Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Эти принципы так называемого «отдаленного» секундирования необходимо использовать в зависимости от состояния гребца. Если он перевозбужден, больше внимания уделить реализации первого положения, а если заторможен и пассивен — четвертого.

Управление уровнями возбуждения особенно эффективно, если используется простейшая аппаратура для измерения различных видов электрокожного сопротивления с целью определения преобладания симпатического (состоя-

 

ние готовности к действиям) или парасимпатического (реакция экономного накопления энергии) тонуса.

Необходимо разработать для каждого гребца специально направленные разминки, включающие физические и психические компоненты с тем, чтобы, выйдя на высокий уровень спортивного мастерства, гребец был достаточно самостоятельным и мог управлять своей готовностью в соревнованиях любого ранга.

 

 

ФАЗОВАЯ СТРУКТУРА ДВИЖЕНИИ В ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКАХ

   
А. Н. Никоноров, кандидат педагогических наук, Киев
 

В структуре движений гребца можно выделить относительно самостоятельные составляющие, в совокупности определяющие ее результативность: 1 — использование массы тела спортсмена для выполнения гребка, 2 — работа весла в воде, 3 — передача усилий с весла на продвижение лодки. Эти составляющие, в свою очередь, могут быть подразделены на более мелкие компоненты.

Оптимальная работа весла определяется траекторией, скоростью и угловыми характеристиками движения лопасти относительно воды и лодки. Они задаются движением тянущей и толкающей рук.

Использование массы тела спортсмена зависит от применения веса тела и инерционных свойств его звеньев, упругих свойств мышц, соотношения использования в гребке мышц с различной массой и функциональной специализацией.

Полнота передачи усилия с весла на лодку определяется оптимальным взаимодействием спортсмена с лодкой через подножку и сиденье, угасанием усилия и разложением его на различные составляющие при передаче через опорно-двигательный аппарат.

Классификацию можно углублять. Однако несомненным является то, что в реальной двигательной деятельности эти компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому наибольший практический интерес представляет комплексное рассмотрение закономерностей построения фаз гребного цикла по основным параметрам.

В настоящей статье представлены основные положения анализа фазовой структуры движений в гребле на байдарках, опирающегося на исследования техники спортсменов различной квалификации — от начинающих спортсменов до участников международных первенств. В процессе исследований использовались: а) инструментальные методы реги-

 

страции биомеханических характеристик двигательной деятельности спортсменов: скорости лодки, усилия на весле, давления на сиденье по фронтальной и вертикальной осям, давления на подножку левой и правой ногами, разворота туловища, ускорения кистей рук по трем взаимно перпендикулярным осям; б) данные ряда модельных экспериментов, в которых изучались гидродинамические свойства лопастей весел, особенности нервно-мышечного аппарата и двигательные возможности гребцов, модельные характеристики движений; в) методы математической статистики — корреляционный анализ, методы анализа альтернативных признаков, критерии оценки достоверности полученных результатов и другие.

Общая характеристика гребного цикла. Фазовая структура движений — одна из наиболее обобщенных структур, определяющих их целостность и целенаправленность. Двигательный состав и разграничение фаз зависят от взаимосвязанного проявления их биомеханического и смыслового содержания. Биомеханическая сторона проявляется в реализации законов биологии и механики. Смысловое содержание определяет взаимосвязь фаз в цельном двигательном действии и направленность их на достижение цели движений.

В гребле на байдарках фазы гребного цикла составляют единую взаимосвязанную систему на основе колебательной маятниковой работы туловища. Качественный анализ осциллограмм, отражающих различные варианты построения движений, при помощи статистических методов позволил установить, что структура движений гребцов высокой квалификации характеризуется следующими особенностями (рис. 1): синусоидной формой графика работы туловища, отсутствием остановки туловища в крайнем положении, началом разворота до захвата воды, равномерным разворотом туловища в опорной фазе. В це-

Library   44   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 1. Типичная осциллограмма характеристик движений гребцов высокой квалификации:
1
— усилие на весле, 2 — разворот туловища, 3 — давление правой ноги, 4 — давление левой ноги, 5 — давление веса тела на сиденье, 6 — давление на сиденье но фронтальной оси

лом график работы туловища близок к синусоиде, т.е. к закону гармонических колебаний.

Такой вариант техники основывается на использовании ряда биомеханических закономерностей координации движений. Одной из наиболее существенных из них является использование энергии растянутых во время раз-ворота туловища мышц для повышения мощности следующего гребка. Лабораторными исследованиями установлено, что при скручивании туловища свыше 38,2±1,8° в одну сторону начинается значительное растяжение мышц-антагонистов, являющихся в данном случае аккумуляторами энергии, которая может быть использована для вращения туловища в обратную сторону.

В то же время анализ техники гребцов различной квалификации показал, что амплитуда колебаний туловища у спортсменов I разряда составляет 68,2±4,0°, у кандидатов в мастера спорта 78,4+2,6°, у мастеров спорта — 94,2± 1,4° и у членов сборных команд может превышать 110°. То есть уже у кандидатов в мастера спорта отмечается использо-

 

вание энергии растянутых мышечных групп для разворота туловища, и с ростом квалификации эта тенденция возрастает.

В результате механизм движений туловища приближается к механизму колебаний механического маятника, где торможение и разгон тела в крайних точках осуществляется за счет потенциальной энергии, запасенной во время движения. Эта особенность является важным механизмом как повышения мощности работы, так и экономизации движений.

Теоретические расчеты показали, что в условиях соревновательной деятельности квалифицированных гребцов работа, затрачиваемая на разгон туловища за цикл движения, может превышать 6 — 7 кГм. То есть составлять значительную часть общей механической работы, выполняемой спортсменом. При достаточно!! же амплитуде движений туловища она выполняется не за счет активных усилий, а за счет энергии растянутых мышц.

Маятниковый характер работы туловища является центральным организующим движения гребца звеном. В то же время работа туловища тесно связана с работой весла в воде и передачей усилий с весла на лодку. Обобщенная сила реакции опоры весла в воде практически в течение всего гребка направлена под углом к оси движения лодки (Иссурин В. Б., Краснов Е. А., Разумов Г. Г., 1980). Поэтому ее можно разложить на три взаимно перпендикулярные составляющие (рис. 2), одна из которых направлена по оси хода лодки, вторая — в сторону, на смещение лодки с курса, третья — по вертикальной оси.

Последняя составляющая преодолевается в результате частичного переноса веса тела на весло в первой половине гребка и в сторону противоположного борта во второй.

Корреляционный анализ показал, что в реальных условиях величина переноса веса тела на весло находится в отрицательной связи с амплитудой работы туловища и характеристиками его движения по принципу маятника.

В связи с этим целесообразно добиваться уменьшения составляющей усилия, направленной вверх, за счет увеличения горизонтальности тяги, поперечной составляющей усилия и вгребания весла ребром лопасти. У спортсменов высокой квалификации величина колебаний давления веса тела на сиденье, как правило, незначительна и в среднем составляет 2,53±0,06 кГ.

Весло создает точку опоры гребца о воду. Непосредственное продвижение лодки вперед происходит за счет приложения усилий к сиденью и подножке. Оно осуществляется как благодаря передаче усилий на лодку во время гребка, так и за счет давления разогнанной массы тела в безопорном периоде, обеспечивающего прокат лодки по инерции.

Анализ техники высококвалифицированных спортсменов показал, что в опорном периоде

 
Library   45   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 2. Силы, действующие на весло и тело спортсмена по вертикальной оси

передача усилии происходит в основном за счет давления на подножку ногой со стороны рабочего борта (одноименной ногой), в безопорном — за счет давления через сиденье (см. рис. 1). При этом отмечается плавный переход акцента усилия с одного биозвена на другое. Нога, одноименная руке, выполняющей гребок, начинает давить на подножку незадолго до окончания предыдущего гребка. Усилие продолжает возрастать в безопорном периоде. Одновременно давление ноги со стороны закончившегося гребка снижается до

 

нуля во второй полови не безопорного периода. Происходит смена рабочих ног.

В целом давление на подножку в безопорном периоде по сравнению с опорным значительно снижается. Инерция разогнанной массы передастся на лодку через сиденье и продвигает ее вперед. После начала гребка одноименная нога продолжает увеличивать давление, достигая максимума в середине или второй половине проводки и придавая лодке ускорение.

В то же время в давлении на сиденье составляющая, направленная вперед, постепенно снижается и во второй половине гребка появляется составляющая, направленная назад. То есть спортсмен в результате давления ног и разворота таза как бы распирает себя в лодке, создавая определенную жесткость взаимодействия с ней. Давление ноги снижается до нуля во второй половине безопорного периода, и цикл повторяется.

Работа ног приводит к смещению оси таза на сиденье до 5 — 7°. Плавный переход давления между тремя точками опоры обеспечивает ускоренное движение лодки в опорном периоде и прокат в безопорном.

Рассмотренные составляющие движений гребца проявляются в тесной взаимосвязи и в значительной мере обусловливают друг друга. Цикл движений в гребле на байдарках подразделяется на опорный и безопорный периоды. В опорном периоде, в свою очередь, выделяются фазы захвата, подтягивания лодки и отталкивания от опоры, извлечения лопасти (Иссурин В. Б., Краснов Е. А., Разумов Г. Г., 1980), характеризующиеся определенными особенностями работы весла в воде. Рассмотрение закономерностей оптимальной координации движений гребца позволило более подробно классифицировать фазовый состав гребного цикла, уточнить двигательные задачи и содержание периодов и фаз.

Безопорный период. Двигательной задачей безопорного периода является реализация инерции разогнанной массы тела гребца — прокат лодки и создание предпосылок для эффективного выполнения гребка. В безопорном периоде можно выделить три фазы.

А. Выход из гребка. Для этой фазы характерно продолжение разворота туловища после выхода весла из воды. По инерции оно доворачивается на 2 — 3°. Доворот туловища является продолжением рабочего разворота и не должен выделяться в отдельное движение. Руки в это время движутся в исходное положение для следующего гребка.

Нога со стороны рабочего борта продолжает еще давить на подножку, постепенно снижая усилие. Вследствие снижения давления ноги инерция движущегося тела начинает передаваться на лодку через сиденье. Постепенно усиливается давление ноги с противоположного борга.

 
Library   46   Up


Contents

 

Home
 

Б. Преобразование направления движения туловища является центральным звеном безопорной фазы. Сокращение времени нахождения туловища в крайнем положении положительно сказывается на скорости лодки на дистанции. У гребцов высокой квалификации оно равно нулю.

Руки начинают движение для следующего гребка. Весло проходит положение горизонтали. Опорная рука полностью выпрямляется и начинает опускаться. Рабочая рука поднимается вверх и начинает оказывать давление вдоль стержня весла, продвигая его вперед.

Инерция движения тела передается на лодку через сиденье. На подножке происходит смена давящих ног. Нога со стороны борта, противоположного рабочему, начинает активно давить на подножку, останавливая туловище и разгоняя его в противоположную сторону.

В. Разгон туловища перед гребком является элементом безопорного периода, во многом определяющим эффективность рабочих движений во время гребка. Туловище начинает разворот на гребок примерно после 1/8 безопорного периода. Амплитуда разгона туловища достигает 5 — 6°. Разгон туловища до начала гребка позволяет: а) использовать инерцию вращения туловища для увеличения мощности начала проводки; б) максимально активизировать в гребке мышцы туловища по сравнению с мышцами рук; в) своевременно включить в работу мышцы с относительно низкой подвижностью; г) полнее использовать мышцы-ротаторы туловища, сокращение которых производит значительный вращательный эффект только при сильно скрученном туловище.

Руки начинают выполнять гребковое движение. Рука со стороны рабочего борта опускается вниз за веслом. Опорная рука продвигает весло, оказывая давление вдоль его рукоятки.

Нога со стороны закончившей гребок руки прекращает давить на подножку. Нога со стороны рабочего борта способствует разгону туловища, давя на подножку.

Опорный период. Двигательной задачей опорного периода является продвижение лодки и сообщение ей ускорения. В опорном периоде по особенностям координации движений также можно выделить три фазы, характеризующиеся самостоятельными задачами и критериями эффективности.

Г. Захват. Туловище в этой фазе движется с максимальной для всего опорного периода скоростью. Руки обеспечивают эффективное вгребание весла в воду. Необходимо добиваться вгребания весла, не вызывающего переноса на него веса тела. При таких условиях трудно сокращать время нарастания усилия, так как оно достигается в основном за счет движения весла по горизонтальной оси. Однако прове-

 

денный анализ показал, что большинство квалифицированных спортсменов при возрастании мощности работы увеличивают скорость нарастания усилия, не сокращая времени нарастания ниже определенного уровня. Рабочая рука, не сгибаясь, опускается, передавая усилие, развиваемое мышцами туловища. Опорная рука давит вдоль стержня весла, погружая его в воду.

Гребец продолжает продвигать лодку, оказывая давление на сиденье, но основную нагрузку в продвижении лодки начинает принимать на себя нога со стороны рабочего борта.

Д. Ускорение лодки обеспечивается в фазах подтягивания лодки и отталкивания от опоры и начинается после достижения усилия, необходимого для продвижения лодки (5 — 9 кГ), заканчивается после снижения величины усилия ниже этих значений.

Эффективное выполнение этой фазы во многом определяется максимальным использованием разворота туловища для продвижения лодки. Разворот туловища должен быть равномерным в течение всей проводки. Наиболее существенным количественным критерием оценки эффективности работы туловища является амплитуда его разворота.

Рабочая рука передает на весло вращение туловища и создает добавочное усилие, обеспечивая ускоренное движение лопасти относительно борта лодки. Опорная рука давит вдоль стержня весла и вперед, являясь осью вращения рукоятки и создавая опору для продвижения лодки.

Нога со стороны рабочего борта активно продвигает лодку, придавая ей ускорение.

Е. Извлечение весла завершает опорный период. Наиболее существенным требованием к технике выполнения этого элемента является непрерывный разворот туловища, продолжающийся и после завершения гребка, и снижение давления тела гребца на сиденье назад и вниз.

Выводы. 1. Наиболее обобщенными критериями оценки эффективности работы гребца являются: 1 — мощность работы, определяемая по тензограмме усилия на весле; 2 — амплитуда движений туловища; 3 — коэффициент передачи усилия с весла на лодку, определяемый по отношению усилия на весле к сумме усилий на подножке и сиденье. Эти критерии отражают наиболее существенные и относительно самостоятельные параметры рабочей деятельности гребца.

2. Частными критериями оценки эффективности движений в фазах гребного цикла являются биомеханические характеристики, отражающие различные стороны координации движений гребца и находящиеся во взаимосвязи с результативностью движений. Можно выделить довольно значительное количество их, и, как правило, они находятся в более пли менее тесной связи между собой. Наиболее су-

 
Library   47   Up


Contents

 

Home
 

щественными показателями являются: время нахождения туловища в крайнем положении после гребка, момент включения туловища в работу, скорость разворота в момент захвата, скорость и характер разворота в опорной

 

фазе, величина колебаний давления на сиденье, величина давления на сиденье назад, степень совпадения максимума продвигающего усилия с максимумом усилия на весле и другие.

 

 

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ


О ПРИЕМАХ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК У НАЧИНАЮЩИХ КАНОИСТОВ

   
В. В. Пыжов, кандидат педагогических наук, Львов
 

Создать правильное представление об изучаемом упражнении, повысить качество занятий помогает наглядность в обучении, показ изучаемых упражнений (кинограммы, фото, схемы, рисунки и т. п.) с кратким объяснением. Наряду с этим улучшают наглядность и ускоряют процесс обучения приемы непосредственного воздействия на обучаемого через систему тактильных рецепторов.

Известно, что приемы непосредственного воздействия на обучаемого применяются в тех случаях, когда, несмотря на образцовый показ и пояснения, ученик все же не понимает упражнения и допускает ошибки. Сигнализация через кожно-мышечные ощущения очень помогает в исправлении ошибок. Крупный специалист по плаванию профессор И. В. Вржесневский в 1965 г. отметил: «В тех случаях, когда учащиеся, несмотря на детальное разъяснение и показ, все же не могут правильно выполнить движения, преподаватель, взяв обучаемого за руки, за ноги, туловище, голову, выполняет ими движения. Этот метод в ряде случаев намного ускоряет процесс обучения».

В специальной литературе по гребному спорту мы не нашли описания приемов непосредственного воздействия при исправлении ошибок в технике гребли начинающих гребцов. Однако многие тренеры успешно применяли этот прием в работе с начинающими. Автор статьи классифицировал эти приемы непосредственного воздействия и провел отбор наиболее эффективных из них.

Проверка, систематизация и отбор наиболее эффективных приемов велись в 1980 — 1981 гг. в работе с группами начинающих гребцов на байдарках и каноэ ДЮСШ Львовского областного совета ДСО «Спартак».

Приемы непосредственного воздействия на обучаемого могут выполняться тренером во время освоения техники гребли:

1.  На специальном плоту (рис. 1).

2.  При положении, когда тренер удерживает лодку ученика рядом со своей (рис. 2).

3.  Тренер удерживает лодку ученика рядом

 

Рис. 1

 

 

Рис. 2

Library   48   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало