Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

вах, а каждый спортсмен должен желать отдать все силы для команды. Каждый спортсмен должен чувствовать, что его уважают, его ценят и он имеет все возможности для спортивного роста.

На коллоквиуме были подняты проблемы коммуникации (обмена информацией) между тренером и его учениками. Подробно разбирались вопросы о своеобразии и неповторимости индивидуальной системы коммуникации, о необходимости ученику и тренеру научиться понимать друг друга. Было показано, что для разных спортсменов усвоение информации может происходить с различной эффективностью в зависимости от того, как она преимущественно передается через зрение, слух или кинестетические ощущения. Следует искать индивидуальный оптимум соотношения обучающих стимулов различной модальности. Однако в любом случае надо добиваться такого состояния усвоения информации, при ко-

 

тором ученик говорил бы: «я чувствую», а не «я понимаю».

Говорилось о том, что тренер должен строить свое поведение в соответствии с окружающими его людьми и ситуацией, должен быть гибким, внимательным к высказываниям спортсменов.

Подчеркивалось, что психологическая подготовка должна планироваться так же тщательно, как и тренировочная программа. Была высказана мысль о том, что спортсмен должен получать всегда удовольствие от того, что он делает, даже в день гонок.

В заключение следует еще раз сказать, что, безусловно, такие коллоквиумы повышают научный потенциал тренеров, позволяя им обменяться мнениями по вопросам методики тренировки; способствуют улучшению технической оснащенности тренировочного процесса и в целом росту мастерства команд.

 

 

ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ (ЖЕНЩИН) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛАССА ЛОДКИ И ЗАНИМАЕМОГО В НЕЙ МЕСТА

   
В. Ю. Давыдов, ВНИИФК
 

Значение морфологических показателей в достижении высоких результатов в академической гребле неоднократно подтверждалось многими исследователями. Сопоставляя росто-весовые показатели участников с местами, занятыми на олимпийских играх, можно сделать вывод о прямой зависимости между этими показателями (А. В. Ивановский, 1975; Е. Б. Самсонов, 1980). Кроме высоких росто-весовых показателей большое значение в комплектовании команд имеет рассадка спортсменов в лодках (Н. В. Щодро, 1975, 1977; Р. Гердес, 1979; Е. Б. Самсонов, 1980). Анализ литературных данных, опрос спортсменов и тренеров свидетельствует о том, что до настоящего времени отсутствуют стандарты телосложения гребцов, нет критериев для специализации гребцов в конкретном классе лодок и определения места в ней. Тема телосложения гребцов-женщин в имеющейся литературе почти не освещена. На практике одни и те же спортсмены и спортсменки в одних соревнованиях выступают в лодке одного класса, а в других — другого. Часто по усмотрению тренера их могут пересадить с одного номера на другой.

Задачей нашего исследования, о котором пойдет речь в статье, являлось изучение телосложения высококвалифицированных гребцов-женщин в связи с их спортивным амплуа (классом лодки и номером в ней, табл. 1).

 

Таблица 1

Характеристика обследованного контингента

Коли-
чество обсле-
дован-
ных

Квалификация

Сред-
ний воз-
раст, лет

Ко-
леба-
ния воз-
раста, лет

I р.

кмс

мс

мсмк

змс

194

12

49

102

22

9

21,1

16,0—
32,0

 

Выполнялись антропологические обследования, в том числе частичные замеры, определялась абсолютная поверхность тела и состав веса тела.

Обследованные нами спортсменки различных классов судов имеют отличия по следующим морфологическим показателям: длине тела (175,6±4,78 см), весу тела (77,4±5,21 кг), длине ног (96,9±3,85 см), длине тела стоя с вытянутыми вверх руками (226,7±7,25см), длине тела сидя с вытянутыми вверх руками (144,5±3,89 см). Наибольшие показатели имеют спортсменки четверок парных. За ними следуют спортсменки, выступающие в четверках распашных с рулевым, которые отличаются большим ростом (175,4±4,58 см), весом тела (77,1±6,82 кг), размахом рук (184,4±

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

±7,27). У них самый массивный скелет, а абсолютная поверхность тела такая же, как у гребцов-женщин четверок парных (1,93±0,10 — 1,93±0,09 м2).

Самыми низкорослыми, по нашим данным, оказались спортсменки одиночек и двоек парных (длина тела 173,9±4,06 — 173,9±4,10 см). Наименьший вес имеют спортсменки двоек распашных без рулевого (74,2±7,14 кг) и одиночек (74,9±6,63 кг).

Наибольшей мышечной массой обладают спортсменки двоек парных (36,52±2,62 кг) и четверок распашных с рулевым (35,88±3,38 кг), наименьшей — спортсменки одиночек (34,27±2,63 кг) и двоек распашных без рулевого (34,74±2,72 кг).

Наименьший процент жирового компонента веса тела имеют спортсменки одиночек (19,66±6,15%) и двоек парных (20,38± ±5,50%), наибольший процент — спортсменки четверок парных (23,52±5,02%). Наибольшую длину рук имеют спортсменки одиночек (78,2±2,25 см), что их достоверно отличает от спортсменок всех остальных классов лодок.

Обнаруживается некоторая тенденция увеличения средних значений длины и веса тела, абсолютной поверхности тела, мышечного компонента (кг), длины ног, размаха рук, а также снижения относительных значений мышечного и костного (в процентах) компонентов веса тела у спортсменок от экипажей одиночек к восьмеркам.

Анализ морфологических показателей спортсменок, сидящих на различных номерах в одном и том же классе лодок, показывает некоторые различия в их телосложении.

Двойка парная. На вторых номерах сидят спортсменки более высокие (длина тела 175,1±4,55 — 172,9±1,07 см) и тяжелые (вес тела 78,0±5,81 — 75,2±1,48 кг), с большей абсолютной поверхностью тела (1,92±0,09 — 1,88±0,08 м2), с наибольшими показателями мышечного компонента (37,23±2,2 0 — 35,8 8±2,90 кг), с более длинными ногами (96,1±2,97 — 95,6±2,66 см) и руками (76,8±2,52 — 75,9±2,86 см), с большим размахом рук (184,2±3,54 — 177,5±4,42 см), длиной тела стоя с вытянутыми вверх руками (227,9±5,19 — 224,8±4,91 см), длиной тела сидя с вытянутыми вверх руками (143,4±3,64 — 141,4±1,67 см), длиной до 7-го шейного позвонка (62,6±3,26 — 61,2±3,37 см), длиной ноги от вертела (108,6±4,48 — 106,2±2,95 см).

Двойка распашная без рулевого. На втором номере сидят спортсменки более высокие (длина тела 175,1±4,18 — 174,5±3,88 см), с одинаковой абсолютной поверхностью тела (1,89 м2), но меньшим весом (74,1±7,22 — 74,2±7,36 кг), с большей мышечной массой (34,74±2,69 — 34,72±2,89 кг), с большей длиной руки (76,9±2,35 — 76,0±3,32 см), но меньшей длиной ноги (95,3±3,10 — 96,4±3,71 см),

 

с большей длиной тела стоя с вытянутыми вверх руками (225,8±4,91 — 225,4±6,06 см), длиной тела сидя с вытянутыми вверх руками (142,8±2,53 — 141,8±2,91 см), длиной до 7-го шейного позвонка (64,2±2,39 — 62,3±2,15 см), но с меньшим размахом рук (180,6±3,00 — 181,0±8,85 см) и длиной ноги от вертела (104,9±3,47 — 106,9±6,11 см).

В четверках парных. Спортсменки, сидящие на втором и третьем номерах, являются самыми высокими (176,3±1,56 — 177,6±1,37 см), мощными-тяжелыми (78,9±1,35 — 78,3±1,45 кг), с длинными руками (77,7±0,74 — 77,7±1,00 см) и ногами (97,5±1,31 — 97,7±1,21 см), высокими значениями мышечной массы (36,25±0,75 — 35,57±0,46 кг), жировой (19,27±1,55 — 19,09±1,59 кг) и костной (11,38±0,22 — 11,65±0,33 кг), высокими значениями специальных измерений (тесты Попеску). Самые легкие (76,3±3,08 — 74,9±1,23 кг), более низкорослые члены экипажа (173,2±1,83 — 174,4±1,67 см), с меньшей мышечной массой (35,17±0,99 кг) и с более низкими значениями сегментов и специальных измерений (тесты Попеску) — спортсменки, сидящие на первом и четвертом номерах.

В четверках распашных с рулевым обнаружена следующая последовательность рассадки по длине тела: № 4, № 3, № 2, № 1 (176,8±1,17; 176,0±1,31; 175,2±1,31; 173,7±1,16 см). Самыми тяжелыми (78,5±1,80 — 78,1±1,54 кг), с большим обхватом грудной клетки (94,1±1,01 — 95,6±1,22 см), с большей абсолютной поверхностью тела (1,94±0,03 — 1,94±0,02 м2), с большей мышечной массой (36,56±1,09 — 37,04±0,81 кг) являются спортсменки, сидящие на втором и третьем номерах.

Наиболее легкие (75,0±2,10 кг), низкорослые, с меньшим обхватом грудной клетки (92,3±1,09 см), абсолютной поверхностью тела (1,89±0,03 м2), меньшими значениями сегментов (длина руки 75,3±0,98 см, длина ноги 94,8±0,74 см) и мышечного компонента (34,85±0,87 кг) — спортсменки, сидящие на первом номере.

В восьмерках среди обследованных экипажей, обнаружена следующая последовательность рассадки по длине тела: № 2, № 4, №6, № 5, № 3, № 8, № 1, № 7. Сидящие на втором номере были самые высокие (длина тела 177,3±3,35 см), сидящие на седьмом номере — самые низкорослые (длина тела 172,9±3,67 см). По значениям веса тела самыми тяжелыми оказались спортсменки, сидящие на пятом, третьем и втором номерах (79,9±1,24; 78,5±2,17; 77,6±2,04 кг), которые, в свою очередь, достоверно отличались друг от друга. Наибольшим обхватом грудной клетки обладают спортсменки, сидящие на третьем, четвертом и пятом номерах (94,2±1,43; 93,5±1,53; 93,5±1,20 см).

Наиболее длиннорукими и длинноногими являются спортсменки, сидящие на четвертом

 
Library   53   Up


Contents

 

Home
 

номере (длина руки 77,5±2,02 см, длина ноги 98,2±4,08 см), они также имеют наибольшие значения специальных измерений (тесты Попеску): размах рук (188,5±1,47 см), длина тела стоя с вытянутыми вверх руками (231,0±2,81 см), длина тела сидя с вытянутыми вверх руками (144,7±0,59 см), длина до 7-го шейного позвонка (64,3±0,78 см), длина ноги от вертела (108,5±1,35 см).

Самые легкие — спортсменки, сидящие на седьмом номере (73,5±1,92 см); у них наименьшая длина руки и ноги (длина руки 74,2±3,26 см, длина ног 93,4±2,62 см), наименьшие значения специальных измерении (тесты Попеску).

Нами обнаружена закономерная стабильность относительно мышечного компонента тела, в значениях которого члены экипажа фактически не отличались друг от друга. Исключение составляют лишь спортсменки, сидящие на первом номере (47,88±0,94%), относительная мышечная масса у которых несколько выше средних значений для экипажей восьмерки и представителей каждого из номеров в лодке. Вместе с тем необходимо отметить, что значения этого показателя у спортсменок очень невысокие (46,70±2,95 %).

Исследования особенностей телосложения

 

высококвалифицированных гребцов-женщин в связи с классом лодки и занимаемым местом в ней показали, что отмечается тенденция к сближению морфологических показателей членов одного класса лодок. Однако представители разных классов лодок отличаются друг от друга по ряду морфологических показателей, в связи с чем возможна следующая классификация спортсменок по классам лодок и номерам в зависимости от их показателей телосложения:

а) в двойках парных и распашных без рулевого самые высокие и тяжелые спортсменки сидят на втором номере;

б) в четверке парной самые высокие и тяжелые сидят на втором и третьем номерах;

в) в четверке распашной с рулевым самые высокие сидят на четвертом и третьем номерах, самые тяжелые — на третьем и втором номерах;

г) в восьмерке самые высокие сидят на втором, четвертом, шестом и пятом номерах, самые тяжелые — на четвертом, шестом, третьем и пятом номерах;

д) обнаружена стабильность мышечного компонента веса тела спортсменок в классе лодок — восьмерка с рулевым.

 

 

ВЛИЯНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИНАМИЧЕСКОГО СТЕРЕОТИПА НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ

   
А. А. Воробьев, ВНИИФК,
А. Б. Воронков, ЦСК ВМФ,
Р. Н. Ермишкин, Спорткомитет СССР
 

Одним из важных параметров, характеризующих пространственный динамический стереотип (ПДС) гребли, является «кривая работы» гребца, т. е. зависимость усилия на весле от угла поворота весла Fa. Экспериментально были выявлены шесть типов «кривых работы». Наиболее оптимальны такие кривые, при которых максимальная величина усилия достигается примерно в 20-градусной зоне, симметричной относительно перпендикуляра к продольной оси лодки (Ткачук А. П., Монахов В. В., 1977; Хербергер Э., 1980). Именно такие формы «кривых работы» характеризуют ПДС спортсменов высокой квалификации и приняты нами за стандарт. Слитная, динамичная работа туловища и ног — решающий фактор для оптимального стиля гребли.

Анализ «кривой работы» позволяет рассчитать отношения полезной работы на весле, идущей на продвижение лодки, ко всей затраченной гребцом работе, т. е. дает возможность учесть потери от разложения усилия на составляющие — нормальную и параллельную

 

курсу лодки. Это отношение получило название «статического коэффициента полезного действия» ст, который рассчитывается последующей формуле (Гагин Ю. А., 1976; Воробьев А. А., Огольцов И. Г., Иваненко В. В., 1983):

 

, (1)

 

где Aп и Aз — соответственно полезная и затраченная гребцом на весле работа,

ан и ак — соответственно начальное и конечное угловые положения весла относительно перпендикуляра к продольной оси лодки,

da — бесконечно малое приращение угла поворота весла.

Library   54   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало