|
погружению лопасти весла. По анализируемой кинограмме можно выявить и определенные резервы для повышения эффективности проводки. Так, Г. Лисейчиков излишне сгибает туловище в позвоночнике, из-за чего возникает амортизация усилий, часть из которых теряется, рассеиваясь, и не действует на продвижение лодки; разгибание туловища у спортсмена начинается с некоторым запозданием.
В конце проводки таз и бедро опорной ноги постепенно смещаются назад, принимая перед выносом весла из воды крайне-заднее положение.
Вынос весла из воды выполняется движением руки синхронно с поворотом плечевого пояса и туловища к внешнему борту. В конце опорного периода таз из крайне-заднего положения вновь несколько выводится вперед, однако делает это спортсмен недостаточно, так что для увеличения амплитуды гребец вынужден перемещать таз вперед и в безопорном периоде. В этом мне видится еще один резерв повышения мастерства техники гребли Лисейчнкова.
Затем туловище разгибается до середины заноса. Гребок завершается разгибанием туловища, выведением тянущей руки назад-наружу и полным разгибанием верхней толкающей руки.
В безопорном периоде обеспечивается хороший прокат лодки и выполняется мах туловища вперед при заносе весла. Хочу напомнить, что этот период необходимо использовать для полного расслабления и отдыха основных «тянущих» мышц тела, которым необходимо дать возможность восстановить свои энергетические возможности для выполнения работы в следующих гребках.
Несмотря на отдельные погрешности в технике гребли, касающиеся разгибания туловища, замедленного движения перед захватом воды и недостаточно скоординированной работы таза и ног, техника гребли Г. Лисейчикова вполне современна и обеспечивает:
— эффективное использование инерции движения туловища и плечевого пояса для продвижения лодки;
— жесткость передачи усилий в системе «весло — гребец — лодка»;
— максимальную амплитуду движения лопасти весла;
— хороший прокат лодки в безопорном периоде.
Рассматривая кинограмму техники гребли на каноэ-двойке, отметим сложность совместных действий двух гребцов, расположение их на противоположных бортах каноэ, требующее больших усилий для сохранения равновесия и согласования действий, а также большую (на 9 — 10%) скорость движения такой лодки, нежели одиночки. В каноэ-двойке уменьшается необходимость в рулении, а увеличение темпа и скорости гребли требует кон- |
|
центрации усилий спортсменов и выраженного акцента в начале гребка.
При этом необходимо обеспечить синхронность достижения максимума усилии и окончания гребка, поскольку это позволяет достичь высокой внутрпцикловой скорости хода лодки и уменьшить ее падение в безопорном периоде. В начале гребка допустимо рассогласование погружения лопасти весла в пределах 0,05 с.
Исходное положение обоих гребцов (кадр 1) соответствует общепринятому. Занос и захват выполняется за счет активного движения рук и разворота плечевого пояса, опережающего менее выраженное сгибание туловища. Бедро опорной ноги и таз обоих гребцов уже в исходном положении выведены вперед и их дальнейшее перемещение до начала захвата незначительно. Дифферент лодки на нос в момент касания лопастью весла воды практически отсутствует в связи с относительно небольшим сгибанием туловища в этот момент и быстрым выполнением захвата. Амплитуда несколько короче, чем при гребле на каноэ-одиночке, но достаточная для разгона лодки. Направляющая нога согнута в колене под углом 100°, т. е. находится в пределах оптимальных величин (100 — 120°).
Проводка выполняется синхронно, причем акценты усилий достигаются в первой ее половине (кадры 9 — 10). Таз и бедро опорной ноги постепенно смещаются назад, сопровождая движение весла и обеспечивая жесткость системы передачи усилий.
Конец проводки (кадры 13 — 15) спортсмены выполнили одновременно, хотя загребной Э. Мурадосилов опоздал с выпрямлением туловища. В конце опорного периода таз и бедро опорной ноги выведены в переднее положение, что исключает необходимость значительного перемещения центра тяжести вперед в безопорном периоде и обеспечивает высокую равномерность движения лодки.
Завершая анализ этой кинограммы, можно отметить, что данный экипаж по технике движений весьма близок к оптимальному образцу. Гребцы отличаются:
— рациональным построением гребного движения и высокой синхронностью гребли;
— использованием наиболее мощных мышечных групп тела для продвижения лодки;
— жесткой и точной передачей усилий;
— эффективной работой ног и таза;
— оптимальным перемещением центра тяжести в период опоры и в связи с этим высокой равномерностью движения лодки.
В заключение можно сказать, что анализы кинограмм, кинокольцовок, видеозаписей как тренерами по каноэ, так и гребцами самостоятельно способствуют повышению исполнительского технического мастерства и могут широко использоваться в практике работы спортсменов всех разрядов.
|
|