Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Исследование, проведенное на гребцах-академистах, имело и вторую цель — установить степень зависимости полученных эргометрических данных от работы участвующих мышц. Использовались специально разработанные или модифицированные силовые тесты. Оценивалась работоспособность раздельно мышц ног и туловища, включая руки. Измерения проводились в форме тестов на определение максимальной силы и силовой выносливости.

В процессе исследования авторы определили, что способ работы ног на «толчковом» аппарате довольно точно соответствует их движениям во время гребли, в том числе и на гребном эргометре. Принципиальным различием является отсутствие периодов расслабления, поскольку при сгибании ноги выполняют в динамическом отношении отрицательную работу по удержанию падающего груза. Отсутствие необходимых для капиллярного кровоснабжения фаз расслабления при больших отягощениях создает для работы мышц ног почти анаэробные условия. Это важное при длительных силовых тестах обстоятельство помогает быстро достигать высокой степени утомления. Работа же на велоэргометре требует иной двигательной координации, хотя в работе мышечных групп ног и имеются попеременно периоды расслабления.

Работоспособность мышечных групп спины, плеч и рук определялась комплексно на двух приспособленных для этого тестирующих аппаратах. При определении максимальной силы мышц плечевого пояса в целях профилактики профессиональных заболеваний использовался не тяговый аппарат с веревками, а специальная скамья фирмы «Берг».

Для экономии времени тесты проводились в один и тот же день через 30 мин после работы на гребном эргометре. Если на эргометре достигалась примерно одинаковая степень утомления для каждого испытуемого, то можно было говорить о равных исходных предпосылках для всех участников силовых тестов. Кроме того, можно было отказаться от дополнительной разминки.

 

Основные выводы, сделанные на основании сравнения результатов силовых тестов и эргометрических данных, таковы:

1) сумма относительно высоких показателей силы и силовой выносливости в сочетании с работоспособностью сердечно-сосудистой системы выше среднего уровня обеспечивает очень высокие показатели на гребном эргометре. Относительно слабые показатели в отдельных тестах выражаются и в чрезвычайно низких показателях теста на гребном эргометре;

2) если у сильных гребцов на хороший результат на гребном эргометре положительно влияет специальная силовая тренировка, то более слабые гребцы при наличии хорошо развитой мускулатуры ног смогли использовать ее для относительно высокого показателя на велоэргометре. Сильнейшие гребцы, несмотря на хорошо развитую мышечную силу ног, не всегда показывали высокие результаты в этом «неспециальном» тесте. Гораздо лучше могли они реализовать ее на гребном эргометре;

3) низкие эргометрические показатели были зарегистрированы у гребцов с относительно хорошими показателями силовых тестов, нос уровнем развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем ниже среднего;

4) сильнейшие гребцы не могут обеспечить работу «до отказа» в «неспециальном» тесте на велоэргометре в такой степени, как более слабые или начинающие;

5) в противовес тесту на велоэргометре тесты на определение силы и силовой выносливости представляют собой хорошую возможность дифференцированной оценки специальной работоспособности сильнейших гребцов резерва; для слабо подготовленных гребцов они не выполняют этой задачи.

По материалам «Ляйстунгшпорт», ФРГ, 1982, № 6,

и «Рудершпорт», ФРГ, 1982, № 2, приложение

 

 

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ТРЕНЕРСКИХ КОЛЛОКВИУМОВ ФИСА В 1981 — 1983 гг.

   
Н. Н. Озолин, кандидат педагогических наук, ВНИИФК
 

В международной академической гребле ежегодно на протяжении последних 12 лет проводятся коллоквиумы для тренеров всех стран, входящих в ФИСА. На коллоквиумах присутствуют 80 — 90 человек — представителей из 20 стран, в которых академическая гребля культивируется достаточно широко.

 

Сегодня не вызывает сомнения возможность значительного повышения результатов спортсменов за счет использования современных научных данных теории и методики спортивной тренировки.

С сообщениями по основным научным проблемам этой темы выступают авторитет-

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

ные врачи, физиологи, биохимики, педагоги, специалисты по технике гребли, психологи. В дискуссиях по докладам активное участие принимают известные тренеры. Можно говорить в определенной мере о тренерско-практической и научно-методической консолидации специалистов в академической гребле стран Западной Европы, Канады, США, Новой Зеландии, Австралии. Известно о чрезвычайно тесном сотрудничестве в области техники академической гребли Швейцарии и ФРГ; о единстве методических концепций тренировки в Италии, Норвегии, Канаде, Новой Зеландии и Австралии.

Все сказанное и побудило изложить в обобщенном виде материалы по тем научным проблемам, которые рассматривались на коллоквиумах ФИСА в период 1981 — 1983 гг.

Биология. Основные рассматриваемые вопросы — травматизм, состав мышечных волокон; биоэнергетика тренировки и тестирование; физиология нервно-мышечного аппарата.

Доклады о травматизме в академической гребле касались наиболее часто встречающихся повреждений спины и коленного сустава. Указывалось, что на повреждения спины приходится до 32% всех травм, причем на первом месте — пояснично-крестцовый радикулит. Наиболее вероятными причинами являются:

1) чрезмерные мышечные напряжения при недостаточной разминке;

2) охлаждения во время тренировки; Я) осложнения после инфекций;

4) неправильная техника.

Чаще всего различные искривления позвоночника возникают в возрасте до 14 лет и прежде всего из-за неправильной техники выполнения гребка. Искривления грудного отдела позвоночника могут появиться и из-за относительно позднего его окончательного формирования по сравнению с поясничным отделом. Часто травмы возникают и у гребцов, поздно пришедших в спорт (18 лет и более), что связано с непривычным большим силовым компонентом в гребле новичков.

Отмечалось, что современная техника гребли с большим наклоном спины вперед и сильным растяжением мышц позвоночника и плечевого пояса, будучи потенциально более травмоопасной по сравнению с ортодоксальным стилем, предъявляет высокие требования к подготовке костно-мышечного аппарата к работе, требует различных профилактических мероприятий и обязательного проведения корригирующей гимнастики.

В целях предупреждения травм спины рекомендовано:

— в возрасте до 14 лет ориентировать подготовку на развитие навыков гребли и координации движений;

— силовые нагрузки должны быть невелики и разнообразны, большая их часть должна быть направлена на формирование «мы-

 

шечного корсета» позвоночника (прямые и косые мышцы живота, глубоколежащие малые мышечные группы);

— нельзя использовать упражнения, вызывающие ударные напряжения в позвоночнике;

— чаще использовать греблю в парной лодке и менять «сторону» (загреб-бак);

— в осенне-зимний период в помещении начинать тренировку с интенсивной разминки.

Травмы колейного сустава, по приведенным данным, составляют до 43% повреждений. Указывалось на большое значение индивидуальных особенностей строения коленного сустава в возникновении травм. Считается (со ссылкой на опыт ГДР), что целесообразно перед началом занятий греблей рентгенографическк исключить наличие спортсменов с анатомической предрасположенностью коленного сустава к повреждению.

На первом месте по частоте травм колена стоит повреждение менисков. . Более чем в 50% случаев имеется комбинированное повреждение мениска с боковыми и крестообразными связками. Отметим, что для коленного сустава наиболее травмоопасны максимальные сгибания при предельных напряжениях (глубокие приседания с максимальным весом, спрыгивания с большой высоты и т. д.).

Проблема состава и структуры мышечных волокон была представлена в докладах многих специалистов из Норвегии, США, Швейцарии, Голландии, ФРГ и ГДР. Состав мышечных волокон различен у разных людей и может немного меняться в процессе тренировки.

Свойства волокон рассматриваются в полярных определениях и в различных аспектах.

Анатомический аспект (морфологический)г

1) красные или белые; 2) темные или светлые; 3) высокая или низкая гранулированность; 4) богатые или бедные протоплазмой; 5) большее или меньшее количество капилляров, окружающих волокно.

Физиологический аспект: 1) быстрее или медленнее сокращающиеся; 2) высокая или,ма-лая сопротивляемость утомлению.

Биохимический аспект: 1) высокая или низкая избирательность ферментов или других биохимических ингредиентов; 2) высокая или низкая дыхательная активность.

Гистохимический аспект: 1) высокое или низкое содержание ферментов; 2) характерный профиль ферментов.

Разные авторы выделяют от 2 до 4 типов волокон. Морфологически четко дифференцируются 2 типа; физиологически — 3; биохимически и гистохимически выделяются 4 типа. Эта классификация по 4 типам и используется в настоящее время:

Тип I — красные, медленные, выносливые, окислительные, наибольшее число митохондрий, жировых включений и окружающих капилляров.

 
Library   48   Up


Contents

 

Home
 

Тип IIА — розовые, фазно-тонические, окислительно-гликолитические, меньше, чем в I типе, митохондрий, жировых включений и окружающих капилляров.

Тип IIВ — белые, быстрые, гликолитические, минимум митохондрий, жировых включений и окружающих капилляров.

Тип IIС — переходные (между IIВ — IIА — I), т. е. обладающие признаками, характерными для различных типов по тем или иным параметрам, и способные переходить из типа в тип.

У квалифицированных гребцов волокна представлены в среднем в следующем отношении: I — 75%; IIА — 18%; IIВ — 1,2%; IIС — около 6%.

Диаметры мышечных волокон у гребцов практически такие же, как у штангистов, — наибольшие по сравнению с другими видами спорта, что вызвано значительным силовым компонентом в гребле.

Соотношение капилляров в волокнах I, ПА, ИВ типов выглядит как 4:3:2 на одно волокно, причем розовые (ПА и ПС) имеют наибольшие собственные диаметры. Тренировкой количество капилляров на единицу поперечного сечения и 1 г волокна увеличивается, но одновременно растет диаметр и масса волокна; и это может приводить к тому, что кровоснабжение центральной зоны волокна, содержащей ядра мышечных клеток, может даже несколько ухудшаться. Поэтому в некоторых случаях гипертрофия мышц может не обеспечивать прироста работоспособности.

Известно, что белые волокна могут поддерживать свою высокую работоспособность в течение 1 — 2 мин; розовые — 4 — 5 мин с резким падением в дальнейшем; красные — 60 мин и более.

При усилиях, меньших 20% от максимальных, функционируют только красные волокна, при повышении усилий включаются розовые, и лишь при максимальных усилиях включаются белые. Кроме того, включение в работу розовых и белых волокон зависит и от продолжительности работы. Так, при работе с интенсивностью 75% от МПК скорость истощения запасов гликогена различна в разных волокнах. В частности, в волокнах I типа она падает до величин, близких к 0(%) примерно на 60-й мин, во НА типе — на 90-й мин. Поскольку в начале работы во ИВ типе гликоген почти не активирован, он включается по исчерпании запасов в I и частично во ПА типе. Поэтому расходуется затем очень быстро, и это сопровождается субъективно до-вольно тяжелым состоянием, требующим значительных волевых усилий.

Длительная непрерывная работа при 60% от МПК быстрее истощает гликоген в волокнах типа I. Интенсивная же работа на уровнях, близких к МПК, приводит к более быст-

 

рому исчезновению гликогена в волокнах II типа.

В процессе тренировки возникают следующие изменения. Во-первых, часть волокон ПА и ПС типов трансформируются в I типе, во-вторых, повышается МПК, так как количество красных волокон сильно коррелирует с МПК; в-третьих, увеличивается ферментативная активность биохимических систем, обеспечивающих энергопродукцию; в-четвертых, в волокнах увеличивается запас субстратов для выработки энергии, и в частности гликогена и жира; в-пятых, повышается капилляризация мышц, что улучшает обеспеченность каждого волокна кислородом; в-шестых, увеличивается диаметр каждого волокна, что позволяет при кратковременных усилиях развивать большие мощности в единицу времени.

В материалах по проблемам биоэнергетики тренировки и тестирования наибольший интерес представили некоторые экспериментальные данные, приводимые далее. Так, было показано, что гребец в гонке на 2 км выполняет работу с интенсивностью, близкой к максимуму его кардиореспираторной способности; гонка на 2 км обеспечивается энергией при среднем соотношении 70% к 30% аэробных и анаэробных ее источников; в гонке на 1 км это соотношение равно 55% к 45%- Обоснована необходимость определения МПК и мощности порога анаэробного обмена (ПАНО). Из различных возможных критериев ПАНО предложено использовать только значение лак-тата, равное 4 ммоль/л. С точки зрения трактовок изменений кривой «мощность-лактат» интересна идея связи сдвига «вправо-влево» самой верхней части этой кривой с проявлениями собственно мышечной выносливости.

Показано, что если МПК у гребцов даже высокой квалификации можно определять в «ступенчатом» тесте на велоэргометре так же как на гребном (величины практически одинаковы), то уровень ПАНО (мощность, ЧСС, % от МПК) должен оцениваться только на гребном эргометре. Связи между величинами ПАНО на велоэргометре и гребном эргометре нет.

Было высказано мнение, что юниоры, начинающие заниматься греблей в 17 — 18 лет, должны иметь МПК более 4,0 л/мин, а девушки — 3,5 л/мин; считается, что МПК может быть увеличено тренировкой на 25%, а мощность ПАНО — на 45%.

Сопоставление ступенчатых тестов в лаборатории и на воде показало, что определение ПАНО по значениям ЧСС во время гребли является правомерным и необходимым. Было установлено, что на биологические сдвиги в организме сильно влияют усилия, прикладываемые к веслу, так как гребля в темпе 24 г/мин с максимальным приложением вызывает более высокий уровень лактата, не-

 
Library   49   Up


Contents

 

Home
 

жели в темпе 28 г/мин с привычным приложением.

Приведенные данные говорят о том, что при усилиях около 70% от максимума кровоток в мышцах прекращается; при 40% — уменьшается в 3 раза; при 30% — почти не нарушается.

Обращалось внимание и на то, что при экстремальных уровнях лактата может нарушиться координация из-за влияния закисленности на ЦНС.

В сообщениях, касавшихся физиологии нервно-мышечного аппарата, предлагалось различать статический (изометрический) режим мышечного сокращения и динамический (изотонический) и его подвиды: а) концентрический (преодолевающий); б) эксцентрический (уступающий); в) изокинетический.

В результате детальных исследований зависимости силовых проявлений от скорости движений была показана эффективность уступающего режима, при котором усилия, проявляемые мышцей, превышают ее абсолютный максимум в статике. При использовании изокинетического метода при заданной постоянной скорости движения имеется возможность по всей его амплитуде проявлять максимально возможное усилие (чего нельзя добиться в других условиях). Полученные при изокинетическом тестировании результаты свидетельствуют о том, что способность к приложению усилий к рукоятке весла при гоночной скорости весьма специфична и не связана с максимальной силой в том же движении для гребцов уровня национальных сборных команд.

Педагогика. За последние три года конкретных рекомендаций по планированию нагрузок и выбору тренировочных формул было дано не много.

С точки зрения силовой подготовки молодых спортсменов представляют некоторый интерес следующие рекомендации по силовой тренировке:

1. Минимальные отягощения должны быть больше 50% от максимальных. 2. Необходимо выполнять в тренировке 2 — 3 серии по 6 — 10 движений. 3. Нужно проводить одну тренировку в день. 4. Тренироваться необходимо 3 ра-

 

за в неделю. 5. Тренироваться нужно круглогодично.

Для воспитания различных силовых проявлений рекомендуются следующие сочетания (табл. 1).

В связи с созреванием организма юного гребца предлагается начинать целенаправленное воспитание общих силовых проявлений для мальчиков после 14 лет, для девочек после 12 лет; воспитание же максимальной силы — после 18 — 19 и 16 — 17 лет соответственно.

Было предложено несколько различно направленных тренировочных формул. Для повышения ПАНО предлагаются два основных метода:

1. Непрерывная равномерная гребля в течение длительного времени — 45 — 60 мин и более (устойчивое состояние). Темп гребков на 4 — 10 гребков меньше, чем в гонке. Усилия на весле равны примерно 50 — 75% от максимальных.

2. Попеременный метод с периодами работы 1 — 8 мин при 100% усилий на весле и общей суммой такой работы 12 — 24 мин. Темп гребков может быть на 4 — 8 гребков меньше гоночного. В паузах усилия порядка 50%.

Для воспитания выносливости (аэробно-анаэробной) предлагается выполнять такую программу:

 

Время работы, мин

ЧСС, уд/мин

Темп, гр/мин

30

150 — 160

22 — 23

+30

160 — 170

23 — 25

+30

170 — 180

25 — 27

 

Паузы не предусмотрены, работа требует очень высокой волевой мобилизации в конце ее. Считается, что в такой работе автоматизируется техника, развивается способность к транспорту и утилизации O2, повышается капилляризованность мышц.

Для воспитания специальной выносливости предложен вариант интервальной тренировки, в процессе которой достигается и удерживается максимум потребления кислорода. В такой тренировке на разминку в аэробном режиме отводится 25 мин; затем следует соб-

 

Таблица 1

Рекомендуемые варианты силовых тренировок

Силовые проявления

Параметры тренировочной нагрузки

отягощение, %

кол-во повторений в серии

кол-во серий

интервал между сериями

Максимальная сила

90 — 95

1 — 3

4 — 8

2 — 4 мин

Мощность (взрыв)

75 — 90

8 — 12

3 — 5

90 с — 2 мин

Силовая выносливость

50 — 75

10 — 15

3 — 5

45 с — 90 с

Скоростная выносливость

Менее 50

10 — 50

3 — 5

менее 45 с до 5 с

 

Library   50   Up


Contents

 

Home
 

ственно развивающая часть (10 раз по 30 с с паузой 10 с) x К (количество серий), отдых между сериями до восстановления; (К) — до 4; темп гребли — 34 — 36 гр/мин; в паузах отдыха — темп гребли 20 — 23 гр/мин. Во время рабочей фазы ЧСС достигает 170 — 190 уд/мин. Обязательно проводится заминка — не менее 10 мин гребли в аэробном режиме. Длительность развивающей части тренировки составляет около 45 мин. В начале подготовки выполняются всего две серии с большим отдыхом между ними, затем по мере роста тренированности количество серий увеличивается, а отдых между ними сокращается. В такого рода тренировке быстро достигается МПК и, что важнее, происходит одновременная активизация всех типов мышечных волокон в отличие от длительной работы, в которой так называемые «белые» волокна активизируются в последнюю очередь, в состоянии очень сильного утомления. Такие тренировочные программы следует включать в тренировки достаточно рано (не позднее середины подготовительного периода), так как это создает предпосылки для специфичности адаптации организма и подготовки его к соревновательной деятельности.

Материалы по раскладке сил по дистанции соответствуют материалам, опубликованным у нас в стране на эту тему. Так, у мужчин все явственней обозначается тенденция к повышению равномерности и уменьшению «наброса» на 2-й половине дистанции; у женщин обозначился некоторый оптимум «раскладки», так как победительницы, как правило, пока демонстрируют больший «наброс» на 2-й половине дистанции, чем призеры.

Психология. Освещались возможности и методы использования спортивной психологии в подготовке спортсменов. Отмечалась тенденция повышения значимости психологии в современном спорте высших достижений. Содружество психолога и тренера эффективно лишь тогда, когда тренер знает, как реализовывать информацию и рекомендации психолога. Особенно подчеркивалась необходимость непрерывного повышения эрудиции тренера в области психологии вообще и спортивной в частности,.

Были изложены принципы психологической подготовки в спорте:

1. Моделирование. 2. Вариативность и постепенность воздействия. 3. Регуляция психического напряжения. 4. Индивидуализация. 5. Социализация.

Моделирование — уменьшение различий между тренировкой и соревнованием. Для этого используется имитация внешних условий и снарядов, отработка вариантов тактики ведения борьбы, заблаговременная проверка оптимального психического состояния во время соревновании. Целесообразны гандикапы, тренировка в «затрудненных» условиях. В основ-

 

ном моделированием следует заниматься в соревновательном периоде и не чаще чем 1 — 2 раза в неделю.

Вариативность и постепенность — регулярное включение нагрузок, требующих от спортсмена усилий, чтобы «перешагнуть через себя». Причем психическая напряженность в них должна постепенно возрастать от начала к концу годичного цикла подготовки. С целью создания психического стресса рекомендуются неожиданные изменения в тренировочных программах: повышение сопротивления движению, удвоение тренировочных отрезков, повышение скорости вплоть до максимальной; нестереотипные интервалы в тренировке и т. п.

Регуляция психического напряжения осуществляется с помощью биологических (еда, сон), физиологических (разминка, мышечная релаксация, физиотерапия) и собственно психологических способов. К последним относятся:

а) активное участие спортсмена в планировании подготовки; б) понимание (и обучение этому) спортсменом и тренером истинного состояния работоспособности; в) уменьшение (редко стимуляция) ответственности; г) вербализация (т. е. выражение в словах) эмоций, моделей движений, самоприказов; д) различного рода стереотипы поведения и талисманы, помогающие как бы перенести на них ответственность за исход спортивной борьбы; е) дополнительная активность (игры, легкое чтение и музыка, фильмы со счастливым концом и т. п.); ж) аутогенная тренировка, о которой много написано, может и должна использоваться лишь тогда, когда обученность аутотренингу доведена до автоматизма; з) идеомоторная тренировка.

Обращалось внимание на необходимость регуляции психического состояния сразу после соревнования, так как это служит своеобразной исходной точкой для формирования предстартового и стартового состояний в последующих стартах.

Относительно индивидуализации, имеющей в своей основе многомерную неповторимость личности, было сказано то, что она должна быть направлена против стереотипизации тренировки, на повышение ее эффективности. С сожалением констатировалось, что принцип индивидуализации реализуется в подготовке (не только психологической) крайне недостаточно.

В данном контексте принцип социализации имеет отношение в первую очередь к контролю и управлению эффективностью микроклимата в спортивной группе. Было отмечено то, что эффективность работы команды основана на равновесии отношений соперничества и сплоченности между ее членами. Достижение оптимального равновесия требует от тренера прежде всего объективного отношения ко всем членам группы, во всех обстоятельст-

 
Library   51   Up


Contents

 

Home
 

вах, а каждый спортсмен должен желать отдать все силы для команды. Каждый спортсмен должен чувствовать, что его уважают, его ценят и он имеет все возможности для спортивного роста.

На коллоквиуме были подняты проблемы коммуникации (обмена информацией) между тренером и его учениками. Подробно разбирались вопросы о своеобразии и неповторимости индивидуальной системы коммуникации, о необходимости ученику и тренеру научиться понимать друг друга. Было показано, что для разных спортсменов усвоение информации может происходить с различной эффективностью в зависимости от того, как она преимущественно передается через зрение, слух или кинестетические ощущения. Следует искать индивидуальный оптимум соотношения обучающих стимулов различной модальности. Однако в любом случае надо добиваться такого состояния усвоения информации, при ко-

 

тором ученик говорил бы: «я чувствую», а не «я понимаю».

Говорилось о том, что тренер должен строить свое поведение в соответствии с окружающими его людьми и ситуацией, должен быть гибким, внимательным к высказываниям спортсменов.

Подчеркивалось, что психологическая подготовка должна планироваться так же тщательно, как и тренировочная программа. Была высказана мысль о том, что спортсмен должен получать всегда удовольствие от того, что он делает, даже в день гонок.

В заключение следует еще раз сказать, что, безусловно, такие коллоквиумы повышают научный потенциал тренеров, позволяя им обменяться мнениями по вопросам методики тренировки; способствуют улучшению технической оснащенности тренировочного процесса и в целом росту мастерства команд.

 

 

ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ (ЖЕНЩИН) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛАССА ЛОДКИ И ЗАНИМАЕМОГО В НЕЙ МЕСТА

   
В. Ю. Давыдов, ВНИИФК
 

Значение морфологических показателей в достижении высоких результатов в академической гребле неоднократно подтверждалось многими исследователями. Сопоставляя росто-весовые показатели участников с местами, занятыми на олимпийских играх, можно сделать вывод о прямой зависимости между этими показателями (А. В. Ивановский, 1975; Е. Б. Самсонов, 1980). Кроме высоких росто-весовых показателей большое значение в комплектовании команд имеет рассадка спортсменов в лодках (Н. В. Щодро, 1975, 1977; Р. Гердес, 1979; Е. Б. Самсонов, 1980). Анализ литературных данных, опрос спортсменов и тренеров свидетельствует о том, что до настоящего времени отсутствуют стандарты телосложения гребцов, нет критериев для специализации гребцов в конкретном классе лодок и определения места в ней. Тема телосложения гребцов-женщин в имеющейся литературе почти не освещена. На практике одни и те же спортсмены и спортсменки в одних соревнованиях выступают в лодке одного класса, а в других — другого. Часто по усмотрению тренера их могут пересадить с одного номера на другой.

Задачей нашего исследования, о котором пойдет речь в статье, являлось изучение телосложения высококвалифицированных гребцов-женщин в связи с их спортивным амплуа (классом лодки и номером в ней, табл. 1).

 

Таблица 1

Характеристика обследованного контингента

Коли-
чество обсле-
дован-
ных

Квалификация

Сред-
ний воз-
раст, лет

Ко-
леба-
ния воз-
раста, лет

I р.

кмс

мс

мсмк

змс

194

12

49

102

22

9

21,1

16,0—
32,0

 

Выполнялись антропологические обследования, в том числе частичные замеры, определялась абсолютная поверхность тела и состав веса тела.

Обследованные нами спортсменки различных классов судов имеют отличия по следующим морфологическим показателям: длине тела (175,6±4,78 см), весу тела (77,4±5,21 кг), длине ног (96,9±3,85 см), длине тела стоя с вытянутыми вверх руками (226,7±7,25см), длине тела сидя с вытянутыми вверх руками (144,5±3,89 см). Наибольшие показатели имеют спортсменки четверок парных. За ними следуют спортсменки, выступающие в четверках распашных с рулевым, которые отличаются большим ростом (175,4±4,58 см), весом тела (77,1±6,82 кг), размахом рук (184,4±

Library   52   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало