|
в том, что в последнее время кроме традиционного вербального воздействия на спортсменов используются и аппаратурные средства психорегуляции, которые, с одной стороны, усиливают внушаемые ощущения (тяжести, тепла, легкости и др.), а с другой — сами вызывают локальный восстановительный эффект.
Кроме часто применяемой радио- и видеотехнической аппаратуры используются средства центральной электроанальгезии (например, прибор ЛЭНАР), слаботочной электростимуляции (ЭМС-02, Амплипульс), приборы электропунктуры (ПЭП-01, Элита-4) и др. Однако степень воздействия перечисленной аппаратуры, а также режимы ее работы для разных спортсменов различны. Поэтому одна из задач в подготовительном периоде — подбор наиболее подходящих сочетаний средств и методов воздействия и режимов работы аппаратуры в зависимости от индивидуальной предпочтительности спортсменов. Такая предпочтительность может быть следствием различных обстоятельств: ассоциаций, наличия застарелых травм и т. п. Для более эффективного использования средств и методов психорегуляции в соревновательном периоде выявление такой предпочтительности является обязательным.
Таким образом, по окончании подготовительного периода психолог обладает довольно подробными психологическими характеристиками игроков и знает их сильные и слабые стороны в психологической подготовленности. Кроме того, спортсмены уже научены навыкам самоконтроля и саморегуляции, подобраны наиболее оптимальные сочетания средств и методов психорегуляции для каждого члена команды, налажен контакт с игроками, которые теперь уже прониклись пониманием важности и необходимости высокой психической готовности наравне с физической, тактической и технической. Кроме того, совместно с тренером и вра-
|
|
чом команды определены игроки, которым в первую очередь необходима помощь психолога в восстановлении работоспособности, настройке на матчи, снятии излишнего предстартового нервного напряжения и т. п.
В период контрольных товарищеских игр основным методом становится наблюдение. Можно выделить два направления в наблюдении: 1) наблюдение за поведением хоккеистов в игре и на скамейке запасных; 2) наблюдение для выявления слабых звеньев функциональной организации
спортсменов. Первое позволяет выяснить, над чем следует работать в плане коррекции поведения. Второе позволяет выявить, какие функциональные блоки разрушаются у спортсмена в первую очередь при нарастании утомления и нервного напряжения.
Дело в том, что существует три основных функциональных блока: блок восприятия и переработки поступающей информации; исполнительский блок и блок коррекции. Другими словами, первый отвечает за правильный анализ ситуации и правильное принятие решения к действию, второй — за правильное исполнение действия и третий — за коррекцию неправильно выполненных действий.
У любого человека эти блоки развиты неодинаково, и при воздействии утомления или нервного напряжения прежде всего разрушается наименее развитый. В связи с этим хоккеист либо начинает принимать неверные решения, либо решения верны, но страдает их исполнение, либо, допуская ошибку, игрок не видит ее и повторяет много раз. Благодаря выявлению таких слабых звеньев организации спортсменов тренер получает информацию о том, над чем в первую очередь необходимо работать с конкретным игроком. С другой стороны, он может учесть такую информацию при разработке тактики игры на конкретный матч или даже период в зависимости от функционального состоя-
|
|