|
и после этого одновременно обоими веслами.
Чтобы оценить степень устойчивости лодки, гребец должен поочередно накренить ее на левый и правый борт. Проделав эти упражнения, гребец прочувствует поведение весел в воде во время гребка. Теперь можно приступать к обучению.
Устойчивая народная лодка позволяет новичку сразу ощутить уверенность во владении инвентарем, отчего обучение значительно облегчается.
Для лучшего понимания технических требований и исправления ошибок часть занятий, особенно несколько первых, целесообразно проводить индивидуально в учебном аппарате, либо в двойке, когда тренер сидит на первом номере. Здесь гребцу демонстрируются положения звеньев тела, соответствующие различным фазам гребка, переход от одной фазы к другой, общая траектория и ритм движения.
Продолжительность I этапа обучения в народной гребле составляет обычно не более 8 — 10 занятий. При достаточной физической подготовленности спортсмена этого периода достаточно для сдачи норматива ГТО и выполнения III спортивного разряда.
Наиболее часто встречающиеся ошибки в народной гребле и их причины:
1 — недостаточная амплитуда работы туловищем и как следствие, ноги не участвуют в выполнении гребка, не обеспечивается необходимая длина работы весел — гребец не стремится приложить больших усилий, работает только руками, неуверенно чувствует себя в лодке.
2 — слишком большой отвал туловища в конце гребка, темп гребли снижен — гребец не прочувствовал оптимальных углов работы туловища и весла.
3 — раннее начало работы руками, «прихват» на руки — гребец недостаточно сильно работает туловищем.
4 — неправильное погружение лопасти на гребке — гребец неправильно держит весло, не прочувствовал положение свободно плавающего весла, опорная площадка весла или уключины имеет неровности, искривлено весло.
5 — несимметричная работа весел по длине, усилию и времени, лодка раскачивается, рыскает на курсе — гребец недостаточно контролирует работу рук, положение тела и головы, имеется люфт в уключинах или их осях.
6 — неровная, рывками, с подергиванием в конце гребка тяга весел — гребец недостаточно физически развит.
7 — постепенное вынимание лопастей из воды на проводке — стягивание руками вниз, слишком большой отвал туловища, опускание локтей сильно вниз в конце гребка, нечеткое представление о работе весла на проводке.
8 — непродольная работа туловища на гребке — недостаточное физическое развитие,
|
|
неправильное положение головы во время гребка, несимметричная работа весел.
9 — задирание лопасти в конце заноса или задержка в захвате, промашка, снижение темпа — гребец чрезмерно наклоняет тело к корме лодки, надавливает перед захватом на рукоятки весел вниз, не дает веслам возможности падать в воду, наклоняет голову в конце заноса.
10 — неестественный ритм гребного цикла — спортсмен старается грести стилизованно, подражает кому-то, неестественно затягивает время заноса, делает остановки в цикле гребка. (Рекомендовавшееся в прошедшие годы время заноса, в два раза превышающее время проводки, может быть и годится для длительных турпоходов, но совершенно неприемлемо в спортивной гребле.) В условиях соревнований и интенсивной тренировки скорость лодки сама подскажет нужный ритм и темп. Ритм, который вам удается выдержать до конца гонки, сохраняя высокую скорость, и будет правильным. На тренировках нужен тот ритм, который позволяет сохранять свободу движений при любом темпе гребли.
11 — запрокидывание, наклон головы к животу или поворот в сторону — гребец не следит за собой и не понимает значения положения головы в выполнении мощного, продольного гребка и правильной подготовки к следующему.
12 — неправильное дыхание — гребец старается следить за дыханием, дышит с закрытым ртом, одним носом, из-за этого не успевает сделать полноценный и своевременный вдох и выдох. (Вдох делается в конце заноса и заканчивается в самом начале проводки, а выдох после окончания гребка до середины заноса.) Во время соревнований или интенсивной тренировки возникает потребность в более частом дыхании, дополнительном коротком вдохе и выдохе на заносе.
13 — нарочитая небрежность в обращении с инвентарем и выполнении элементов гребного цикла — гребец несерьезно относится к выполнению гребков, способен в любой момент потерять баланс, промахнуть веслом мимо воды, потерять весло.
II этап — углубленная отработка техники гребли. Уточняются траектории и параметры движения, совершенствуется ритм, свобода и непрерывность выполнения движений, создаются предпосылки вариативности техники.
В технических тренировках применяются упражнения на выполнение отдельных элементов цикла — захват, конец гребка, а также укороченный гребок одними руками, за счет работы только спины, гребля одним веслом с одновременной табанкой другим и другие упражнения по овладению техникой.
Проводятся тренировки и соревнования в двойках. Совместная работа с загребным. Пер-
|
|