|
||||
умению бороться до конца способствовала эффективная тренировочная работа. Восьминедельный этап непосредственной подготовки к Спартакиаде нами рассматривался как промежуточный мезоцикл, который как бы повторял подготовительный период тренировки, но в несколько сокращенных масштабах. При планировании учитывался уровень подготовленности, функциональных возможностей и состояния здоровья каждого хоккеиста. В промежуточном мезоцикле мы выделили три микроцикла: разгрузочно-восстановительный, ударный и подводящий. Разгрузочно-восстановительный микроцикл имел кроме задачи реабилитации (чему способствовало переключение направленности в работе) также задачи: восстановление и совершенствование общей физической подготовленности хоккеистов. В 10-дневном микроцикле преобладали общие средства подготовки вне льда (в зале, бассейне, на воздухе). Превалировали средние суммарные дневные на- |
грузки (в трех занятиях нагрузка была большая). Занятия были в основном одноразовые, комплексной направленности. Вторая часть занятия отводилась развитию и совершенствованию общей выносливости. Планируя учебно-тренировочный процесс ударного микроцикла, мы учитывали, что участники финальной группы (а сборная БССР рассчитывала быть среди них)сыграют 9 матчей за 13 дней, причем спаренные игры будут проходить через день. В таком напряженнейшем турнире успеха могут добиться те команды, у которых хватит физической и нервной энергии на весь турнир. В связи с этим задачей данного микроцикла подготовки было повышение уровня функциональных возможностей, дальнейшее совершенствование специальной физической подготовленности (скоростных, скоростно-силовых способностей и специальной выносливости) , технико-тактического мастерства и интегральной (соревновательной) подготовленности |
|||
|
||||
47 |
|
||||
(ИП). Мы считали целесообразным в 30-дневном цикле смоделировать условия спортивной борьбы предстоящего турнира. Сборная БССР на этом этапе сыграла 13 (в основном спаренных) матчей тренировочного турнира, первенства республики и страны. Но это еще не полностью обеспечивало повышение уровня специальной физической подготовленности. Использовались также спаренные тренировки большой интенсивности, которые чередовались с днем отдыха или тренировочным занятием средней интенсивности (см. рисунок). Повышение эффективности тренировочного процесса хоккеистов зависит от совершенствования его управления. Одна из наиболее важных задач управления — рациональный выбор тренировочных средств и методов, обеспечивающих необходимое развитие ведущих качеств спортсмена, от которых зависит достижение наивысших результатов. Для этого нами использовались тренировочные упражнения с заранее известными параметрами нагрузки. Тренировочные задания скоростно-силовой направленности (СС) выполнялись в рамках общих занятий на льду с целью развития мышечных групп, обеспечивающих силу бросков и скорость передвижения на коньках (применялись шайбы весом 400 — 500 г, резиновые амортизаторы, автомобильные баллоны весом 25 — 30 кг и особенно пояса весом 6 — 8 кг и др.) Всего 6 однонаправленных тренировочных занятий. Занятия скоростной направленности (Б) проводились на льду (всего 4 занятия). Задания, направленные на развитие скоростно-силовой (ССВ) и скоростной выносливости (СВ), выполнялись в соревновательном режиме (продолжительность 40 — 60 с, интенсивность большая). Задания технико-тактической направленности (ТxТ) выполнялись со средней интенсивностью. На протяжении всего промежу- |
точного мезоцикла в целях повышения аэробных возможностей в восстановлении работоспособности после тренировки включали бег в течение 20 мин в равномерном темпе. Заключительный (подводящий) микроцикл (12 дней) завершал подготовку к спартакиадным матчам. Направленность тренировочной работы определялась достигнутым состоянием функциональной, физической, технико-тактической и психологической подготовленности игроков. Занятия носили преимущественно технико-тактическую направленность, в физической подготовке использовались главным образом поддерживающие режимы. Был проведен один тренировочный матч. Нагрузки планировали таким образом, чтобы в сочетании с восстановительными мероприятиями (баня, массаж, бассейн, медико-биологические средства) обеспечить свежесть команды к началу Спартакиады. Для контроля эффективности тренировочного процесса в промежуточном мезоцикле важно было располагать объективной информацией об уровне подготовленности игроков. Оценка срочного тренировочного эффекта осуществлялась постоянно в ходе занятия (определялось время выполнения упражнения, ЧСС в конце упражнения и динамика ее восстановления). Это давало возможность получать оперативную информацию о тренировочной нагрузке и ее воздействии на организм. Для оценки этапов подготовки использовались результаты контрольных испытаний: — уровень специальной работоспособности определялся с помощью теста 5x54 м (С. К. Сарсания, 1981), где наряду с регистрацией времени бега на коньках через 3 мин после финиша определяли (по методу Баркера — Соммерсона в модификации Штромма) концентрацию молочной кислоты в крови, взятой из |
|||
48 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пальца, и измеряли ЧСС за последние 10 с первой, второй и третьей минуты после окончания теста. Контроль за технической подготовленностью осуществлялся с помощью двух тестов, описание которых дано В. И. Колосковым и В. П. Климиным (1981). Тест № 1 — старт и финиш мы перенесли на линию ворот (так удобнее ориентироваться при разметке дистанции), общая длина сохранилась (135 м). Тест №2 — несколько изменили начало: игроки стартуют спиной вперед, на точке вбрасывания разворот, дальнейшее прохождение маршрута — лицом вперед (в средней зоне 4 стойки). В первой попытке каждого теста хоккеист проходил дистанцию без шайбы, во второй — с ведением шайбы. Учитывалась разница во времени. Следует отметить, что повышение результата в тестах, характеризующих физические возможности спортсменов, неизменно вызывало повышение результатов в тестах, характеризующих техническое мастерство (см. таблицу). Это совпадает с данными В. М. Зациорского (1966) и Ю. В. Верхошанского (1985), которые подчеркивают, что специальная физическая и технико-тактическая подготовка связаны диалектическим единством при ведущей роли первой из них. Средние показатели точности бросков в играх Спартакиады у хоккеистов сборной БССР составляли 55,8%, а реализация - 12,7%. Систематический учет и анализ тренировочных нагрузок отдельного занятия, микроцикла и т. д. давали нам возможность объективно оценивать результативность подготовки как отдельного игрока, так и команды в целом, выявлять соответствие между запланированным и достигнутым уровнями подготовленности и вносить коррективы в подготовку. Методика определения нагрузки указывалась нами ранее (Ю. В. Никонов, 1986). Сохранить спортсменам хоро- |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 |
|
||||
шие физические и психологические кондиции помогло также эффективное управление тренировочным процессом в ходе Спартакиады: утренняя 30-минутная зарядка включала 7 — 8-минутную пробежку, общеразвивающие упражнения и игру в футбол (до 10 — 15 мин), постоянно выполнялись упражнения на растягивание (статические) в изометрическом режиме. В свободные от игр дни зарядка увеличивалась до 50 — 60 мин, включались упражнения в парах силового характера, футбол до 20 — 30 мин. Деловые тренировки на период Спартакиады были почти полностью сняты. Перед сном были обязательны 30-минутные прогулки. Увеличение объема нагрузок с соревновательной интенсивностью в тренировочном процессе промежуточного мезоцикла обеспечило глубокие функциональные изменения, которые явились пред- |
посылкой к последующей суперкомпенсации энергетического потенциала и переходу организма на более высокий уровень специальной подготовленности. Это послужило основой тому, что на протяжении двухнедельного турнира сборная БССР в третьих периодах матчей могла прибавлять в действиях и выигрывать их (за исключением одного из девяти), тогда как у других команд этого функционального резерва иногда не хватало, особенно на заключительной стадии Спартакиады. Высокий и надежный уровень физической и психологической подготовленности игроков сборной БССР (при относительном равенстве в других компонентах по сравнению с командами-соперницами) имел определяющее значение в успешном выступлении команды в финале VI зимней Спартакиады народов СССР. |
|||
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ПОВЫСИТЬ НАДЕЖНОСТЬ ИГРЫ ВРАТАРЯ
|
||||
|
||||
Во все времена для достижения высшего мастерства в хоккее с шайбой были необходимы: наличие соответствующих природных данных, регулярные тренировки на развитие физических способностей и совершенствование технических навыков и тактических приемов а также приобретение опыта путем участия в соревнованиях высокого класса. Однако с недавних пор в поисках новых путей к достижению высших результатов специалисты и сами спортсмены стали обращать все большее внимание на психологическую подготовку, которая помогает в значительной степени улучшать выступление спортсмена на соревнованиях. Не раз отмечалось, что хок-
|
кеисты, которые перед игрой прибегают к различным способам психологической подготовки, проводят матч гораздо лучше. И этот факт находит подтверждение в исследованиях как советских, так и зарубежных специалистов. Под понятием «психологическая подготовка» подразумевается целый ряд различных методов психологического настроя, позволяющих спортсмену правильным образом морально настроиться на предстоящее выступление. Проведенный недавно опрос молодежных хоккейных команд Канады показал, что большинство игроков имеют довольно смутное представление о научной стороне подобного рода подготовки. Многие из них используют всевозможные, |
|||
50 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |