|
самом необходимом и важном. Вот почему я снова, как говорят, взялся за перо:
Подготовка гребца к любым соревнованиям, как правило, начинается с разработки и тщательного обдумывания плана тренировок, исходя из реальных возможностей и условий предстоящей соревновательной деятельности. Этап непосредственной подготовки перед соревнованиями (ЭНППС) — это такой момент тренировки, от успешности которого зависит реализация всего годичного тренировочного процесса, а иногда и нескольких лет.
Наиболее оптимальным по длительности ЭНППС считается четырехнедельный мезоцикл (А. Ф. Бойко, Д. А. Аросьев, В. А. Галков, В. М. Зациорский, Л. П. Матвеев, Н. Г. Озолин). Однако если по разным причинам пред-соревновательный сбор составлял более четырех недель, то первую неделю мы тренировались в настраивающе-втягивающем режиме, а если меньше, то целенаправленную подготовку приходилось начинать еще до сбора.
Этап непосредственной подготовки к главным соревнованиям года мы старались отрепетировать при подготовке к менее ответственным стартам и, уже проанализировав упущения и недостатки, начинали подготовку к основному соревнованию.
Особо хочется остановиться на вопросах подбора средств и методов тренировки на предсоревновательном этапе, которые отличаются от традиционных, используемых в обычных условиях. Некоторые из описываемых средств и методов я испытал вначале в своей тренировке, а затем проверил их эффективность на подготовке своих учеников.
К таким средствам прежде всего надо отнести некоторые формы отягощений гребли.
Одним из рекомендуемых отягощений в последнем микроцикле перед соревнованиями считаются частые ускорения со старта (Ю. П. Григорьев, В. П. Афанасьев, С. К. Фомин). Мне самому удалось заметить, а после опроса некоторых гребцов сборной и проведенного эксперимента подтвердилось, что частые ускорения со старта «забивают» мышцы гребца, сковывают, лишают эластичности. По-видимому, все формы отягощений гребли нежелательны в последние 6 — 8 дней перед стартом, тем более если они не применялись до «фазы сужения» (до разгрузочно-настраивающей части ЭНППС) или если применялись довольно ограниченно. Вот почему гребцы, оставляющие отработку стартовых ускорений на последние дни перед соревнованиями, допускают ошибку, из-за чего часто перед стартом теряют «чувство воды». Еще хуже, когда много стартовых ускорений спортсмен выполняет в разминке перед стартом соревнований.
Работа над «запасами» некоторых качеств — силы, скорости (темпа), скоростной и обшей выносливости (как выразился В. А. Гал-
|
|
ков, 1976) — проводилась на всех тренировочных занятиях первой части этапа с волнообразно-ступенчатым повышением скоростной нагрузки в течение первых трех недельных микроциклов. «Концентрация» качественных способностей проводилась во второй части ЭНППС (в последние 7 — 10 дней до соревнований). В это же время уместно, на мой взгляд, использовать упражнения скоростного характера, которые, как показал опыт, можно включать в течение всего этапа, предшествующего соревнованиям.
Многолетние наблюдения показали, что такими упражнениями применительно к этапу предсоревновательной подготовки могут быть: гребля на волне у более быстроходной лодки или катера, гребля в командной лодке с числом гребцов больше привычного (для гребцов-одиночников — в двойке или четверке, для гребцов, выступающих в двойке, — в байдарке-четверке, для каноэ двойки — в каноэ-семерке). Последнее упражнение часто использовали А. Шапаренко, В. Морозов, Г. Карюхин, Н. Конников, В. Винник, Н. Горбачев и другие спортсмены.
Суть таких упражнений скоростного характера заключается в выработке спортсменом двигательного навыка с более быстрыми и «хлесткими» движениями. Целесообразность же использования таких упражнений состоит в привыкании к более быстрому продвижению лодки по отношению к воде и берегу, в настраивании деятельности всех систем организма на работу в очень высоком двигательном режиме на протяжении всей дистанции, в выработке стойкого условного рефлекса к высококачественной скоростной работе.
Помогает этому и правильная методика применения упражнений как на суше, так и при гребле на воде. Сейчас во всех видах спорта стараются использовать моделирование тренировочных условий, максимально приближая их к соревновательным. Кроме чисто контрольных стартов, где довольно приближен момент соревновательной обстановки, как минимум в одной-двух тренировках недельного микроцикла мы старались строить занятия по модели предстоящего соревнования с предполагаемыми соперниками и особенностями прохождения ими соревновательной дистанции. При этом применяли свои наиболее отточенные приемы.
Так, к каждому отдельному соревнованию мы готовили в определенной последовательности серию максимально отработанных отрезков. Или еще. Я всегда был уверен, что на повороте десятикилометровой дистанции меня никто из соперников не сбросит с волны, наоборот, мне очень часто удавалось «разбросать» своих соперников именно на повороте. А причина та, что рулевое управление в моей байдарке всегда было в самом надежном состоянии. Умение сделать поворот по наименьшему радиу- |
|