Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

чивая статического КПД, а повышая темп гребли при постоянной работе за проводку (гребок) или увеличивая работу за проводку, сохраняя темп прежним. Тогда в первом случае темп гребли необходимо увеличить на 0,43 гребка в 1 мин, а во втором — на 0,65 гребка в 1 мин или же увеличить работу за проводку на 0,6 кгм, или на 1,2%, в первом случае и на 1,2 кгм, или на 2%, — во втором (здесь исходный темп считаем равным 32 гр/мин. Как видно из приведенных расчетов, увеличение скорости прохождения дистанции на этапе высшего спортивного мастерства при сохранении определенного значения статического КПД гребли требует значительно больших энергетических затрат. В то же время даже незначительная оптимизация формы «кривой работы», приводящая к росту величины статического КПД, позволяет достигнуть

 

прогресса в результатах при прежних энергетических затратах.

Таким образом, можно прийти к выводу, что использование технических средств зрительного отображения внутренней (динамической) структуры гребного цикла позволяет в более короткие сроки на высоком качественном уровне формировать оптимальную форму «кривой работы».

Применение экспериментальной методики начального обучения технике гребли, наряду с методиками ускоренного воспитания специальных физических качеств, позволило за 1 — 2 года подготовить гребцов — финалистов первенства СССР по академической гребле.

Исходя из общедидактических положений, формирование оптимального ПДС гребли лучше всего проводить на начальном этапе обучения.

 

 

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ


АНАЛИЗ КИНОГРАММ ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ НА КАНОЭ

   
Ю. А. Дольник, кандидат педагогических наук, ЛНИИФК
 

Для наиболее полного и глубокого всестороннего анализа техники движений гребца необходимо иметь объективные данные временных и пространственных характеристик, количественные показатели развиваемых усилий и мощности, характер динамограммы гребка в цикле и данные о равномерности хода лодки. В то же время особенности техники гребли, наиболее распространенные и характерные ошибки можно достаточно хорошо выявить при рассмотрении внешней структуры движений гребца, зафиксированных на кинограммах, а также при рассмотрении видеозаписей.

Мы приводим кинограммы серебряного призера чемпионата мира 1981 г. Геннадия Лисейчикова (Минск) и экипажа каноэ-двойки в составе Эдема Мурадосилова (Ташкент) и Василия Березы (Львов), который в чемпионате мира 1982 г. занял 2-е место на дистанции 10 000 м. Добавлю только, что на мировом первенстве 1983 г. В. Береза стал чемпионом мира в каноэ-одиночке на дистанции 1000 м.

Техника гребли ведущих каноистов мира характеризуется использованием как маховых, так и поворотных элементов. Тем не менее по преимущественной выраженности той или иной тенденции следует различать маховую и поворотную технику гребли (В. Б. Иссурин, А. П. Силаев, 1981). Советские каноисты, как правило, используют современный вариант маховой техники с активной работой таза и ног.

Эту характерную особенность молено увидеть и при анализе кинограммы техники гребли Г. Лисейчикова.

 

Исходное положение (кадр 1). Оно характеризуется вертикальным положением туловища, грудь перпендикулярна к продольной оси лодки, плечи расслаблены, стержнем весла спортсмен почти касается бедра направляющей ноги. Бедро опорной ноги вертикально. направляющая нога согнута под углом 120°.

Цикл движений в гребле на каноэ включает опорный и безопорный периоды. Опорный период по внешней структуре движения лопасти весла делится на захват воды (0,05 — 0,12 с по времени), проводку (0,35 — 0,45 с) и конец проводки (0,12 — 0,22 с).

Захват воды. В момент касания лопасти весла воды (кадр 5) туловище Лисейчикова наклонено по отношению к вертикали на 40°, что несколько меньше обычного угла, достигающего при маховой технике 45 — 50°.

Угол накрытия лопастью весла воды составляет 50°. Нижняя рука вытянута вперед. Таз и бедро опорной ноги выведены в крайнее переднее положение. Спортсмен хорошо использует инерцию махового движения туловища и плечевого пояса. В то же время захват должен выполняться быстро, а в данном случае несколько замедленный захват воды Лисейчиковым вызывает излишний дифферент лодки на нос.

Проводка (кадры 8 — 12) выполняется за счет дальнейшего сгибания туловища, разворота плечевого пояса к внутреннему борту, разгибания в плечевом суставе. Максимальное сгибание туловища соответствует полному

Library   56   Up


Contents

 

Home
 
 

 

Рис. 1. Кинограмма техники гребли Лисейчикова (каноэ-одиночка)

 
Library   57   Up


Contents

 

Home
 

погружению лопасти весла. По анализируемой кинограмме можно выявить и определенные резервы для повышения эффективности проводки. Так, Г. Лисейчиков излишне сгибает туловище в позвоночнике, из-за чего возникает амортизация усилий, часть из которых теряется, рассеиваясь, и не действует на продвижение лодки; разгибание туловища у спортсмена начинается с некоторым запозданием.

В конце проводки таз и бедро опорной ноги постепенно смещаются назад, принимая перед выносом весла из воды крайне-заднее положение.

Вынос весла из воды выполняется движением руки синхронно с поворотом плечевого пояса и туловища к внешнему борту. В конце опорного периода таз из крайне-заднего положения вновь несколько выводится вперед, однако делает это спортсмен недостаточно, так что для увеличения амплитуды гребец вынужден перемещать таз вперед и в безопорном периоде. В этом мне видится еще один резерв повышения мастерства техники гребли Лисейчнкова.

Затем туловище разгибается до середины заноса. Гребок завершается разгибанием туловища, выведением тянущей руки назад-наружу и полным разгибанием верхней толкающей руки.

В безопорном периоде обеспечивается хороший прокат лодки и выполняется мах туловища вперед при заносе весла. Хочу напомнить, что этот период необходимо использовать для полного расслабления и отдыха основных «тянущих» мышц тела, которым необходимо дать возможность восстановить свои энергетические возможности для выполнения работы в следующих гребках.

Несмотря на отдельные погрешности в технике гребли, касающиеся разгибания туловища, замедленного движения перед захватом воды и недостаточно скоординированной работы таза и ног, техника гребли Г. Лисейчикова вполне современна и обеспечивает:

— эффективное использование инерции движения туловища и плечевого пояса для продвижения лодки;

— жесткость передачи усилий в системе «весло — гребец — лодка»;

— максимальную амплитуду движения лопасти весла;

— хороший прокат лодки в безопорном периоде.

Рассматривая кинограмму техники гребли на каноэ-двойке, отметим сложность совместных действий двух гребцов, расположение их на противоположных бортах каноэ, требующее больших усилий для сохранения равновесия и согласования действий, а также большую (на 9 — 10%) скорость движения такой лодки, нежели одиночки. В каноэ-двойке уменьшается необходимость в рулении, а увеличение темпа и скорости гребли требует кон-

 

центрации усилий спортсменов и выраженного акцента в начале гребка.

При этом необходимо обеспечить синхронность достижения максимума усилии и окончания гребка, поскольку это позволяет достичь высокой внутрпцикловой скорости хода лодки и уменьшить ее падение в безопорном периоде. В начале гребка допустимо рассогласование погружения лопасти весла в пределах 0,05 с.

Исходное положение обоих гребцов (кадр 1) соответствует общепринятому. Занос и захват выполняется за счет активного движения рук и разворота плечевого пояса, опережающего менее выраженное сгибание туловища. Бедро опорной ноги и таз обоих гребцов уже в исходном положении выведены вперед и их дальнейшее перемещение до начала захвата незначительно. Дифферент лодки на нос в момент касания лопастью весла воды практически отсутствует в связи с относительно небольшим сгибанием туловища в этот момент и быстрым выполнением захвата. Амплитуда несколько короче, чем при гребле на каноэ-одиночке, но достаточная для разгона лодки. Направляющая нога согнута в колене под углом 100°, т. е. находится в пределах оптимальных величин (100 — 120°).

Проводка выполняется синхронно, причем акценты усилий достигаются в первой ее половине (кадры 9 — 10). Таз и бедро опорной ноги постепенно смещаются назад, сопровождая движение весла и обеспечивая жесткость системы передачи усилий.

Конец проводки (кадры 13 — 15) спортсмены выполнили одновременно, хотя загребной Э. Мурадосилов опоздал с выпрямлением туловища. В конце опорного периода таз и бедро опорной ноги выведены в переднее положение, что исключает необходимость значительного перемещения центра тяжести вперед в безопорном периоде и обеспечивает высокую равномерность движения лодки.

Завершая анализ этой кинограммы, можно отметить, что данный экипаж по технике движений весьма близок к оптимальному образцу. Гребцы отличаются:

— рациональным построением гребного движения и высокой синхронностью гребли;

— использованием наиболее мощных мышечных групп тела для продвижения лодки;

— жесткой и точной передачей усилий;

— эффективной работой ног и таза;

— оптимальным перемещением центра тяжести в период опоры и в связи с этим высокой равномерностью движения лодки.

В заключение можно сказать, что анализы кинограмм, кинокольцовок, видеозаписей как тренерами по каноэ, так и гребцами самостоятельно способствуют повышению исполнительского технического мастерства и могут широко использоваться в практике работы спортсменов всех разрядов.

 
Library   58   Up


Contents

 

Home
   

 

Рис. 2. Кинограмма техники гребли на каноэ-двойке

 
Library   59   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало