Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Для облегчения начального обучения в занятиях применялась специальная аппаратура. Перед испытуемым устанавливался экран монитора, на котором лучом изображалась траектория каждого гребка. На экран наносился контур образцового гребка, и новичок, координируя свои движения, подгонял их под образец.

Таким образом, период начального обучения значительно сокращался, а тренеры имели возможность проверить природные координационные способности кандидатов в экспериментальную группу.

Одновременно с начальным обучением в гребном бассейне по истечении нескольких занятий проводился 7-минутный тест, по результатам которого определялись работоспособность гребца, мощность работы, величина гребкового усилия за один цикл, «беспорядок» гребковых движений и другие показатели, характеризующие технику спортсмена и общую пригодность его к показу высоких спортивных результатов.

Экспериментальный характер носила и ускоренная подготовка экипажей из отобранных гребцов по их технической и функциональной подготовленности.

Техническое совершенствование спортсменов происходило весьма активно. Гребцам сообщались только суть, смысл движений, а выбор пути правильного выполнения выбирался каждым индивидуально. Это ни в коем случае не говорит о пренебрежении к исполнительской технике гребка. Просто такой подход воспитывает творчество и осознанность действий, позволяет за счет мышечного ощущения оценивать эффективность каждого гребка. В дальнейшем техническая помощь спортсменам возрастает за счет осторожных наводящих замечаний, смысл которых диктуется рациональностью исполнения гребка и которые не отвлекают внимания учеников на нерабочие, поверхностные движения. В этот период обучения большое значение имеет использование опыта зрелых мастеров для технического становления новичков.

Обучение технике проходило примерно в одинаковой степени в парной и распашной гребле, так как первоначальное деление спортсменов по видам гребли не проводилось.

 

Всем давалась широкая возможность попробовать свои силы в любой лодке, и довольно часто первоначальные наметки не подтверждались ходом подготовки. Так, например, загребной команды двойки распашной с рулевым чемпион СССР и серебряный призер ХХII Олимпиады Геннадий Крючкин первоначально выступал одиночником, а серебряный призер в одиночке Василий Якуша был загребным в экспериментальной восьмерке. Эти и другие примеры убеждают в правильности применения нетрадиционных приемов, форм и тренировочных средств.

Так же был изменен подход к так называемым общефизическим тренировкам — фундаменту подготовки любого гребца. В экспериментальной группе были в основном физически подготовленные и двигательно одаренные ребята, которые выросли главным образом в сельской местности и были большими тружениками Поэтому, не проводя с ними работу по атлетической и общефизической подготовке, мы сразу перешли к формам специальной подготовки, повышая силовой уровень мышечных групп, непосредственно участвующих в работе^)

Есть еще один момент, на который следует обратить внимание в начальном периоде подготовки гребцов. Хорошо, если новички не будут контактировать со зрелыми спортсменами. Их информация порой бывает вредна. Представьте, что молодые спортсмены получают задание на тренировку, по своему объему или интенсивности превышающее задание зрелого мастера. Новичок старательно его выполнит, психологически не восприняв это как что-то особенное, выдающееся. В присутствии же опытного мастера реакция на такое задание может быть отрицательной. Поэтому некоторая изолированность позволяет вести работу с повышенными нагрузками без воздействия на психику спортсменов.

Нам представляется, что подобный опыт отбора и подготовки спортсменов заслуживает внимания, так как открывает перед организациями и тренерами дополнительные возможности в нахождении новых интересных форм работы по подготовке высококвалифицированных спортсменов в довольно сжатые сроки.

 

 

О ПОДГОТОВКЕ ЮНОШЕЙ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ

   
Н. В. Моржевиков, М. В. Щодро,
А. Ф. Дунаев, ЛНИИФК
 

В гребном спорте, как и в других видах, результаты выступлений команд на соревнованиях обусловлены многими факторами: уровнем развития двигательных способностей,

 

функциональных и психических возможностей, уровнем технической подготовленности спортсменов, научно-методическим обеспечением подготовки команд, условиями восстановления,

Library   19   Up


Contents

 

Home
 

правильностью питания, качеством материальной базы для тренировок и др. Каждый из этих факторов может оказаться решающим в достижении цели. Вот почему при подготовке юных гребцов все их необходимо учитывать.

Результаты исследований сотрудников сектора теории и методики академической гребли ЛНИИФКа, а также обобщение опыта передовой практики показали, что на современном уровне развития спорта для роста мастерства решающими факторами продолжают оставаться объем и интенсивность тренировочных нагрузок как в общей, так и особенно в специальной подготовке. При этом все большее значение приобретает работа с соревновательной и близкой к ней интенсивностью Между тем анализ подготовки юных гребцов показал, что в их тренировочном процессе преобладают тренировочные нагрузки с умеренной интенсивностью (ЧСС 130 — 150 уд/мин). Однако выполнение работы преимущественно в этой аэробной зоне энергообеспечения не приводит к значительному росту специальной работоспособности.

Установлено, что для группы юношей старшего возраста наиболее важным является характер тренировочных нагрузок, а не средства. Так, при выполнении нагрузок в пределах 400 и более часов на одно из главных мест выдвигается объем развивающих нагрузок с интенсивностью 70 — 80% от максимальной (ЧСС 160 — 180 уд/мин). Эти нагрузки протекают преимущественно в аэробно-анаэробной зоне.

Следующими по значимости являются нагрузки, направленные на развитие выносливости (ЧСС 140 — 160 уд/мин). В ней отражается способность спортсмена выполнять продолжительное время нагрузку, поддерживающую высокий уровень работоспособности.

Таким образом, можно сказать, что развивающие и поддерживающие нагрузки имеют решающее значение для развития и совершенствования специальной работоспособности юношей 15 — 17 лет.

Нагрузки с умеренной интенсивностью (ЧСС 120 — 140 уд/мин) в большей мере применяются в начале подготовительного периода, а также на протяжении всего годичного цикла как средство восстановления в отдельном занятии, в микро- и мезоциклах. При совершенствовании техники используются тренировки с различной интенсивностью, в том числе и со скоростью 50 — 60% от максимальной.

Следовательно, при планировании тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки главное внимание необходимо уделить оптимальному соотношению указанных нагрузок, особенно заострив внимание на развивающих и поддерживающих уровень специальной работоспособности. Юношам старшего возраста при стаже гребли три года и более можно

 

рекомендовать в течение года выполнять нагрузки как общей, так и специальной подготовки при ЧСС 160 — 180 уд/мин в объеме 20 — 25% от общего. Они выполняются преимущественно на средних и длинных отрезках (от 2 — 3 до 12 — 15 мин.).

Нагрузки с интенсивностью по ЧСС 140 — 160 уд/мин должны составлять 35 — 40% от общего объема и выполняться, как правило, на более продолжительных по времени отрезках, чем предыдущие (20 — 50 мин. без остановки).

Объем работы с максимальной интенсивностью не должен превышать 2 — 3%. Сюда входит прохождение контрольных отрезков и отрезков, равных основной дистанции и меньше, а также участие в соревнованиях.

Нагрузки с умеренной интенсивностью составляют 25 — 30% от общего объема и применяются в зависимости от стоящих задач.

Общий объем тренировочных нагрузок для старших юношей должен составлять 750 — 800 час. в год, при этом 55 — 60% отводится на специальную подготовку (гребля на открытой воде, в гребном бассейне, работа на гребных тренажерах).

По нашим данным, повышение спортивного результата на 20 — 25 % осуществляется за счет роста уровня технической подготовленности. Ведущим параметром в оценке технической подготовленности является коэффициент эффективности гребка, т. е. отношение среднего усилия к максимальному. Хорошая оценка по данному показателю соответствует 0,65 — 0,70, удовлетворительная — 0,60 — 0,65 и плохая — ниже 0,60. При этом максимальные показатели в бассейне и на открытой воде при работе с максимальной скоростью или при 10 максимальных гребках у юношей при хорошем уровне подготовленности составляют величину, равную весу спортсмена.

Чем больше средние усилия при одних и тех же максимальных, тем выше техническая подготовленность гребца. Среднее усилие зависит от импульса силы, на величину которого влияют время нарастания усилий, величина максимальных усилий, время удержания усилий на уровне 90% от максимума и продолжительность снижения усилий. Чем короче по времени будет нарастание усилий и чем продолжительнее удержание, тем выше уровень технической подготовленности гребцов.

Известно, что скорость лодки зависит от мощности, развиваемой спортсменами, которая, в свою очередь, зависит от среднего усилия, длины проводки и темпа гребли. Длина проводки у квалифицированных гребцов-юношей составляет 150 — 155 см. Увеличение темпа гребли является одним из существенных резервов в повышении спортивного результата. Тот факт, что амплитуда проводки зависит во многом от роста и длины конечностей спортсмена, указывает на важность селекции уже

 
Library   20   Up


Contents

 

Home
 

в юношеском возрасте. Критерием отбора должна быть отличная и хорошая оценка по росто-весовым показателям и другим антропометрическим данным (рост 185 см и выше, вес 82 — 85 кг и выше).

При оценке технической подготовленности важно наряду со средней скоростью учитывать и ее отклонения. Эффективным показателем является коэффициент равномерности — отношение площади отклонения скорости от средней к площади всего цикла (при графическом изображении гребка). Чем меньше величина коэффициента равномерности при одной и той же средней скорости, тем выше уровень технической подготовленности спортсмена, тем эффективнее его работа.

Наибольшие потери в скорости лодки наблюдаются в момент торможения гребца на подножке перед захватом и началом проводки, т. е. в период создания опоры лопастью весла в воде. Здесь имеет значение как величина снижения скорости лодки, зависящая от силы давления ногами в подножку, так и продолжительность снижения скорости судна, которая зависит от времени падения скорости лодки до момента погружения лопасти в воду и в период создания опоры в воде. Этот момент следует рассматривать в единстве, а не разрывать его, так как можно добиться эффекта в одной из подфаз (до погружения лопасти в воду или после погружения), но общий положительный эффект не получить. В практике часто наблюдается сокращение времени давления ногами в подножку за счет ускоренного подъезда на большей его части, однако при дальнейших действиях в начале проводки спортсмен не в состоянии быстро создать необходимую опору весла и поэтому теряет в скорости больше, чем приобретает в конце за счет ускоренного подъезда. Если обычно скорость лодки перед захватом снижается в течение 0,3 — 0,25 сек. и далее в момент захвата — еще в течение 0,1 — 0,15 сек., то в приведенном нами примере значительно увеличивается время второй части захвата — нахождение лопастью опоры о воду (0,3 — 0,4 сек.), что в целом увеличивает время снижения скорости лодки (0,5 — 0,55 сек.) по сравнению с первым вариантом (0,4 сек.).

 

Обычно опора о воду создается тогда, когда величина усилий на рукоятке весла в распашной гребле достигает 25 — 30 кг, а в парной — 12 — 15 кг. В нашем отрицательном примере эти цифры могут возрасти, что говорит о слабой технической подготовке спортсменов.

Чем короче время нахождения опоры, тем выше уровень технической подготовленности спортсмена.

Важным моментом является комплектование команд. Необходимо учитывать не только антропометрические данные, уровень технической подготовленности, особенности характера, но и уровень функционирования организма спортсменов при выполнении той или иной нагрузки. Надо подбирать спортсменов таким образом, чтобы они по всем указанным параметрам подходили друг другу. Это даст возможность вести целенаправленную подготовку всего экипажа. Однако подобрать спортсменов, одинаковых по всем параметрам в четверке или восьмерке, очень трудно, поэтому необходимо учитывать их индивидуальные особенности, уровень подготовленности и проводить тренировки в мелких лодках (одиночки и двойки), группируя их по этим показателям.

В настоящей статье мы не останавливаемся на особенностях развития юношеского организма, они известны из общей теории и методики физического воспитания спортсменов.

Однако применительно к гребному спорту важно подчеркнуть следующее.

Необходимо постепенно повышать требования к тренировочному процессу юных гребцов, не форсировать нагрузки, особенно с максимальной интенсивностью, а развивать аэробные возможности. Необходимо заложить фундамент физической и технической подготовленности, используя широкий круг средств для развития выносливости скоростных и силовых качеств.

На первых этапах обучения очень важно совершенствовать технику парной гребли. Только после хорошего и прочного освоения этой техники целесообразно приступать к обучению распашной.

 
Library   21   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало