|
||||
ственно развивающая часть (10 раз по 30 с с паузой 10 с) x К (количество серий), отдых между сериями до восстановления; (К) — до 4; темп гребли — 34 — 36 гр/мин; в паузах отдыха — темп гребли 20 — 23 гр/мин. Во время рабочей фазы ЧСС достигает 170 — 190 уд/мин. Обязательно проводится заминка — не менее 10 мин гребли в аэробном режиме. Длительность развивающей части тренировки составляет около 45 мин. В начале подготовки выполняются всего две серии с большим отдыхом между ними, затем по мере роста тренированности количество серий увеличивается, а отдых между ними сокращается. В такого рода тренировке быстро достигается МПК и, что важнее, происходит одновременная активизация всех типов мышечных волокон в отличие от длительной работы, в которой так называемые «белые» волокна активизируются в последнюю очередь, в состоянии очень сильного утомления. Такие тренировочные программы следует включать в тренировки достаточно рано (не позднее середины подготовительного периода), так как это создает предпосылки для специфичности адаптации организма и подготовки его к соревновательной деятельности. Материалы по раскладке сил по дистанции соответствуют материалам, опубликованным у нас в стране на эту тему. Так, у мужчин все явственней обозначается тенденция к повышению равномерности и уменьшению «наброса» на 2-й половине дистанции; у женщин обозначился некоторый оптимум «раскладки», так как победительницы, как правило, пока демонстрируют больший «наброс» на 2-й половине дистанции, чем призеры. Психология. Освещались возможности и методы использования спортивной психологии в подготовке спортсменов. Отмечалась тенденция повышения значимости психологии в современном спорте высших достижений. Содружество психолога и тренера эффективно лишь тогда, когда тренер знает, как реализовывать информацию и рекомендации психолога. Особенно подчеркивалась необходимость непрерывного повышения эрудиции тренера в области психологии вообще и спортивной в частности,. Были изложены принципы психологической подготовки в спорте: 1. Моделирование. 2. Вариативность и постепенность воздействия. 3. Регуляция психического напряжения. 4. Индивидуализация. 5. Социализация. Моделирование — уменьшение различий между тренировкой и соревнованием. Для этого используется имитация внешних условий и снарядов, отработка вариантов тактики ведения борьбы, заблаговременная проверка оптимального психического состояния во время соревновании. Целесообразны гандикапы, тренировка в «затрудненных» условиях. В основ- |
ном моделированием следует заниматься в соревновательном периоде и не чаще чем 1 — 2 раза в неделю. Вариативность и постепенность — регулярное включение нагрузок, требующих от спортсмена усилий, чтобы «перешагнуть через себя». Причем психическая напряженность в них должна постепенно возрастать от начала к концу годичного цикла подготовки. С целью создания психического стресса рекомендуются неожиданные изменения в тренировочных программах: повышение сопротивления движению, удвоение тренировочных отрезков, повышение скорости вплоть до максимальной; нестереотипные интервалы в тренировке и т. п. Регуляция психического напряжения осуществляется с помощью биологических (еда, сон), физиологических (разминка, мышечная релаксация, физиотерапия) и собственно психологических способов. К последним относятся: а) активное участие спортсмена в планировании подготовки; б) понимание (и обучение этому) спортсменом и тренером истинного состояния работоспособности; в) уменьшение (редко стимуляция) ответственности; г) вербализация (т. е. выражение в словах) эмоций, моделей движений, самоприказов; д) различного рода стереотипы поведения и талисманы, помогающие как бы перенести на них ответственность за исход спортивной борьбы; е) дополнительная активность (игры, легкое чтение и музыка, фильмы со счастливым концом и т. п.); ж) аутогенная тренировка, о которой много написано, может и должна использоваться лишь тогда, когда обученность аутотренингу доведена до автоматизма; з) идеомоторная тренировка. Обращалось внимание на необходимость регуляции психического состояния сразу после соревнования, так как это служит своеобразной исходной точкой для формирования предстартового и стартового состояний в последующих стартах. Относительно индивидуализации, имеющей в своей основе многомерную неповторимость личности, было сказано то, что она должна быть направлена против стереотипизации тренировки, на повышение ее эффективности. С сожалением констатировалось, что принцип индивидуализации реализуется в подготовке (не только психологической) крайне недостаточно. В данном контексте принцип социализации имеет отношение в первую очередь к контролю и управлению эффективностью микроклимата в спортивной группе. Было отмечено то, что эффективность работы команды основана на равновесии отношений соперничества и сплоченности между ее членами. Достижение оптимального равновесия требует от тренера прежде всего объективного отношения ко всем членам группы, во всех обстоятельст- |
|||
51 |
|
|||||||||||||||||||||||
вах, а каждый спортсмен должен желать отдать все силы для команды. Каждый спортсмен должен чувствовать, что его уважают, его ценят и он имеет все возможности для спортивного роста. На коллоквиуме были подняты проблемы коммуникации (обмена информацией) между тренером и его учениками. Подробно разбирались вопросы о своеобразии и неповторимости индивидуальной системы коммуникации, о необходимости ученику и тренеру научиться понимать друг друга. Было показано, что для разных спортсменов усвоение информации может происходить с различной эффективностью в зависимости от того, как она преимущественно передается через зрение, слух или кинестетические ощущения. Следует искать индивидуальный оптимум соотношения обучающих стимулов различной модальности. Однако в любом случае надо добиваться такого состояния усвоения информации, при ко- |
тором ученик говорил бы: «я чувствую», а не «я понимаю». Говорилось о том, что тренер должен строить свое поведение в соответствии с окружающими его людьми и ситуацией, должен быть гибким, внимательным к высказываниям спортсменов. Подчеркивалось, что психологическая подготовка должна планироваться так же тщательно, как и тренировочная программа. Была высказана мысль о том, что спортсмен должен получать всегда удовольствие от того, что он делает, даже в день гонок. В заключение следует еще раз сказать, что, безусловно, такие коллоквиумы повышают научный потенциал тренеров, позволяя им обменяться мнениями по вопросам методики тренировки; способствуют улучшению технической оснащенности тренировочного процесса и в целом росту мастерства команд. |
||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
В. Ю. Давыдов, ВНИИФК |
|||||||||||||||||||||||
Значение морфологических показателей в достижении высоких результатов в академической гребле неоднократно подтверждалось многими исследователями. Сопоставляя росто-весовые показатели участников с местами, занятыми на олимпийских играх, можно сделать вывод о прямой зависимости между этими показателями (А. В. Ивановский, 1975; Е. Б. Самсонов, 1980). Кроме высоких росто-весовых показателей большое значение в комплектовании команд имеет рассадка спортсменов в лодках (Н. В. Щодро, 1975, 1977; Р. Гердес, 1979; Е. Б. Самсонов, 1980). Анализ литературных данных, опрос спортсменов и тренеров свидетельствует о том, что до настоящего времени отсутствуют стандарты телосложения гребцов, нет критериев для специализации гребцов в конкретном классе лодок и определения места в ней. Тема телосложения гребцов-женщин в имеющейся литературе почти не освещена. На практике одни и те же спортсмены и спортсменки в одних соревнованиях выступают в лодке одного класса, а в других — другого. Часто по усмотрению тренера их могут пересадить с одного номера на другой. Задачей нашего исследования, о котором пойдет речь в статье, являлось изучение телосложения высококвалифицированных гребцов-женщин в связи с их спортивным амплуа (классом лодки и номером в ней, табл. 1). |
Таблица 1 Характеристика обследованного контингента
Выполнялись антропологические обследования, в том числе частичные замеры, определялась абсолютная поверхность тела и состав веса тела. Обследованные нами спортсменки различных классов судов имеют отличия по следующим морфологическим показателям: длине тела (175,6±4,78 см), весу тела (77,4±5,21 кг), длине ног (96,9±3,85 см), длине тела стоя с вытянутыми вверх руками (226,7±7,25см), длине тела сидя с вытянутыми вверх руками (144,5±3,89 см). Наибольшие показатели имеют спортсменки четверок парных. За ними следуют спортсменки, выступающие в четверках распашных с рулевым, которые отличаются большим ростом (175,4±4,58 см), весом тела (77,1±6,82 кг), размахом рук (184,4± |
||||||||||||||||||||||
52 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |