Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

вых двигательных качествах. Такая форма выполнения упражнений наиболее пригодна для квалифицированных гребцов.

Величину тренировочного воздействия и направленность серий можно дополнительно изменять путем заполнения интервалов между подходами. При этом возможен восстановительный и нагрузочный характер пауз. Максимальный восстановительный эффект достигается при включении упражнений на дыхание, расслабление и растяжение мышц. В продолжительных паузах возможно применение массажа и самомассажа, психорегулирующих воздействий.

Нагрузочный характер пауз обеспечивается контрастным включением нагрузок (на другие группы мышц) и дополняющим (на утомленные после упражнения мышцы, но в других режимах напряжений). Пример контрастного включения — легкий бег, махи ногами; пример

 

дополняющего — броски набивного мяча, висы с раскачиванием, динамические упражнения для мышц туловища.

Восстанавливающие паузы особенно оправданы в скоростно-силовых, максимальных силовых и прогрессирующих сериях. Включение контрастных и дополняющих заданий обусловливает большую концентрацию нагрузок в занятии и, следовательно, дает больший срочный тренировочный эффект.

В занятиях с менее подготовленными гребцами или в подготовительном периоде квалифицированных спортсменов целесообразно расширять сферу силового тренирующего воздействия. При этом весьма эффективна круговая тренировка (Шолих, 1966). Компоновка упражнений может быть по контрасту (руки — туловище — ноги) и по аналогии (тяга руками стоя — тяга руками сидя — тяга руками и туловищем).

 

 

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

   
Я. С. Вайнбаум, Ю. А. Желдыбин,
В. И. Астахов, В. С. Астахин, Москва
 

Специальная физическая подготовленность (СФП) гребцов на байдарках и каноэ имеет многофакторную структуру, складывающуюся из СФП в разных зонах мощности или зонах действия разных механизмов энергообеспечения. Правильное представление об этой структуре необходимо для эффективного управления тренировочным процессом, так как позволяет рационально планировать подготовку спортсменов, контролировать ее и вносить необходимые коррективы.

В настоящей статье авторы попытались определить факторную структуру СФП гребцов на байдарках и каноэ, установить значимость (удельный вес) факторов и определить методы их оценки в системе педагогического контроля.

Основываясь на работах В. С. Фарфеля и Н. И. Волкова, мы выделили шесть основных факторов, учитывая, что нагрузка на всех соревновательных дистанциях выполняется в различных зонах мощности и обеспечивается тремя механизмами энергообеспечения — креатинфосфатным, гликолитическим (оба анаэробно) и аэробным (табл. 1).

СФП в зоне действия каждого механизма энергообеспечения характеризуется двумя факторами — скоростью и выносливостью, которые зависят от его мощности и емкости. Так, для зоны действия креатинфосфатного механизма энергообеспечения (зона максимальной мощности) такими факторами будут максимальная

 

скорость и спринтерская выносливость. Физиологической основой их являются соответственно мощность и емкость креатинфосфатного механизма энергообеспечения. Максимальная скорость измеряется тестом 50 м с ходу, выносливость — соотношением скоростей в тестах на 50 и 100 м с ходу.

СФП в зоне действия гликолитического механизма энергообеспечения (зона субмаксимальной мощности) также определяется двумя факторами — скоростью и специальной выносливостью в этой зоне. По общепринятым методикам скорость в этой зоне определяется тестом — результат на дистанции, соответствующей примерно 1 мин. Для квалифицированных гребцов на байдарках это может быть результат на 250 м. Однако при этом допускается определенная неточность, так как результат на 250 м зависит от трех факторов (максимальной скорости, спринтерской выносливости и соответственно скорости в гликолитической зоне).

Для вычисления последней мы использовали следующий метод. Из результата теста на 250 м с ходу (время) вычитали результат (время) на 100 м с ходу и делили 150 м на полученную разницу во времени. Эту скорость мы назвали критической гликолитической, т. е. скоростью, обусловленной мощностью гликолитического механизма энергообеспечения.

Для определения специальной выносливости

Library   27   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 1

Факторная структура специальной физической подготовленности гребцов на байдарках и каноэ

Факторы

Педагогическое
определение
фактора

Зона
мощности

Механизм энергообеспечения

Время действия механизма

Тест и метод расчета

Максимальная скорость

Максимальная спринтерская
скорость

Максимальная

Мощность креатинфосфатного механизма

до 10 сек.

Время на 50 м с ходу

Специальная выносливость в зоне максимальной мощности

Спринтерская выносливость

Емкость креатинфосфатного механизма

до 20 сек.

Время на 100 м с ходу Соотношение скоростей 50 и 100 м

Критическая гликолитическая скорость (термин наш)

Пед. термина нет

Субмаксимальная

Мощность гликолитического механизма

от 20 до 60 сек.

250 — 100 (расстояние)
250 — 100 (время)

Специальная выносливость в субмаксимальной зоне (субмаксимальная гликолитическая скорость)

Скоростная выносливость

Емкость гликолитического механизма

от 60 до 120 сек.

500 — 250 (расстояние)
500 — 250 (время)

Соотношение скоростей

Критическая аэробная скорость

Пед. термина нет

Большая

Мощность аэробного механизма энергооб.

от 2 до 5 мин.

1000 — 500 (расстояние)
1000 — 500 (время)

Специальная выносливость в зоне большой и умеренно!! мощности

Общая выносливость, стайерская выносливость

Умеренная

Емкость аэробного механизма энергооб.

от 5 до 20 мин.

3000 — 1000 (расстояние)
3000 — 1000 (время)

Соотношение скоростей

 

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

в этой зоне (скоростной выносливости по X. Бубэ) необходимо было установить способность удерживать критическую гликолитическую скорость в зоне преимущественного действия гликолитического механизма энергообеспечения, т. е. определить скорость на второй половине субмаксимальной зоны и сравнить ее со скоростью в первой половине. По общепринятым методикам скоростная выносливость определяется путем сравнения скорости в тестах, работа в которых продолжается примерно 1 и 2 мин. (250 и 500 м для квалифицированных гребцов на байдарках).

Однако, мы уже указывали выше, скорость на 250 и тем более на 500 м состоит из многих факторов. Метод расчета критической гликолитической скорости был приведен выше. В принципе таким же образом вычисляется и скорость на второй половине субмаксимальной зоны (мы ее обозначили термином субкритической гликолитической скорости). Так как результат на 500 м определяется в основном четырьмя факторами (максимальной скоростью, спринтерской выносливостью, критической гликолитической скоростью и субкритической гликолитической скоростью), то для нахождения

 

последней из результата (время) на 500 м с ходу вычисляется результат на 250 м с ходу и 250 м делятся на полученную разницу во времени. Сопоставляя две последние скорости, можно оценить скоростную выносливость.

Целесообразность выделения факторов СФП в гликолитической зоне с помощью указанных расчетов может быть показана на следующем примере (табл. 2).

Если оценивать скорость в гликолитической (субмаксимальной) зоне по общепринятой методике (например, по скорости на 250 м), то спортсмен Б. отстает от спортсмена Е. на 2,1 сек. (результат на 250 м — 56,9 и 54,8 соответственно), но фактически скорость в гликолитической зоне (критическая гликолитическая скорость) у него обусловливает отставание только на 1,2 сек., так как 0,9 сек. он проигрывает в креатинфосфатной зоне.

СФП в аэробной зоне (большой и умеренной мощности) определяется также двумя факторами: скоростью и выносливостью. Первый фактор определяется как критическая аэробная скорость и обусловлен мощностью аэробного механизма энергообеспечения, второй — его емкостью.

 

Таблица 2

Результаты педагогического тестирования спортсменов на отрезках 50, 100, 250 и 500 м с ходу

Спортсмены

50 м

100 м

250 м

250 — 100 м

500 м

500 — 250 м

время (сек.)

скорость (м/сек.)

время (сек.)

скорость (м/сек.)

время (сек.)

скорость (м/сек.)

время (сек.)

скорость (м/сек.)

время (сек.)

скорость (м/сек.)

время (сек.)

скорость (м/сек.)

А.

10,0

5,0

20,1

4,97

58,7

4,25

38,6

3,88

2.11,1

3,81

72,4

3,45

Б.

10,0

5,0

20,1

4,97

56,9

4,39

36,8

4,07

2.05,4

3,98

68,5

3,64

В.

10,0

5,0

19,8

5,05

56,3

4,44

36,5

4,10

2.04,9

4,00

68,6

3,64

Г.

10,0

5,0

20,4

5,02

57,9

4,31

37,5

3,94

2.05,1

3,99

67,2

3,72

Д.

9,7

5,1

19,3

5,18

54,2

4,61

34,9

4,29

2.01,4

4,11

67,2

3,72

Е.

9,8

5,1

19,2

5,20

54,8

4,56

35,6

4,21

2.05,2

3,99

70,4

3,55

Ж.

10,0

5,0

20,1

4,97

57,0

4,38

36,9

4,06

2.05,3

3,99

68,3

3,66

 

Расчет критической аэробной скорости производится путем вычитания из результата (время) на 1000 м результата на 500 м и деления 500 м на полученную разницу во времени. Субмаксимальная аэробная скорость вычисляется путем вычитания из результата на 3000 м результата на 1000 м и деления 2000 м на полученную разницу во времени. Сопоставление этих двух скоростей дает представление о специальной выносливости в аэробной зоне.

Результаты исследования факторов СФП применительно к дистанции 500 м у спортсменов высокой квалификации (мастера спорта

 

и мастера спорта международного класса) представлены в табл. 2.

Максимальная скорость, развиваемая спортсменами, равна примерно 5 м/сек, и по этому параметру, а также по времени прохождения 50 и 100 м различия относительно невелики. Наиболее выраженные различия наблюдаются по параметрам, характеризующим СФП в субмаксимальной (гликолитической) зоне и зависящим от производительности гликолитического механизма энергообеспечения.

Так, если при прохождении отрезка в 100 м разница между худшим и лучшим временем составляла всего 0,9 сек. и соответст-

Library   29   Up


Contents

 

Home
 

венно по скорости — 0,23 м/сек, то по тесту 250 м различия составляли 4,5 сек. и 0,31 м/сек.

Различие по критической гликолитической скорости достигает 0,41 м/сек, а по субкритической гликолитической скорости — 0,27 м/сек. Следовательно, если по результату на 500 м спортсмены были относительно равны, то по величине структурных факторов, обеспечивающих результат на 500 м, они существенно различались, так как спортсмены достигали примерно равного результата за счет разных факторов.

Так, например, у спортсмена А. результат на 500 м был самый низкий. Имея относительно равные скоростные качества в максимальной зоне, он существенно отставал по показателям критической гликолитической скорости и субкритической гликолитической скорости, т. е. у спортсмена были снижены как скоростные качества в субмаксимальной зоне, так и скоростная выносливость в этой же зоне.

У спортсмена Б. результат на 500 м был предпоследний. Имея хорошую спринтерскую скорость и спринтерскую выносливость и занимая среднее место по критической гликоли-

 

тическои скорости, он отставал по величине субкритической гликолитической скорости. Таким образом, у спортсмена нужно тренировать скорость и скоростную выносливость в субмаксимальной зоне.

Спортсмен В. занимал 3-е место по результату на 500 м, имел хорошую спринтерскую скорость и спринтерскую выносливость, относительно высокую критическую гликолитическую скорость и слабую субкритическую гликолитическую скорость, т. е. у спортсмена наиболее слабым фактором СФП была скоростная выносливость в субмаксимальной зоне.

Приведенный выше анализ факторной структуры СФП у гребцов на байдарках позволяет делать индивидуальные корректировки тренировочных нагрузок. Как видно из результатов анализа табл. 2, у большинства спортсменов отмечалось относительное отставание скоростной выносливости.

Целенаправленное тренировочное воздействие позволяет более эффективно повысить СФП каждого спортсмена с учетом конкретных результатов факторной структуры. Знание результатов факторной структуры позволит спортсмену тактически правильно проводить гонку на ответственных соревнованиях.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ НА БАЙДАРКАХ

   
А. А. Середина, заслуженный мастер спорта,
заслуженный тренер СССР,
кандидат педагогических наук, Москва
 

Техника гребли — это способ наиболее эффективного продвижения байдарки вперед. Движение байдарки подчинено общим законам гидродинамики, механики и главное, поскольку единственным движителем байдарки вперед является гребец, его мышцы, — законам биомеханики. Оно осуществляется только через создание жесткой опоры лопасти весла о воду. Скорость хода лодки в первую очередь зависит от величины усилий гребка, рациональности их приложения к лопасти весла.

Полный цикл гребца на байдарке может быть условно разделен на четыре фазы:

1) захват воды — лопасть весла вгребается а воду, погружаясь до шейки;

2)   проводка — гребец, опираясь лопастью весла с воду, продвигает лодку вперед;

3)   конец проводки — — фаза, во время которой лопасть весла выходит из воды;

4)   занос — безопорная фаза, во время которой гребец готовит (заносит) весло для следующего гребка. Во время заноса другая лопасть весла совершает гребок с противоположного борта лодки и проходит все три предыдущие фазы.

 

Я хочу вспомнить, как гребла Людмила Пинаева, потому что ее техника не устарела и сегодня и является классическим образцом, прекрасной идеальной моделью правильного выполнения гребка.

На протяжении всего спортивного пути Людмилы мне доводилось и тренироваться рядом с ней, и соревноваться на дистанции, и выступать в байдарках двойках и четверках. Я могу сказать, что источниками ее продолжительных великолепных спортивных достижений были ставшая уже легендарной работоспособность, вдумчивая работа под руководством одного из наших лучших тренеров Нила Васильевича Савина, сила воли и твердость духа, которые Людмила не раз демонстрировала в решающие минуты важнейших гонок.

Но самым главным и непременным условием побед Пинаевой, с моей точки зрения, является максимально длинный, абсолютно параллельный борту лодки гребок с резким захватом воды и мощной тягой весла, что больше десятилетия позволило ей вести свою байдарку вперед быстрее всех в мире.

Эта спортсменка вписала яркие страницы

Library   30   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало