|
общественного прогресса и обстоятельно раскрыть пути его достижения, выделить общие закономерности строительства социализма.
Отсюда вытекают и рекомендации относительно форм занятий: групповые и индивидуальные беседы, подготовка докладов и проведение дискуссий, формирование личных библиотечек марксистско-ленинской литературы, чтение спецкурсов и проведение спецсеминаров.
Учитывая тот факт, что проведение эффективной идейно-воспитательной работы — процесс продолжительный по времени, можно было бы рекомендовать чтение, например, следующих спецкурсов (в дальнейшем, тематика спецкурсов может быть расширена с учетом конкретных пожеланий слушателей):
«Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии» по материалам июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС (4 — 5 лекций).
«Общество и личность в условиях научно-технической революции» (3 — 4 лекции).
«Советский образ жизни» (2 — 3 лекции).
«Идеологическая борьба на современном этапе» (4 — 5 лекций).
В этой программе важно также предусмотреть:
а) изучение Конституции СССР, материалов XXVI съезда КПСС, пленумов ЦК КПСС;
б) работу над отдельными произведениями классиков марксизма-ленинизма, текстами выступлений руководителей КПСС и Советского государства;
в) создание лектория «По странам и континентам».
В зависимости от продолжительности цикла подготовки спортсменов следует предложить и разработать по меньшей мере три программы на тему формирования марксистско-ленинского мировоззрения, рассчитанные на 6 месяцев, один и два года.
Наиболее эффективным направлением общественно-политической подготовки спортсменов на сборах является изучение советской действительности в местах пребывания спортсменов и привлечение их к общественно-политическим мероприятиям, проводимым республиканскими, областными, районными организациями.
Изучению советской действительности способствуют:
— посещение Выставки достижений народного хозяйства, промышленных предприятий, учреждений и организаций здравоохранения, народного образования и культуры;
— экскурсии по историко-революционным местам, боевой и трудовой славы советского народа;
— встречи с участниками Великой Октябрьской социалистической революции, ветеранами партии и комсомола, Великой Отечест-
|
|
венной войны, передовиками коммунистического строительства;
— участие в интернациональных собраниях и митингах в поддержку борьбы КПСС и Советского государства за разрядку напряженности и сохранение мира, национально-освободительной борьбы народов Азии, Африки и Латинской Америки.
В целях развития активности и общественно-политических навыков спортсмены привлекаются к участию в общественно полезном груде (например, в ленинских субботниках и воскресниках), к подготовке и выступлениям с докладами на встречах с рабочими промышленных предприятий и совхозов, студентами, комсомольцами и пионерами.
Культурно-эстетическое и нравственное воспитание ставит своей целью ознакомление спортсменов-гребцов с культурно-эстетическим наследием нашего народа, достижениями культуры и искусства народов СССР за годы социалистического и коммунистического строительства, с нормами коммунистической морали; воспитание в них чувства интернационализма, коллективизма, социалистического отношения к труду и общественной собственности; преодоление частнособственнических тенденций и индивидуализма.
Нравственное воспитание не может быть успешным без деловой, принципиальной, конструктивной критики и самокритики: любое проявление неорганизованности, безответственности расхолаживает людей, отрицательно сказывается на их социальной активности.
Возвращаясь к методике культурно-эстетического и нравственного воспитания спортсменов, необходимо в планы этого направления идейно-воспитательной работы на сборах включать следующие мероприятия:
— участие спортсменов в праздновании памятных дат Советского государства;
— знакомство с системой воспитания и образования в СССР (посещение яслей, детских садов, школ, ПТУ, домов культуры, Дворцов пионеров и школьников);
ознакомление с культурной жизнью страны (посещение домов работников искусств, писателей, художников, композиторов; театральных и художественных студий, театров, концертных залов, музеев, художественных выставок, кинотеатров, участие во встречах с деятелями культуры и искусства);
— знакомство с местами пребывания (республиканскими, районными центрами), их историей и культурным наследием;
— экскурсионные поездки в города-герои;
— участие в художественной самодеятельности и т. д.
Среди множества мероприятий, способствующих гармоничному воспитанию спортсменов, особенно ценны те, которые приобщают их к общественно полезной деятельности, привива-
|
|