, Г. Белинский, П. Десненко, С. Петровский (УССР). 3. И. Одинец, О. Одинец, Г .Осис, Я. Кохе, А. Битенс, А. Папе (Латв. ССР).

Женщины. К-1. 1982 г. 1. Б. Камере (Латв. ССР). 2. Д. Блума (Латв. ССР). 3. Л. Шните (Латв. ССР). 1983 г. 1. С. Назаренко (УССР). 2. Б. Кемере (Латв. ССР). 3. Д. Блума (Латв. ССР). 1984 г. 1. Д. Блума (Латв. ССР). 2. Б. Кемере (Латв. ССР). 3. Н. Мосолова (Л).

3xК-1. 1982 г. 1. Д. Блума, Л. Шните, Б. Кемере (Латв. ССР). 2. Ю. Куриленко, С. Назаренко, Е. Юдаева (УССР). 3. Н. Мосолова, Л. Рубан, Т. Голубева (Л). 1983 г. 1. Н. Мосолова, Л. Рубан, С. Иванова (Л). 2. Б. Кемере, Д. Блума, И. Лайдиня (Латв. ССР). 3. Е. Юдаева, Ю. Куриленко, С. Назаренко (УССР). 1984 г. 1. Б. Кемере, Д. Блума, Л. Шните (Латв. ССР). 2. С. Наза-

 
Library   36   Up


Contents

 

Home
 

ренко, Е. Юдаева, С. Щербатюк (УССР). 3. З. Сединина, Т. Пашкова, Е. Ряжкина (УССР).

Гребной слалом в нашей стране постоянно расширяет свою географию. Он популярен в

 

Москве и Ленинграде, Киеве и Минске, Тбилиси и Риге, Вильнюсе и Таллине, в Перми, Красноярске, Свердловске, Кишиневе, Львове, Первомайске на Буге и во многих других городах Советского Союза.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ НА БАЙДАРКАХ

   
А. Н. Никоноров, В. В. Парфенович, заслуженный мастер спорта СССР, Минск
 

Совершенствование техники гребли на байдарках связано с решением многих проблем, одна из которых заключается в трудности формирования и закрепления комплекса специальных ощущений спортсмена, отражающего правильное выполнение элементов гребного цикла. Поэтому особый интерес представляет анализ содержательной стороны движений гребца: взаимодействия звеньев тела развиваемых ими усилий, последовательности включения их в работу и возникающих при этом ощущений. Однако специальные ощущения сугубо субъективны и зависят от максимальной скорости передвижения, достигаемой спортсменом. Поэтому наибольший интерес представляют их анализ на уровне высших спортивных достижений и сопоставление их с объективной картиной движений, полученной при помощи инструментальных методов. Данная статья освещает этот вопрос. В статье рассматриваются и особенности техники гребли известного спортсмена (один из авторов статьи) В. Парфеновича, позволившие ему добиваться в течение многих лет побед на международных соревнованиях.

При выполнении гребка спортсмен должен совершать работу, максимально направленную на продвижение лодки вперед, стремиться к мощному отталкиванию от воды и большему выкату после него. Отталкивание (рис. 1, кадры 12 — 26) выполняется единым слитным движением, в котором одинаково важны все его части: и захват, и проводка, и концовка гребка. Заканчиваться гребок должен ощущением полета (кадры 1 — 11 и 27 — 38). Таким образом, весь цикл движений представляет собой как бы чередование отталкивания и полета после него.

Принципиально важным для эффективной работы является максимальное использование разворота туловища для продвижения лодки. Движение туловища должно быть предельно широким, маятниковым: во время выполнения гребка и в начале безопорного периода оно максимально скручивается, растягивая мышцы, которые будут выполнять следующий гребок, а затем мощно раскручивается, используя силу растянутых мышц и инерцию вращения

 

в следующем гребке. Скручиваться туловище должно как можно сильнее, вплоть до параллельного положения плеч по отношению к оси лодки. Затем в момент работы оно разворачивается в сторону рабочего борта и в момент окончания гребка должно быть под прямым углом к оси лодки (кадры 5 и 12). Инструментальный анализ (рис. 2) показал, что даже при работе в относительно спокойном режиме (скорость лодки — 3,63 м/с, темп — 94 гр/мин) амплитуда разворота туловища составляет около 98° (см. таблицу). В то же время величина максимального скручивания и остальные характеристики движения туловища зависят от скорости движения лодки: чем выше скорость и темп гребли, тем больше необходимо разворачиваться.

В опорном периоде гребного цикла (см. рис. 1, кадры 12 — 26) необходимо добиваться постоянного ускорения лодки, выхода ее из воды и стремиться не мешать ей уехать вперед после окончания отталкивания. Инструментальный анализ показал, что при нормальном «чувстве воды» возможно почти полное совпадение формы графиков усилия, прилагаемого к веслу, и ускорения лодки, свидетельствующее о эффективном использовании развиваемой мощности для продвижения (см. рис. 2). Это обеспечивается в результате продолжительного нахождения весла в положении, близком к перпендикулярному по отношению к направлению движения, за счет правильной работы «верхней» руки, жесткой передачи усилия опоры лопасти о воду на лодку через плечевой пояс без амортизирующих смещений его относительно туловища и эффективного взаимодействия гребца с лодкой через подножку и сиденье. Эти элементы имеют свои особенности в фазах гребка.

Во время выполнения захвата (кадры 12 — 15) туловище уже разворачивается с максимальной скоростью для заданного темпа гребли. Разворот обеспечивается давлением на подножку ноги со стороны рабочего борта и выведением вперед части туловища с противоположной стороны. Инструментальная оценка техники при работе в темпе 94 гр/мин показала (см. рис. 2), что начинается разворот

Library   37   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало