|
|||||||||||||||||||||||||||
вая лихорадка отличается резко выраженными процессами возбуждения, а предстартовая апатия — преобладанием тормозных процессов. Обычно предстартовая разминка состоит из общей и специальной разминки. Общая разминка с использованием ОРУ (общеразвивающих упражнений) обеспечивает необходимые сдвиги в организме спортсмена, способствующие врабатыванию, а специальная разминка требуется для обеспечения правильного воспроизведения навыка в предстоящей деятельности. К основным требованиям предстартовой разминки необходимо отнести следующее: 1) нагрузку от разминки гребец должен переносить легко; 2) необходимо уточнить содержание, дозировку и продолжительность разминки соответственно индивидуальным особенностям гребца и оценке его состояния; 3) в начале разминки интенсивность движений должна нарастать постепенно. |
С помощью наблюдений и анкетированного опроса нами было выявлено, что многими сильнейшими гребцами используется предстартовая разминка общей длительностью более часа, разделенная интервалом отдыха в 15 — 20 мин. Подобное построение «сдвоенной» разминки отвечает общетеоретическому положению и может состоять из последовательных частей: I — разогрев на суше; II — настройка в лодке; III — перерыв для отдыха на суше; IV — окончательная настройка в лодке. После I (общей) и II (специальной) частей осуществляется отдых, после которого IV часть строится по схеме «доразминки»*. В результате исследований с учетом теоретических предпосылок и практики нами были разработаны и апробированы варианты пред- * Повторная разминка (доразминка) перед каждым последующим стартом строится в виде разогревающей работы умеренно/1 мощности (5 — 15 мин) и настройки (3 — 8 мин), осуществляемой легко, без особых напряжений. |
||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1
Примечание. Общее время разминки — 73 мин. |
|||||||||||||||||||||||||||
30 |
|
||||
стартовой разминки, предназначенные специально для гребцов с различными видами предстартового состояния. В практике гребного спорта для оценки предстартовых состояний гребцов целесообразно использовать наиболее доступный метод наблюдения за внешними проявлениями стресса*, а также измерение ЧСС. Известно, что уровень стресса (оптимальный или чрезмерный), а также формы его влияния на спортсмена (возбудимая или тормозная) проявляются внешне по-разному. Признаками излишнего возбуждения являются: резкое учащение пульса, учащенное и поверхностное дыхание, повышение тонуса мышц, дрожь, напряженная мимика, суетливость и т. п. Признаками недостаточного возбуждения считаются: вялость, сонливость, зевота, замедленные движения и т. п. Состоянию оптимального уровня возбуждения соответствуют умеренные сдвиги, что также проявляется внешне, но величина любого показателя для каждого гребца индивидуальна. Таким образом, по особенностям поведения спортсмена перед стартом, по внешним проявлениям его психического состояния и изменению ЧСС можно судить об уровне его стресса в данной ситуации и на основании этого оценивать данное состояние как благоприятное или неблагоприятное. В настоящей статье представлены три основных варианта предстартовой разминки на дистанцию 500 м, предназначенные для использования при состояниях предстартовой боевой готовности, предстартовой лихорадки и предстартовой апатии с целью достижения стартовой готовности гребца. Основной вариант (табл. 1) является своеобразной моделью и рассчитан на гребцов с оптимальным уровнем эмоционального возбуждения перед стартом. Главной задачей гребца в подобном случае является сохранение данного состояния и доведение его до стартовой боевой готовности. Благоприятное воздействие разминки связано с установлением оптимальных соотношений между возбудительным и тормозным процессом в центральной нервной системе. При подборе средств необходимо отдавать предпочтение привычным и освоенным ранее упражнениям. I часть. Разогревание на суше обеспечивает поднятие общей работоспособности организма, усиление вегетативных функций. Необходимо постепенное и медленное разогревание до пота. Если указанного времени недостаточно, то следует продлить эту часть разминки. Основные средства: бег и ОРУ на все группы мышц. На суше начинается и специальная размин-
* Б. А. Вяткин. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., ФиС, 1981. |
ка в виде выполнения привычных специальных подготовительных упражнений (СПУ). II часть. Физиологическая настройка на воде — это врабатываемость центральной нервной системы, под влиянием чего с повышением работоспособности всех органов и систем проявляется динамический стереотип предстоящего действия. Содержание этой части разминки с последовательным выбором режимов гребли отвечает требованию постепенного повышения интенсивности. 10-минутная равномерная гребля производится в условиях истинного устойчивого состояния, после чего осуществляется 20-минутная переменная гребля с ускорениями с ходу и места. Отрезки дистанции 3x100 м с ходу выполняются с максимальной интенсивностью. Работа на каждом отрезке занимает около 20 с и обеспечивается в основном за счет энергии креатинфосфокиназной реакции. Это позволяет проходить отрезок со скоростью, приближенной к соревновательной, при малом накоплении лактата в крови. Продукты анаэробного распада, образующиеся при выполнении интенсивной кратковременной работы, служат мощным стимулятором дыхательных процессов (В. М. Зациорский). Интервалы отдыха заполняются малоинтенсивной греблей и составляют не менее 1,5 — 2 мин (X. Рейнделл) и не более 3 — 4 мин (В. Хольман), чтобы последующая работа проходила на фоне благоприятных изменений после предшествующей нагрузки. Следующий 200-метровый отрезок дистанции преодолевается приблизительно за 45 с с интенсивностью, близкой к соревновательной. Энергообеспечение осуществляется за счет креатинфосфокиназных, а затем гликолитических реакций. Интервалы отдыха в 3 — 4 мин способствуют ликвидации кислородного долга, возникшего в процессе анаэробной работы на данном отрезке. Далее выполняется тренировочный старт с места со стартовым разгоном в течение 5 — 8 с, что является пробной попыткой и своеобразной проверкой готовности систем организма к выполнению данного сложнокоординационного упражнения. После 2 — 3-минутного отдыха в виде легкой гребли целесообразно пройти с ходу в оптимальном гоночном режиме заключительный отрезок II части разминки. К этому времени техника гребли в оптимальном режиме уже четко должна соответствовать индивидуальному стилю деятельности спортсмена. III часть. Характер отдыха в этой части разминки оказывает различное влияние на организм гребца. Чем интенсивней и длительнее была разминка, тем больший требуется перерыв, чтобы получить эффект в виде фазы повышенной работоспособности. Восстанавливаясь, важно сохранять тепло от предыдущей работы. При данной нагрузке, как правило, 15 мин вполне достаточно для ликвидации значительной части алактатной и лактатной фрак- |
|||
31 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2
Примечание. Общее время разминки — 76 мин.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
ции кислородного долга. При этом сохраняется повышенная возбудимость нервных центров. В течение отдыха вегетативные функции успокаиваются. Но достижение максимума этих функций после старта произойдет быстрее за счет следовых процессов в дыхательных центрах (Б. С. Гиппенрейтер). Температура же тела сохраняется повышенной в течение 20 — 30 мин. При отдыхе следует избегать полного покоя, чтобы облегчить переход к последующей работе (В. М. Зациорский). IV часть. Окончательная настройка в лодке осуществляется преимущественно легкой работой без максимальных усилий. Это свое- |
образная техническая и психическая настройка. По данным В. В. Васильевой, оптимальным для отдыха между разминкой и стартом является 3-минутный интервал. Поэтому гребцам, учитывая специфику выхода на старт, необходимо последнее «пробное» ускорение выполнить за 1,5 — 2 мин до подхода к месту старта. При преобладании возбудительных процессов разминка, усиливая возбуждение в двигательном анализаторе, способствует снижению его в других центрах (В. В. Васильева). С другой стороны, содержание, структура и методика проведения второго варианта разминки имеют свои особенности по сравнению с мо- |
||||||||||||||||||||||||||||
32 |
|
|||||||||||||||||||||||||||
дельными (табл. 2). Для данного варианта характерно при незначительно увеличившемся общем времени разминки значительное увеличение времени I части (на суше) с использованием упражнений, выполняемых медленно, плавно, с большой амплитудой. Причем длительность выполнения упражнений увеличена, а интенсивность снижена. Дополнительно рекомендуются упражнения на расслабление и гибкость, а также дыхательные упражнения. Настройка в лодке отличается от модельной соотношением продолжительности равно- |
мерной и переменной гребли. Продолжительность равномерной гребли увеличена, а переменной — уменьшена. При этом скоростные отрезки удлинены, а интенсивность их прохождения снижена, и работа с максимальной интенсивностью не планируется. III часть — отдых характерен наличием упражнений, способствующих расслаблению организма гребца, его успокоению. Главной задачей IV части разминки является сохранение уже достигнутого состояния боевой готовности. |
||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3
Примечание. Общее время разминки — 80 мин.
|
|||||||||||||||||||||||||||
33 |
|
||||
Если в предстартовом состоянии преобладают тормозные процессы, то разминка может уменьшить или совсем снять это торможение. С целью достижения необходимого эффекта содержание третьего варианта разминки и методика ее проведения также отличаются от модельных (табл. 3). Общее время разминки несколько увеличено. Длительность I части также увеличена и в целом отличается включением упражнений, выполняемых в повышенном темпе, или упражнений, требующих сложной координации движений. Содержание II части разминки характеризуется более продолжительной равномерной греблей и прохождением серии укороченных отрезков дистанции с высокой интенсивностью. III часть разминки вследствие повышения мощности работы во II части, увеличена и представляет собой активную форму отдыха, выполняемую по самочувствию. IV часть разминки по времени также увеличена для выполнения специальной серии коротких отрезков, способствующих поддержа- |
нию оптимального возбуждения, достигнутого в ходе разминки. Три перечисленных варианта разминки могут с успехом использоваться квалифицированными гребцами на соревнованиях. Построение вариантов разминки для подготовки к дистанции 1000 м основывается на тех же принципах с разницей в выборе более специфичных скоростных отрезков (в плане длины и режима работы), адекватных требованиям данной дистанции. При построении разминки необходимо учитывать индивидуальные особенности гребца, выявляя ту разновидность состояния, которая свойственна данному спортсмену и наиболее часто возникает у него при соревновательной деятельности. Индивидуальная модель предстартовой разминки должна отрабатываться заранее. Тогда она станет эффективным приемом саморегуляции при управлении собственными эмоциями в условиях ответственных соревнований. |
|||
ПРИМЕНЕНИЕ ТУРИСТСКИХ КАНОЭ «ТАЙМЫР» ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ГРЕБЛИ |
||||
Е. М. Солдаткин, старший тренер ЦШВСМ, Москва |
||||
Известно, что гребля на каноэ является наиболее сложным видом гребного спорта. Поэтому в обучении встречается много трудностей, которые заключаются в следующем: сохранении равновесия из-за высокого расположения общего центра тяжести тела гребца при сравнительно небольшой площади опоры, способе управления лодкой-каноэ (руление во время гребка веслом). Неприкрепленное весло и высокая стойка каноиста, строгость легкого каноэ, чутко реагирующего на каждое изменение положения гребца, значительно осложняют координацию движений начинающего спортсмена, а следовательно, и усложняют процесс обучения. Обычно во время обучения тренеры используют народные лодки, учебные лодки-каноэ с повышенной устойчивостью, каноэ-двойки, каноэ, связанные вместе, так называемые катамараны, но все эти средства имеют различные недостатки. Наиболее удобным является туристское каноэ «Таймыр», изготовленное из пластика и по своей форме напоминающее индийское каноэ-пирогу. Эта лодка рассчитана на 3 человека, но новички могут свободно грести по 4 человека. Многие начинающие гребцы на каноэ в связи с ее «норовистым» характером, перевернувшись несколько раз в начале занятий, теряют интерес к занятиям греблей. Неуверенный ба- |
ланс затрудняет быстрое освоение двигательных навыков в отличие от обучения бегу, ходьбе, метанию, основы движений которых заложены с детства. У занимающихся греблей на каноэ приходится создавать совершенно новые навыки. Вода является непривычной средой для человека, и при обучении гребле следует уделять специальное внимание ориентировке на воде. Каноэ «Таймыр» довольно устойчивое судно, и при этом оно хорошо реагирует на все движения веслом в воде. В этой лодке имеется возможность выполнения различных двигательных действий при отсутствии боязни перевертывания лодки. Гребцы располагаются по 2 человека с каждого борта и 1 сзади (рулевой). Вначале новички учатся управлять лодкой при помощи весла, выполняя движения вперед, назад, в сторону, повороты направо и налево, развороты на месте. В связи с ранней специализацией детей 10 — 11 лет необходимое условие — пропорциональное развитие всех групп мышц. Поэтому новичкам рекомендуется во время первого года занятий менять стойку (переходить с левого на правое опорное колено, и наоборот). Можно также проводить соревнования на дистанции 1 или 2 км, чтобы после прохождения половины дистанции ребята вставали на другое колено (разворачивались в лодке) и |
|||
34 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |