|
Практика показала целесообразность этого, так как младшие, общаясь со старшими, тренируясь рядом, а зачастую и в одной лодке, быстрее взрослеют, учатся серьезному отношению к жизни, учебе, тренировкам. Так мы осуществляем принцип преемственности в отношении спортсменов. Не менее важен он и в отношении тренеров, сменяемость которых в юношеской сборной столь же часта, как и спортсменов. Сборная команда страны является для молодого тренера своеобразной школой, где большую помощь оказывает бригадный метод работы. Обычно бригады возглавляют тренеры, имеющие опыт подготовки команд к чемпионатам мира и ФИСА. Совместная работа по комплектованию и подготовке экипажей помогает быстрее расти молодым и не позволяет успокаиваться маститым.
Если говорить о координации планирования учебной и учебно-тренировочной работы, то она реализуется на основе принципа, который может быть сформулирован так: осенне-зимний период — тренировка «от учебы», весенне-летний — учеба «от тренировки».
Такой принцип можно осуществить на основе индивидуальных учебных планов, по которым занимаются учащиеся ШИСП и спецклассов. Планируется организация классных и индивидуальных занятий на местах учебно-тренировочных сборов.
Одной из центральных задач учебно-тренировочной работы в сборной команде СССР, помимо задачи достижения высоких спортивных результатов, является воспитательная работа. Ее основная цель — формирование современного советского человека. Поэтому в рассматриваемой нами системе спорт выступает в качестве одного из средств воспитания грамотного, волевого и целеустремленного современного молодого человека, формирования его личности в духе коммунистической морали.
Роль воспитательной работы в сборной команде СССР возросла в связи с активизацией идеологического противоборства двух систем и недопустимостью компромиссов в борьбе двух мировоззрений. Выезжая за рубеж, спортсмены и тренеры сборной команды оказываются на переднем крае этой борьбы и должны быть готовы к ней.
Воспитательная работа проводится со спортсменами: 1. На тренировках. 2. В соревнованиях. 3. В учебе.
Проводится как общая, так и индивидуальная воспитательная работа.
Задачей индивидуальной воспитательной работы является формирование специфических основ характера спортсмена. Общая воспитательная работа предполагает формирование взглядов и убеждений спортсмена.
К средствам индивидуальной воспитательной работы относятся:
1. Постоянный контроль и организационная помощь в учебе.
|
|
2. Укрепление дисциплины на тренировках, во время учебы, при проведении организационных мероприятий.
3. Воспитание собранности и целеустремленности в любом виде деятельности (будь то тренировка, учеба или общественная работа).
4. Воспитание ответственности перед коллективом сборной команды СССР.
5. Формирование психологической готовности.
К средствам общей воспитательной работы относятся:
1. Проведение политинформаций и политбесед.
2. Участие в комсомольских мероприятиях.
3. Укрепление комсомольской дисциплины.
4. Участие в агитационно-художественной работе.
5. Пропаганда учебы и спорта среди молодежи.
6. Развитие чувства взаимной требовательности и ответственности.
7. Организация встреч с ветеранами войны, труда и спорта, ведущими спортсменами,
тренерами, известными людьми.
8. Организация торжественного посвящения в члены сборной команды СССР.
Наблюдение за процессом воспитательной работы ведется с помощью самоконтроля,
общественного контроля и системы оценок.
Воспитательная работа начинается с первого организационного собрания кандидатов
в сборную команду и продолжается «до выпуска» из сборной.
В этом емком и трудном процессе большую помощь тренерам оказывают совет
капитанов и комсомольское бюро внеуставной комсомольской организации сборной
команды СССР.
«Схема» воспитательной работы, отработанная нами, достаточно строга, но мы не
следуем ей формально, стараясь постоянно поддерживать в коллективе сборной
благоприятный психологический климат, обстановку здорового соревнования,
взаимной поддержки и выручки. Это в немалой степени помогает школьникам,
студентам — кандидатам в сборную преодолевать трудности, которые возникают у них
в связи с необходимостью сочетать напряженные учебные (по программе средней
школы или вуза) и учебно-тренировочные занятия (по планам сборной команды СССР).
Приведенный перечень мероприятий, проводимых в юношеской сборной, безусловно, не
полный. Это лишь основные узловые моменты, на базе которых строится ее работа.
Помимо этого мы серьезно занимались планированием учебно-тренировочного
процесса, помня о том, что в настоящее время нагрузки в академической гребле
почти исчерпали резервы дальнейшего роста (особенно по объему) и теперь
эффективность тренировочного процесса все в большей степени зависит от
|
|