Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

МАССОВОСТЬ И МАСТЕРСТВО


ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ ГОДОВОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ ГРЕБЦОВ

   
В. Б. Иссурин, В. Ф. Каверин, кандидаты педагогических наук, Ленинград, Москва
 

Построение годового цикла подготовки было и остается одним из самых острых вопросов, противоречивых, простых в постановке и крайне сложных в реализации. С нашей точки зрения, можно предъявить следующие требования к планированию и построению годовой подготовки:

1. План должен обеспечивать наиболее полное раскрытие способностей спортсмена и достижение им наилучшего результата на главных соревнованиях.

2. План должен учитывать то обстоятельство, что спортсмену необходимо проявить себя в полную силу на протяжении всего сезона, иначе на главные соревнования он просто не попадет, причем сделать это он должен не в ущерб подготовке в целом и, главное, своему здоровью.

3. План должен создавать предпосылки для дальнейшего роста подготовленности и результативности спортсмена в последующих сезонах, а следовательно, пропорционального развития его способностей и укрепления здоровья.

Формулировка этих требований достаточно проста, в то время как их выполнение сопряжено с рядом сложностей. Причем сложности эти возрастают по мере повышения квалификации спортсмена, обострения конкуренции, проявления адаптации к повторяющимся из года в год нагрузкам и т. п.

Эта статья представляет собой попытку осветить нетрадиционный подход к практическому решению вопроса планирования и построения подготовки в годовом цикле с учетом тех реальных сложностей, о которых упоминалось выше. Отправным материалом для обобщения и рекомендаций послужили данные многолетних наблюдений, обследований, естественных педагогических экспериментов и практического опыта. Разумеется, были приняты во внимание основные положения теории и методики спортивной тренировки (Н. Г. Озолин, Л. П. Матвеев, В. П. Филин, Д. Харре и др.), критические замечания в адрес этих положений (А. Н. Воробьев) и конкретные разработки по построению подготовки в гребном спорте (А. П. Силаев, Е. Б. Самсонов, Ю. М. Краснопевцев, Ю. А. Дольник, Н. Н. Озолин и др.).

Отправные положения рационального планирования представляются крайне важными независимо от того, какую концепцию подготовки выберет тренерский коллектив или от-

 

дельный тренер в предстоящем сезоне. На блок-схеме (рис. 1) дана последовательность необходимых операций при составлении и оценке эффективности плана подготовки.

Исходной операцией при составлении плана является четкая постановка цели подготовки. Цель должна быть конкретной (выполнение определенного временного норматива, завоевание звания чемпиона клуба, города и т. п.) труднодостижимой, но реальной. Важным условием достижения цели является ее конкретизация в модельных характеристиках соревновательной деятельности, показателей тренировочных нагрузок, которые должны быть выполнены, и параметров состояния спортсмена, которое должно быть достигнуто в результате всей подготовки (гоночный вес, ЧСС в покое, скоростно-силовые возможности и т. п.).

Следующей (второй ) операцией является определение условий подготовки, в которых составляемый план будет реализован. Это предполагает уточнение возможностей участия в учебно-тренировочных сборах, наличия материальных ресурсов, оборудования и т. п. Очевидно, что, не располагая этими сведениями, трудно доставить обоснованный план, тем более трудно побудить спортсменов к его выполнению.

Третья операция — определение главных отборочных и проверочных соревнований. Чаще всего эти сведения поступают «сверху», исходя из утвержденного календаря соревнований и установки руководства.

Далее следует определить или уточнить состав исполнителей, участвующих в реализации плана (начальник команды, методист, врач, массажист и т. п.).

Выделение периодов и этапов годового цикла; постановка частных целей в каждом из них:

— определение конкретного содержания каждого этапа (основные средства, методы) методические приемы, объемы нагрузок, временны'е затраты в неделю и в месяц, в некоторых случаях поурочный план);

— определение мероприятий контроля и проверки эффективности хода подготовки на каждом этапе (выбор тестов и контрольных нормативов, согласование содержания и сроков медицинских и биохимических обследований и т. п.).

На этом составление перспективного годового плана завершается, его сущность разъяс-

Library   25   Up


Contents

 

Home
   

16419-4.jpg

 

Рис. 1. Блок-схема планирования учебно-тренировочного процесса

 

няется спортсменам, и начинается его реализация. В ходе ее осуществляется текущее планирование подготовки в мезо- и микроциклах, которое основывается на отправных позициях годового цикла, но учитывает реальное состояние спортсменов, данные этапного и текущего контроля, изменения условий подготовки. Необходимо отметить, что текущая корректировка плана и условие его реализации не должны уводить тренера и спортсмена от выбранной методической направленности. Напротив, текущие коррекции нужны как раз для того, чтобы выполнить главные, целевые установки плана.

Итоговая операция — оценка эффективности плана и правильности тех идей, которые были положены в его основу. Естественно, такая оценка предполагает анализ подготовки и выступления команды или спортсмена с учетом всех существенных обстоятельств.

Общепринятое построение годового цикла подкупает своей привычностью и кажущейся простотой, но имеет ряд существенных недостатков. Согласно традиционной схеме, в подготовительном периоде выполняется наибольшая часть работы для повышения уровня базовых качеств: общей выносливости, силы, силовой выносливости. По мере приближения соревновательного периода все более возрастает специализированная направленность упражнений, увеличивается объем скоростных нагрузок. В соревновательном периоде специализация нагрузок еще более возрастает; доля упражнений для повышения или хотя бы поддержания уровня силовых качеств и аэробных способностей, напротив, снижается. Непосредственно перед главными соревнованиями проводится предсоревновательный мезоцикл, на протяжении которого происходят формирование и доводка модели соревновательного прохождения самых ответственных гонок сезона.

Каковы же основные недостатки традиционной схемы?

1. При ее реализации приходится параллельно воздействовать на различные качества, снижая или даже уничтожая эффект одной нагрузки выполнением другой, противоположной направленности. Например, повышение максимальной силы достигается при увеличении мышечной массы, а оно, в свою очередь, происходит в восстановительном периоде после силовых нагрузок с большими отягощениями. Если же в этот период дается нагрузка на специальную или силовую выносливость, сверхвосстановления анаболических гормонов не происходит и мышечная масса не увеличивается. Упражнения для развития скоростных способностей эффективны на фоне хорошего восстановления; работа над специальной и скоростной выносливостью, напротив, приводит к кумуляции (накоплению) утомления.

2. При общепринятом построении используются длительные периоды применения нагрузок одной и той же направленности. В течение

 
Library   26   Up


Contents

 

Home
  16419-5.jpg

 

 

Рис. 2. Пример нетрадиционного мезоциклового планирования года (ЭКО — этапное комплексное обследование)

 

всего подготовительного периода (4 — 5 месяцев) выполняются упражнения на силу, силовую и общую выносливость; спортсмен привыкает к ним, тренировка становится однообразной и монотонной. Работа над техникой в этот период малоэффективна, потому что требует обостренного мышечного чувства, а оно притупляется силовыми и объемными нагрузками. В соревновательном периоде концентрируется подавляющая часть упражнений специальной и скоростной направленности; между тем при многократном и частом повторении одних и тех же упражнений их эффективность снижается.

3. Несмотря на то что в подготовительном периоде выполняется большой объем силовых нагрузок, их последействия все равно не хватает на весь сезон. К главным соревнованиям уровень силовых возможностей гребца неизбежно снижается, то же происходит и с аэробными способностями. Парадокс снижения уровня МПК накануне главных соревнований уже давно не удивляет специалистов в циклических видах спорта. Это объясняется тем, что для поддержания высокого уровня силовых качеств и аэробной производительности необходима целенаправленная тренировка, которая плохо вписывается в программу предсоревновательной подготовки при ее традиционном построении.

Анализируя выделенные недостатки, можно либо совершенствовать построение годового цикла, пытаясь его исправить и дополнить, либо предложить иную основу мезоциклового планирования и построения годового цикла.

 

 

Нетрадиционная модель годового цикла и его мезоструктуры — ее сущность заключается в периодичности и сменности преимущественной направленности тренировки. Эта сменность достигается за счет чередования трех видов мезоциклов: накопительного, трансформирующего и реализационного (см. таблицу). Три мезоцикла сменной направленности образуют этап годового цикла (рис. 2), в свою очередь, этапы объединяются в периоды (подготовительный, соревновательный). Этапное комплексное обследование и соревнование проводятся в конце этапа. Программа и задачи соревнований непосредственно обусловлены задачами периода подготовки и местом этапа в годовом цикле. В подготовительном периоде целесообразно включать в программу прохождение нестандартной увеличенной дистанции (в гребле на байдарках и каноэ — 2000 м), беговые и силовые испытания. В соревновательном периоде этапы планируются с таким расчетом, чтобы важнейшие соревнования оказывались в конце этапа. Последний этап годового цикла, предшествующий главным соревнованиям сезона, называется завершающим этапом подготовки (ЗЭП) и также, как и все предыдущие, включает три мезоцикла.

Особенности и направленность мезоциклов до некоторой степени отражают их наименование. Накопительный мезоцикл осуществляется с целью увеличения двигательного потенциала спортсмена, создания запаса базовых качеств; это как бы весь подготовительный период в миниатюре. В трансформирующем мезоцикле этот потенциал преобразуется в специальную подготовленность; на базе возросшей силы увеличивается силовая выносливость, на основе повысившейся аэробной производительности совершенствуется смешанное аэробно-анаэробное энергообеспечение, увеличивается

Library   27   Up


Contents

 

Home
 

специальная и скоростная выносливость. Наконец, реализационный мезоцикл создает предпосылки для реализации накопительного и трансформированного двигательных потенциалов в соревновательной деятельности. Конечно, реализация эта различна в начале и конце годового цикла, что учитывает и сама программа соревнований. В подготовительном периоде программа соревнований требует реализации общей выносливости, силовых качеств, специальной выносливости на увеличенной гребной дистанции. В соревновательном периоде реализуется уже весь комплекс качеств и технических навыков гребца, составляющий его специальную подготовленность и готовность к конкретным соревнованиям.

Преимущества и недостатки нетрадиционной модели годового цикла рассматриваются прежде всего в сравнении с традиционным построением. Данное мезоцикловое планирование позволяет:

— отказаться от одновременной длительной проработки многих качеств, добиваясь большей концентрации тренирующего воздействия и его четкой направленности на меньшее количество качеств;

— продолжительность мезоциклов (15 — 25 дней) дает возможность использовать оптимальные сроки для создания необходимых пластических, энергетических и координационных перестроек. В эти сроки, как известно, реализуются самые высокие темпы прироста развиваемых качеств, далее темпы прироста снижаются вследствие наступающей адаптации к многократно повторяющемуся раздражителю;

— более частая смена направленности тренировки и ее содержания делает подготовку более интересной, эмоционально насыщенной и привлекательной для спортсменов;

— поскольку объект тренирующего воздей-

 

ствия в каждом мезоцикле сужается, можно повысить действенность и эффективность текущего контроля, фиксируя сдвиги именно тех качеств, на которые оказывается преимущественное воздействие (см. таблицу);

— успешность каждого этапа подготовки можно оценить по данным этапного комплексного обследования (ЭКО) и результатам этапных соревнований; в следующем этапе весь цикл воздействий повторяется на качественно более высоком уровне, что дает возможность исправить недоработки, построить тренировку в каждом мезоцикле, совершенствуя его методику и организацию.

Рассматривая нетрадиционную схему критически, можно отметить два ее недостатка.

При составлении годового плана его, как правило, приходится приспосабливать к календарю соревнований. В разгар сезона соревнования следуют друг за другом с малыми временными интервалами. Их продолжительность недостаточна, чтобы разместить три мезоцикла, даже сократив их длительность. Приходится планировать участие в соревнованиях в трансформирующем мезоцикле либо изменять мезоструктуру в соревновательном периоде.

Концентрация нагрузки определенной направленности в сжатые сроки одного мезоцикла предъявляет повышенные требования к организации тренировки, ее оснащенности спортивными снарядами, тренажерами, средствами контроля. В том случае, когда это условие не выполняется, сложность организации подготовки становится существенным ее недостатком.

Ни один план подготовки не является- гарантией ее успеха; реализация плана — неотъемлемая область приложения педагогического мастерства и творчества тренера.

 

Таблица

Характеристика мезоциклов различной направленности

 

Наименование мезоцикла

накопительный

трансформирующий

реализационный

Направленность

1. Повышение максимальной и скоростной силы

2. Увеличение мышечной массы

3. Увеличение аэробных возможностей

4. Повышение мощности гребка

1. Повышение специальной и скоростной выносливости

2. Повышение силовой выносливости

3. Уменьшение жировой массы

4. Совершенствование техники

1. Комплексное совершенствование специальной подготовленности

2. Повышение скоростных способностей

3. Отработка технико-тактической модели соревновательной дистанции

 

Library   28   Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

 

 

Наименование мезоцикла

накопительный

трансформирующий

реализационный

Основные средства на суше

Упражнения с максимальными и субмаксимальными отягощениями, с большим сопротивлением на тренажерах. Продолжительный равномерный бег (лыжи, плавание)

Упражнения с умеренным и средним отягощением — интервальные и переменные серии, высокая плотность занятий, переменный интервальный бег (лыжи, плавание)

Упражнения для силовой и беговой подготовленности

Основные средства на воде

Продолжительная равномерная и переменная гребля. Гребля с отягощением, средним и большим сопротивлением тормоза

Переменная и интервальная, продолжительная равномерная гребля, упражнения с умеренным и средним сопротивлением тормоза

Интервальная переменная, интервальная и повторная гребля, контрольные прохождения

Текущий контроль (основные средства)

1. Определение максимальной силы (жим, тяга лежа и т. п.)

2. Контрольное прохождение с отягощением лодки

3. Прохождение дистанции 5000 и 10000м

4. Беговые испытания

5. Измерение веса (состава тела)

1. Тестирование на тренажере

2. Жим и тяга лежа в течение 2 мин

3. Повторное контрольное прохождение с определением реакции на нагрузку (ЧСС, лактат и т. п.)

4. Определение содержания мочевины в крови

5. Контроль нагрузки по уровню лактата

6. ЭКГ по показаниям

7. Измерение веса (состава тела)

1. Контрольное прохождение соревновательной дистанции

2. Повторные кратковременные прохождения отрезков (например, 4x20 с)

3. Контроль нагрузок по уровню лактата

4. Определение содержания мочевины в крови

5. ЭКГ по показаниям

 

 

ПРЕДСТАРТОВАЯ РАЗМИНКА И ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТОЯНИЯ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

   
С. М. Веселков, мастер спорта СССР,
Ю. А. Дольник, кандидат педагогических наук, Ленинград
 

Резко возросшая конкуренция в главных соревнованиях предопределила особое внимание к проблемам предсоревновательной подготовки гребцов. Из практики известно, что нередко в менее ответственных соревнованиях многие спортсмены показывают очень высокий результат и значительно снижают его в более важных гонках. Причиной этого может служить наличие у гребцов неблагоприятного психического состояния, одним из главных признаков которого считается чрезмерный и недостаточный уровень эмоционального возбуждения. Эмоциональное возбуждение, возникающее у спортсменов перед соревнованиями, является одним из основных факторов успешности их деятельности. Поэтому регулирование

 

уровня эмоционального возбуждения у гребцов является важной задачей при подготовке к соревнованию.

В целях саморегуляции эмоционального состояния можно использовать специально организованную разминку, являющуюся важнейшим средством полной реализации высокого уровня тренированности и двигательного потенциала гребца.

Среди разновидностей предстартового состояния выделяют три основные: боевая готовность, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия. Физиологическая боевая готовность характеризуется оптимальными изменениями в функциональном состоянии центральной нервной системы спортсмена, предстарто-

Library   29   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало