|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в этой зоне (скоростной выносливости по X. Бубэ) необходимо было установить способность удерживать критическую гликолитическую скорость в зоне преимущественного действия гликолитического механизма энергообеспечения, т. е. определить скорость на второй половине субмаксимальной зоны и сравнить ее со скоростью в первой половине. По общепринятым методикам скоростная выносливость определяется путем сравнения скорости в тестах, работа в которых продолжается примерно 1 и 2 мин. (250 и 500 м для квалифицированных гребцов на байдарках). Однако, мы уже указывали выше, скорость на 250 и тем более на 500 м состоит из многих факторов. Метод расчета критической гликолитической скорости был приведен выше. В принципе таким же образом вычисляется и скорость на второй половине субмаксимальной зоны (мы ее обозначили термином субкритической гликолитической скорости). Так как результат на 500 м определяется в основном четырьмя факторами (максимальной скоростью, спринтерской выносливостью, критической гликолитической скоростью и субкритической гликолитической скоростью), то для нахождения |
последней из результата (время) на 500 м с ходу вычисляется результат на 250 м с ходу и 250 м делятся на полученную разницу во времени. Сопоставляя две последние скорости, можно оценить скоростную выносливость. Целесообразность выделения факторов СФП в гликолитической зоне с помощью указанных расчетов может быть показана на следующем примере (табл. 2). Если оценивать скорость в гликолитической (субмаксимальной) зоне по общепринятой методике (например, по скорости на 250 м), то спортсмен Б. отстает от спортсмена Е. на 2,1 сек. (результат на 250 м — 56,9 и 54,8 соответственно), но фактически скорость в гликолитической зоне (критическая гликолитическая скорость) у него обусловливает отставание только на 1,2 сек., так как 0,9 сек. он проигрывает в креатинфосфатной зоне. СФП в аэробной зоне (большой и умеренной мощности) определяется также двумя факторами: скоростью и выносливостью. Первый фактор определяется как критическая аэробная скорость и обусловлен мощностью аэробного механизма энергообеспечения, второй — его емкостью. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Результаты педагогического тестирования спортсменов на отрезках 50, 100, 250 и 500 м с ходу
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расчет критической аэробной скорости производится путем вычитания из результата (время) на 1000 м результата на 500 м и деления 500 м на полученную разницу во времени. Субмаксимальная аэробная скорость вычисляется путем вычитания из результата на 3000 м результата на 1000 м и деления 2000 м на полученную разницу во времени. Сопоставление этих двух скоростей дает представление о специальной выносливости в аэробной зоне. Результаты исследования факторов СФП применительно к дистанции 500 м у спортсменов высокой квалификации (мастера спорта |
и мастера спорта международного класса) представлены в табл. 2. Максимальная скорость, развиваемая спортсменами, равна примерно 5 м/сек, и по этому параметру, а также по времени прохождения 50 и 100 м различия относительно невелики. Наиболее выраженные различия наблюдаются по параметрам, характеризующим СФП в субмаксимальной (гликолитической) зоне и зависящим от производительности гликолитического механизма энергообеспечения. Так, если при прохождении отрезка в 100 м разница между худшим и лучшим временем составляла всего 0,9 сек. и соответст- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
|
||||
венно по скорости — 0,23 м/сек, то по тесту 250 м различия составляли 4,5 сек. и 0,31 м/сек. Различие по критической гликолитической скорости достигает 0,41 м/сек, а по субкритической гликолитической скорости — 0,27 м/сек. Следовательно, если по результату на 500 м спортсмены были относительно равны, то по величине структурных факторов, обеспечивающих результат на 500 м, они существенно различались, так как спортсмены достигали примерно равного результата за счет разных факторов. Так, например, у спортсмена А. результат на 500 м был самый низкий. Имея относительно равные скоростные качества в максимальной зоне, он существенно отставал по показателям критической гликолитической скорости и субкритической гликолитической скорости, т. е. у спортсмена были снижены как скоростные качества в субмаксимальной зоне, так и скоростная выносливость в этой же зоне. У спортсмена Б. результат на 500 м был предпоследний. Имея хорошую спринтерскую скорость и спринтерскую выносливость и занимая среднее место по критической гликоли- |
тическои скорости, он отставал по величине субкритической гликолитической скорости. Таким образом, у спортсмена нужно тренировать скорость и скоростную выносливость в субмаксимальной зоне. Спортсмен В. занимал 3-е место по результату на 500 м, имел хорошую спринтерскую скорость и спринтерскую выносливость, относительно высокую критическую гликолитическую скорость и слабую субкритическую гликолитическую скорость, т. е. у спортсмена наиболее слабым фактором СФП была скоростная выносливость в субмаксимальной зоне. Приведенный выше анализ факторной структуры СФП у гребцов на байдарках позволяет делать индивидуальные корректировки тренировочных нагрузок. Как видно из результатов анализа табл. 2, у большинства спортсменов отмечалось относительное отставание скоростной выносливости. Целенаправленное тренировочное воздействие позволяет более эффективно повысить СФП каждого спортсмена с учетом конкретных результатов факторной структуры. Знание результатов факторной структуры позволит спортсмену тактически правильно проводить гонку на ответственных соревнованиях. |
|||
|
||||
А. А. Середина, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, кандидат педагогических наук, Москва |
||||
Техника гребли — это способ наиболее эффективного продвижения байдарки вперед. Движение байдарки подчинено общим законам гидродинамики, механики и главное, поскольку единственным движителем байдарки вперед является гребец, его мышцы, — законам биомеханики. Оно осуществляется только через создание жесткой опоры лопасти весла о воду. Скорость хода лодки в первую очередь зависит от величины усилий гребка, рациональности их приложения к лопасти весла. Полный цикл гребца на байдарке может быть условно разделен на четыре фазы: 1) захват воды — лопасть весла вгребается а воду, погружаясь до шейки; 2) проводка — гребец, опираясь лопастью весла с воду, продвигает лодку вперед; 3) конец проводки — — фаза, во время которой лопасть весла выходит из воды; 4) занос — безопорная фаза, во время которой гребец готовит (заносит) весло для следующего гребка. Во время заноса другая лопасть весла совершает гребок с противоположного борта лодки и проходит все три предыдущие фазы. |
Я хочу вспомнить, как гребла Людмила Пинаева, потому что ее техника не устарела и сегодня и является классическим образцом, прекрасной идеальной моделью правильного выполнения гребка. На протяжении всего спортивного пути Людмилы мне доводилось и тренироваться рядом с ней, и соревноваться на дистанции, и выступать в байдарках двойках и четверках. Я могу сказать, что источниками ее продолжительных великолепных спортивных достижений были ставшая уже легендарной работоспособность, вдумчивая работа под руководством одного из наших лучших тренеров Нила Васильевича Савина, сила воли и твердость духа, которые Людмила не раз демонстрировала в решающие минуты важнейших гонок. Но самым главным и непременным условием побед Пинаевой, с моей точки зрения, является максимально длинный, абсолютно параллельный борту лодки гребок с резким захватом воды и мощной тягой весла, что больше десятилетия позволило ей вести свою байдарку вперед быстрее всех в мире. Эта спортсменка вписала яркие страницы |
|||
30 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |