|
||||
спортсменам-гребцам на протяжении одного соревновательного дня приходится стартовать на одной или нескольких дистанциях с учетом предварительных, полуфинальных, финальных и «утешительных» заездов, т. е. по нескольку раз в день. В промежутках между заездами спортсмену необходимо как можно лучше восстановить свои силы к последующему старту. Восстановление работоспособности мышечного аппарата спортсменов после напряженной работы протекает быстро при его максимальном расслаблении (В. М. Зациорскин, 1977; Л. П. Матвеев, 1979, и др.). Для лучшего расслабления мышечного аппарата гребцам необходимо знать, какую оптимальную позу своего тела и положение его звеньев и частей нужно принять в короткие промежутки отдыха между стартами. Определение эффективности произвольного расслабления отдельных мышечных групп проводилось нами по методике В. М. Зациорского и А. С. Аруина с помощью электромиотономера Уфлянда. Взаиморасположение частей тела и его звеньев определялось с помощью гониометра. В исследованиях приняло участие около 50 спортсменов-гребцов Херсонского облсовета «Буревестник» и ШВСМ. Были выявлены наиболее оптимальные расположения звеньев частей тела у гребцов на байдарках и каноэ для максимального расслабления мышц: для мышц спины — сведение лопаток; |
для мышц грудной клетки — оптимальное сведение плеч вперед; для мышц брюшного пресса — наклон туловища вперед на 10 — 15°; для мышц кистей рук — пальцы произвольно согнуты, угол между запястьем и предплечьем в пределах 120 — 140°; для мышц плеча и предплечья — угол между ними должен составлять около 100 — 120°, кисть руки произвольно премирована ладонью к собственному туловищу. Таким образом, оптимально удобными позами для расслабления отдельных мышечных групп гребцов являются: для мышц спины — лежа на спине, руки запрокинуты назад ладонями вверх; для мышц плеч и предплечья — лежа или сидя, руки произвольно согнуты в локтях; для мышц брюшного пресса — наклоны туловища вперед из положения сидя, лежа на спине или на боку. Наши наблюдения и проведенные тонометрические исследования показали, что знание спортсменами оптимальных поз (расположений звеньев и частей своего тела) способствует выработке умения быстро расслабляться в промежутках краткосрочного отдыха между стартами. Умение расслаблять мышечную систему приводит к ускоренному восстановлению гребцов между соревнованиями, способствует достижению оптимальной мобилизационной готовности к каждому старту. |
|||
|
||||
А. Г. Сираев, старший тренер по гребле на байдарках и каноэ |
||||
В нашей стране существует в настоящее время много организационных форм спортивной подготовки гребцов разного возраста: ДЮСШ, спецклассы, центры олимпийской подготовки, сборные команды обществ и страны. Особо следует выделить подготовку в таких школах, где учащиеся получают возможность гармонически сочетать спорт и учебу в течение 4 — 5 лет, приобретая базу общей и специальной подготовки для дальнейшего роста мастерства. Московская общеобразовательная школа со спортивным уклоном № 6 в 1977 г. объявила первый набор юношей и девушек, желающих совершенствовать свое мастерство в гребле на байдарках и каноэ. За это время из стен школы вышли хорошие молодые спортсмены, достигшие вершин на первенстве Европы среди юниоров (В. Сорокин, М. Зве- |
рев, Г. Фролова), а также многие победители всесоюзных соревнований (С. Кузнецов, С. Курочкин, В. Дубовицкий, И. Юршев, А. Сидоренко, В. Олегов, А. Якушев, Ю. Морозов, В. Волков, Э. Петров, В. Гребенев, М. Блинов). Хорошо зарекомендовал себя учащийся 10-го класса Алексей Жуков, прошедший несколько этапов спортивной подготовки. Как и все мальчишки, он увлеченно занимался то одним, то другим видом спорта. Желание утвердить себя, проявить двигательные способности приводило его на занятия в секции. Редко так бывает, но Алексей прошел предварительно циклическую подготовку. В 9 лет он начал заниматься греблей на байдарках, с 10 до 12 лет увлекался лыжным спортом. Сложные координационные виды манили его, и, неоднократно наблюдая за греблей каноистов, он решил связать свою судьбу с легкой лод- |
|||
64 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |