|
||||
состояние и двигательные действия в оптимальных параметрах. Известно, что высокий спортивный результат показывается при оптимальном уровне психического возбуждения. Как высокий уровень, так и низкий приводят к искажению представления об идеальной структуре двигательного действия и реальной обстановке на соревнованиях и, как следствие, к снижению результата. Поэтому необходимо четко представлять механизм достижения максимального спортивного результата: готовность к максимальным волевым усилиям мобилизует все функциональные резервы, но не обеспечивает точностные характеристики деятельности, способность к саморегуляции позволяет удерживать состояние мобилизации в заданных параметрах как эмоциональных, так и двигательных характеристик, которые представляют собой сбалансированную систему, функционирующую ради одной цели — достижения максимального спортивного результата. Анализ психологических свойств личности позволил определить структуру названных выше двух психологических блоков и построить психологическую модель гребца высокого класса. Она достаточно сложна, но часть рассматриваемых свойств личности наиболее значимо влияет на стабильность спортивного результата. Ведущее значение в блоке максимальной мобилизации волевых усилий имеет стержневое звено личности — мотивы и потребности. Они всецело зависят от мировоззрения, убеждений спортсмена (любовь к труду, патриотизм, самоотверженность, устойчивость моральных принципов, общественная активность). От убеждений спортсмена зависят мотивы и потребности в спортивной деятельности, преобладающие у него: потребность в достижении успеха или потребность в общении, потребность в борьбе или самосовершенствовании, а может быть, потребность в материальном поощрении. Чем выше общественная значимость потребностей спортсмена, чем выше у него чувство долга перед Родиной, перед товарищами по спорту, тем выше готовность к волевой мобилизации. Среди психологических свойств личности наибольший вклад в готовность к максимальной мобилизации вносит такое свойство темперамента, как психическая активность (импульсивность). Сущность активности заключается в тенденции личности к эффективному освоению и преобразованию внешней действительности, что на психомоторном уровне выражается в более высокой готовности выполнять напряженную работу, испытывая от этого сильное и стабильное удовольствие. Этот компонент темперамента отражает смелость, дерзость, азартность, склонность к риску, невосприимчивость к «превратностям |
судьбы», агрессивность в борьбе. И напротив, при низкой активности мы наблюдаем застенчивость, робость, боязливость, уход от конфликтов и прямого соперничества, избегание социальной ответственности перед группой, избегание неприятной информации (например, о плохой технике, о низкой функциональной готовности). Другим значимым фактором является лидерство (чувство соперничества). Оно отражает сильное стремление быть первым, стремление подчинять, отстаивать свою точку зрения. Это свойство личности обязательно присутствует в структуре личности выдающихся гребцов. В первую очередь у одиночников и загребных в экипажах. Появление в экипаже второго лидера, как правило, снижает его эффективность, причем наиболее часто после первых неудач. Объясняется это тем, что при осознании ошибок в деятельности загребного всем экипажем происходит невольная переориентация на второго лидера. Он, получив психологическое подкрепление, начинает проявлять свою активность, обнаруживаются противоречия в требованиях. Наличие черт лидерства даже в тяжелых условиях побуждает спортсмена проявлять волевые усилия, если кто-то из партнеров по тренировке или соперников выполняет предложенную работу лучше. Большое влияние на готовность к максимальной мобилизации оказывает волевой самоконтроль. Это способность к сильному контролю своих эмоций и поведения. Значимость этого свойства трудно переоценить, так как благодаря сильному самоконтролю в поведении спортсмена преобладает сознательный компонент, подавляющий инстинктивное желание отдохнуть, расслабиться, уйти от боли. Отмечено, что волевой самоконтроль начинает играть решающую роль в особо опасных, напряженных или неопределенных ситуациях. Неожиданные срывы и неудачи в крупнейших соревнованиях после серии успешных стартов наблюдались у спортсменов с очень низким самоконтролем. Их поведение отражало ситуацию, когда спортсмен не мог сознательно подавить страх, не теряя, однако, способности воспринимать происходящее. Опрос гребцов показал, что из сознания (по механизму психологической защиты) вытесняется только сам момент совершения ошибки, как неприятный спортсмену, в связи с чем строится оправдательная версия, исключающая личную вину. Недостаточный волевой самоконтроль — основа и низкой работоспособности в напряженных тренировках. Готовность к максимальной мобилизации волевых усилий выше при устойчивости к физическому дискомфорту. Это свойство суммарно отражает пониженную восприимчивость жизненных, бытовых, организационных неу- |
|||
40 |
|
||||
добств, способность строить свое поведение на реалистической основе. Исследование больших групп гребцов показало, что этот фактор значительно слабее у женщин и связан с теми элементами в психическом состоянии, которые отражают снижение настроения, желания работать. В структуре второго психологического блока (способность к психической саморегуляции) наряду с такими свойствами, как волевой самоконтроль, основополагающую роль играет эмоциональная уравновешенность. Она отражает спокойствие, устойчивость настроения, собранность, невосприимчивость к длительным стрессовым ситуациям и постоянно действующим раздражителям. Спортсмен, эмоционально уравновешенный, не пресыщается однообразными тренировками, не капризничает, если не удовлетворен организацией тренировочного процесса, л, самое главное, в состоянии справиться с раздражением, с повысившимся возбуждением. Неуравновешенный гребец превращается в своеобразного «борца за справедливость», в центре внимания которого стоит он сам и его недовольство происходящим. Часто это процесс скрытый, и когда происходит аффективная вспышка, выглядит она неожиданной. Такому спортсмену грозит быстрое истощение нервно-психической энергии и, как следствие, снижение результатов в период наиболее напряженных стартов. Заметную роль в способности к саморегуляции играет оптимальная тревожность. Гребец с высокой тревожностью склонен драматизировать любую ситуацию, у него часто плохое настроение, любые неполадки приводят к пессимистическим прогнозам. В трудных ситуациях спортсмен занимает пассивную позицию, в саморегуляции отсутствуют активные, преодолевающие элементы. В то же время очень низкая тревожность — это безмятежность, самоуверенность, излишняя расслабленность в опасных ситуациях, когда спортсмена застают врасплох любые неожиданные мелочи. Наблюдение за гребцами показало, что при низкой общительности (интроверсии) саморегуляция выше и стабильней. При высокой общительности (экстраверсия) гребцы бывали не способны сознательно управлять своим поведением. Ситуация осложняется, если рядом оказываются еще 1 — 2 общительных спортсмена. Названные факторы заметно сказываются на способности к саморегуляции, но их влияние еще более усиливается и делается стабильным, если достаточно выражена устойчивость в ситуациях повышенной ответственности. Этот фактор личности определяет ее решительность и способность быстро принять решение в угрожающей ситуации. Причем не |
только принять решение, но и осуществить его, даже если оно неверное. В этом случае можно проанализировать ошибку и исправить ее. Хуже, если спортсмен занимает выжидательную позицию и, пассивно наблюдая за исходом событий, затем не может объяснить причину неудачи. Наблюдения за высококвалифицированными гребцами выявили тесную связь между успешностью в соревновательной деятельности и стабильным психическим состоянием на протяжении всей подготовки к главным соревнованиям. Чем чаще и чем больше было отклонение от зоны оптимального реагирования, тем менее успешно они выступали в соревнованиях. Таким образом, максимального спортивного результата может достичь гребец, соответствующий определенной психологической модели, описывающей его мотивацию, особенности темперамента, психические состояния, способность к произвольной саморегуляции. При сопоставлении реальных свойств тренирующегося с данной моделью тренер обнаруживает расхождение в достаточно большом количестве звеньев, многие из свойств гребца далеки от желаемых. Большая часть из вышеназванных особенностей поддается коррекции в процессе общей и специальной психологической подготовки гребца. Поэтому при организации тренировки юношей, ориентируясь на модель, необходимо постоянно уделять внимание формированию у них психологии спортсмена высокого класса. Из-за неспособности перестроиться психологически к новым требованиям многие талантливые гребцы буквально истощали себя попытками доказать, что эти новые требования им не нужны. Тренер, готовящий резерв, должен максимально информировать гребцов о тех требованиях, которые ждут их на уровне сборной команды, а значит, максимально приближать условия своих тренировок к этим требованиям. Двухразовые тренировки стали нормой для юношей, стремящихся к достижению результатов международного класса. Это привело к необходимости создавать максимум условий для быстрейшего восстановления, что возможно только при хорошей организации тренировочного процесса и отдыха. Тренирующийся спортсмен большую часть времени находится под контролем тренера. И он вправе ожидать чуткого, доброго отношения к себе, взаимопонимания, доверия, а не просто делового контакта. В ином случае закладывается основа для будущего конфликта между спортсменом и тренером. Эти закономерности особо проявляются в гребле, так как сама циклическая работа ставит спортсмена в жесткие условия необходимости выполнять однообразную и монотонную работу в строгом режиме, ограниченную тем- |
|||
41 |
|
||||
пом, временем или пространством (дистанцией). Циклическая работа в этом режиме способна вызвать ряд психических состояний, значительно влияющих на эффективность тренировки и на дальнейшую реализацию функциональной подготовленности в соревнованиях. Прежде всего и наиболее часто возникает состояние монотонии, которое характеризуется потерей интереса, скукой, сонливостью, общей реакцией в сторону снижения активности, вплоть до замедления пульса и снижения обмена веществ, появления признаков усталости задолго до наступления истинного утомления. Состояние психического пресыщения возникает тогда, когда тренировки продолжаются без изменения условий. Наиболее часто оно возникает в конце подготовительного периода, когда спортсменам начинает надоедать однообразная работа, а часто проводить скоростные тренировки еще рано. В этом случае возникает сильный психологический конфликт: нежелание работать в прежнем режиме, отрицательное отношение к нему входит в противоречие с сильными мотивами, побуждающими спортсмена продолжать подготовку к главному старту сезона. (Здесь необходимо иметь в виду, что чем сильнее мотивы достижения цели, тем легче спортсмен выходит из этого конфликта). В результате вместо скуки и апатии, заторможенности возникает состояние напряжения и беспокойства с возможными аффективными разрядами (грубость, отказ от работы, слезы), которые могут приниматься за утомление и быть поводом для снижения нагрузки. Тренировка на выносливость требует значительных физических и психических напряжений для преодоления утомления, возникающего в различных системах организма и носящего характер своеобразного болевого «финишного» синдрома. Умение преодолевать этот болевой барьер является яркой психологической чертой бойцовского характера. Но многие спортсмены, остро переживая болевые ощущения «финишного» синдрома, в тренировках в зоне пульса до 200 ударов в минуту, снижают скорость на финишных отрезках, закрепляя своеобразный рефлекс проигрыша на последних метрах. Рассказав о требованиях, предъявляемых к личности спортсмена высокого класса, и условиях возникновения неблагоприятных состояний как в тренировках, так и соревнованиях, мы можем коснуться некоторых ключевых моментов психологической подготовки гребца. Готовность выполнять какую-либо работу проявляется в отношении к этой работе, к отдельным ее составляющим. Наблюдения психологов-практиков показывают, что все отношения в спорте можно объединить в три груп- |
пы: отношение к спортивной деятельности, отношение к тренировке, отношение к соревнованиям. Успех спортсмена зависит от степени сформированности этих отношений. Формирование отношений — процесс длительный и непрерывный. В нем есть своеобразные пики — этапы заключительной подготовки к крупным соревнованиям. Если в подготовительном и предсоревновательном периодах идет. постепенное формирование-отношений и воспитание отдельных качеств, тона заключительном этапе происходит интенсивная реализация всей совокупности отношений, акцентируются положительные свойства личности, совершенствуются навыки саморегуляции. Главным методом работы тренера со спортсменом в этом периоде является убеждение, проводящееся в форме бесед, направленных на формирование у своего ученика психологии спортсмена высокого класса. Эта психология складывается прежде всего из веры в себя и свои возможности. Как бы ни? было трудно и как бы ни были горьки временные неудачи, необходимо верить, что предел не достигнут, возможности далеко не исчерпаны и можно выдержать значительно более высокие тренировочные нагрузки. Гребец; должен быть убежден (и надо всячески подкреплять эту убежденность), что его организм способен к быстрому и качественному восстановлению. Спортсмен испытывает большое утомление. Но только оно дает тренирующий эффект, только преодоление усталости позволяет совершенствовать выносливость и ожидать качественного скачка в результатах. Необходимо убедить гребца в том, что перед тренировкой-необходимо быть в отличном настроении, чувствовать себя бодрым и жизнерадостным, верить в успех. Необходимо избегать мыслей о «чудесном»-выигрыше. Они размагничивают спортсмена,. ослабляют его волю к победе, к преодолению-препятствий. Каждый легко может верить в чудо, но далеко не каждый — в себя. Несмотря на всю серьезность и тщательность тренировочной работы, необходимо все-же помнить, что спорт — это игра. Но игра очень серьезная. Поэтому в ней выигрывает тот, кто играет смело, решительно, азартно,, но свободно. Необходимо приучить спортсмена к мысли, что выигрывает тот, кто получает наслаждение от этой серьезной игры, от самого процесса подготовки и участия в ней. Спортсмен должен помнить, что его обиды на кого-то всегда работают против него: обиженный человек не может до конца отдаться работе — он слишком жалеет себя. Поэтому какими бы сложными не были отношения с тренером, надо всегда помнить — этот человек желает тебе добра! В противном случае, зачем он переносит те же лишения? |
|||
42 |
|
||||
Высококлассному спортсмену нелегко перенести отрицательную оценку. Но он должен найти мужество и сказать себе, что значит еще недостаточно хорош, где-то недоработал, дал себе послабление. Это подхлестнет к ноной, напряженной работе. Любой старт вызывает напряжение. Но гребец должен уверенно подходить к соревнованиям. Эту уверенность должен вселить анализ проделанной работы, этапных целей, которых удалось достигнуть. Соревнование для спортсмена — своеобразный праздник готовности. И ее нужно не только вызвать, но и закрепить переживание чувства готовности в сознании спортсмена. В соревнованиях гребец должен спокойно и уверенно реализовать то, что заложено упорным Трудом на тренировках. Гребец высокого класса должен всегда помнить, что он закаленный боец и может выступить на должном уровне в любом состоянии. Это его привилегия. Он должен быть уверен в том, что спокойно, уверенно, на высоком боевом подъеме выполнит все, что требуется. Сформированное таким образом отношение к спортивной деятельности является фоном, на котором проводится специальная психологическая подготовка с применением специальных методов. Значительного эффекта добиваются спортсмены, хорошо освоившие навыки аутотренинга. Правильно построив формулы самовнушения, нацеленные на решение конкретных задач тренировочного процесса, спортсмен становится способен управлять собой в необходимых пределах. Большое значение имеет предстартовая настройка гребца, хорошо отлаженная система с физической и психологической частями, с элементами аутотренинга. Если физическая разминка готовит организм и его системы, то психологическая разминка включает психику, выводит ее на необходимый уровень возбуждения, создает условия для эффективной реализации в экстремальных условиях разработанной программы гонки. Предстартовая настройка индивидуальна, но в основу ее могут быть заложены следующие формулы: Я спокоен, собран и уверен в своих силах. Я готов к работе высокого класса. Работать до предела, до изнеможения. Энергия переполняет меня, мышцы сильные, мощные, быстрые. Всю энергию — в мощную работу на дистанции! Внимание: хорошо сосредоточиться на старте (весло, посадка); мощный старт; быстро, раскованно наращиваю темп, перехожу на мощный длинный гребок; смотреть только вперед! |
Терпеть, держать темп и скорость! Увеличивать усилия; на последнем отрезке — супермощный финиш! Я готов. Выхожу к старту легко, бодро, твердо, уверенно. Испытываю веселую злость. Мои мышцы легкие, сильные. Голова ясная, холодная, мысли четкие. Я как сжатая пружина. Я все могу!!! А теперь в бой! Проводится настройка после физической разминки, перед выходом к старту, она подводит итог всей разминки в целом. Время психологической настройки должно быть четко определено и известно тренеру, с тем чтобы он случайно не помешал спортсмену. При этом тренер должен оберегать гребца и от случайных помех извне. В экипажах настройка проводится и индивидуально и коллективно. Опыт показывает, что в больших экипажах лучший эффект достигается при коллективной настройке, так как после нее все гребцы находятся примерно на одном уровне возбуждения, а гребец, испытывающий затруднения психического порядка, на общем фоне более заметен. При выборе определенной тактики ее содержание вводится в настройку в виде 1 — 2 дополнительных формул. Обучение гребца технике самоконтроля и саморегуляции — процесс достаточно сложный (требующий специальных знаний) и длительный (знание техники саморегуляции еще не гарантирует ее качественного применения). Как правило, становление этого свойства идет почти параллельно с ростом мастерства, запаздывая, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев. Поэтому, формируя способность саморегуляции до известного уровня, тренер должен уметь организовать предстартовую настройку сам. Во время этих предстартовых контактов, начинающихся за 10 — 15 мин. до выхода на воду, всю необходимую гребцу информацию нужно передавать, используя определенную динамику уровней возбуждения. 1. Необходимо, создав условия расслабления, несколько снизить уровень предстартового возбуждения гребца. 2. Кратко проанализировать проделанную работу, укрепить веру спортсмена в себя. 3. Коротко, уверенно и не торопясь повторить гребцу, что предстоит ему сделать, сформировав тем самым психологическую установку на деятельность. 4. Подкрепить установку на максимальные по величине усилия и точность действия, провести мобилизацию, воодушевить гребца на жесткую, бескомпромиссную борьбу, поднять уровень возбуждения, если это необходимо. |
|||
43 |
|
||||
Эти принципы так называемого «отдаленного» секундирования необходимо использовать в зависимости от состояния гребца. Если он перевозбужден, больше внимания уделить реализации первого положения, а если заторможен и пассивен — четвертого. Управление уровнями возбуждения особенно эффективно, если используется простейшая аппаратура для измерения различных видов электрокожного сопротивления с целью определения преобладания симпатического (состоя- |
ние готовности к действиям) или парасимпатического (реакция экономного накопления энергии) тонуса. Необходимо разработать для каждого гребца специально направленные разминки, включающие физические и психические компоненты с тем, чтобы, выйдя на высокий уровень спортивного мастерства, гребец был достаточно самостоятельным и мог управлять своей готовностью в соревнованиях любого ранга. |
|||
|
||||
А. Н. Никоноров, кандидат педагогических наук, Киев |
||||
В структуре движений гребца можно выделить относительно самостоятельные составляющие, в совокупности определяющие ее результативность: 1 — использование массы тела спортсмена для выполнения гребка, 2 — работа весла в воде, 3 — передача усилий с весла на продвижение лодки. Эти составляющие, в свою очередь, могут быть подразделены на более мелкие компоненты. Оптимальная работа весла определяется траекторией, скоростью и угловыми характеристиками движения лопасти относительно воды и лодки. Они задаются движением тянущей и толкающей рук. Использование массы тела спортсмена зависит от применения веса тела и инерционных свойств его звеньев, упругих свойств мышц, соотношения использования в гребке мышц с различной массой и функциональной специализацией. Полнота передачи усилия с весла на лодку определяется оптимальным взаимодействием спортсмена с лодкой через подножку и сиденье, угасанием усилия и разложением его на различные составляющие при передаче через опорно-двигательный аппарат. Классификацию можно углублять. Однако несомненным является то, что в реальной двигательной деятельности эти компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому наибольший практический интерес представляет комплексное рассмотрение закономерностей построения фаз гребного цикла по основным параметрам. В настоящей статье представлены основные положения анализа фазовой структуры движений в гребле на байдарках, опирающегося на исследования техники спортсменов различной квалификации — от начинающих спортсменов до участников международных первенств. В процессе исследований использовались: а) инструментальные методы реги- |
страции биомеханических характеристик двигательной деятельности спортсменов: скорости лодки, усилия на весле, давления на сиденье по фронтальной и вертикальной осям, давления на подножку левой и правой ногами, разворота туловища, ускорения кистей рук по трем взаимно перпендикулярным осям; б) данные ряда модельных экспериментов, в которых изучались гидродинамические свойства лопастей весел, особенности нервно-мышечного аппарата и двигательные возможности гребцов, модельные характеристики движений; в) методы математической статистики — корреляционный анализ, методы анализа альтернативных признаков, критерии оценки достоверности полученных результатов и другие. Общая характеристика гребного цикла. Фазовая структура движений — одна из наиболее обобщенных структур, определяющих их целостность и целенаправленность. Двигательный состав и разграничение фаз зависят от взаимосвязанного проявления их биомеханического и смыслового содержания. Биомеханическая сторона проявляется в реализации законов биологии и механики. Смысловое содержание определяет взаимосвязь фаз в цельном двигательном действии и направленность их на достижение цели движений. В гребле на байдарках фазы гребного цикла составляют единую взаимосвязанную систему на основе колебательной маятниковой работы туловища. Качественный анализ осциллограмм, отражающих различные варианты построения движений, при помощи статистических методов позволил установить, что структура движений гребцов высокой квалификации характеризуется следующими особенностями (рис. 1): синусоидной формой графика работы туловища, отсутствием остановки туловища в крайнем положении, началом разворота до захвата воды, равномерным разворотом туловища в опорной фазе. В це- |
|||
44 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |