Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

умелого определения оптимальных пропорций в суммарном объеме тренировочной нагрузки.

Для определения этих пропорций, на наш взгляд, надо прежде всего добиться стабильности тренировочных циклов. Мы начали со стабилизации микроструктуры — структуры отдельного тренировочного занятия и микроциклов (Л. П. Матвеев, 1970), предъявляя ко всем циклам общее требование — они все должны иметь четко сформулированную целевую направленность. Нами был выбран семидневный микроцикл, состоящий из двух трехдневных полумикроциклов, имеющих одинаковую направленность каждого дня, два из которых — нагрузочные, один — разгрузочный.

Направленность работы микроциклов:

1 — 4-й день — работа по развитию быстроты, быстрой силы, максимальной скорости;

2 — 5-й день — развитие силовой и специальной силовой выносливости;

3 — 6-й день — «связующая», «ходовая», «выравнивающая» и «откатная» (компенсирующая) работа.

Субъективная нагрузка по дням микроцикла:

1 — 4-й день — 80 — 85% от максимальной в цикле;

2 — 5-й день — максимальная, т. е. 90 — 100%;

3 — 6-й день — 70 — 75% от максимальной;

7-й день — отдых.

Для каждого дня микроцикла разрабатывались тренировочные программы (несколько вариантов), учитывающие как период тренировки, так и задачи микроциклов и мезоциклов.

В частности, если в подготовительном пе-

 

риоде только один день в неделю (5-й) выделялся для тренировок, моделирующих соревновательную деятельность, то в соревновательном периоде таких дней в неделю два — 4-й и 5-й.

Одно- или двухдневные соревнования «вписывались» в построение микроциклов (4 — 5-й дни). Для более длительных соревнований составлялись программы специальной подготовки с сохранением направленности дней соревнований.

Так обстоит дело с недельным планированием.

Годичный цикл подготовки состоит из трех макроциклов, каждый из которых заканчивается всесоюзными или международными соревнованиями.

Первый макроцикл — «втягивающий» — заканчивается всесоюзными осенними соревнованиями; второй — «подготовительный» — всесоюзными (весенними) соревнованиями; третий — «соревновательный» — чемпионатом ФИСА.

Второй и третий макроциклы состоят из двух этапов: базового (фундаментальной подготовки) и реализации (формирования спортивной формы).

Этап реализации второго макроцикла моделирует по структуре этап непосредственной подготовки к чемпионату ФИСА.

Стабильная структура годичного цикла в сочетании с перечисленными выше организационными мероприятиями — обязательное условие для решения поставленной перед нами задачи — подготовки резерва для основной сборной команды СССР.

 

 

ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТА

   
А. Рябов, кандидат философских наук, Москва
 

Необходимость и важность воспитательной работы среди спортсменов независимо от места их пребывания (на тренировках или соревнованиях) не требует доказательств. Однако на сборах, где спортсмены живут в одном коллективе в течение длительного времени, вопросы их воспитания приобретают особую актуальность и значимость. Политико-воспитательную работу на сборах нельзя рассматривать как какой-то отдельный, изолированный участок работы или обособленный процесс. Она осуществляется ежедневно, постоянно с момента прибытия спортсменов на сбор и до их отъезда. Четкость подготовки и проведения самого сбора во всех его деталях оказывает большое воспитательное и дисциплинирующее воздействие на спортсменов.

Требование сознательного соблюдения спортсменами распорядка дня и общего спор-

 

тивного режима, уважительного отношения к товарищам, коллективу, к окружающим; проведение тренировочных занятий при любых погодных условиях, экскурсий на крупнейшие производственные предприятия, встреч со знатными людьми, посещение театров, музеев, издание стенной газеты, проведение политинформации, вечеров самодеятельности, оказание практической помощи колхозам и совхозам и другие мероприятия — все это способствует формированию и гармоничному развитию личности спортсмена.

Поэтому лица, ответственные за проведение сбора, обязаны творчески подходить к составлению плана политико-воспитательных и культурно-массовых мероприятий, критически оценивая степень их положительного воздействия на спортсменов.

Чем лучше поставлена воспитательная ра-

Library   68   Up


Contents

 

Home
 

бота, тем крепче коллектив, тем сильнее у спортсменов чувство патриотизма, тем чище взаимоотношения и дружба между членами команды, тем выше их ответственность за судьбу коллектива. А все это, как известно, является основой для волевой, психологической подготовки спортсменов. Жизнь неоднократно подтверждала ту истину, что победителем может стать даже более слабый в спортивном отношении коллектив, если он проявит себя сплоченным, дружным.

Анализируя процесс формирования активной жизненной позиции у гребцов, их коммунистическое воспитание, необходимо отметить, что в этом деле наряду с положительными сторонами имеются и упущения. Поэтому особенно важно развивать наступательный характер нашей идеологической работы, направляя ее против буржуазной идеологии, потребительской психологии.

Вот почему комплексная программа организации политико-воспитательного процесса на весь период сборов определяет не только основные задачи физической подготовки, но и конкретную систему воспитательных методов, мероприятий, которыми должны руководствоваться тренеры в работе со спортсменами.

В основе этой программы лежат следующие главные направления политико-воспитательной работы:

1. Идейно-политическое воспитание направлено на выработку у спортсменов марксистско-ленинского мировоззрения, предполагающего знание и творческое применение принципов марксизма-ленинизма при анализе закономерностей развития общества, современных тенденций мирового революционного процесса, понимание исторического преимущества социализма перед капитализмом.

2. Нравственное воспитание имеет цель сформировать научное понимание социальной роли личности в поступательном развитии общества, принципы и нормы гуманизма и пролетарского интернационализма, выработать высокую культуру человеческого общения и быта.

3. Эстетическое воспитание направлено на выработку правильных эстетических суждений и чувств, художественных вкусов и навыков, способности глубоко понимать все прекрасное.

На основе этой программы составляются текущие планы идейно-воспитательной работы. Содержание плана политико-воспитательных и культурно-массовых мероприятий и его насыщенность зависят от целевого назначения; продолжительности, места и условий проведения сбора и состава его участников.

На сборах, проводимых непосредственно перед соревнованиями, план должен быть проще и состоять из мероприятий, способных отвлечь мысли спортсменов от предстоящих соревнований (вечера самодеятельности, посещение концерта, театра и т. п.).

 

Однако во всех случаях политико-воспитательные и культурно-массовые мероприятия следует проводить не в ущерб тренировочным занятиям, а в свободное от них время.

Формировать активную жизненную позицию молодых спортсменов — это прежде всего заботиться об их политической убежденности, обеспечивать им необходимые условия для проявления оптимальных возможностей в спорте.

Политико-воспитательная работа на тренировочных сборах 1983 г. показала, что идейно-воспитательную работу надо прежде всего начинать с наставников спортсменов, с тех, кто передает им свои знания, жизненный опыт, непосредственно формирует социально-политическое мировоззрение своих подопечных. Тренеры, как и спортсмены, больше времени находятся как бы вне поля зрения устойчивых форм идейно-политической работы, проводимой в условиях «стационара». Обычно в спорткомитетах, обществах, клубах проводятся различные теоретические семинары, политические мероприятия, организуемые централизованно, — циклы встреч и бесед по актуальным вопросам современности и т. д. Именно этот разрыв и ставит на повестку дня вопрос о поиске новых, специфичных для условий сборов форм идейно-политической работы с тренерами и руководителями сборов.

Важнейшей задачей этой работы остается формирование у них научного мировоззрения — цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов на основе марксизма-ленинизма. Тогда идейная убежденность наставника станет необходимым условием для формирования активной жизненной позиции спортсмена-гребца. В условиях сборов эта задача может быть осуществлена в первую очередь посредством глубокого изучения социально-экономических, общенаучных и специальных проблем, включенных в циклы бесед, лекций и спецкурсов.

Главной трудностью в изложении принципов и основ марксизма-ленинизма тренерскому составу и спортсменам является раскрытие мировоззренческой стороны марксистско-ленинской общественной науки и ее практическое приложение в трудовых буднях сегодняшнего дня. Не последнюю роль играет при этом нахождение доступной и ясной формы изложения наиболее существенных аспектов развития современного общества. Поэтому в предлагаемом ниже цикле бесед и лекций в качестве вводных важно предусмотреть темы, раскрывающие принципы марксистско-ленинской политэкономии и научного коммунизма.

В процессе самих занятий необходим дифференцированный подход к различным группам слушателей как из числа тренеров, так и из числа спортсменов. Так, для членов молодежных сборных следует подробно останавливаться на философском обосновании проблем

 
Library   69   Up


Contents

 

Home
 

общественного прогресса и обстоятельно раскрыть пути его достижения, выделить общие закономерности строительства социализма.

Отсюда вытекают и рекомендации относительно форм занятий: групповые и индивидуальные беседы, подготовка докладов и проведение дискуссий, формирование личных библиотечек марксистско-ленинской литературы, чтение спецкурсов и проведение спецсеминаров.

Учитывая тот факт, что проведение эффективной идейно-воспитательной работы — процесс продолжительный по времени, можно было бы рекомендовать чтение, например, следующих спецкурсов (в дальнейшем, тематика спецкурсов может быть расширена с учетом конкретных пожеланий слушателей):

«Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии» по материалам июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС (4 — 5 лекций).

«Общество и личность в условиях научно-технической революции» (3 — 4 лекции).

«Советский образ жизни» (2 — 3 лекции).

«Идеологическая борьба на современном этапе» (4 — 5 лекций).

В этой программе важно также предусмотреть:

а) изучение Конституции СССР, материалов XXVI съезда КПСС, пленумов ЦК КПСС;

б) работу над отдельными произведениями классиков марксизма-ленинизма, текстами выступлений руководителей КПСС и Советского государства;

в) создание лектория «По странам и континентам».

В зависимости от продолжительности цикла подготовки спортсменов следует предложить и разработать по меньшей мере три программы на тему формирования марксистско-ленинского мировоззрения, рассчитанные на 6 месяцев, один и два года.

Наиболее эффективным направлением общественно-политической подготовки спортсменов на сборах является изучение советской действительности в местах пребывания спортсменов и привлечение их к общественно-политическим мероприятиям, проводимым республиканскими, областными, районными организациями.

Изучению советской действительности способствуют:

— посещение Выставки достижений народного хозяйства, промышленных предприятий, учреждений и организаций здравоохранения, народного образования и культуры;

— экскурсии по историко-революционным местам, боевой и трудовой славы советского народа;

— встречи с участниками Великой Октябрьской социалистической революции, ветеранами партии и комсомола, Великой Отечест-

 

венной войны, передовиками коммунистического строительства;

— участие в интернациональных собраниях и митингах в поддержку борьбы КПСС и Советского государства за разрядку напряженности и сохранение мира, национально-освободительной борьбы народов Азии, Африки и Латинской Америки.

В целях развития активности и общественно-политических навыков спортсмены привлекаются к участию в общественно полезном груде (например, в ленинских субботниках и воскресниках), к подготовке и выступлениям с докладами на встречах с рабочими промышленных предприятий и совхозов, студентами, комсомольцами и пионерами.

Культурно-эстетическое и нравственное воспитание ставит своей целью ознакомление спортсменов-гребцов с культурно-эстетическим наследием нашего народа, достижениями культуры и искусства народов СССР за годы социалистического и коммунистического строительства, с нормами коммунистической морали; воспитание в них чувства интернационализма, коллективизма, социалистического отношения к труду и общественной собственности; преодоление частнособственнических тенденций и индивидуализма.

Нравственное воспитание не может быть успешным без деловой, принципиальной, конструктивной критики и самокритики: любое проявление неорганизованности, безответственности расхолаживает людей, отрицательно сказывается на их социальной активности.

Возвращаясь к методике культурно-эстетического и нравственного воспитания спортсменов, необходимо в планы этого направления идейно-воспитательной работы на сборах включать следующие мероприятия:

— участие спортсменов в праздновании памятных дат Советского государства;

— знакомство с системой воспитания и образования в СССР (посещение яслей, детских садов, школ, ПТУ, домов культуры, Дворцов пионеров и школьников);

ознакомление с культурной жизнью страны (посещение домов работников искусств, писателей, художников, композиторов; театральных и художественных студий, театров, концертных залов, музеев, художественных выставок, кинотеатров, участие во встречах с деятелями культуры и искусства);

— знакомство с местами пребывания (республиканскими, районными центрами), их историей и культурным наследием;

— экскурсионные поездки в города-герои;

— участие в художественной самодеятельности и т. д.

Среди множества мероприятий, способствующих гармоничному воспитанию спортсменов, особенно ценны те, которые приобщают их к общественно полезной деятельности, привива-

 
Library   70   Up


Contents

 

Home
 

ют уважение и любовь к людям, к труду, воспитывают чувство патриотизма по отношению к своему коллективу, Родине.

Такими мероприятиями, в частности, являются интересно построенные беседы по истории гребного спорта, встречи с выдающимися спортсменами сборных команд СССР, победителями чемпионатов Европы, мира, олимпийских игр и ответственных спортивных соревнований, в которых они прославили свою Родину. В формировании активной жизненной позиции спортсменов велика роль средств массовой информации и пропаганды, в частности оформление витрин свежими номерами газет и журналов, постоянная смена и обновление материалов фотохроники ТАСС и т. д.

 

Высокие требования должны предъявляться к поведению, а также внешнему виду спортсменов. Каждый член сборной должен всегда помнить, что он является представителем нашей Родины и по нему будут судить о советских людях.

Предлагаемый материал, естественно, не может раскрыть все стороны идейно-воспитательной работы, но, останавливаясь на некоторых из ее направлений, хотелось бы привлечь внимание всех, кто призван воспитывать советских спортсменов — патриотов нашей Родины, к особой важности и политической актуальности данного участка процесса формирования человека коммунистического будущего.

 

 

ХРОНИКА. СТАТИСТИКА. ИНФОРМАЦИЯ


АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРЕБЛЯ. КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ?

     

За последние годы интерес к академической гребле, особенно к женской, во многих странах упал. Это объясняется несколькими причинами: первая из них — применение новых конструкций и материалов в судостроении, что приводит к постоянному удорожанию гребного инвентаря, затрудняет его приобретение «малыми» странами; вторая — отсутствие достаточной конкуренции, из-за чего борьба за первые места в женских заездах свелась к единоборству экипажей ГДР и СССР. Так, за последние три года (1981 — 1983 гг.) спортсменки СССР завоевали одиннадцать первых мест, ГДР — шесть и только одна золотая награда досталась представительнице Румынии в заезде на одиночке. Все другие страны довольствуются борьбой только за серебряные и бронзовые медали. При этом, как правило, успех приходит к экипажам, сформированным из высокорослых и физически сильных спортсменок, что также не стимулирует развитие этого вида спорта среди «слабого» пола.

Такое положение привело к значительному сокращению количества экипажей, участвующих в соревнованиях, снизило накал спортивной борьбы. Так, например, в 1974 г. в соревнованиях участвовало 76 экипажей, в 1982 г. — 62 команды. Правда, благодаря усилиям ФИСА на чемпионате 1983 г. количество женских экипажей вновь увеличилось до 70, однако уверенности, что число участвующих в соревнованиях будет стабильно увеличиваться, у федерации нет.

Обсуждению этих вопросов, мер по восстановлению массовости и зрелищности соревнований были посвящены тренерские коллоквиумы, советы и конгрессы ФИСА, проведенные в 1982-1983 гг.

 

Все обсуждавшиеся проблемы можно разделить на две основные:

— инвентарь: его унификация и удешевление;

— дистанция: изменение и унификация ее длины для всех разрядов.

По инвентарю ФИСА приняла ряд решений, которые уже действуют или начнут действовать в ближайшее время. Гак, установлен минимальный вес для каждой категории лодок, участвующей в международных соревнованиях или официальных чемпионатах:

 

Класс
лодки

4+

2-

2+

4-

4х+

8-

Вес, кг

56

26

27

14

32

50

52

53

93

 

Вес лодки определяется в полном комплекте вместе с банками, подножками, уключинами, но без весел и переговорных динамиков.

Установлена минимальная толщина кромок лопастей распашных весел — 5 мм, а парных — 3 мм. Толщина лопастей замеряется в 3 мм от края у распашного и в 2 мм — у парного весла.

Конструкция подножки в случае переворачивания лодки должна обеспечивать свободное освобождение ног. С этой целью ботинок подножки должен иметь приспособление, ограничивающее свободный ход подпятника.

С 1984 г. запрещено использование лодок с подвижными уключинами.

С 1985 г. в женских соревнованиях четверка парная с рулевой заменена другим классом: четверкой парной без рулевой.

Продолжается дискуссия по вопросу унификации инвентаря. Предполагается, что количество классов может быть сокращено до 12 за счет исключения из мужской программы

Library   71   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало