Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Рис. 10

 

седал и чтобы у него не сгибалась нога, стоящая на подушке, в коленном суставе. О сгибании ученик узнает по толчку о колено тренера.

Иногда тренер перемещает ногу ученика по дну лодки, зацепив ее веслом под коленный сгиб. Такие необычные приемы хорошо запоминаются и служат делу исправления ошибок.

Приемы непосредственного воздействия следует выполнять тактично, не задевая самолюбия и не смущая обучаемых. Можно сказать так: начинающему гребцу лучше один раз прочувствовать правильную деталь техники гребли, чем сто раз увидеть ее отличное выполнение.

Массовое развитие гребли на турбазах, в студенческих оздоровительно-спортивных лагерях и т.п. может проводиться более эффективно, если будут разработаны минимальные арсеналы методических приемов непосредственного воздействия, доступные тренерам-общественникам.

 

 

ТЕХНИКА ГРЕБЛИ НА НАРОДНОЙ ЛОДКЕ

   
А. Н. Беркутов, заслуженный мастер спорта СССР, Москва
 

Гребля является циклическим видом спорта. Продвижение лодки происходит за счет повторяющегося отталкивания лопастью весла от воды (проводка, гребок), чередующегося с заносом лопасти для выполнения следующей проводки (занос), вгребанием лопасти в воду (захват) и выниманием ее из воды (конец проводки).

Система выполнения этих движений в определенной последовательности, образующей цикл, является техникой гребли.

Из основного требования рациональной техники циклических видов спорта — непрерывности выполнения всего цикла движений и перехода к следующему циклу — вытекает необходимость при окончании одной фазы гребка полностью закончить подготовку к выполнению следующей.

Правила соревнований по народной гребле не дают никаких ограничений в технике выполнения гребка, регламентируется только конструкция инвентаря для участников соревнований.

Рассмотрим выполнение названных выше фаз гребка и некоторых положений. Начнем с посадки в лодку.

Посадка в лодку производится следующим образом: весла кладутся в лодку вдоль бортов, спортсмен становится на плоту рядом с лодкой лицом к ее корме, ставит ближнюю к лодке ногу на киль между сиденьем и подножкой, берется руками за борта лодки

 

и переносит вес тела на ногу, стоящую в лодке, затем переносит вторую и садится на банку. Оттолкнувшись руками от плота, вставляет весла в уключины, проверяет установку ножных упоров и занимает основное, или нерабочее, положение. Ножные упоры должны быть установлены так, чтобы в конце гребка рукоятки весел проходили вплотную к туловищу, но не упирались в живот.

Основное положение — туловище прямое с естественным наклоном вперед, плечи опущены, голова держится прямо. Ноги слегка согнуты в коленях и всей ступней стоят на подножке. Руки со свободно прогнутыми запястьями удерживают весла, лежащие лопастями на воде перпендикулярно бортам лодки. Левая кисть расположена над правой.

Для начала гребли спортсмены должны перейти в исходное положение, соответствующее стартовому. При этом тело наклоняется вперед, голова остается прямой, колени сгибаются, руки свободно вытягиваются вперед так, что кисти находятся над подножкой, запястья прямые, четыре пальца обхватывают рукоятку весла сверху, не сжимая ее, а большой находится на нижнем краю торца. Лопасти весел в вертикальном положении с небольшим (около 4°) наклоном к корме находятся в воде. Угол заноса от перпендикуляра к оси лодки в этом положении составляет 45 — 50°.

Проводка является рабочей фазой цикла. Сильным махом спины с распрямлением ног,

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

упирающихся в подножку, спортсмен тянет рукоятки весел, отталкиваясь лопастями от воды. Спина, напряженная при гребке, естественно прогибается и напоминает натянутый лук.

Поскольку для правильного загружения весел в воду никакого усилия не требуется, руки в первой части гребка выполняют роль веревок, передающих горизонтальное усилие от плеча к рукоятке весла, и остаются прямыми. Кисть левой руки тянет немного выше и в середине гребка проходит над правой (можно чуть сзади).

Следует избегать прогиба запястья кверху. Затем руки включаются в работу и дотягивают рукоятки весел в конце гребка вплотную к туловищу, заканчивающему движение к носу лодки. Локти при этом отходят в стороны и слегка книзу, запястья, до этого прямые, соответственно сгибаются. Лопасти весел_ во время проводки полностью погружены в воду с небольшим наклоном (около 4°). Horn на протяжении всего гребка упираются в подножку. При достаточно сильном выполнении гребка спортсмен чувствует «снятие» веса с банки в его начале. Скорость рукоятки к концу гребка возрастает вместе со скоростью лодки.

Конец проводки — переходная фаза. С окончанием гребка, как только руки подошли к туловищу, закончившему движение к носу лодки, они делают быстрый и плавный нажим на рукоятки вниз, вынимая лопасти из воды. При этом запястья уже расслабленных рук прогибаются и вместе с небольшим перекатыванием рукоятки в пальцах обеспечивают разворот лопасти в горизонтальное положение для заноса. Небольшой подворот лопасти при вынимании, если при этом не происходит торможения, допускается. Концу проводки соответствует положение весла 40 — 45° от перпендикуляра к оси лодки.

Занос — фаза подготовки. Заканчивая нажим на рукоятку, кисти продолжают движение по траектории, напоминающей запятую, а затем горизонтальное к корме. По мере распрямления рук в движение к корме присоединяется туловище, с наклоном которого сгибаются ноги. Движение туловища к корме осуществляется усилием брюшного пресса. Весла при заносе должны двигаться горизонтально на высоте, немного большей половины ширины лопасти от воды, что необходимо для выполнения захвата воды без задирания весла.

Захват — переходная фаза. Приближаясь к исходному положению, гребец одновременно с распрямлением запястий отпускает рукоятки весел, давая лопастям возможность с разворотом упасть в воду. В момент касания веслом воды начинается тяговое движение рукояток к носу. Захват можно назвать подхватом падающего в воду весла. При этом горизонталь­

 

ная скорость рукоятки весла не должна превышать скорости ее в начале гребка, так как время нахождения опоры в воде (так же как и удержание) обеспечивается формой лопасти и скоростью ее проплывания, а не предшествующей скоростью в воздухе и при частичном погружении.

Гребец должен помнить, что сравнительно тяжелую народную лодку не разогнать ударами весел по воде, в ней надо грести. Следует избегать задирания весел от нажима на рукоятки перед захватом с последующей промашкой по воздуху и медленного загружения (водяная промашка), вызываемого придерживанием рукояток при захвате вместо падения весла. Моменту начала погружения весла в воду соответствует угол заноса от перпендикуляра 55 — 60°. Он превышает угол заноса в исходном положении, так как включает фазу погружения весла и при выполнении заноса в движении туловище наклоняется к корме несколько больше, чем в исходном положении.

Обучение технике гребли. Задача обучения состоит в выработке у гребца двигательного навыка, т. е. такой степени владения техникой гребли, при которой управление движениями происходит автоматически, обеспечивается достаточная их вариативность и высокая надежность.

Весь процесс обучения может быть разделен на три этапа.

I этап — начальное разучивание. На этом этапе создается общее представление о технике гребли, движение разучивается по частям, фазам, формируется общий ритм движения, устраняются ненужные движения и грубые искажения техники.

Сначала спортсмен должен ознакомиться со спортивным инвентарем и окружающей средой, т.е. лодкой, веслами и водой. Каждый начинающий осваивать греблю должен уметь плавать.

Сев в лодку и оттолкнувшись от причального плота, спортсмен опробывает лодку и весла, убеждается, что форма и размеры весел обеспечивают оптимальное погружение лопастей в воду без всяких дополнительных усилий. Нужно установить лопасти весел вертикально в воде и делать поочередно каждым веслом гребки, прикладывая только горизонтальное усилие, сначала небольшое, и выпуская рукоятку из рук между гребками.

Следующее упражнение — несколько непрерывных гребков одной и другой рукой, затем поочередно по одному гребку каждой рукой и несколько полных гребков.

Освоив эти движения, можно перейти к та банке: рукоятку погруженного в воду весла гребец отталкивает от себя, лодка движется кормой вперед. Сначала выполняется каждым веслом по нескольку гребков, затем поочередно по одному гребку каждым веслом

 
Library   53   Up


Contents

 

Home
 

и после этого одновременно обоими веслами.

Чтобы оценить степень устойчивости лодки, гребец должен поочередно накренить ее на левый и правый борт. Проделав эти упражнения, гребец прочувствует поведение весел в воде во время гребка. Теперь можно приступать к обучению.

Устойчивая народная лодка позволяет новичку сразу ощутить уверенность во владении инвентарем, отчего обучение значительно облегчается.

Для лучшего понимания технических требований и исправления ошибок часть занятий, особенно несколько первых, целесообразно проводить индивидуально в учебном аппарате, либо в двойке, когда тренер сидит на первом номере. Здесь гребцу демонстрируются положения звеньев тела, соответствующие различным фазам гребка, переход от одной фазы к другой, общая траектория и ритм движения.

Продолжительность I этапа обучения в народной гребле составляет обычно не более 8 — 10 занятий. При достаточной физической подготовленности спортсмена этого периода достаточно для сдачи норматива ГТО и выполнения III спортивного разряда.

Наиболее часто встречающиеся ошибки в народной гребле и их причины:

1 — недостаточная амплитуда работы туловищем и как следствие, ноги не участвуют в выполнении гребка, не обеспечивается необходимая длина работы весел — гребец не стремится приложить больших усилий, работает только руками, неуверенно чувствует себя в лодке.

2  — слишком большой отвал туловища в конце гребка, темп гребли снижен — гребец не прочувствовал оптимальных углов работы туловища и весла.

3  — раннее начало работы руками, «прихват» на руки — гребец недостаточно сильно работает туловищем.

4  — неправильное погружение лопасти на гребке — гребец неправильно держит весло, не прочувствовал положение свободно плавающего весла, опорная площадка весла или уключины имеет неровности, искривлено весло.

5  — несимметричная работа весел по длине, усилию и времени, лодка раскачивается, рыскает на курсе — гребец недостаточно контролирует работу рук, положение тела и головы, имеется люфт в уключинах или их осях.

6  — неровная, рывками, с подергиванием в конце гребка тяга весел — гребец недостаточно физически развит.

7  — постепенное вынимание лопастей из воды на проводке — стягивание руками вниз, слишком большой отвал туловища, опускание локтей сильно вниз в конце гребка, нечеткое представление о работе весла на проводке.

8  — непродольная работа туловища на гребке — недостаточное физическое развитие,

 

неправильное положение головы во время гребка, несимметричная работа весел.

9 — задирание лопасти в конце заноса или задержка в захвате, промашка, снижение темпа — гребец чрезмерно наклоняет тело к корме лодки, надавливает перед захватом на рукоятки весел вниз, не дает веслам возможности падать в воду, наклоняет голову в конце заноса.

10  — неестественный ритм гребного цикла — спортсмен старается грести стилизованно, подражает кому-то, неестественно затягивает время заноса, делает остановки в цикле гребка. (Рекомендовавшееся в прошедшие годы время заноса, в два раза превышающее время проводки, может быть и годится для длительных турпоходов, но совершенно неприемлемо в спортивной гребле.) В условиях соревнований и интенсивной тренировки скорость лодки сама подскажет нужный ритм и темп. Ритм, который вам удается выдержать до конца гонки, сохраняя высокую скорость, и будет правильным. На тренировках нужен тот ритм, который позволяет сохранять свободу движений при любом темпе гребли.

11  — запрокидывание, наклон головы к животу или поворот в сторону — гребец не следит за собой и не понимает значения положения головы в выполнении мощного, продольного гребка и правильной подготовки к следующему.

12 — неправильное дыхание — гребец старается следить за дыханием, дышит с закрытым ртом, одним носом, из-за этого не успевает сделать полноценный и своевременный вдох и выдох. (Вдох делается в конце заноса и заканчивается в самом начале проводки, а выдох после окончания гребка до середины заноса.) Во время соревнований или интенсивной тренировки возникает потребность в более частом дыхании, дополнительном коротком вдохе и выдохе на заносе.

13 — нарочитая небрежность в обращении с инвентарем и выполнении элементов гребного цикла — гребец несерьезно относится к выполнению гребков, способен в любой момент потерять баланс, промахнуть веслом мимо воды, потерять весло.

II этап — углубленная отработка техники гребли. Уточняются траектории и параметры движения, совершенствуется ритм, свобода и непрерывность выполнения движений, создаются предпосылки вариативности техники.

В технических тренировках применяются упражнения на выполнение отдельных элементов цикла — захват, конец гребка, а также укороченный гребок одними руками, за счет работы только спины, гребля одним веслом с одновременной табанкой другим и другие упражнения по овладению техникой.

Проводятся тренировки и соревнования в двойках. Совместная работа с загребным. Пер-

 
Library   54   Up


Contents

 

Home
 

воначально в этом помогает рулевой, подавая команду счетом.

Разучивается техника старта, смена темпа и ритма в условиях соревнований, проходятся повороты вокруг бакена и по дуге.

Старт выполняется следующим образом: из исходного положения по команде «Марш!» спортсмен делает первый гребок, не дотягивая его до конца на 20 — 25 см, быстро выводит руки и почти одними руками делает второй, очень короткий резкий гребок. Затем постепенно увеличивает амплитуду движений, переходя на 5 — 6-м гребке на полную длину и гоночный ритм.

Этот этап, как правило, занимает от 2 до 3 месяцев при 3 — 4 занятиях в неделю. При достаточном уровне физического развития спортсмен способен выполнить после этого норматив II или I разряда.

Поворот вокруг бакена выполняется с табанкой одним веслом после того, как лодка поравняется или немного пройдет бакен, не задев его.

III этап — закрепление двигательного навыка.

Стабилизируется двигательный навык, расширяется диапазон вариативности, завершается индивидуализация техники.

На фоне увеличивающихся по объему и интенсивности тренировочных занятий уточняется техника выполнения всего цикла и отдельных элементов в различных условиях тренировки и соревнований. Если отдельные, насыщенные упражнениями тренировки мы называем техническими, то остальные не должны быть «нетехническими», спортсмен должен постоянно контролировать свои движения. Задачи обучения, совершенствования навыков

 

и тренировки не отделимы друг от друга, они решаются совместно, одновременно, при выполнении одних и тех же упражнений.

Главным упражнением становится выполнение полного цикла гребка в одиночках и двойках. Участие в соревнованиях закрепляет техническое мастерство спортсмена. Происходит постоянное совершенствование спортивного мастерства.

Тренировка гребца. Многократно выполнял гребки во время обучения технике, спортсмен одновременно тренируется. Народная гребля как физическое упражнение не предъявляет каких-то особых требований к уровню развития спортсмена и доступна каждому. В силу легкости обучения она не относится к тем видам спорта, где требуется ранняя специализация. В то же время она сама является хорошим средством общей подготовки и закалки организма. Условия занятий и характер движений способствуют развитию силы и выносливости, укрепляют сердечно-сосудистую систему, воспитывают волю и настойчивость.

Народная гребля используется лыжниками как средство общей подготовки и может успешно применяться гребцами-академистами. при начальном обучении.

К занятиям народной греблей как средством общей подготовки можно приступать с 10 лет. В 13 — 14 лет, когда организм достаточно окрепнет, можно начинать спортивную подготовку.

Периодизация, объемы и интенсивность тренировочных нагрузок гребца-академиста вполне могут быть использованы в народной Гребле. А последние в достаточной мере изложены в методических рекомендациях различных литературных источников.

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ СПОРТИНВЕНТАРЯ

   
В. Е. Земляков, кандидат педагогических наук,. Херсон
 

Гребля на байдарках и каноэ — вид спорта, в котором спортсмену недостаточно иметь хорошую тренированность и высокую техничность. В безукоризненном состоянии должен быть и его инвентарь. Бывает очень досадно, когда спортсмена, находящегося в отличной спортивной форме, подводит поломка весла или рулевого управления, когда выпадает упор или отодвигается сиденье, в лодку попадает много воды во время прохождения дистанции и т. п.

Можно вспомнить не один неприятный случай, происшедший на соревнованиях с сильнейшими гребцами нашей страны. Так, в байдарке-двойке Е. Яциненко — И. Головачев (1958) и Л. Гришин — Н. Чужиков (1963) на чемпионате мира на дистанции 10 км отка-

 

зало рулевое управление; у каноиста В. Калягина на первенстве СССР (1966), лидировавшего в гонке на 10 км, выпало весло; у четверки с загребным Н. Чужиковым на Олимпийских играх в Мехико на дистанции 1000 м в полуфинале лопнул трос. Немало подобных случаев происходит и сегодня, особенно на стайерских дистанциях всесоюзных соревнований.

В основном это бывает из-за того, что спортсмены забывают прописные истины, готовясь к ответственным соревнованиям или непосредственно уже участвуя в них. Волнение мешает обратить внимание на разные мелочи, хотя таковых, как известно, в спорте не бывает.

Чтобы избежать многих негативных фак-

Library   55   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало