|
она уже через год вернулась на водные дорожки и стала чемпионкой мира 1970 г. в одиночке и четверке, а затем и чемпионкой Олимпиады в Мюнхене (1972 г.). Последнюю свою медаль она завоевала в 37 лет на чемпионате мира 1973 г.
Идеальная техника гребли, объемные тренировки позволяли ей подходить к главным гонкам сезона в прекрасном состоянии. После очередной победы она всегда говорила: «А мне не было трудно выиграть, я очень легко шла».
Рассмотрим кинограмму техники гребли Людмилы Пинаевой.
Перед началом гребка (кадр 1) спортсменка сидит в байдарке свободно, мышцы расслаблены, ноги параллельны, несколько согнуты, пятки на обшивке лодки, ступни легко упираются в ножной упор, румпель находится между ступнями. Туловище естественно наклонено вперед. Кисти рук держат весло в обхват. Правая рука свободно выпрямлена вперед, так что кисть по горизонтали находится на уровне подбородка, левое плечо отведено назад.
Начало проводки, или захват воды (кадры 2, 3). Задачей захвата является вгребание лопасти весла и создание опоры в воде для продвижения байдарки вперед. Пинаева производит захват активным опусканием выпрямленной правой руки вниз к борту с постепенным поворотом кисти направо-вниз и одновременным подниманием левой руки. К моменту получения опоры в воде лопасть ее весла перпендикулярна к борту. Захват воды у нее сильный и резкий, чтобы скорость лодки не замедлялась на протяжении всей опорной фазы, лопасть входит в воду почти без брызг. Начинает гребок Пинаева как можно ближе к носу лодки со скоростью, превышающей скорость хода байдарки. Максимальная длина гребка определяется тем, как далеко вытягивается спортсменка на захвате. Это характерная черта стиля гребли Пинаевой.
Проводка (кадры 4 — 7). Это основная фаза гребка, во время которой байдарка получает движение вперед. Опираясь на полностью погруженную в воду лопасть, Пинаева как бы подтягивает лодку к опоре и продвигает ее. Основную работу выполняют мышцы туловища и плечевого пояса. Руки, с одной стороны, передают усилия туловища на лопасть весла, с другой — активно участвуют в работе. Одновременно с погружением лопасти и получением опоры в воде туловище вместе с плечевым поясом начинает резко поворачиваться слева направо, правое плечо, обгоняя плечевой сустав, тянет за собой правую руку и лопасть весла вдоль борта назад. С момента начала проводки начинается сгибание руки в локтевом суставе и продолжается до конца гребка. В момент, когда захват воды
|
|
осуществлен и весло загружено по шейку, правая рука продолжает двигаться назад под воздействием силы мышц плечевого пояса (широчайшей мышцы спины, косых мышц живота, большой круглой мышцы).
Усилия мышц передаются на' лопасть весла, которое получает в воде опору, и спортсменка начинает сообщать ускорение байдарке.
Толкающая рука движется по амплитуде, которая позволяет веслу погружаться в воду по шейку. Левое плечо движется вперед, способствуя разгибанию левой руки и толчку стержня весла вперед и несколько внутрь. Стержень весла находится между большим и указательным пальцами, которые, как и остальные пальцы, в это время расслаблены.
На протяжении всей проводки туловище и правое плечо тянут правую руку назад, которая по мере продвижения лодки, сгибаясь в локтевом и разгибаясь в плечевом суставах, активно способствует тяге лопасти вдоль борта назад.
Конец проводки (кадры 8 — 10). В последней части проводки одновременно с окончанием поворота туловища правая рука спортсменки продолжает сгибаться, в локтевом суставе почти до прямого угла, ускоряя тягу лопасти для сохранения плотности ее опоры в воде, левая рука к этому времени заканчивает выпрямление. Кстати, Пинаева излишне затягивает конец гребка и заканчивает толчок довольно низко, что можно рассматривать как незначительные ошибки в ее технике гребли. Весло начинает терять опору о воду, поэтому как только кисть тянущей правой руки дойдет до туловища, которое закончило поворот направо, проводка заканчивается и лопасть выводится из воды кистью и предплечьем левой руки. Кисть, не доходя несколько до туловища, поворачивается в горизонтальное положение и вместе с предплечьем быстрым движением поднимается вверх. Весло выходит из воды почти без брызг.
Занос весла для проводки с левого борта (кадры 11 — 12). Левая рука, вытянутая вперед, остается выпрямленной (пауза), и все движения заноса осуществляются правой рукой. Кисть и предплечье, опережая локоть, поднимаются вверх до уровня виска. Туловище, освобожденное от тяги весла, несколько доворачивается в правую сторону, правое плечо свободно идет немного назад, что способствует удлинению захвата. Как только весло достигает исходного положения для следующего гребка, начинается захват воды с левого борта, и все движения зеркально повторяются.
В течение безопорной фазы, как только правая лопасть вышла из воды, спортсменка отдыхает. Несмотря на то что фаза заноса составляет только 0,18 — 0,20 сек., Пинаева
|
|