Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

шие физические и психологические кондиции помогло также эффективное управление тренировочным процессом в ходе Спартакиады: утренняя 30-минутная зарядка включала 7 — 8-минутную пробежку, общеразвивающие упражнения и игру в футбол (до 10 — 15 мин), постоянно выполнялись упражнения на растягивание (статические) в изометрическом режиме. В свободные от игр дни зарядка увеличивалась до 50 — 60 мин, включались упражнения в парах силового характера, футбол до 20 — 30 мин. Деловые тренировки на период Спартакиады были почти полностью сняты. Перед сном были обязательны 30-минутные прогулки.

Увеличение объема нагрузок с соревновательной интенсивностью в тренировочном процессе промежуточного мезоцикла обеспечило глубокие функциональные изменения, которые явились пред-

 

посылкой к последующей суперкомпенсации энергетического потенциала и переходу организма на более высокий уровень специальной подготовленности. Это послужило основой тому, что на протяжении двухнедельного турнира сборная БССР в третьих периодах матчей могла прибавлять в действиях и выигрывать их (за исключением одного из девяти), тогда как у других команд этого функционального резерва иногда не хватало, особенно на заключительной стадии Спартакиады.

Высокий и надежный уровень физической и психологической подготовленности игроков сборной БССР (при относительном равенстве в других компонентах по сравнению с командами-соперницами) имел определяющее значение в успешном выступлении команды в финале VI зимней Спартакиады народов СССР.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


КАК ПОВЫСИТЬ НАДЕЖНОСТЬ ИГРЫ ВРАТАРЯ

 

   


Е. М. Славнов, А. С. Кузнецов,
ВНИИФК
 

Во все времена для достижения высшего мастерства в хоккее с шайбой были необходимы: наличие соответствующих природных данных, регулярные тренировки на развитие физических способностей и совершенствование технических навыков и тактических приемов а также приобретение опыта путем участия в соревнованиях высокого класса. Однако с недавних пор в поисках новых путей к достижению высших результатов специалисты и сами спортсмены стали обращать все большее внимание на психологическую подготовку, которая помогает в значительной степени улучшать выступление спортсмена на соревнованиях.

Не раз отмечалось, что хок-

 

 

кеисты, которые перед игрой прибегают к различным способам психологической подготовки, проводят матч гораздо лучше. И этот факт находит подтверждение в исследованиях как советских, так и зарубежных специалистов.

Под понятием «психологическая подготовка» подразумевается целый ряд различных методов психологического настроя, позволяющих спортсмену правильным образом морально настроиться на предстоящее выступление. Проведенный недавно опрос молодежных хоккейных команд Канады показал, что большинство игроков имеют довольно смутное представление о научной стороне подобного рода подготовки. Многие из них используют всевозможные,

Library   50   Up


Contents

 

Home
 

порой довольно дилетантские способы, чтобы подготовиться к матчу психологически. Один молодой хоккеист перед игрой пробовал с закрытыми глазами размышлять о важности предстоящей встречи. Другой предпочитал слушать рок-музыку, которая, по его словам, помогает снять лишнее напряжение. Эти робкие попытки еще одна иллюстрация того, насколько важны для спортсменов и насколько еще мало знают люди о скрытых возможностях человеческой психики, в изучении которой спортивная медицина делает лишь первые шаги.

Однако в наши дни уже существуют вполне эффективные научные методы психологического тренинга. Но прежде, чем подробнее остановиться на одной из методик, следует сказать несколько слов о тех, кому в хоккее она прежде всего необходима.

В центре внимания — голкипер. Не вызывает сомнения, что в хоккейной команде центральная роль принадлежит вратарю. Во время матча он испытывает наиболее сильное психологическое напряжение, и поэтому его психологическая подготовка заслуживает особого внимания со стороны тренера.

Из-за индивидуального характера выполняемых на площадке функций вратарь обычно достаточно болезненно воспринимает всякого рода критику, и об этом тренеру также не следует забывать, когда во время игры он делает замечания своим подопечным. Указывать на ошибки голкиперу следует не «на людях» и в мягкой форме. Лучше, если это будет происходить во время перерыва в раздевалке.

Уверенность, спокойствие, умение концентрироваться и быстрая реакция — вот что в первую очередь требуется от голкипера, чтобы надежно защищать ворота своей команды.

Если перед игрой голкипер, впрочем, как и другие игроки команды, будет сосредоточиваться

 

лишь на том, что он должен обязательно победить в этом матче, это только усилит психологическое напряжение, но не улучшит его игру. Выходить на лед вратарь должен с мыслью, что это будет его лучший матч и что он знает, как нужно играть, чтобы добиться этого. Ему необходимо играть стабильно на протяжении всего матча.

Или если с помощью новой методики вратарь сможет реагировать на бросок на пятую долю секунды быстрее, это будет иметь существенное значение как для него, так и для всей команды в целом. Этих и многих других преимуществ позволяет достичь важнейшая часть психологической подготовки вратаря — идеомоторная тренировка.

В чем заключается идеомоторная тренировка? Мысленная репетиция, визуализация, мысленное воспроизведение, идеомоторная тренировка — все эти названия принадлежат сравнительно молодой методике предсоревновательной психологической подготовки. В процессе такой подготовки спортсмен мысленно воспроизводит игровые промежутки, в которых он выступил наиболее успешно, возвращает позитивные эмоции и ощущения. Спортсмен может отрепетировать в уме основные движения и свое выступление в отдельных игровых моментах предстоящего матча, что также окажет положительное влияние на его игру.

Некоторые канадские хоккейные тренеры используют специальные «анкеты успешных выступлений», в которых их подопечные указывают компоненты эмоционального и физического состояния, сопутствующие их удачной игре.

Прежде чем начать идеомоторную тренировку, следует наметить игровые моменты или движения, требующие мысленной репетиции. И в этом просто необходим совет тренера. Только совместно с тренером хоккеист должен решать, на чем конкретно ему

 
Library   51   Up


Contents

 

Home
 

надо сосредоточить свое внимание, чтобы сыграть в предстоящем матче наилучшим образом. Для голкипера это может быть эпизод одного из недавних матчей, когда он, например, из трудного положения сумел парировать шайбу и спас свои ворота, заслужив при этом бурную похвалу товарищей по команде (а реакция партнеров имеет огромное влияние на психологическое состояние вратаря).

Если ему предстоит выступать против команды, нападающие которой хорошо играют на добивании, полезным может оказаться «прокручивание» в памяти игровой ситуации, когда ему удалось отбить или прижать ко льду неудачно отскочившую шайбу.

Специалисты советуют начинать идеомоторную тренировку не ранее чем за полчаса до того, как команда начнет одеваться к матчу, и проводить ее в течение 10 — 20 мин.

Необходимо найти тихое, уединенное место (чтобы избежать внешних раздражителей), расслабиться и, закрыв глаза, воспроизвести в памяти один из наиболее успешных матчей. Затем игроку следует «отработать» движения и игровые комбинации, с которыми ему предстоит иметь дело в матче, причем умозрительное «изображение» должно быть настолько реально, насколько это возможно. Поначалу такого рода репетиция может казаться немного «странной», но со временем неловкость проходит, а «изображение» становится все более четким.

Существует два вида идеомоторной тренировки, которые называют внешней и внутренней визуализацией. Внешняя визуализация заключается в том, что спортсмен, мысленно выполняя то или иное движение, видит себя как бы со стороны, как будто на экране телевизора.

Спортсмен, применяющий метод внутренней визуализации, как бы помещает себя в представляемую в уме игровую ситуацию и стремится прочувствовать выпол-

 

няемые мысленно движения, как если бы это происходило в действительности.

Исследования показали, что эти методы в равной степени эффективны, поэтому спортсмену, решившему заняться идеомоторной тренировкой, следует попробовать оба способа и придерживаться того, который ему наиболее удается.

Вполне эффективно также применение идеомоторной тренировки в перерывах между периодами и даже во время непродолжительных остановок в игре. В такие моменты мысленное воспроизведение полезно сочетать с дыхательными упражнениями, чтобы снять физическое и психологическое перенапряжение.

Мысленно репетируемые движения и комбинации должны «выполняться» успешно. Спортсмену не следует задумываться о своих игровых недостатках — это может снизить его уверенность и повредить настрою на игру.

Немаловажным является тот факт, что, подобно физической подготовке и отработке технических навыков, идеомоторная тренировка дает наибольший эффект при ее систематическом использовании перед каждой игрой. Перерыв в течение 5 — 6 матчей приводит к тому, что результаты, достигнутые в предыдущих занятиях, заметно ухудшаются.

Большое значение также имеет возраст спортсмена. Если хоккеист хочет достичь высшего мастерства, ему следует приступить к идеомоторным тренировкам уже в 14 — 15 лет.

Преимущества идеомоторной тренировки. Многие известные спортсмены, в том числе Владислав Третьяк, весьма успешно использовали технику мысленного воспроизведения. И хотя этот вид психологической подготовки был по достоинству оценен в Советском Союзе, широкого распространения среди многочисленных хоккейных команд нашей страны, к сожалению, не получил.

 
Library   52   Up


Contents

 

Home
   

70757-12.jpg

Рис. 1. Количество парированных голкиперами бросков до и после обучения технике идеомоторной тренировки

 

70757-13.jpg

Рис. 2. Время реакции голкиперов до и после обучения технике идеомоторной тренировки

 
Library   53   Up


Contents

 

Home
 

Несмотря на то что наибольшую пользу от идеомоторной тренировки получает в первую очередь голкипер, она может оказать немалую пользу и другим игрокам, будь то нападающий или защитник.

Помимо того что, восстанавливая позитивный настрой прошлых успешных выступлений, идеомоторная тренировка придает игроку уверенность и мобилизует его силы, она также улучшает умение концентрироваться, не отвлекаться во время игры, так как мысленное воспроизведение основных моментов предстоящего матча гарантирует, что при выходе на лед все мысли хоккеиста сосредоточены на игре.

Мысленная репетиция также «программирует» реакцию мозга на определенные игровые ситуации, поэтому во время игры хоккеист автоматически действует в этих ситуациях и правильно выполняет предварительно «отработанные» движения. Если хоккеист перед матчем мысленно отрепетирует, например, выполнение броска или силового приема на определенном участке площадки, причем воспроизведет «картину» несколько раз по частям и в замедленном темпе, то в игре он автоматически выполнит его так же, как «отработал» в уме.

В последнее время многие тренеры стали выражать недовольство по поводу того, что их хоккеисты в процессе игры «слишком долго думают». Идеомоторная тренировка позволяет как раз все продумать еще до начала матча и гарантирует (за редким исключением), что на льду игроку уже не придется долго раздумывать над той или иной ситуацией — он уже будет знать, что ему нужно делать.

В исследованиях, проведенных канадскими специалистами в 1985 г., приняли участие 100 хоккейных голкиперов из молодежных команд Канады, а также из некоторых профессиональных клубов НХЛ. Исследования показали,

 

что с помощью идеомоторной тренировки вратарь может достичь впечатляющих результатов. Некоторым голкиперам благодаря методу визуализации удалось повысить свою «надежность» на 70 — 75%.

Более детальное изучение эффективности идеомоторной тренировки было проведено группой. канадских ученых во главе с бывшим голкипером и тренером НХЛ С. Макфадденом среди хоккейных вратарей 15 — 16 лет из Торонто. Исследования проводились в лабораторных условиях, максимально приближенных к реальным условиям хоккейной площадки: искусственное пластиковое покрытие в достаточной степени походило на ледовую поверхность, на вратарях было полное обмундирование, включая коньки и защитную маску, специальная электронная аппаратура фиксировала количество парированных бросков и время реакции голкипера.

Первоначально все четыре группы голкиперов, принимавшие участие в эксперименте, как показано на рис. 1 и 2, отражали в среднем 12 бросков из 30, и время реакции у всех было приблизительно одинаковым — 727 м/с.

Затем спортсмены 1-й и 2-й групп были обучены обоим видам идеомоторной тренировки (внешняя и внутренняя визуализация), в то время как голкиперы 3-й группы просматривали перед «выступлением» видеозапись игровых моментов (как показали исследования, просмотр видеозаписи «успешных выступлений» игрока способствует скорейшему овладению им техникой идеомоторной тренировки, но в плане психологической подготовки сам по себе этот метод недостаточно эффективен), и спортсмены 4-й группы не использовали никаких способов психологической подготовки.

Результаты исследования, представленные на рис. 1 и 2 в виде графиков, продемонстрировали, насколько значителен прогресс, которого достигли вратари

 
Library   54   Up


Contents

 

Home
 

с помощью идеомоторной тренировки: действуя гораздо увереннее, они парировали большее число бросков и показали лучшее время реакции, чем голкиперы 3-й и 4-й групп.

Психологическое превосходство — залог победы. С каждым годом все больше хоккейных специалистов, тренеров и самих игроков оценивают достоинства и начинают использовать те возможности, которые таит в себе психологическая подготовка. Новая методика не исключает уже существующих систем подготовки, а также и тех, что создаются и применяются в различных хоккейных школах мира для совершенствования мастерства и улучшения соревновательной деятельности хоккеистов. Наоборот, это еще одно ценное дополнение к системе общей

 

подготовки спортсменов, которое позволяет повысить их уровень готовности к соревнованиям.

Современный хоккей — игра стремительная, мощная, напряженная — требует от игроков не только огромных физических усилий и выносливости, технической виртуозности, быстрого и умелого решения тактических задач, но и незаурядной выдержки, стойкости, спокойствия и уверенности в своих силах.

В наши дни психологическое превосходство зачастую решает судьбу ответственного матча. Поэтому психологическая подготовка, ее новейшие прогрессивные методы требуют к себе не меньшего внимания, чем физическая подготовка и совершенствование хоккейной техники.

 

 

РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ХОККЕИСТОВ

   


К. Р. Ставицкий, ВНИИФК
 

В настоящее время не существует четкой системы психологической подготовки хоккеистов как в годичном цикле, так и в течение их многолетнего совершенствования. В отдельных командах тренерами и (очень редко) приглашенными специалистами-психологами проводятся некоторые мероприятия по психодиагностике, направленные в основном на выявление взаимоотношений в команде. Работа же по оценке и регуляции психического состояния хоккеистов проводится эпизодически в некоторых командах, да и то в рамках углубленного комплексного обследования перед началом сезона.

Однако именно последнее направление (диагностика и регуляция психических состояний) является наиболее перспективным в спортивной психологии, поскольку оно позволяет не только констатировать неблагоприятные моменты в психологической подготовке

 

хоккеистов, но и проводить работу (причем успешную) по их ликвидации, компенсации отдельных недостатков, повышению психической готовности каждого игрока и команды как к отдельной тренировке или матчу, так и к сезону в целом.

Таким образом, психорегуляционное направление в спортивной психологии может принести (и уже приносит во многих видах спорта) конкретную пользу в подготовке игроков. Здесь можно упомянуть успешную работу по психорегуляции Г. Д. Горбунова — в плавании, Н. К- Волкова — в борьбе, А. Т. Филатова — в велоспорте, Н. А. Государева — в стендовой стрельбе и др.

По мнению специалистов, вся психодиагностика должна быть направлена не просто на контроль и оценку каких-либо психических свойств и качеств игрока, а на выявление тех аспектов, которые помогут тренеру и психологу про-

Library   55   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало