Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

воначально в этом помогает рулевой, подавая команду счетом.

Разучивается техника старта, смена темпа и ритма в условиях соревнований, проходятся повороты вокруг бакена и по дуге.

Старт выполняется следующим образом: из исходного положения по команде «Марш!» спортсмен делает первый гребок, не дотягивая его до конца на 20 — 25 см, быстро выводит руки и почти одними руками делает второй, очень короткий резкий гребок. Затем постепенно увеличивает амплитуду движений, переходя на 5 — 6-м гребке на полную длину и гоночный ритм.

Этот этап, как правило, занимает от 2 до 3 месяцев при 3 — 4 занятиях в неделю. При достаточном уровне физического развития спортсмен способен выполнить после этого норматив II или I разряда.

Поворот вокруг бакена выполняется с табанкой одним веслом после того, как лодка поравняется или немного пройдет бакен, не задев его.

III этап — закрепление двигательного навыка.

Стабилизируется двигательный навык, расширяется диапазон вариативности, завершается индивидуализация техники.

На фоне увеличивающихся по объему и интенсивности тренировочных занятий уточняется техника выполнения всего цикла и отдельных элементов в различных условиях тренировки и соревнований. Если отдельные, насыщенные упражнениями тренировки мы называем техническими, то остальные не должны быть «нетехническими», спортсмен должен постоянно контролировать свои движения. Задачи обучения, совершенствования навыков

 

и тренировки не отделимы друг от друга, они решаются совместно, одновременно, при выполнении одних и тех же упражнений.

Главным упражнением становится выполнение полного цикла гребка в одиночках и двойках. Участие в соревнованиях закрепляет техническое мастерство спортсмена. Происходит постоянное совершенствование спортивного мастерства.

Тренировка гребца. Многократно выполнял гребки во время обучения технике, спортсмен одновременно тренируется. Народная гребля как физическое упражнение не предъявляет каких-то особых требований к уровню развития спортсмена и доступна каждому. В силу легкости обучения она не относится к тем видам спорта, где требуется ранняя специализация. В то же время она сама является хорошим средством общей подготовки и закалки организма. Условия занятий и характер движений способствуют развитию силы и выносливости, укрепляют сердечно-сосудистую систему, воспитывают волю и настойчивость.

Народная гребля используется лыжниками как средство общей подготовки и может успешно применяться гребцами-академистами. при начальном обучении.

К занятиям народной греблей как средством общей подготовки можно приступать с 10 лет. В 13 — 14 лет, когда организм достаточно окрепнет, можно начинать спортивную подготовку.

Периодизация, объемы и интенсивность тренировочных нагрузок гребца-академиста вполне могут быть использованы в народной Гребле. А последние в достаточной мере изложены в методических рекомендациях различных литературных источников.

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ СПОРТИНВЕНТАРЯ

   
В. Е. Земляков, кандидат педагогических наук,. Херсон
 

Гребля на байдарках и каноэ — вид спорта, в котором спортсмену недостаточно иметь хорошую тренированность и высокую техничность. В безукоризненном состоянии должен быть и его инвентарь. Бывает очень досадно, когда спортсмена, находящегося в отличной спортивной форме, подводит поломка весла или рулевого управления, когда выпадает упор или отодвигается сиденье, в лодку попадает много воды во время прохождения дистанции и т. п.

Можно вспомнить не один неприятный случай, происшедший на соревнованиях с сильнейшими гребцами нашей страны. Так, в байдарке-двойке Е. Яциненко — И. Головачев (1958) и Л. Гришин — Н. Чужиков (1963) на чемпионате мира на дистанции 10 км отка-

 

зало рулевое управление; у каноиста В. Калягина на первенстве СССР (1966), лидировавшего в гонке на 10 км, выпало весло; у четверки с загребным Н. Чужиковым на Олимпийских играх в Мехико на дистанции 1000 м в полуфинале лопнул трос. Немало подобных случаев происходит и сегодня, особенно на стайерских дистанциях всесоюзных соревнований.

В основном это бывает из-за того, что спортсмены забывают прописные истины, готовясь к ответственным соревнованиям или непосредственно уже участвуя в них. Волнение мешает обратить внимание на разные мелочи, хотя таковых, как известно, в спорте не бывает.

Чтобы избежать многих негативных фак-

Library   55   Up


Contents

 

Home
 

торов, в спортивной практике при выступлениях в соревнованиях любого ранга полезно помнить о некоторых унификациях, применяемых гребцами на практике и недостаточно освещенных в литературе по гребному спорту. Весло байдарочника, как и весь инвентарь, нуждается в дополнительной подготовке к гонке.

1.  Для того чтобы рука не соскользнула на старте по цевью вверх или вниз, на рукоятку весла наматывают полиэтиленовую изоленту-ограничитель с обеих сторон.

2.  Весла с лопастью, изготовленной из слоев дерева (не фанерные), следует обклеивать марлей или деревянным шпоном на эпоксидной смоле, чтобы при ударе о какой-либо предмет или даже о воду оно не раскололось по слоям дерева.

3.  Датские и отечественные фанерные весла, хотя они и не колются при ударе о твердый предмет, могут быть пробиты, надломлены. Во избежание этого нужно лопатку весла обклеить по краям полоской бамбука толщиной 1 — 2 мм (бамбук при нагревании легко гнется по форме весла).

4.   При ударной работе, на старте, у фанерных весел часто отклеивается лопатка от цевья. Для предотвращения этого необходимо у шейки весла, где скрепляется лопатка с цевьем, вклеить дополнительные скрепления из дерева или эти места проклеить стеклотканью на эпоксидной смоле.

Канойное весло также подлежит подготовке.

1.  Поверхность цевья, трущуюся о борт лодки, обклеивают стеклотканью или капроном на эпоксидной смоле.

2.   Рукоятку весла можно изготавливать с выемкой под большой палец для лучшего расслабления верхней кисти гребца.

3.  Во время гонки каноисту хорошо иметь кожаную лямку на верхней руке (как на лыжных палках), что будет способствовать лучшему расслаблению руки и не позволит веслу выпасть из рук, если в момент расслабления (особенно на дистанции 10 км) оно зацепится за что-нибудь или кто-то ударит по веслу (такое случалось на чемпионатах страны).

Обеспечив надежность весла, нужно тщательно подготовить и лодку.

В лодке-байдарке чаще всего может подвести рулевое управление. Вот что необходимо сделать, готовясь к соревнованиям.

1.  Прежде всего нужно убедиться в исправности тросика; не перетерся ли он, не износился ли в местах изгиба (особенно на баллере).

2.   Проверить, хорошо ли прижаты винты на румпеле и пере руля. Чтобы трос не сполз с баллсра во время гонки, на баллере делаются скобы под углом 100 — 120°, а по отношению к перу под углом 50 — 60. Это следует

 

проделывать на лодках у всех классов, особенно перед гонкой на 10 км.

3.  Шток руля следует смазать солидолом или вазелином, а если он слишком свободно ходит в трубке, — обмотать перед смазкой ниткой, чтобы через трубку руля не попадала в лодку вода.

4.   В байдарке-четверке и других лодках на рулевой тросик надевается скоба, стягивающая тросик вблизи баллера руля, не допускающая спадания его с баллера. Особенно это необходимо в байдарке-четверке, где трос проходит на поверхности и его можно во время гонки на 10 км снять рукой или веслом. Кроме того, баллер, тросик и деку кормы лодки, если предстоит участие в гонке на 10 км, следует смазывать вазелином или солидолом, чтобы за них не брались рукой при попытке снять тросик.

Не менее тщательно готовят и подножку — упор байдарочника.

1.  Упор лодки должен быть закреплен достаточно длинными хорошими штырьками. Если спортсмен имеет лодку индивидуального пользования, то упор лучше закрепить намертво или сделать дополнительное крепление с помощью вертушки (на одну сторону упора наклеивается ограничитель, не дающий упору подниматься вверх, а с противоположной — ограничитель-вертушка, который может вращаться для перестановки упора вперед или назад в нужное положение).

2.  В упоре, чтобы лучше чувствовать лодку и опору, следует сделать нарезы пилой или напильником по всей его площади.

3.  В командных лодках на втором, третьем и четвертом номерах на упоре крепятся ременные лямки для ног, которые содействуют лучшей. связи гребца с лодкой.

4.   В одиночках и на первых номерах командных лодок с румпельным управлением для прохождения дистанции с поворотами, в упоре, с левой стороны, увеличивают румпельную прорезь, чтобы уменьшить радиус поворота.

Должное внимание надо уделить и сиденью — сляйду.

1.  Чтобы не натереть копчик позвоночника, проходя длинную дистанцию, в задней части чашки сиденья делается вырез.

2.  Если у спортсмена очень глубокая лодка (особенно часто это бывает в командной лодке), сиденье поднимают с помощью установки реек или на чашку сиденья кладут войлок либо поролоновую губку.

3.  Если нет ребристой планки на сиденье или барашки-закрутки для крепежа сляйда к лодке, можно пользоваться деревянным упорчиком-стопором, который вставляется в прорези, сделанные ножом на фанерном основании сляйда.

На соревнованиях и тренировках, чтобы

 
Library   56   Up


Contents

 

Home
 

предотвратить попадание воды в лодку, пользуются фартуком.

1.  Перед гонкой на длинную дистанцию на фальшборт лодки поверх фартука следует надевать дополнительную резину, изготовленную из медицинского жгута (бинта). Она способствует герметизации лодки, натягивает фартук на коленях, чтобы на нем не собиралась вода, которая может проникнуть в лодку, а скопившись в большом количестве на фартуке, может вообще стянуть его с лодки.

2.  Чтобы на фартуке не собиралась вода, его можно прикрепить через плечо бинтом или подтяжкой.

Лодка — основной инвентарь байдарочника и каноиста. Ее поверхность должна быть тщательно подготовлена: прошкурена, пролачена, отполирована.

1.  Современные байдарки «Лансер», «Ранжер», «Хантер» и др. при транспортировке часто трескаются по шву или рассыхаются (на деке и у острия фальшборта — коптите). Чтобы избежать этого, от сиденья отрезают переднюю часть фанерного основания и приклеивают ее на коптит лодки. Это служит еще и дополнительным волнорезом (при большой волне меньше воды попадает в лодку). Вырезав в волнорезе отверстие, можно установить там секундомер.

2.   В днище лодки возле упора часто вытирается лак и даже стираются слон дерева (особенно если гребут в обуви). Чтобы этого и бежать, под пятки на днище лодки наклеивают смолкой дополнительный фанерный шпон или стеклоткань, а лучше гофрированную резину (от теннисной ракетки). Это способствует и лучшему «ощущению» лодки.

3.  Если перед гонкой отломалась бобышка, которая держит сиденье, нужно под него положить влажную тряпку и привязать сиденье спереди или сзади к упору проволокой или бечевкой. Это можно сделать и для подстраховки, чтобы сиденье во время ускорения не отодвинулось назад.

4.   Если крышечка руля у байдарки потерялась, ее легко сделать в виде пробки из пенопласта, который остается у каноистов от подушки (при подготовке места для колена).

5.  Бортовую часть каноэ, трущуюся при отрулировании, обклеивают бамбуком, текстолитом, иногда стеклотканью или капроновой тканью (можно капроновым чулком).

6.  Если каноэ тяжелее нормы, его можно облегчить, сделав множество вырезов-отверстий в пайоле.

7.  Носик байдарки и каноэ можно также обклеить спереди бамбуком или текстолитом, чтобы при столкновении с буем или другой лодкой носик не обломился (при прохождении соревновательной дистанции сломанный носик создает дополнительное сопротивление воды).

Наконец, следует сказать несколько слов об окончательной отделке лодки. Лучше всего

 

гоночную лодку готовить зимой, когда времени для этого достаточно.

Прежде всего нужно проверить, нет ли в лодке трещин и пробоин. Если они окажутся, то заделывать их нужно при помощи клея — эпоксидной смолы. Если же приходится пользоваться гвоздями (желательно медными или нержавеющими), то их нужно не забивать, а, взяв плоскогубцами за шляпки, осторожно вдавливать, чтобы не произошло надколов древесины.

Обе склеиваемые детали надо предварительно протереть, обе смазать клеем и, плотно прижав друг к другу, оставить на некоторое время. Если выступили подтеки клея, их счищают, пока они не застыли.

Если лодка имеет много неровностей или если на ней слишком толстый слой лака, то лодку следует проциклевать — снять лак. Царапины и вмятины заделывают с помощью эпоксидной шпаклевки. Циклевать можно как специальной циклевкой, так и обыкновенными битыми стеклами. После снятия лака лодку тщательно обрабатывают при помощи наждачной бумаги, которую накладывают на гладкий, ровный брусок дерева, и вращательными движениями полируют лодку. После этого берут мокрую тряпку и протирают всю лодку. На высохшем дереве вновь появятся заусеницы. Лодку снова полируют наждачной шкуркой. После полировки лодку олифят горячей олифой. Сначала олифят внутреннюю часть лодки, особенно носовую и кормовую части, в местах соединения фанеры, куда попадает вода и возможно загнивание.

Нагретую олифу заливают в высушенную лодку и ставят ее в вертикальное положение кормой или носом вверх. После остывания олифы операцию повторяют с противоположного конца лодки.

Если на лодке есть вклейки из дерева другого цвета, то их следует обработать с помощью красителей под цвет лодки перед тем, как покрывать олифой.

Наружную часть отциклеванной лодки покрывают тонким слоем горячей олифы с помощью губки. После просыхания олифы лодку обрабатывают шкуркой. После этого берется воск (свеча) и на лодке затираются самые незначительные царапины, трещины. Прежде чем покрыть лаком, лодку можно протереть суконкой.

Лак наносят губкой или ватным тампоном, пропитанным подогретым водостойким лаком. Если лак густоват или слишком долго сохнет, его можно разбавить ацетоном или светлой спиртовой политурой. Губку надо вести вдоль слоев дерева, сверху вниз, не останавливаясь; следующий мазок должен задевать предыдущий. Не следует прерывать лакировку с начала до конца.

Лакировку производят неоднократно, каж-

 
Library   57   Up


Contents

 

Home
 

дый раз обрабатывая поверхность водостойкой наждачной шкуркой.

Когда поверхность станет достаточно гладкой и на ней будет достаточный слой лака, лодку снова полируют. Вначале водостойкой шкуркой, а затем полировочными пастами, нанесенными на войлок или шерстяную ткань. Доводку производят мягкой фланелью с сухим зубным порошком.

 

Перед каждой ответственной гонкой лодку следует обезжирить бензином, покрыть тонким слоем лака и отполировать, как указывалось выше.

Наладка и настройка инвентаря необходимы для достижения хороших показателей в гребном спорте. Она помогает предупредить возможные срывы на соревнованиях, способствует психологической готовности гребца.

 

 

ПРЕДСТАРТОВЫЕ СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНА

   
А. Ф. Синяков, кандидат медицинских наук,, Москва
 

Кто из гребцов не испытывал волнения накануне ответственных соревнований? Испытывать волнение — плохо это или хорошо? Ответить на этот вопрос не просто. Опытные спортсмены знают, что есть предел оптимальности эмоционального напряжения. При этом наблюдается умеренное усиление функций организма, мобилизация их. Такое предстартовое состояние обозначается как «боевая готовность».

Однако возможны и другие виды предстартовых состояний. Это стартовая лихорадка, которая характеризуется преобладанием процессов возбуждения в центральной нервной системе, что сопровождается нарушением сна, потерей аппетита, повышением утомляемости. Спортсмен становится раздражительным, у него повышается артериальное давление и значительно учащается пульс.

В результате перевозбуждения может наступить другое состояние — стартовая апатия, характеризующаяся преобладанием тормозных процессов. Спортсмен при этом становится вялым, неуверенным в своих силах, у него обнаруживается замедленная двигательная реакция, снижается работоспособность. Возможно возникновение неврозов и неврозоподобных состояний (которые принято обозначать как болезненные или патологические предстартовые состояния). Они обычно развиваются у спортсменов со слабым типом нервной системы на фоне психического и физического переутомления, грубых нарушений режима и методики тренировки.

Неблагоприятные виды предстартовых состояний отрицательно сказываются на готовности спортсменов к соревнованиям, более того, на фоне стрессового воздействия соревновательных ситуации может развиваться срыв, приводящий к заболеванию — неврозу, которое требует соответствующего лечения.

Таким образом, очевидно, что отсутствие своевременной помощи спортсмену может привести не только к проигрышу его на соревнованиях, но даже к заболеванию. Как же предупредить развитие неблагоприятного пред-

 

стартового состояния, как управлять им, если оно возникло?

Меры профилактики многообразны, однако их можно свести в основном к четкому соблюдению методических принципов тренировки, регулярному врачебно-педагогическому анализу ее, систематическому контролю за функциональным состоянием спортсмена и его здоровьем.

При первых симптомах, свидетельствующих о выраженном предстартовом возбуждения, следует уменьшить объем тренировочной нагрузки, сохранив при этом достаточную интенсивность ее, использовать психотерапевтическое убеждение, самовнушение, принять меры для профилактики переутомления, использовав комплекс средств восстановления. Если есть необходимость, то нужно назначить. фармакологические средства, способствующие регулированию предстартовых состояний. Так, при возбуждении спортсмена можно назначить ему средства, снижающие эмоциональную напряженность, тревогу (транквилизаторы), например триоксазин или фенибут. Однако многие фармакологические препараты успокаивающего действия могут вызвать мышечное расслабление, замедлить двигательную реакцию. После их приема возможно ощущение вялости, сонливости, иногда наблюдаются аллергические реакции и другие неблагоприятные побочные эффекты. В связи с этим при использовании транквилизаторов, седативных и снотворных средств нужно быть максимально осторожным.

Более мягки по своему воздействию успокаивающие препараты, приготовляемые из растений. Здесь мы дадим характеристику препаратам валерианы, пустырника и боярышника. Они хорошо переносятся, не дают аллергических реакций, практически безвредны; для организма.

Препараты валерианы оказывают успокаивающее действие при психическом возбуждении, беспокойстве, бессоннице. Настойка валерианы готовится на 70-пропеитном спирте (1:5), назначается внутрь по 20 — 30 капель.

Library   58   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало