|
надо сосредоточить свое внимание, чтобы сыграть в предстоящем матче наилучшим образом. Для голкипера это может быть эпизод одного из недавних матчей, когда он, например, из трудного положения сумел парировать шайбу и спас свои ворота, заслужив при этом бурную похвалу товарищей по команде (а реакция партнеров имеет огромное влияние на психологическое состояние вратаря).
Если ему предстоит выступать против команды, нападающие которой хорошо играют на добивании, полезным может оказаться «прокручивание» в памяти игровой ситуации, когда ему удалось отбить или прижать ко льду неудачно отскочившую шайбу.
Специалисты советуют начинать идеомоторную тренировку не ранее чем за полчаса до того, как команда начнет одеваться к матчу, и проводить ее в течение 10 — 20 мин.
Необходимо найти тихое, уединенное место (чтобы избежать внешних раздражителей), расслабиться и, закрыв глаза, воспроизвести в памяти один из наиболее успешных матчей. Затем игроку следует «отработать» движения и игровые комбинации, с которыми ему предстоит иметь дело в матче, причем умозрительное «изображение» должно быть настолько реально, насколько это возможно. Поначалу такого рода репетиция может казаться немного «странной», но со временем неловкость проходит, а «изображение» становится все более четким.
Существует два вида идеомоторной тренировки, которые называют внешней и внутренней визуализацией. Внешняя визуализация заключается в том, что спортсмен, мысленно выполняя то или иное движение, видит себя как бы со стороны, как будто на экране телевизора.
Спортсмен, применяющий метод внутренней визуализации, как бы помещает себя в представляемую в уме игровую ситуацию и стремится прочувствовать выпол-
|
|
няемые мысленно движения, как если бы это происходило в действительности.
Исследования показали, что эти методы в равной степени эффективны, поэтому спортсмену, решившему заняться идеомоторной тренировкой, следует попробовать оба способа и придерживаться того, который ему наиболее удается.
Вполне эффективно также применение идеомоторной тренировки в перерывах между периодами и даже во время непродолжительных остановок в игре. В такие моменты мысленное воспроизведение полезно сочетать с дыхательными упражнениями, чтобы снять физическое и психологическое перенапряжение.
Мысленно репетируемые движения и комбинации должны «выполняться» успешно. Спортсмену не следует задумываться о своих игровых недостатках — это может снизить его уверенность и повредить настрою на игру.
Немаловажным является тот факт, что, подобно физической подготовке и отработке технических навыков, идеомоторная тренировка дает наибольший эффект при ее систематическом использовании перед каждой игрой. Перерыв в течение 5 — 6 матчей приводит к тому, что результаты, достигнутые в предыдущих занятиях, заметно ухудшаются.
Большое значение также имеет возраст спортсмена. Если хоккеист хочет достичь высшего мастерства, ему следует приступить к идеомоторным тренировкам уже в 14 — 15 лет.
Преимущества идеомоторной тренировки. Многие известные спортсмены, в том числе Владислав Третьяк, весьма успешно использовали технику мысленного воспроизведения. И хотя этот вид психологической подготовки был по достоинству оценен в Советском Союзе, широкого распространения среди многочисленных хоккейных команд нашей страны, к сожалению, не получил.
|
|