Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ча и С. Чухрая. Наш дуэт шел дистанцию практически по наитию, но после первой же сотни метров специалистам стало ясно: родился выдающийся экипаж! И чемпионат мира в Дуйсбурге подтвердил это: советская двойка уверенно завоевала титул чемпионов. Буквально за час до этой гонки Парфенович в третий раз отчаянно боролся за право называться быстрейшим байдарочником планеты с В. Дыбой. Олимпийский чемпион на равных противодействовал Парфеновичу только на первых 250 м. Советский гребен с заметным преимуществом первым пересек финишный створ.

На Олимпийской регате в Крылатском Владимир Парфенович выступал в трех номерах программы. Сначала он выиграл свою коронную «пятисотку» в одиночке, а затем уже в паре с С. Чухраем победил и на 500, и на 1000 м. Такого достижения история гребли не знала!

Подготовку к сезону 1980/81 г. Владимир Парфенович начал в роли капитана команды. Забот сразу прибавилось. В сборную пришло много молодых гребцов, им нужна помощь. Большая проблема возникла с уходом из большого спорта трехкратного олимпийского чемпиона С. Чухрая, его друга и комсорга команды. Но после нескольких победных регат и чемпионата страны мы смело можем сказать: у флагмана есть надежный партнер. С молодым способным С. Суперата из Таганрога Парфенович победил, как и на Олимпиаде, в двух номерах командных лодок — на 500 и 1000 м.

На чемпионат мира в Ноттингем сборная команда СССР — коллектив, обновленный едва ли не на 90 процентов, — отправлялась с древней рязанской земли. Вот уже три года, как заключительный этап подготовки наши сильнейшие байдарочники и каноисты проводят на базе «Сынтул», что расположена рядом с красавицей Окой. На торжественных проводах жители Касимовского района желали

 

спортсменам «легкой воды» и непременно победы. И все их надежды были связаны с капитаном команды — вожаком и лидером Владимиром Парфеновичем.

Самой трудной, как потом отметили все специалисты, была для нашей двойки финальная гонка на 1000 м. Долго, очень долго Владимир Парфенович и его молодой товарищ Сергей Суперата держались в тени. Не вторыми даже, где-то на пятой позиции. И здесь всем вспоминалась июньская регата в Дуйсбурге, где советский дуэт уступил победу польскому экипажу. И теперь, в Ноттингеме, соперники уверенно лидировали три четверти дистанции. Когда казалось, что все уже кончено, Владимир с Сергеем предприняли очень мощный спурт, который застал соперников явно врасплох. Это была трудная и красивая победа, в которой Парфенович раскрылся как тонкий стратег.

Никто из сильнейших гребцов мира не смог и на этот раз бросить вызов Парфеновичу в гонке одиночников. От старта до финишного створа он держал гонку в своих руках, в любой момент мог прибавить столько, сколько нужно. Сдержанные англичане устроили нашему чемпиону настоящую овацию, когда Владимир поднялся на пьедестал почета.

В третий раз над древним Ноттингемом, прославленным в далекие времена подвигами Робин Гуда, зазвучал Гимн Страны Советов. В решающем заезде двоек на 500 м Парфеновичу и Суперате равных не было. Это, как сказали бы летчики, был пилотаж высшего класса.

И снова все сначала. Тренировки в зале, плавательном бассейне, на стадионе и, конечно, на воде в любимой байдарке. Большая голубая дорога пятикратного чемпиона Европы и мира, трехкратного победителя XXII Олимпийских игр, заслуженного мастера спорта, кавалера ордена Трудового Красного Знамени Владимира Парфеновича продолжается.

 

 

УЧЕНЫЕ — ТРЕНЕРУ


НОВОЕ В ОТБОРЕ НОВИЧКОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕЙ

   
Е. Б. Самсонов, заслуженный мастер спорта
СССР, заслуженный тренер СССР,
О. В. Иванов, заслуженный тренер СССР,
Москва
 

Анализ работы различных спортивных подразделений в академической гребле, призванных готовить квалифицированные резервы для большого спорта — сборной команды страны,

 

показал, что большинство из них не справляются с этой работой. Стихийность набора воспитанников в -детские спортивные школы, отсутствие модельных характеристик для каж-

Library   17   Up


Contents

 

Home
 

дого возраста начинающих и критериев пригодности к занятиям греблей приводят к большой текучести занимающихся, к тому, что в командах нет достаточного количества функционально одаренных гребцов, которые могут переносить современные тренировочные нагрузки.

Мы наблюдали единицы спортсменов высокого класса, которые прошли «полный курс» обучения в детских и юношеских подразделениях. В большинстве случаев многие спортсмены, достигшие наивысшего уровня мастерства, пришли в греблю не в раннем возрасте, а в более позднем, имея, однако, хороший общефизический фундамент и двигательную одаренность, приобретенные при занятиях другими видами спорта.

Более того, между тренерами по гребле и других специализаций установилась определенная договоренность о передаче в группу гребцов переставших прогрессировать в других видах спорта спортсменов. Больше всего, и не без успеха, в греблю было привлечено спортсменов-игровиков и пловцов. Имея высокую функциональную подготовленность, они через 2 — 3 года достигали высоких спортивных результатов в академической гребле. Так, мастера спорта по плаванию Е. Хлопцева, И. Фетисова и ряд других не только вошли в состав сборной команды, 'но и стали победителями XXII Олимпийских игр в Москве (Е. Хлопцева — 1-е место в заезде двоек парных) и призерами чемпионата мира 1981 г. (Е. Хлопцева — 1-е место в заезде четверок парных, И. Фетисова — 3-е место в заезде одиночек).

 

Подобные примеры подсказывали организовать широкий эксперимент и привлечь к занятиям академической греблей от природы физически крепкую молодежь, имеющую склонность к деятельности, связанной с большой выносливостью, длительностью выполнения работы.

В 1977 г. в ЦСК ВМФ тренеры отобрали самых одаренных военнослужащих и провели с ними ускоренную подготовку. Уже первый опыт, хотя он и имел определенные недостатки, показал, что такой метод подготовки спортсменов перспективен.

В первоначально отобранную группу, прошедшую углубленную проверку, было зачислено 24 человека, из которых через 3,5 года 5 человек стали чемпионами Советского Союза, 9 — серебряными призерами VII летней Спартакиады народов СССР, а 3 спортсмена (В. Якуша в одиночке, Г. Крючкин и В. Переверзев в двойке распашной с рулевым) — серебряными призерами Олимпийской регаты в Москве.

В настоящее время эксперимент расширен, и теперь ежегодно отбираются группы начинающих и готовятся по ускоренной программе. Результаты положительные.

 

Работа в экспериментальной группе проходила в три этапа.

На первом этапе после просмотра группы начинающих, анализа медицинских книжек, карт диспансерного обследования, собеседований и оценки выполнения различных упражнений (бег, спортивные игры, упражнения с отягощениями и т. п) отбиралась группа новичков, которая в последующем проходила углубленное медицинское обследование.

В группу отбирались лица в возрасте 18 — 21 года, ранее систематически спортом не занимавшиеся (I — II разряды не были противопоказаны) и имеющие рост 190 см и более, вес тела 85 — 105 кг, длину тела с вытянутыми вверх руками не менее 248 см и проекционный размах рук вместе с шириной плеч не менее 210 см. Телосложение пропорциональное, мышечного типа, с массивным скелетом и широкими плечами. Становая сила не менее 180 кг. Эти данные соответствуют или близки к средним статистическим показателям призеров и победителей международных соревнований.

При изучении медицинских и диспансерных документов особое внимание обращалось на ранее перенесенные заболевания и состояние здоровья в настоящее время. Имеющие хронические заболевания сердца, печени, тонзиллит, гипертоническую болезнь, варикозное расширение вен, множественный кариес зубов в группу не принимались./

Большое значение придавалось личной беседе, в которой выяснялись степень желания начинающего заниматься большим спортом, мотивация, выявлялись черты характера (агрессивность, самолюбие, тщеславие, настойчивость), способность терпеливо переносить предельные нагрузки.

На втором этапе отбора (основного), проводимого специалистами под руководством профессора Ю. П. Сергеева, осуществлялись углубленные, специально разработанные медико-биологические обследования будущих спортсменов. Никаких скидок и условных допусков никому не давалось. Кстати, именно это обстоятельство в дальнейшем и позволило всем отобранным спортсменам достичь заметных успехов.

В программу медико-биологических обследований, определяющих состояние здоровья кандидатов и их потенциальные возможности, включались эхолокация сердца, рентген позвоночника, биопсия мышц, измерение антропометрических данных и другие методики.

На третьем этапе отбора определялась пригодность новичков к занятиям гребным спортом. В гребном бассейне спортсменам показывали и объясняли основной смысл гребка. После 3 — 5 кратковременных тренировок способные ребята усваивали главный элемент гребка — его проталкивающую часть.

 
Library   18   Up


Contents

 

Home
 

Для облегчения начального обучения в занятиях применялась специальная аппаратура. Перед испытуемым устанавливался экран монитора, на котором лучом изображалась траектория каждого гребка. На экран наносился контур образцового гребка, и новичок, координируя свои движения, подгонял их под образец.

Таким образом, период начального обучения значительно сокращался, а тренеры имели возможность проверить природные координационные способности кандидатов в экспериментальную группу.

Одновременно с начальным обучением в гребном бассейне по истечении нескольких занятий проводился 7-минутный тест, по результатам которого определялись работоспособность гребца, мощность работы, величина гребкового усилия за один цикл, «беспорядок» гребковых движений и другие показатели, характеризующие технику спортсмена и общую пригодность его к показу высоких спортивных результатов.

Экспериментальный характер носила и ускоренная подготовка экипажей из отобранных гребцов по их технической и функциональной подготовленности.

Техническое совершенствование спортсменов происходило весьма активно. Гребцам сообщались только суть, смысл движений, а выбор пути правильного выполнения выбирался каждым индивидуально. Это ни в коем случае не говорит о пренебрежении к исполнительской технике гребка. Просто такой подход воспитывает творчество и осознанность действий, позволяет за счет мышечного ощущения оценивать эффективность каждого гребка. В дальнейшем техническая помощь спортсменам возрастает за счет осторожных наводящих замечаний, смысл которых диктуется рациональностью исполнения гребка и которые не отвлекают внимания учеников на нерабочие, поверхностные движения. В этот период обучения большое значение имеет использование опыта зрелых мастеров для технического становления новичков.

Обучение технике проходило примерно в одинаковой степени в парной и распашной гребле, так как первоначальное деление спортсменов по видам гребли не проводилось.

 

Всем давалась широкая возможность попробовать свои силы в любой лодке, и довольно часто первоначальные наметки не подтверждались ходом подготовки. Так, например, загребной команды двойки распашной с рулевым чемпион СССР и серебряный призер ХХII Олимпиады Геннадий Крючкин первоначально выступал одиночником, а серебряный призер в одиночке Василий Якуша был загребным в экспериментальной восьмерке. Эти и другие примеры убеждают в правильности применения нетрадиционных приемов, форм и тренировочных средств.

Так же был изменен подход к так называемым общефизическим тренировкам — фундаменту подготовки любого гребца. В экспериментальной группе были в основном физически подготовленные и двигательно одаренные ребята, которые выросли главным образом в сельской местности и были большими тружениками Поэтому, не проводя с ними работу по атлетической и общефизической подготовке, мы сразу перешли к формам специальной подготовки, повышая силовой уровень мышечных групп, непосредственно участвующих в работе^)

Есть еще один момент, на который следует обратить внимание в начальном периоде подготовки гребцов. Хорошо, если новички не будут контактировать со зрелыми спортсменами. Их информация порой бывает вредна. Представьте, что молодые спортсмены получают задание на тренировку, по своему объему или интенсивности превышающее задание зрелого мастера. Новичок старательно его выполнит, психологически не восприняв это как что-то особенное, выдающееся. В присутствии же опытного мастера реакция на такое задание может быть отрицательной. Поэтому некоторая изолированность позволяет вести работу с повышенными нагрузками без воздействия на психику спортсменов.

Нам представляется, что подобный опыт отбора и подготовки спортсменов заслуживает внимания, так как открывает перед организациями и тренерами дополнительные возможности в нахождении новых интересных форм работы по подготовке высококвалифицированных спортсменов в довольно сжатые сроки.

 

 

О ПОДГОТОВКЕ ЮНОШЕЙ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ

   
Н. В. Моржевиков, М. В. Щодро,
А. Ф. Дунаев, ЛНИИФК
 

В гребном спорте, как и в других видах, результаты выступлений команд на соревнованиях обусловлены многими факторами: уровнем развития двигательных способностей,

 

функциональных и психических возможностей, уровнем технической подготовленности спортсменов, научно-методическим обеспечением подготовки команд, условиями восстановления,

Library   19   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало