Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

щественными показателями являются: время нахождения туловища в крайнем положении после гребка, момент включения туловища в работу, скорость разворота в момент захвата, скорость и характер разворота в опорной

 

фазе, величина колебаний давления на сиденье, величина давления на сиденье назад, степень совпадения максимума продвигающего усилия с максимумом усилия на весле и другие.

 

 

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ


О ПРИЕМАХ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК У НАЧИНАЮЩИХ КАНОИСТОВ

   
В. В. Пыжов, кандидат педагогических наук, Львов
 

Создать правильное представление об изучаемом упражнении, повысить качество занятий помогает наглядность в обучении, показ изучаемых упражнений (кинограммы, фото, схемы, рисунки и т. п.) с кратким объяснением. Наряду с этим улучшают наглядность и ускоряют процесс обучения приемы непосредственного воздействия на обучаемого через систему тактильных рецепторов.

Известно, что приемы непосредственного воздействия на обучаемого применяются в тех случаях, когда, несмотря на образцовый показ и пояснения, ученик все же не понимает упражнения и допускает ошибки. Сигнализация через кожно-мышечные ощущения очень помогает в исправлении ошибок. Крупный специалист по плаванию профессор И. В. Вржесневский в 1965 г. отметил: «В тех случаях, когда учащиеся, несмотря на детальное разъяснение и показ, все же не могут правильно выполнить движения, преподаватель, взяв обучаемого за руки, за ноги, туловище, голову, выполняет ими движения. Этот метод в ряде случаев намного ускоряет процесс обучения».

В специальной литературе по гребному спорту мы не нашли описания приемов непосредственного воздействия при исправлении ошибок в технике гребли начинающих гребцов. Однако многие тренеры успешно применяли этот прием в работе с начинающими. Автор статьи классифицировал эти приемы непосредственного воздействия и провел отбор наиболее эффективных из них.

Проверка, систематизация и отбор наиболее эффективных приемов велись в 1980 — 1981 гг. в работе с группами начинающих гребцов на байдарках и каноэ ДЮСШ Львовского областного совета ДСО «Спартак».

Приемы непосредственного воздействия на обучаемого могут выполняться тренером во время освоения техники гребли:

1.  На специальном плоту (рис. 1).

2.  При положении, когда тренер удерживает лодку ученика рядом со своей (рис. 2).

3.  Тренер удерживает лодку ученика рядом

 

Рис. 1

 

 

Рис. 2

Library   48   Up


Contents

 

Home
   

Рис. 3

 

с катером, поставив левую ногу в лодку ученика, правая — на сиденье у руля катера (рис. 3).

На основании исследований и сопоставлений ряда опытов были разработаны следующие методические приемы для исправления наиболее типичных ошибок у начинающих гребцов.

1.  Обучение правильной траектории, ритму движений рук с веслом и туловища.

Тренер, захватив предплечье (кисть) верхней руки обучаемого, выполняет несколько правильных циклов движений. В дальнейшем гребец должен повторить эти движения самостоятельно (рис. 4).

2.  Обучение умению прилагать нужные усилия в отдельных фазах гребка. Преподава-

Рис. 4

 

Library   49   Up


Contents

 

Home
 

 
     

Рис. 5

 

     

Рис. 6

 

Library   50   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 7

 

Рис. 8

 

тель периодически сжимает и легко удерживает предплечье обучаемого во время выполнения им соответствующих движений (рис. 5).

3.  Обучение движениям по полной либо несколько удлиненной траектории. Иногда следует искажать длину гребка. Преподаватель ставит носок своей ноги перед веслом и задерживает его, акцентируя внимание на длинном гребке (рис. 6).

4.  Обучение правильному положению кистей перед гребком, во время него и при проносе весла.

Чтобы акцентировать внимание ученика на свободном, ненапряженном захвате рукоятки весла во время проноса, тренер приподнимает руку, а с ней и весло обучаемого средним и указательными пальцами своей левой руки (рис. 7).

 

Рис. 9

5. Обучение умению расслаблять определенные группы мышц. Похлопывание, встряхивание, разминание чрезмерно напряженных мышц рук с последующим заданием держать их свободно и так же свободно выполнять подготовительные движения с веслом.

6. Обучение умению сохранять равновесие во время гребка и проноса весла.

Левая нога тренера находится в лодке ученика и удерживает ее рядом. Тренер выполняет руками и веслом обучаемого движения, необходимые для сохранения устойчивого равновесия лодки (рис. 8, 9).

7.   Напоминание об ошибке похлопыванием (на плоту — рукой, а на дистанции для этой цели может быть использована бамбуковая удочка, тросточка длиной 2—3 м, обычное весло и т. п.). Часто встречающейся ошибкой у гребцов-канонстов является сгибание рук в локтевых суставах. Серия легких частых похлопываний по локтевому суставу рукой, тросточкой является сигналом — напоминанием об ошибке.

8.  Контроль за положением головы, туловища, ног. Тренер придает этим частям тела правильное положение. При обучении технике гребли на плоту преподаватель помогает ученику усвоить правильное положение ног (рис. 10).

Известно, что при гребле на каноэ обе ступни и колено должны быть на одной оси. Тренер ставит свою ногу так, чтобы не дать смещаться ноге ученика в сторону, нога не должна «гулять», а стоять мертво.

Ошибка в начале гребка (момент разворота) — таз отводится в сторону разворота, затем вновь выпрямляется, нарушается равновесие и координация. Тренер подставляет колено, и ученик, ударившись тазом о колено, падает в воду. Точно так же тренер ставит колено под таз ученика, чтобы тот не под-

 
Library   51   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 10

 

седал и чтобы у него не сгибалась нога, стоящая на подушке, в коленном суставе. О сгибании ученик узнает по толчку о колено тренера.

Иногда тренер перемещает ногу ученика по дну лодки, зацепив ее веслом под коленный сгиб. Такие необычные приемы хорошо запоминаются и служат делу исправления ошибок.

Приемы непосредственного воздействия следует выполнять тактично, не задевая самолюбия и не смущая обучаемых. Можно сказать так: начинающему гребцу лучше один раз прочувствовать правильную деталь техники гребли, чем сто раз увидеть ее отличное выполнение.

Массовое развитие гребли на турбазах, в студенческих оздоровительно-спортивных лагерях и т.п. может проводиться более эффективно, если будут разработаны минимальные арсеналы методических приемов непосредственного воздействия, доступные тренерам-общественникам.

 

 

ТЕХНИКА ГРЕБЛИ НА НАРОДНОЙ ЛОДКЕ

   
А. Н. Беркутов, заслуженный мастер спорта СССР, Москва
 

Гребля является циклическим видом спорта. Продвижение лодки происходит за счет повторяющегося отталкивания лопастью весла от воды (проводка, гребок), чередующегося с заносом лопасти для выполнения следующей проводки (занос), вгребанием лопасти в воду (захват) и выниманием ее из воды (конец проводки).

Система выполнения этих движений в определенной последовательности, образующей цикл, является техникой гребли.

Из основного требования рациональной техники циклических видов спорта — непрерывности выполнения всего цикла движений и перехода к следующему циклу — вытекает необходимость при окончании одной фазы гребка полностью закончить подготовку к выполнению следующей.

Правила соревнований по народной гребле не дают никаких ограничений в технике выполнения гребка, регламентируется только конструкция инвентаря для участников соревнований.

Рассмотрим выполнение названных выше фаз гребка и некоторых положений. Начнем с посадки в лодку.

Посадка в лодку производится следующим образом: весла кладутся в лодку вдоль бортов, спортсмен становится на плоту рядом с лодкой лицом к ее корме, ставит ближнюю к лодке ногу на киль между сиденьем и подножкой, берется руками за борта лодки

 

и переносит вес тела на ногу, стоящую в лодке, затем переносит вторую и садится на банку. Оттолкнувшись руками от плота, вставляет весла в уключины, проверяет установку ножных упоров и занимает основное, или нерабочее, положение. Ножные упоры должны быть установлены так, чтобы в конце гребка рукоятки весел проходили вплотную к туловищу, но не упирались в живот.

Основное положение — туловище прямое с естественным наклоном вперед, плечи опущены, голова держится прямо. Ноги слегка согнуты в коленях и всей ступней стоят на подножке. Руки со свободно прогнутыми запястьями удерживают весла, лежащие лопастями на воде перпендикулярно бортам лодки. Левая кисть расположена над правой.

Для начала гребли спортсмены должны перейти в исходное положение, соответствующее стартовому. При этом тело наклоняется вперед, голова остается прямой, колени сгибаются, руки свободно вытягиваются вперед так, что кисти находятся над подножкой, запястья прямые, четыре пальца обхватывают рукоятку весла сверху, не сжимая ее, а большой находится на нижнем краю торца. Лопасти весел в вертикальном положении с небольшим (около 4°) наклоном к корме находятся в воде. Угол заноса от перпендикуляра к оси лодки в этом положении составляет 45 — 50°.

Проводка является рабочей фазой цикла. Сильным махом спины с распрямлением ног,

Library   52   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало