Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

(ЦСКА) — первый тренер Алексея — научил его управлять лодкой, самозабвенно трудиться, переносить первые горечи поражений и радость побед, привил любовь к этому трудному

За человеческие качества, общительность виду спорта.

Разглядев в шустром коренастом пареньке талантливого гребца, тренер посоветовал ему вести дальнейшую свою подготовку в интернате.

Тренер школы А. В. Гришин, принимая эстафету, научил его многому: помог организовать режим дня, правильно и своевременно готовиться к ответственным соревнованиям, закладывая базу для дальнейшего роста спортивного мастерства, чтобы войти в состав сборной команды СССР равноправным ее членом.

 

В сборной команде страны — на следующей ступени к мастерству — А. Жукова принял заслуженный тренер СССР В. Д. Малюков. Внимательное отношение, сочетающееся с большой требовательностью, успешное решение технических задач, грамотные тактические советы, помощь в самые трудные минуты повлияли на формирование у Алексея хорошего мышления гонщика и высокой готовности к соревнованиям.

Много еще будет спортсменов, которые пройдут эти этапы подготовки. Московская общеобразовательная школа со спортивным уклоном № 6 широко распахивает двери для юношей и девушек с 7-го класса, желающих заниматься греблей.

 

 

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ЮНОШЕЙ

   
Э. М. Алексеенко, заслуженный тренер СССР, Москва
 

Вот уже на протяжении ряда лет план юношеской сборной команды СССР по академической гребле начинается со следующих слов: «Целью работы юношеской команды является подготовка качественного резерва для основного состава сборной команды СССР...»

Одной из важнейших задач является и успешное выступление на столь престижном соревновании, как чемпионат ФИСА среди юношей.

Специалистам, без сомнения, ясно, что успешно решить обе задачи достаточно сложно, так как для решения первой — нужны неторопливость, основательность в воспитании базовых физических качеств гребца без форсирования специальной выносливости, а для решения второй — более активные формы подготовки.

К спортивным мероприятиям, проводимым нами для решения этих задач, относятся:

1. Отбор кандидатов.

2. Работа над преемственностью гребцов и тренеров в сборной команде.

3. Координация учебной (по программе средней школы, ПТУ, вуза) и учебно-тренировочной работы (по планам сборной СССР).

4. Воспитательная работа.

В основе работы по отбору кандидатов, проводимой при ежегодном формировании команды, лежат спортивные результаты, показанные спортсменами в различных возрастных группах, и модельные характеристики гребцов, способных показывать высокие результаты на олимпийских играх, чемпионатах мира и чемпионатах ФИСА.

 

В целях наиболее целенаправленного использования генетических возможностей гребца необходимо помнить, что в возрасте до 20 лет в данном виде спорта различают две группы: акселераты (А) и юноши с нормальным развитием (Н). В связи с этим возрастает роль углубленного медицинского обследования, проводимого ежегодно, этапных обследований и особенно текущего врачебного и педагогического контроля. Большое значение имеет и гибкое, «по спортсмену», планирование тренировочного процесса, так как, имея разный генетический потенциал морфофункционального развития, А и Н требуют и разного отношения к тренировочным нагрузкам. Гребцы Н могут с большим успехом участвовать в чемпионатах ФИСА и в дальнейшем войти в состав сборной СССР, но их генетические возможности, как правило, ниже, чем у А. Акселераты же после умеренной тренировки в течение ряда лет затянувшегося пубертатного периода, становясь взрослыми, могут приспосабливаться к возрастающим тренировочным нагрузкам в соответствии со своими росто-весовыми данными. Перспектива у группы А предпочтительнее, чем у Н.

Дифференциация по указанным группам — процесс сложный, не решаемый быстро. Еще более сложным является выработка индивидуальной стратегии подготовки каждого гребца, учитывающей интересы подготовки как экипажей, так и сборной команды в целом.

В связи с этим мы придаем большое значение привлечению в сборную команду юношей, имеющих возрастной запас в 2 — 3 года.

Library   66   Up


Contents

 

Home
 

Практика показала целесообразность этого, так как младшие, общаясь со старшими, тренируясь рядом, а зачастую и в одной лодке, быстрее взрослеют, учатся серьезному отношению к жизни, учебе, тренировкам. Так мы осуществляем принцип преемственности в отношении спортсменов. Не менее важен он и в отношении тренеров, сменяемость которых в юношеской сборной столь же часта, как и спортсменов. Сборная команда страны является для молодого тренера своеобразной школой, где большую помощь оказывает бригадный метод работы. Обычно бригады возглавляют тренеры, имеющие опыт подготовки команд к чемпионатам мира и ФИСА. Совместная работа по комплектованию и подготовке экипажей помогает быстрее расти молодым и не позволяет успокаиваться маститым.

Если говорить о координации планирования учебной и учебно-тренировочной работы, то она реализуется на основе принципа, который может быть сформулирован так: осенне-зимний период — тренировка «от учебы», весенне-летний — учеба «от тренировки».

Такой принцип можно осуществить на основе индивидуальных учебных планов, по которым занимаются учащиеся ШИСП и спецклассов. Планируется организация классных и индивидуальных занятий на местах учебно-тренировочных сборов.

Одной из центральных задач учебно-тренировочной работы в сборной команде СССР, помимо задачи достижения высоких спортивных результатов, является воспитательная работа. Ее основная цель — формирование современного советского человека. Поэтому в рассматриваемой нами системе спорт выступает в качестве одного из средств воспитания грамотного, волевого и целеустремленного современного молодого человека, формирования его личности в духе коммунистической морали.

Роль воспитательной работы в сборной команде СССР возросла в связи с активизацией идеологического противоборства двух систем и недопустимостью компромиссов в борьбе двух мировоззрений. Выезжая за рубеж, спортсмены и тренеры сборной команды оказываются на переднем крае этой борьбы и должны быть готовы к ней.

Воспитательная работа проводится со спортсменами: 1. На тренировках. 2. В соревнованиях. 3. В учебе.

Проводится как общая, так и индивидуальная воспитательная работа.

Задачей индивидуальной воспитательной работы является формирование специфических основ характера спортсмена. Общая воспитательная работа предполагает формирование взглядов и убеждений спортсмена.

К средствам индивидуальной воспитательной работы относятся:

1. Постоянный контроль и организационная помощь в учебе.

 

2. Укрепление дисциплины на тренировках, во время учебы, при проведении организационных мероприятий.

3. Воспитание собранности и целеустремленности в любом виде деятельности (будь то тренировка, учеба или общественная работа).

4. Воспитание ответственности перед коллективом сборной команды СССР.

5. Формирование психологической готовности.

К средствам общей воспитательной работы относятся:

1. Проведение политинформаций и политбесед.

2. Участие в комсомольских мероприятиях.

3. Укрепление комсомольской дисциплины.

4. Участие в агитационно-художественной работе.

5. Пропаганда учебы и спорта среди молодежи.

6. Развитие чувства взаимной требовательности и ответственности.

7. Организация встреч с ветеранами войны, труда и спорта, ведущими спортсменами, тренерами, известными людьми.

8. Организация торжественного посвящения в члены сборной команды СССР.

Наблюдение за процессом воспитательной работы ведется с помощью самоконтроля, общественного контроля и системы оценок.

Воспитательная работа начинается с первого организационного собрания кандидатов в сборную команду и продолжается «до выпуска» из сборной.

В этом емком и трудном процессе большую помощь тренерам оказывают совет капитанов и комсомольское бюро внеуставной комсомольской организации сборной команды СССР.

«Схема» воспитательной работы, отработанная нами, достаточно строга, но мы не следуем ей формально, стараясь постоянно поддерживать в коллективе сборной благоприятный психологический климат, обстановку здорового соревнования, взаимной поддержки и выручки. Это в немалой степени помогает школьникам, студентам — кандидатам в сборную преодолевать трудности, которые возникают у них в связи с необходимостью сочетать напряженные учебные (по программе средней школы или вуза) и учебно-тренировочные занятия (по планам сборной команды СССР).

Приведенный перечень мероприятий, проводимых в юношеской сборной, безусловно, не полный. Это лишь основные узловые моменты, на базе которых строится ее работа.

Помимо этого мы серьезно занимались планированием учебно-тренировочного процесса, помня о том, что в настоящее время нагрузки в академической гребле почти исчерпали резервы дальнейшего роста (особенно по объему) и теперь эффективность тренировочного процесса все в большей степени зависит от

 
Library   67   Up


Contents

 

Home
 

умелого определения оптимальных пропорций в суммарном объеме тренировочной нагрузки.

Для определения этих пропорций, на наш взгляд, надо прежде всего добиться стабильности тренировочных циклов. Мы начали со стабилизации микроструктуры — структуры отдельного тренировочного занятия и микроциклов (Л. П. Матвеев, 1970), предъявляя ко всем циклам общее требование — они все должны иметь четко сформулированную целевую направленность. Нами был выбран семидневный микроцикл, состоящий из двух трехдневных полумикроциклов, имеющих одинаковую направленность каждого дня, два из которых — нагрузочные, один — разгрузочный.

Направленность работы микроциклов:

1 — 4-й день — работа по развитию быстроты, быстрой силы, максимальной скорости;

2 — 5-й день — развитие силовой и специальной силовой выносливости;

3 — 6-й день — «связующая», «ходовая», «выравнивающая» и «откатная» (компенсирующая) работа.

Субъективная нагрузка по дням микроцикла:

1 — 4-й день — 80 — 85% от максимальной в цикле;

2 — 5-й день — максимальная, т. е. 90 — 100%;

3 — 6-й день — 70 — 75% от максимальной;

7-й день — отдых.

Для каждого дня микроцикла разрабатывались тренировочные программы (несколько вариантов), учитывающие как период тренировки, так и задачи микроциклов и мезоциклов.

В частности, если в подготовительном пе-

 

риоде только один день в неделю (5-й) выделялся для тренировок, моделирующих соревновательную деятельность, то в соревновательном периоде таких дней в неделю два — 4-й и 5-й.

Одно- или двухдневные соревнования «вписывались» в построение микроциклов (4 — 5-й дни). Для более длительных соревнований составлялись программы специальной подготовки с сохранением направленности дней соревнований.

Так обстоит дело с недельным планированием.

Годичный цикл подготовки состоит из трех макроциклов, каждый из которых заканчивается всесоюзными или международными соревнованиями.

Первый макроцикл — «втягивающий» — заканчивается всесоюзными осенними соревнованиями; второй — «подготовительный» — всесоюзными (весенними) соревнованиями; третий — «соревновательный» — чемпионатом ФИСА.

Второй и третий макроциклы состоят из двух этапов: базового (фундаментальной подготовки) и реализации (формирования спортивной формы).

Этап реализации второго макроцикла моделирует по структуре этап непосредственной подготовки к чемпионату ФИСА.

Стабильная структура годичного цикла в сочетании с перечисленными выше организационными мероприятиями — обязательное условие для решения поставленной перед нами задачи — подготовки резерва для основной сборной команды СССР.

 

 

ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТА

   
А. Рябов, кандидат философских наук, Москва
 

Необходимость и важность воспитательной работы среди спортсменов независимо от места их пребывания (на тренировках или соревнованиях) не требует доказательств. Однако на сборах, где спортсмены живут в одном коллективе в течение длительного времени, вопросы их воспитания приобретают особую актуальность и значимость. Политико-воспитательную работу на сборах нельзя рассматривать как какой-то отдельный, изолированный участок работы или обособленный процесс. Она осуществляется ежедневно, постоянно с момента прибытия спортсменов на сбор и до их отъезда. Четкость подготовки и проведения самого сбора во всех его деталях оказывает большое воспитательное и дисциплинирующее воздействие на спортсменов.

Требование сознательного соблюдения спортсменами распорядка дня и общего спор-

 

тивного режима, уважительного отношения к товарищам, коллективу, к окружающим; проведение тренировочных занятий при любых погодных условиях, экскурсий на крупнейшие производственные предприятия, встреч со знатными людьми, посещение театров, музеев, издание стенной газеты, проведение политинформации, вечеров самодеятельности, оказание практической помощи колхозам и совхозам и другие мероприятия — все это способствует формированию и гармоничному развитию личности спортсмена.

Поэтому лица, ответственные за проведение сбора, обязаны творчески подходить к составлению плана политико-воспитательных и культурно-массовых мероприятий, критически оценивая степень их положительного воздействия на спортсменов.

Чем лучше поставлена воспитательная ра-

Library   68   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало