Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

спортсменам-гребцам на протяжении одного соревновательного дня приходится стартовать на одной или нескольких дистанциях с учетом предварительных, полуфинальных, финальных и «утешительных» заездов, т. е. по нескольку раз в день. В промежутках между заездами спортсмену необходимо как можно лучше восстановить свои силы к последующему старту.

Восстановление работоспособности мышечного аппарата спортсменов после напряженной работы протекает быстро при его максимальном расслаблении (В. М. Зациорскин, 1977; Л. П. Матвеев, 1979, и др.). Для лучшего расслабления мышечного аппарата гребцам необходимо знать, какую оптимальную позу своего тела и положение его звеньев и частей нужно принять в короткие промежутки отдыха между стартами.

Определение эффективности произвольного расслабления отдельных мышечных групп проводилось нами по методике В. М. Зациорского и А. С. Аруина с помощью электромиотономера Уфлянда. Взаиморасположение частей тела и его звеньев определялось с помощью гониометра. В исследованиях приняло участие около 50 спортсменов-гребцов Херсонского облсовета «Буревестник» и ШВСМ.

Были выявлены наиболее оптимальные расположения звеньев частей тела у гребцов на байдарках и каноэ для максимального расслабления мышц:

для мышц спины — сведение лопаток;

 

для мышц грудной клетки — оптимальное сведение плеч вперед;

для мышц брюшного пресса — наклон туловища вперед на 10 — 15°;

для мышц кистей рук — пальцы произвольно согнуты, угол между запястьем и предплечьем в пределах 120 — 140°;

для мышц плеча и предплечья — угол между ними должен составлять около 100 — 120°, кисть руки произвольно премирована ладонью к собственному туловищу.

Таким образом, оптимально удобными позами для расслабления отдельных мышечных групп гребцов являются:

для мышц спины — лежа на спине, руки запрокинуты назад ладонями вверх;

для мышц плеч и предплечья — лежа или сидя, руки произвольно согнуты в локтях;

для мышц брюшного пресса — наклоны туловища вперед из положения сидя, лежа на спине или на боку.

Наши наблюдения и проведенные тонометрические исследования показали, что знание спортсменами оптимальных поз (расположений звеньев и частей своего тела) способствует выработке умения быстро расслабляться в промежутках краткосрочного отдыха между стартами.

Умение расслаблять мышечную систему приводит к ускоренному восстановлению гребцов между соревнованиями, способствует достижению оптимальной мобилизационной готовности к каждому старту.

 

 

НА ПУТИ В БОЛЬШОЙ СПОРТ

   
А. Г. Сираев, старший тренер по гребле на байдарках и каноэ
 

В нашей стране существует в настоящее время много организационных форм спортивной подготовки гребцов разного возраста: ДЮСШ, спецклассы, центры олимпийской подготовки, сборные команды обществ и страны. Особо следует выделить подготовку в таких школах, где учащиеся получают возможность гармонически сочетать спорт и учебу в течение 4 — 5 лет, приобретая базу общей и специальной подготовки для дальнейшего роста мастерства.

Московская общеобразовательная школа со спортивным уклоном № 6 в 1977 г. объявила первый набор юношей и девушек, желающих совершенствовать свое мастерство в гребле на байдарках и каноэ. За это время из стен школы вышли хорошие молодые спортсмены, достигшие вершин на первенстве Европы среди юниоров (В. Сорокин, М. Зве-

 

рев, Г. Фролова), а также многие победители всесоюзных соревнований (С. Кузнецов, С. Курочкин, В. Дубовицкий, И. Юршев, А. Сидоренко, В. Олегов, А. Якушев, Ю. Морозов, В. Волков, Э. Петров, В. Гребенев, М. Блинов). Хорошо зарекомендовал себя учащийся 10-го класса Алексей Жуков, прошедший несколько этапов спортивной подготовки. Как и все мальчишки, он увлеченно занимался то одним, то другим видом спорта. Желание утвердить себя, проявить двигательные способности приводило его на занятия в секции. Редко так бывает, но Алексей прошел предварительно циклическую подготовку. В 9 лет он начал заниматься греблей на байдарках, с 10 до 12 лет увлекался лыжным спортом. Сложные координационные виды манили его, и, неоднократно наблюдая за греблей каноистов, он решил связать свою судьбу с легкой лод-

Library   64   Up


Contents

 

Home
   

Совершенствование техники гребли в гребном бассейне

кой, где продвижение и управление осуществляется лишь одним веслом.

Огромное желание утвердиться в гребном спорте, работать серьезно и целенаправленно, советы тренера привели его к тому, что он из средней общеобразовательной школы № 818 переходит в общеобразовательную школу со спортивным уклоном № 6.

Прекрасно оборудованные классы с техническими средствами обучения, компактность и срочная информативность всех служб способствуют качественному усвоению и выполнению учащимися требований школьной программы и всевозрастающих требований спортивной подготовки.

Эта школа для многих стала вторым домом. Здесь не только все благоустроено для плодотворной работы, но и есть чем заняться в минуты досуга. В распоряжении учащихся — зал библиотеки, для них организовываются вечера отдыха, дискотеки, просмотры художест-

 

венных фильмов и фильмов о спортсменах, о технике ведущих гребцов.

Попав в коллектив единомышленников — спортсменов и тренеров, А. Жуков креп физически и морально, улучшая свою спортивную готовность.

Редкая работоспособность, бойцовские качества, хорошая спортивная подготовка позволили Алексею, несмотря на перенесенную травму бедра, в 1982 г. выиграть первенство СССР среди учащихся спецклассов и интернатов.

Клятву спортсмена — отдавать все свои силы для достижения высшего спортивного мастерства, которую принимают все учащиеся школы, А. Жуков выполняет с честью.

За достигнутые успехи в 1982 г. А. Жуков был включен в состав молодежной сборной команды СССР и через год сумел достичь своей юношеской мечты — стал победителем в заезде каноэ-семерок на первенстве Европы. За человеческие качества, общительность сборная команда избрала его комсоргом.

Рядом с ним плечом к плечу трудился тренерский коллектив. В ДЮСШ В. В. Степанов

Library   65   Up


Contents

 

Home
 

(ЦСКА) — первый тренер Алексея — научил его управлять лодкой, самозабвенно трудиться, переносить первые горечи поражений и радость побед, привил любовь к этому трудному

За человеческие качества, общительность виду спорта.

Разглядев в шустром коренастом пареньке талантливого гребца, тренер посоветовал ему вести дальнейшую свою подготовку в интернате.

Тренер школы А. В. Гришин, принимая эстафету, научил его многому: помог организовать режим дня, правильно и своевременно готовиться к ответственным соревнованиям, закладывая базу для дальнейшего роста спортивного мастерства, чтобы войти в состав сборной команды СССР равноправным ее членом.

 

В сборной команде страны — на следующей ступени к мастерству — А. Жукова принял заслуженный тренер СССР В. Д. Малюков. Внимательное отношение, сочетающееся с большой требовательностью, успешное решение технических задач, грамотные тактические советы, помощь в самые трудные минуты повлияли на формирование у Алексея хорошего мышления гонщика и высокой готовности к соревнованиям.

Много еще будет спортсменов, которые пройдут эти этапы подготовки. Московская общеобразовательная школа со спортивным уклоном № 6 широко распахивает двери для юношей и девушек с 7-го класса, желающих заниматься греблей.

 

 

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ЮНОШЕЙ

   
Э. М. Алексеенко, заслуженный тренер СССР, Москва
 

Вот уже на протяжении ряда лет план юношеской сборной команды СССР по академической гребле начинается со следующих слов: «Целью работы юношеской команды является подготовка качественного резерва для основного состава сборной команды СССР...»

Одной из важнейших задач является и успешное выступление на столь престижном соревновании, как чемпионат ФИСА среди юношей.

Специалистам, без сомнения, ясно, что успешно решить обе задачи достаточно сложно, так как для решения первой — нужны неторопливость, основательность в воспитании базовых физических качеств гребца без форсирования специальной выносливости, а для решения второй — более активные формы подготовки.

К спортивным мероприятиям, проводимым нами для решения этих задач, относятся:

1. Отбор кандидатов.

2. Работа над преемственностью гребцов и тренеров в сборной команде.

3. Координация учебной (по программе средней школы, ПТУ, вуза) и учебно-тренировочной работы (по планам сборной СССР).

4. Воспитательная работа.

В основе работы по отбору кандидатов, проводимой при ежегодном формировании команды, лежат спортивные результаты, показанные спортсменами в различных возрастных группах, и модельные характеристики гребцов, способных показывать высокие результаты на олимпийских играх, чемпионатах мира и чемпионатах ФИСА.

 

В целях наиболее целенаправленного использования генетических возможностей гребца необходимо помнить, что в возрасте до 20 лет в данном виде спорта различают две группы: акселераты (А) и юноши с нормальным развитием (Н). В связи с этим возрастает роль углубленного медицинского обследования, проводимого ежегодно, этапных обследований и особенно текущего врачебного и педагогического контроля. Большое значение имеет и гибкое, «по спортсмену», планирование тренировочного процесса, так как, имея разный генетический потенциал морфофункционального развития, А и Н требуют и разного отношения к тренировочным нагрузкам. Гребцы Н могут с большим успехом участвовать в чемпионатах ФИСА и в дальнейшем войти в состав сборной СССР, но их генетические возможности, как правило, ниже, чем у А. Акселераты же после умеренной тренировки в течение ряда лет затянувшегося пубертатного периода, становясь взрослыми, могут приспосабливаться к возрастающим тренировочным нагрузкам в соответствии со своими росто-весовыми данными. Перспектива у группы А предпочтительнее, чем у Н.

Дифференциация по указанным группам — процесс сложный, не решаемый быстро. Еще более сложным является выработка индивидуальной стратегии подготовки каждого гребца, учитывающей интересы подготовки как экипажей, так и сборной команды в целом.

В связи с этим мы придаем большое значение привлечению в сборную команду юношей, имеющих возрастной запас в 2 — 3 года.

Library   66   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало