Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

венно по скорости — 0,23 м/сек, то по тесту 250 м различия составляли 4,5 сек. и 0,31 м/сек.

Различие по критической гликолитической скорости достигает 0,41 м/сек, а по субкритической гликолитической скорости — 0,27 м/сек. Следовательно, если по результату на 500 м спортсмены были относительно равны, то по величине структурных факторов, обеспечивающих результат на 500 м, они существенно различались, так как спортсмены достигали примерно равного результата за счет разных факторов.

Так, например, у спортсмена А. результат на 500 м был самый низкий. Имея относительно равные скоростные качества в максимальной зоне, он существенно отставал по показателям критической гликолитической скорости и субкритической гликолитической скорости, т. е. у спортсмена были снижены как скоростные качества в субмаксимальной зоне, так и скоростная выносливость в этой же зоне.

У спортсмена Б. результат на 500 м был предпоследний. Имея хорошую спринтерскую скорость и спринтерскую выносливость и занимая среднее место по критической гликоли-

 

тическои скорости, он отставал по величине субкритической гликолитической скорости. Таким образом, у спортсмена нужно тренировать скорость и скоростную выносливость в субмаксимальной зоне.

Спортсмен В. занимал 3-е место по результату на 500 м, имел хорошую спринтерскую скорость и спринтерскую выносливость, относительно высокую критическую гликолитическую скорость и слабую субкритическую гликолитическую скорость, т. е. у спортсмена наиболее слабым фактором СФП была скоростная выносливость в субмаксимальной зоне.

Приведенный выше анализ факторной структуры СФП у гребцов на байдарках позволяет делать индивидуальные корректировки тренировочных нагрузок. Как видно из результатов анализа табл. 2, у большинства спортсменов отмечалось относительное отставание скоростной выносливости.

Целенаправленное тренировочное воздействие позволяет более эффективно повысить СФП каждого спортсмена с учетом конкретных результатов факторной структуры. Знание результатов факторной структуры позволит спортсмену тактически правильно проводить гонку на ответственных соревнованиях.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ НА БАЙДАРКАХ

   
А. А. Середина, заслуженный мастер спорта,
заслуженный тренер СССР,
кандидат педагогических наук, Москва
 

Техника гребли — это способ наиболее эффективного продвижения байдарки вперед. Движение байдарки подчинено общим законам гидродинамики, механики и главное, поскольку единственным движителем байдарки вперед является гребец, его мышцы, — законам биомеханики. Оно осуществляется только через создание жесткой опоры лопасти весла о воду. Скорость хода лодки в первую очередь зависит от величины усилий гребка, рациональности их приложения к лопасти весла.

Полный цикл гребца на байдарке может быть условно разделен на четыре фазы:

1) захват воды — лопасть весла вгребается а воду, погружаясь до шейки;

2)   проводка — гребец, опираясь лопастью весла с воду, продвигает лодку вперед;

3)   конец проводки — — фаза, во время которой лопасть весла выходит из воды;

4)   занос — безопорная фаза, во время которой гребец готовит (заносит) весло для следующего гребка. Во время заноса другая лопасть весла совершает гребок с противоположного борта лодки и проходит все три предыдущие фазы.

 

Я хочу вспомнить, как гребла Людмила Пинаева, потому что ее техника не устарела и сегодня и является классическим образцом, прекрасной идеальной моделью правильного выполнения гребка.

На протяжении всего спортивного пути Людмилы мне доводилось и тренироваться рядом с ней, и соревноваться на дистанции, и выступать в байдарках двойках и четверках. Я могу сказать, что источниками ее продолжительных великолепных спортивных достижений были ставшая уже легендарной работоспособность, вдумчивая работа под руководством одного из наших лучших тренеров Нила Васильевича Савина, сила воли и твердость духа, которые Людмила не раз демонстрировала в решающие минуты важнейших гонок.

Но самым главным и непременным условием побед Пинаевой, с моей точки зрения, является максимально длинный, абсолютно параллельный борту лодки гребок с резким захватом воды и мощной тягой весла, что больше десятилетия позволило ей вести свою байдарку вперед быстрее всех в мире.

Эта спортсменка вписала яркие страницы

Library   30   Up


Contents

 

Home
   

Кинограмма техники гребли Л. Панаевой

в историю советской женской гребли на байдарках. С 1961 по 1973 г. она находилась в составе сборной команды страны: трижды — в Токио, Мехико и Мюнхене — поднималась на высшую ступень пьедестала почета, награждалась золотой олимпийской медалью,

 

шесть раз становилась чемпионкой мира, восемь раз — Европы. За высокие спортивные достижения Пинаева была удостоена орденов Ленина, «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени.

Совершенный, экономичный стиль, отточенная техника гребли были причиной удивительного долголетия выступлений в соревнованиях самого высокого ранга. Так, в 1969 г., оставив греблю в связи с рождением сына.

Library   31   Up


Contents

 

Home
 

она уже через год вернулась на водные дорожки и стала чемпионкой мира 1970 г. в одиночке и четверке, а затем и чемпионкой Олимпиады в Мюнхене (1972 г.). Последнюю свою медаль она завоевала в 37 лет на чемпионате мира 1973 г.

Идеальная техника гребли, объемные тренировки позволяли ей подходить к главным гонкам сезона в прекрасном состоянии. После очередной победы она всегда говорила: «А мне не было трудно выиграть, я очень легко шла».

Рассмотрим кинограмму техники гребли Людмилы Пинаевой.

Перед началом гребка (кадр 1) спортсменка сидит в байдарке свободно, мышцы расслаблены, ноги параллельны, несколько согнуты, пятки на обшивке лодки, ступни легко упираются в ножной упор, румпель находится между ступнями. Туловище естественно наклонено вперед. Кисти рук держат весло в обхват. Правая рука свободно выпрямлена вперед, так что кисть по горизонтали находится на уровне подбородка, левое плечо отведено назад.

Начало проводки, или захват воды (кадры 2, 3). Задачей захвата является вгребание лопасти весла и создание опоры в воде для продвижения байдарки вперед. Пинаева производит захват активным опусканием выпрямленной правой руки вниз к борту с постепенным поворотом кисти направо-вниз и одновременным подниманием левой руки. К моменту получения опоры в воде лопасть ее весла перпендикулярна к борту. Захват воды у нее сильный и резкий, чтобы скорость лодки не замедлялась на протяжении всей опорной фазы, лопасть входит в воду почти без брызг. Начинает гребок Пинаева как можно ближе к носу лодки со скоростью, превышающей скорость хода байдарки. Максимальная длина гребка определяется тем, как далеко вытягивается спортсменка на захвате. Это характерная черта стиля гребли Пинаевой.

Проводка (кадры 4 — 7). Это основная фаза гребка, во время которой байдарка получает движение вперед. Опираясь на полностью погруженную в воду лопасть, Пинаева как бы подтягивает лодку к опоре и продвигает ее. Основную работу выполняют мышцы туловища и плечевого пояса. Руки, с одной стороны, передают усилия туловища на лопасть весла, с другой — активно участвуют в работе. Одновременно с погружением лопасти и получением опоры в воде туловище вместе с плечевым поясом начинает резко поворачиваться слева направо, правое плечо, обгоняя плечевой сустав, тянет за собой правую руку и лопасть весла вдоль борта назад. С момента начала проводки начинается сгибание руки в локтевом суставе и продолжается до конца гребка. В момент, когда захват воды

 

осуществлен и весло загружено по шейку, правая рука продолжает двигаться назад под воздействием силы мышц плечевого пояса (широчайшей мышцы спины, косых мышц живота, большой круглой мышцы).

Усилия мышц передаются на' лопасть весла, которое получает в воде опору, и спортсменка начинает сообщать ускорение байдарке.

Толкающая рука движется по амплитуде, которая позволяет веслу погружаться в воду по шейку. Левое плечо движется вперед, способствуя разгибанию левой руки и толчку стержня весла вперед и несколько внутрь. Стержень весла находится между большим и указательным пальцами, которые, как и остальные пальцы, в это время расслаблены.

На протяжении всей проводки туловище и правое плечо тянут правую руку назад, которая по мере продвижения лодки, сгибаясь в локтевом и разгибаясь в плечевом суставах, активно способствует тяге лопасти вдоль борта назад.

Конец проводки (кадры 8 — 10). В последней части проводки одновременно с окончанием поворота туловища правая рука спортсменки продолжает сгибаться, в локтевом суставе почти до прямого угла, ускоряя тягу лопасти для сохранения плотности ее опоры в воде, левая рука к этому времени заканчивает выпрямление. Кстати, Пинаева излишне затягивает конец гребка и заканчивает толчок довольно низко, что можно рассматривать как незначительные ошибки в ее технике гребли. Весло начинает терять опору о воду, поэтому как только кисть тянущей правой руки дойдет до туловища, которое закончило поворот направо, проводка заканчивается и лопасть выводится из воды кистью и предплечьем левой руки. Кисть, не доходя несколько до туловища, поворачивается в горизонтальное положение и вместе с предплечьем быстрым движением поднимается вверх. Весло выходит из воды почти без брызг.

Занос весла для проводки с левого борта (кадры 11 — 12). Левая рука, вытянутая вперед, остается выпрямленной (пауза), и все движения заноса осуществляются правой рукой. Кисть и предплечье, опережая локоть, поднимаются вверх до уровня виска. Туловище, освобожденное от тяги весла, несколько доворачивается в правую сторону, правое плечо свободно идет немного назад, что способствует удлинению захвата. Как только весло достигает исходного положения для следующего гребка, начинается захват воды с левого борта, и все движения зеркально повторяются.

В течение безопорной фазы, как только правая лопасть вышла из воды, спортсменка отдыхает. Несмотря на то что фаза заноса составляет только 0,18 — 0,20 сек., Пинаева

 
Library   32   Up


Contents

 

Home
 

максимально использует эту паузу для полного расслабления неработающих мышц.

Все движения спортсменки следуют слитно, одно за другим, без всяких пауз. Последняя наблюдается только в движении толкающей руки, которая, закончив выпрямление, остается в этом положении до прихода весла в исходное положение.

К такому внешнему рисунку, к такой схеме движений следует стремиться при работе над техникой гребли. На практике мы встречаемся со множеством различных ошибок. Наибольшее количество их возникает, конечно, в период начального обучения, здесь и надо с ними бороться в первую очередь. Рассмотрим наиболее характерные, часто встречающиеся ошибки в различных фазах гребка.

Захват воды.

Плохой баланс. Посадка не по центру сляйда ведет к нарушению равновесия, усложняет симметрию движений. Спортсменкам необходимо научиться правильно устанавливать сляйд и правильно садиться на него.

Чрезмерное напряжение всех мышц. У новичков эта ошибка чаще всего вызвана плохим балансом и боязнью перевернуться. Она приводит к быстрому утомлению, возникновению других мелких ошибок. Спортсменкам необходимо совершенствовать балансирование в лодке и использовать греблю в байдарке с «крыльями», в двойке с более опытным гребцом, в устойчивой лодке, а также применять упражнения на релаксацию (расслабление) и аутогенную тренировку.

Неправильный хват весла. Широкий хват весла приводит к промашке — опережающей работе толчковой руки, не позволяет сделать резкий захват, укорачивая рычаг гребли, снижает тянущее усилие на весле. Узкий хват весла ограничивает амплитуду движений и возможность использования наиболее массивных мышц туловища, приводит к быстрому утомлению. Для исправления этих ошибок нужно подобрать весло по росту с шириной лопасти, соответствующей силовым возможностям спортсменок. Ширина хвата определяется следующим образом: если развести локти в стороны, то при прямом угле между плечами и предплечьем кисти должны обхватывать стержень на уровне локтей. В местах хвата весла следует сделать лейкопластырем или изоляционной лентой контрольные метки.

Захват на согнутую руку. Раннее сгибание тянущей руки в локтевом суставе приводит к уменьшению амплитуды гребка, падению скорости лодки. Чтобы избежать этого, советую на фальшборте сделать краской или мелом метку, от которой спортсменки должны начинать захват воды с таким расчетом, чтобы тянущая рука была выпрямлена. Кстати, «насильное» выпрямление руки приводит также к перенапряжению и «замыканию» трехглавой

 

мышцы. Поэтому «прямая» рука, в моем понимании, это рука, чуть-чуть согнутая естественным тонусом мышц.

К уменьшению выгодного угла входа весла в воду на захвате и укорочению амплитуды гребка приводит также преждевременное движение вперед толчковой руки. Нужно постоянно следить, чтобы кисть толчковой руки не «простреливала» вперед, а находилась над виском гребущей спортсменки. Ошибками будут неполное или, наоборот, слишком глубокое погружение весла в воду, захват воды в стороне от борта лодки, медленное погружение или, наоборот, чрезмерно сильный удар веслом о воду. Тщательный контроль за положением толчковой и тянущей рук позволит спортсменкам найти оптимальные параметры этих элементов техники гребли.

Проводка.

Как и при захвате, следствием плохого баланса и неумения расслабиться во время заноса будут излишнее напряжение мышц рук и плечевого пояса, закрепощение туловища, потеря подвижности которого приводит к выполнению гребка за счет рук и плечевого пояса. Теряются амплитуда, мощность, длина гребка, уменьшается продвигаемость байдарки.

Иногда спортсменкам кажется, что они могут удлинить и усилить проводку за счет наклона на захвате воды. Однако при этом возникает килевая качка, которая снижает равномерность хода и ухудшает гидродинамику движения лодки.

Медленное начало проводка может быть вызвано как недостаточной силовой подготовкой, отсутствием необходимой быстроты у спортсменки, так и слишком длинным веслом с широкой лопастью. Это приводит к смещению весла в воде (всплыванию), ослаблению проводки, снижению темпа и скорости байдарки. Исправить ошибку помогут правильный подбор весла (длина и ширина лопасти) в соответствии с силовой подготовкой спортсменки, использование гребли в облегченных условиях (по ветру, по течению, в командных экипажах, веслом с зауженными или перфорированными лопастями), гребля в бассейне, работа на силовых тренажерах, повышение общефизической подготовленности.

Сгибание тянущей руки во время проводки — это часто встречающаяся ошибка у новичков. Спортсменка сразу после захвата воды включает в работу двухглавую мышцу, сгибает руку в локтевом суставе, и все усилия (15 — 20 кг) ложатся на сравнительно слабые мышцы плеча и предплечья. При этом не используется главный «мотор», двигающий лодку, — широчайшая мышца спины. Такая гребля приводит к быстрому утомлению. Для исправления ошибки следует сразу после захвата акцентировать разворот туловища с выпрямленной тянущей рукой. Можно приме-

 
Library   33   Up


Contents

 

Home
 

нять греблю с широким хватом, несколько фиксирующую локтевой сустав.

Чрезмерное сжатие кисти тянущей руки вызывается неумением изолированно расслабить мышцы предплечья, приводит к закрепощению предплечья, а затем и плечевого пояса и вызывает преждевременное утомление. Рекомендую работать над развитием силы мышц кисти, использовать лазанье по канату всеми способами, особенно из положения сидя

Смещение толчковой руки вперед (влево, вправо) приводит к укорочению амплитуды гребка, движение весла выполняется не параллельно борту, а под углом к нему, что снижает эффективность работы. Поэтому необходим постоянный зрительный контроль за движением толчковой руки.

Укорочение длины проводки может быть вызвано преждевременным завершением гребка и ранним выносом весла из воды.

Неравномерная проводка приводит к потере наката лодки. Исправить ошибку может помочь гребля с гидротормозом.

Нарушение соотношения тянущих и толкающих усилий гребца приводит к снижению скорости лодки. Здесь полезна длительная равномерная гребля с постоянным контролем за всеми элементами техники гребли. Ритм гребли, т. е. отношение времени проводки к времени заноса, должен быть 2:1. Гоночный темп у Женщин обычно составляет в одиночках 110 — 120, в двойках и четверках до 130 гребков в 1 мин. Усилие на весла — 15 — 20 кг. Амплитуда проводки (длина пути кисти вдоль борта лодки) должна составлять 0,95 — 1,1 м.

Проводка — главный элемент гребка, ее длина и сила должны быть строго постоянны. На сохранение этих параметров и следует направить основное внимание спортсменки и тренера.

Конец проводки.

Выход весла из воды является важным моментом гребка. Ошибки при выполнении конца гребка приводят к наибольшим потерям в скорости лодки. Если погрешности при выполнении захвата могут быть еще компенсированы мощной проводкой, то недочеты в конце гребка не возместить ничем. Кроме того, в байдарке-двойке или четверке правильный конец гребка способствует выработке коллективного ритма гребли, дает возможность команде почувствовать ход лодки и уловить сигнал загребного к изменению темпа. Уменьшение силы тяги весла в конце гребка значительно уменьшает эффективность всей проводки, нарушает ритм гребли.

Необходимо следить, чтобы лопасть выходила из воды без брызг и опора весла о воду сохранялась до конца гребка. Многие спортсменки, доведя весло до бедра, прекращают

 

тяговое усилие и расслабляют мышцы. Это является серьезной ошибкой, поскольку лопасть в воде начинает работать как тормоз. Для исправления этой ошибки нужно использовать греблю с усилением конца проводки.

Занос весла.

Напряженный, скованный занос приводит к тому, что основные мышечные группы, обеспечивающие движение лодки, лишаются возможности расслабиться, отдохнуть и восстановить работоспособность. Для исправления ошибки следует использовать греблю с замедленным заносом, упражнения на релаксацию и аутогенную тренировку. Хорошему расслаблению на заносе способствует активная, концентрированная проводка. Полезным упражнением будет гребля в два такта: мощная и резкая проводка и свободный расслабленный занос весла.

Чтобы исправить ошибку в технике- гребли, тренер сначала объясняет ее ученице, затем показывает правильное выполнение движения. Здесь же следует использовать сравнительный анализ кинограмм наиболее сильных спортсменок мира. Большую помощь в процессе исправления ошибок могут оказать кинофотосъемка и использование видеомагнитофона.

При работе над техническим мастерством тренеры должны постоянно напоминать своим подопечным основные принципы рациональной техники гребли. Так, давно было замечено, что техника гребли сильнейших представителей советской, немецкой, венгерской, румынской, скандинавской школ, несмотря на некоторые различия, имеет общую черту. Эта черта — активная работа мышц туловища. И сегодня основой современной техники гребли являются использование наиболее массивных и сильных мышц, широкая амплитуда разворота туловища, свободная работа и хорошее последовательное сочетание всех звеньев, выполняющих проводку.

При этом очень важно, чтобы работа плечевого пояса и рук была точно согласована с работой туловища. Хорошая координация движений туловища, плечевого пояса и рук, большая мощность и резкость приложения усилий к лопасти — главное в проводке. На всем ее протяжении усилие туловища является ведущим. Поворачиваясь вокруг вертикальной оси, туловище тянет за собой все звенья, усилия которых добавляются к силе тяги туловища.

Первая половина проводки проводится при наиболее выгодном положении гребца и гидродинамическом положении лопасти и поэтому особенно важна для увеличения скорости байдарки. Задача второй половины проводки — дальнейшее ускорение хода лодки и удержание достигнутой скорости. Необходимо стремиться к тому, чтобы упор лопасти о воду оставался постоянно плотным на всем протяжении опорной фазы,

 
Library   34   Up


Contents

 

Home
 

За последние 10 лет техника гребли на байдарках среди женщин не претерпела больших изменений. Однако если прежде только несколько спортсменок отличались современной техникой, то теперь ею овладели большинство байдарочниц, выступающих на между народных регатах.

Хочу отметить, что всякое слепое копирование техники без учета индивидуальных особенностей пользы не принесет.

При выборе рационального варианта техники эти особенности будут играть важную роль.

В заключение предложу несколько общеметодических советов. Во время гребка не следует сопровождать взглядом движение лопасти весла в воде и в воздухе, так как повороты головы, наклоны ухудшают баланс. Очень важно развить мышечное чувство контроля за своими движениями. Глаза же фиксируют элемент, над которым работает спортсменка, например длину проводки, начало захвата к т. п.

Цикл дыхания обычно совпадает с циклом движения. Во время проводки и заноса с одного борта делается вдох, с другого — выдох. Иногда во время спуртов или во время финишного ускорения опытные гребцы удваивают дыхание, делая вдох и выдох во время проводки и заноса с одного борга.

Совершенствовать технику гребли на ранних этапах тренировки нужно не только на тренировочных скоростях, но и во время выполнения скоростных отрезков как по элементам, так и в целостном исполнении гребка.

Не следует забывать, что техника тесно связана с физическими качествами — ловкостью, силой, особенно специальной силой, силовой и скоростной выносливостью.

Запасы этих качеств, выработанные на тренировках, помогут спортсменке быстрее и легче овладеть совершенной техникой гребли.

Техника гребли меняется, она зависит от тренированности, состояния спортивной формы, уровня физической подготовленности, запасов силы, выносливости, скорости. Техника меняется и в ходе гонки в зависимости от степени утомления спортсменки на дистанции. Особенно важно сохранить эффективную работу весла в воде на всем протяжении дистанции,

 

не снижая мощности и длины проводки из-за усталости на финишной прямой.

Любая незначительная ошибка в основных фазах гребка, помноженная на общую сумму движений весла на всей дистанции, может привести к значительным потерям. Так, например, при плохом захвате (согнутая рука, замедленное движение) гребец теряет 8 — 10 см пути, что при 240 гребках, выполненных на дистанции, будет равно нескольким корпусам лодки.

Нередко бывает, что спортсменки, стараясь выполнить на тренировке большие объемы тренировочной работы, много километров проходят вполсилы, не работая при этом над элементами техники. Такая гребля с искусственно заниженными скоростями приводит в конце концов к тому, что эти движения, отличные от соревновательных, закрепляются и в дальнейшем тормозят совершенствование техники.

Иногда пытаются заменить кропотливую, аналитическую, вдумчивую работу над техникой подгонкой (по внешним показателям) под один образец сегодняшнего лидера. При этом чаше всего теряются органичность, естественность гребли и самое главное — индивидуальность, без которой невозможно стать большим мастером весла.

Обязательно надо научиться хорошему расслаблению. Расслабиться на тренировке во время гребли поможет представление, что грести предстоит еще очень долго, 4 — 5 час. Движения сразу станут свободнее и экономичнее. Особенно хороши такие упражнения в групповой тренировке, когда свободу движений можно искать на фоне хорошей скорости, задаваемой товарищами.

С самых первых шагов не следует жалеть времени и сил для овладения правильной техникой гребли. Изменить устоявшийся неверный навык оказывается гораздо сложнее (а подчас и совсем невозможно), чем с самого начала обучения усвоить правильную технику.

Завершая разговор о технике гребли, еще раз напомню, что это основа подготовки и над совершенствованием ее следует работать постоянно. Хорошая, особенно соревновательная, техника достигается только путем многолетней тренировки.

 

 

ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКАХ

   
В. Е. Земляков, мастер спорта СССР международного класса, Херсон
 

Мне уже доводилось выступать на страницах этого сборника (1978 г.) и делиться с читателями некоторыми мыслями о подготовке

 

к большим соревнованиям. Однако нюансов в этой подготовке так много, что в пределах одной статьи вряд ли расскажешь обо всем

Library   35   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало