Построение годового цикла подготовки было и остается одним из самых острых вопросов, противоречивых, простых в постановке и крайне сложных в реализации. С нашей точки зрения, можно предъявить следующие требования к планированию и построению годовой подготовки:
1. План должен обеспечивать наиболее полное раскрытие способностей спортсмена и достижение им наилучшего результата на главных соревнованиях.
2. План должен учитывать то обстоятельство, что спортсмену необходимо проявить себя в полную силу на протяжении всего сезона, иначе на главные соревнования он просто не попадет, причем сделать это он должен не в ущерб подготовке в целом и, главное, своему здоровью.
3. План должен создавать предпосылки для дальнейшего роста подготовленности и результативности спортсмена в последующих сезонах, а следовательно, пропорционального развития его способностей и укрепления здоровья.
Формулировка этих требований достаточно проста, в то время как их выполнение сопряжено с рядом сложностей. Причем сложности эти возрастают по мере повышения квалификации спортсмена, обострения конкуренции, проявления адаптации к повторяющимся из года в год нагрузкам и т. п.
Эта статья представляет собой попытку осветить нетрадиционный подход к практическому решению вопроса планирования и построения подготовки в годовом цикле с учетом тех реальных сложностей, о которых упоминалось выше. Отправным материалом для обобщения и рекомендаций послужили данные многолетних наблюдений, обследований, естественных педагогических экспериментов и практического опыта. Разумеется, были приняты во внимание основные положения теории и методики спортивной тренировки (Н. Г. Озолин, Л. П. Матвеев, В. П. Филин, Д. Харре и др.), критические замечания в адрес этих положений (А. Н. Воробьев) и конкретные разработки по построению подготовки в гребном спорте (А. П. Силаев, Е. Б. Самсонов, Ю. М. Краснопевцев, Ю. А. Дольник, Н. Н. Озолин и др.).
Отправные положения рационального планирования представляются крайне важными независимо от того, какую концепцию подготовки выберет тренерский коллектив или от-
|
|
дельный тренер в предстоящем сезоне. На блок-схеме (рис. 1) дана последовательность необходимых операций при составлении и оценке эффективности плана подготовки. Исходной операцией при составлении плана является четкая постановка цели подготовки. Цель должна быть конкретной (выполнение определенного временного норматива, завоевание звания чемпиона клуба, города и т. п.) труднодостижимой, но реальной. Важным условием достижения цели является ее конкретизация в модельных характеристиках соревновательной деятельности, показателей тренировочных нагрузок, которые должны быть выполнены, и параметров состояния спортсмена, которое должно быть достигнуто в результате всей подготовки (гоночный вес, ЧСС в покое, скоростно-силовые возможности и т. п.).
Следующей (второй ) операцией является определение условий подготовки, в которых составляемый план будет реализован. Это предполагает уточнение возможностей участия в учебно-тренировочных сборах, наличия материальных ресурсов, оборудования и т. п. Очевидно, что, не располагая этими сведениями, трудно доставить обоснованный план, тем более трудно побудить спортсменов к его выполнению.
Третья операция — определение главных отборочных и проверочных соревнований. Чаще всего эти сведения поступают «сверху», исходя из утвержденного календаря соревнований и установки руководства.
Далее следует определить или уточнить состав исполнителей, участвующих в реализации плана (начальник команды, методист, врач, массажист и т. п.).
Выделение периодов и этапов годового цикла; постановка частных целей в каждом из них:
— определение конкретного содержания каждого этапа (основные средства, методы) методические приемы, объемы нагрузок, временны'е затраты в неделю и в месяц, в некоторых случаях поурочный план);
— определение мероприятий контроля и проверки эффективности хода подготовки на каждом этапе (выбор тестов и контрольных нормативов, согласование содержания и сроков медицинских и биохимических обследований и т. п.).
На этом составление перспективного годового плана завершается, его сущность разъяс- |