Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

с помощью идеомоторной тренировки: действуя гораздо увереннее, они парировали большее число бросков и показали лучшее время реакции, чем голкиперы 3-й и 4-й групп.

Психологическое превосходство — залог победы. С каждым годом все больше хоккейных специалистов, тренеров и самих игроков оценивают достоинства и начинают использовать те возможности, которые таит в себе психологическая подготовка. Новая методика не исключает уже существующих систем подготовки, а также и тех, что создаются и применяются в различных хоккейных школах мира для совершенствования мастерства и улучшения соревновательной деятельности хоккеистов. Наоборот, это еще одно ценное дополнение к системе общей

 

подготовки спортсменов, которое позволяет повысить их уровень готовности к соревнованиям.

Современный хоккей — игра стремительная, мощная, напряженная — требует от игроков не только огромных физических усилий и выносливости, технической виртуозности, быстрого и умелого решения тактических задач, но и незаурядной выдержки, стойкости, спокойствия и уверенности в своих силах.

В наши дни психологическое превосходство зачастую решает судьбу ответственного матча. Поэтому психологическая подготовка, ее новейшие прогрессивные методы требуют к себе не меньшего внимания, чем физическая подготовка и совершенствование хоккейной техники.

 

 

РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ХОККЕИСТОВ

   


К. Р. Ставицкий, ВНИИФК
 

В настоящее время не существует четкой системы психологической подготовки хоккеистов как в годичном цикле, так и в течение их многолетнего совершенствования. В отдельных командах тренерами и (очень редко) приглашенными специалистами-психологами проводятся некоторые мероприятия по психодиагностике, направленные в основном на выявление взаимоотношений в команде. Работа же по оценке и регуляции психического состояния хоккеистов проводится эпизодически в некоторых командах, да и то в рамках углубленного комплексного обследования перед началом сезона.

Однако именно последнее направление (диагностика и регуляция психических состояний) является наиболее перспективным в спортивной психологии, поскольку оно позволяет не только констатировать неблагоприятные моменты в психологической подготовке

 

хоккеистов, но и проводить работу (причем успешную) по их ликвидации, компенсации отдельных недостатков, повышению психической готовности каждого игрока и команды как к отдельной тренировке или матчу, так и к сезону в целом.

Таким образом, психорегуляционное направление в спортивной психологии может принести (и уже приносит во многих видах спорта) конкретную пользу в подготовке игроков. Здесь можно упомянуть успешную работу по психорегуляции Г. Д. Горбунова — в плавании, Н. К- Волкова — в борьбе, А. Т. Филатова — в велоспорте, Н. А. Государева — в стендовой стрельбе и др.

По мнению специалистов, вся психодиагностика должна быть направлена не просто на контроль и оценку каких-либо психических свойств и качеств игрока, а на выявление тех аспектов, которые помогут тренеру и психологу про-

Library   55   Up


Contents

 

Home
   

70757-14.jpg

 

Лучший игрок сборной Канады на чемпионате мира-86 в Москве центральный нападающий Бент Саттер одобряет действия своего вратаря

 

 
Library   56   Up


Contents

 

Home
 

водить работу по психорегуляции (например, диагностика уровня работоспособности для проведения работы по ее восстановлению или поддержанию на высоком уровне, диагностика уровня эмоциональной активности для проведения работы по настройке спортсменов).

В самой работе по психорегуляции можно выделить три основных направления:

психогигиеническое (устранение факторов, которые могут привести к неблагоприятным психическим состояниям);

психопрофилактическое (предотвращение ухудшения состояния);

психокоррекционное (улучшение неблагоприятных психических состояний).

Эти три направления различаются по методам, но преследуют одну и ту же цель — повышение психической готовности спортсменов к тренировочной и соревновательной деятельности.

Поскольку работа по психорегуляции довольно специфична вследствие более тесного контакта с тренерами и спортсменами, а также из-за воздействия на интимные механизмы психики спортсмена, здесь очень важны организационные моменты. В настоящей статье мы не будем касаться таких важных моментов, как «вхождение» специалиста по психорегуляции в команду, налаживание контактов с игроками, разработка целей и задач работы и др. Все это довольно подробно описано в научно-методической литературе по данной проблеме (В. П. Некрасов и др., 1981, 1983; К. Р. Ставицкий, Н. А. Государев, 1985). Остановимся лишь на некоторых вопросах содержания и организации работы по психорегуляции в команде в течение сезона.

Поскольку подготовительный период в хоккее с шайбой относительно короток по сравнению с соревновательным, то основной задачей на подготовительном этапе является углубленная психо-

 

диагностика и обучение игроков начальным навыкам самоконтроля и саморегуляции. В этот период целесообразно провести динамические исследования психического состояния игроков при воздействии на них тренировочных нагрузок различной интенсивности, определить их способности переносить нагрузки и врабатываться и восстанавливаться. Все это можно сделать, практически не отвлекая хоккеиста от тренировочной деятельности, если использовать разработанную в лаборатории психологического контроля и психорегуляции ВНИИФКа аппаратуру для оперативной оценки уровня работоспособности и уровня нервно-психической напряженности спортсменов (по показателям квазистационарного потенциала КСП и электрокожного сопротивления — ЭКС). Все обследование по обеим методикам занимает около 30 с на одного человека и дает объективную информацию об уровне его работоспособности и нервного возбуждения на момент обследования. При измерении этих показателей до и после тренировки или тестовой нагрузки по их изменению легко определить, как спортсмен перенес данную нагрузку. По ним же оценивается, насколько он восстановился, например, ко второй тренировке или к утру следующего дня.

С помощью указанных методик можно оценить и морально-волевые качества спортсмена (как они проявляются в данный момент подготовки).

Таким образом, тренер получает первую практическую помощь от психолога в виде информации о состоянии хоккеистов и переносимости ими предлагаемых тренировочных нагрузок, благодаря чему он может оперативно корректировать объем и интенсивность этих нагрузок.

Одновременно следует провести психодиагностическое обследование игроков, направленное на выявление различных личностных

 
Library   57   Up


Contents

 

Home
 

качеств спортсменов, психофизиологических и социально-психологических характеристик. Здесь возможно использование широкого арсенала психодиагностических методов, с помощью которых можно получить информацию о мотивации хоккеистов, путях ее поддержания, способах психической защиты, чертах личности спортсменов, их способности к ситуационной адаптации, развитии высших психических функций (например, внимания, памяти, мышления), взаимодействиях в звеньях, взаимоотношениях между спортсменами и отношении спортсменов к тренерам, скрытых и явных лидерах и др.

Вся эта информация может послужить основой для выработки так называемой тактики психорегуляции, определения основных направлений и задач работы по психорегуляции с каждым конкретным спортсменом. С другой стороны, полученная информация может стать основой для выработки рекомендаций для тренера по наиболее оптимальному комплектованию звеньев (троек нападения, пар защитников, пятерок в целом) с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого хоккеиста и их межличностных взаимоотношений. Здесь очень важны тесный контакт и хорошее взаимопонимание между тренером и психологом, поскольку только тренер является главным руководителем команды и любые идеи и предложения специалиста могут проводиться в жизнь только через тренера или с его помощью и разрешения.

В то же время в подготовительном периоде начинается и работа по психорегуляции. Здесь возможны два основных аспекта в направленности этой работы. Первый связан с использованием в тренировочном процессе восстановительных психорегуляционных мероприятий, которые должны войти в общую систему восстановления спортсменов. Второй — это обучение хоккеистов первым навы-

 

кам самоконтроля и саморегуляции своего состояния.

Несколько лет назад был проведен интересный эксперимент по выявлению способности высококвалифицированных спортсменов к самоконтролю и саморегуляции (В. П. Некрасов и др., 1980). Было выяснено, что на уровне мастеров спорта только 5% спортсменов (обследование проводилось на занимающихся 49 олимпийскими видами спорта) умеют правильно оценить свое состояние, а регулировать его — только единицы (всего было обследовано более 2500 спортсменов). В хоккее с шайбой были получены практически такие же результаты. Именно в этом мы видим один из важнейших путей совершенствования психологической подготовки хоккеистов.

Следует отметить, что благодаря применению принципа обратной биологической связи обучение указанным навыкам сильно упрощено. В лаборатории психологического контроля и психорегуляции ВНИИФКа разработаны методы такого обучения. Они успешно применяются в командах по различным видам спорта. В отличие от традиционной аутогенной тренировки здесь благодаря использованию вербального (голосового) воздействия и обратной связи спортсмены обучаются правильно оценивать свое состояние практически за 3 — 4 занятия длительностью 5 — 10 мин, расслабляться — за одну неделю, мобилизоваться — за 2 — 3 недели. Все это возможно, конечно, только при систематических занятиях. Обычно групповое занятие длится 15 — 20 мин, и при проведении одного занятия в день уже через 2 — 3 недели спортсмены свободно владеют навыками самоконтроля и саморегуляции.

Еще одним аспектом работы по психорегуляции в подготовительном периоде является выявление индивидуальной предпочтительности хоккеистов к средствам и методам психорегуляции. Дело

 
Library   58   Up


Contents

 

Home
 

в том, что в последнее время кроме традиционного вербального воздействия на спортсменов используются и аппаратурные средства психорегуляции, которые, с одной стороны, усиливают внушаемые ощущения (тяжести, тепла, легкости и др.), а с другой — сами вызывают локальный восстановительный эффект.

Кроме часто применяемой радио- и видеотехнической аппаратуры используются средства центральной электроанальгезии (например, прибор ЛЭНАР), слаботочной электростимуляции (ЭМС-02, Амплипульс), приборы электропунктуры (ПЭП-01, Элита-4) и др. Однако степень воздействия перечисленной аппаратуры, а также режимы ее работы для разных спортсменов различны. Поэтому одна из задач в подготовительном периоде — подбор наиболее подходящих сочетаний средств и методов воздействия и режимов работы аппаратуры в зависимости от индивидуальной предпочтительности спортсменов. Такая предпочтительность может быть следствием различных обстоятельств: ассоциаций, наличия застарелых травм и т. п. Для более эффективного использования средств и методов психорегуляции в соревновательном периоде выявление такой предпочтительности является обязательным.

Таким образом, по окончании подготовительного периода психолог обладает довольно подробными психологическими характеристиками игроков и знает их сильные и слабые стороны в психологической подготовленности. Кроме того, спортсмены уже научены навыкам самоконтроля и саморегуляции, подобраны наиболее оптимальные сочетания средств и методов психорегуляции для каждого члена команды, налажен контакт с игроками, которые теперь уже прониклись пониманием важности и необходимости высокой психической готовности наравне с физической, тактической и технической. Кроме того, совместно с тренером и вра-

 

чом команды определены игроки, которым в первую очередь необходима помощь психолога в восстановлении работоспособности, настройке на матчи, снятии излишнего предстартового нервного напряжения и т. п.

В период контрольных товарищеских игр основным методом становится наблюдение. Можно выделить два направления в наблюдении: 1) наблюдение за поведением хоккеистов в игре и на скамейке запасных; 2) наблюдение для выявления слабых звеньев функциональной         организации

спортсменов. Первое позволяет выяснить, над чем следует работать в плане коррекции поведения. Второе позволяет выявить, какие функциональные блоки разрушаются у спортсмена в первую очередь при нарастании утомления и нервного напряжения.

Дело в том, что существует три основных функциональных блока: блок восприятия и переработки поступающей информации; исполнительский блок и блок коррекции. Другими словами, первый отвечает за правильный анализ ситуации и правильное принятие решения к действию, второй — за правильное исполнение действия и третий — за коррекцию неправильно выполненных действий.

У любого человека эти блоки развиты неодинаково, и при воздействии утомления или нервного напряжения прежде всего разрушается наименее развитый. В связи с этим хоккеист либо начинает принимать неверные решения, либо решения верны, но страдает их исполнение, либо, допуская ошибку, игрок не видит ее и повторяет много раз. Благодаря выявлению таких слабых звеньев организации спортсменов тренер получает информацию о том, над чем в первую очередь необходимо работать с конкретным игроком. С другой стороны, он может учесть такую информацию при разработке тактики игры на конкретный матч или даже период в зависимости от функционального состоя-

 
Library   59   Up


Contents

 

Home
 

ния хоккеистов. Например, спортсмену, у которого хуже развит аналитический блок, следует упрощать задание в случае сниженной работоспособности, предлагать играть ему проще, надежнее, не искать замысловатых решений.

Психолог же в своей работе также должен учесть полученную информацию и постараться во время сеансов психорегуляции развить у спортсмена «страдающий» блок. Но это уже работа длительная и довольно трудная, хотя и приводящая в случае успеха к очень важным результатам — повышению соревновательной надежности спортсмена.

С наступлением соревновательного периода акцент переносится на работу по оперативному восстановлению, настройке и идеомоторной тренировке конкретных технико-тактических навыков. Здесь снова мероприятия по психорегуляции должны стать частью всей системы восстановления хоккеистов в перерывах между играми. Причем большое значение имеет то, что это практически единственный способ психического восстановления, которое не менее важно, чем физическое. Дело в том, что соревновательный период очень долог, а нагрузки высоки. В связи с этим довольно быстро появляется психическое утомление, выражающееся в нежелании тренироваться и играть, отсутствии настроя и т. п. Здесь очень важны как традиционные меры отвлечения игроков от хоккея (кино, концерты, видеофильмы и др.), так и восстановительная психорегуляция, направленная на повышение именно психической работоспособности спортсменов.

Другая задача психорегуляции в соревновательном периоде — идеомоторная тренировка технико-тактических навыков. Здесь речь идет о «внушении» тренерских установок на конкретную игру с конкретным противником. Дело в том, что во время тренировки хоккеисты могут отработать какую-либо тактичес-

 

кую заготовку или стандартное положение лишь несколько раз (затем наступает утомление). Во время же сеанса психорегуляции с помощью идеомоторной тренировки спортсмены мысленно могут «сыграть» момент сколько угодно раз, да еще одновременно восстанавливая свою работоспособность с помощью аппаратурных средств воздействия, упоминавшихся уже выше. Благодаря этому навык игры в конкретной ситуации автоматизируется, и его затем намного легче отработать на тренировке.

В таком сеансе могут отрабатываться как индивидуальные, так и коллективные задания на игру. Причем с помощью разработанного нами метода «репортаж» (К. Р. Ставицкий, Н. А. Государев, 1981) создается полное впечатление участия в игре. Этот метод был успешно апробирован в хоккее с мячом, баскетболе и в настоящее время применяется в хоккее с шайбой.

Наилучшая организация работы по психорегуляции в соревновательном периоде заключается в ежедневной диагностике уровня работоспособности и нервно-психической напряженности спортсменов и проведении сеансов психорегуляции (как групповых, так и индивидуальных), направленных на восстановление работоспособности и идеомоторную подготовку к предстоящей игре. К сожалению, психолог не может находиться постоянно вместе с командой, поэтому приходится прибегать к упрощенной схеме работы только в день матча, да и то «дома».

В день игры после раскатки проводится оперативная диагностика состояния хоккеистов. По ее результатам отбираются игроки, которым необходимо восстановление или снятие нервно-психического напряжения. По рекомендации тренера отбираются еще несколько человек (обычно лидеры команды), для которых тренер наметил индивидуальные задания

 
Library   60   Up


Contents

 

Home
 

на предстоящую игру. Затем, по приезде на базу, перед обедом проводятся психорегулирующие беседы или кратковременные сеансы с игроками, не вошедшими в эту группу, но проявившими желание поработать с психологом.

После обеда проводится основная работа по психорегуляции с отобранными игроками. Обычно в распорядке дня наших хоккейных команд игроки после обеда 2 — 3 ч отдыхают (чаще всего спят). Однако, как показал наш опыт, участие в 20 — 30-минутном сеансе психорегуляции и соответственное сокращение сна не только не мешают, а, наоборот, приводят к лучшему как физическому, так и психическому восстановлению.

Как правило, эти сеансы проводятся либо в первые полчаса после обеда (тогда вывод из состояния релаксации не производится, и спортсмены практически из сна внушенного переходят ко сну естественному), либо в последние полчаса перед подъемом (тогда в конце сеанса усиливается мобилизационный эффект).

В зависимости от задач проводятся как индивидуальные, так и групповые сеансы. Так, при необходимости отработки (идеомоторной) какой-либо стандартной ситуации (например, игры в меньшинстве или большинстве) в сеансе принимает участие либо пара защитников, либо тройка нападающих, либо вся пятерка вместе.

В случае снятия излишнего нервного напряжения и настройки на предстоящий матч работа чаще всего проводится индивидуально. Лимитирующим фактором здесь может быть также отсутствие места для проведения групповых сеансов, поскольку не на всех спортивных базах имеются

 

условия для проведения такой работы.

Дальнейшая работа по психорегуляции проводится непосредственно перед матчем и во время него. Может быть снова проведена оперативная психодиагностика и на ее основе короткие сеансы психорегуляции (длительностью до 5 мин) на снятие явлений предстартовой лихорадки у некоторых игроков.

Во время установки на игру перед началом матча также могут быть использованы средства психорегуляции. Установка может проводиться в состоянии релаксации (расслабления), вызываемого специалистом у игроков, а проводить установку будет тренер. В таком состоянии спортсмены лучше запоминают то, что им говорится.

Наконец, во время матча могут проводиться микросеансы (длительностью 1 — 2 мин) прямо на скамейке запасных (например, при ярком проявлении нервного возбуждения, для снятия болевых ощущений). Наш опыт такой работы показал ее эффективность.

В перерывах матча также может проводиться оперативная работа по психорегуляции, в основном направленная на снятие отрицательных эмоций и настройку из дальнейшую борьбу при неблагоприятном развитии матча, а также для лучшего усвоения игроками скорректированных тренерских установок.

Описанные в статье организация и содержание работы по психорегуляции приводят к лучшей психологической готовности игроков в любой момент годичного цикла. Такая система успешно апробирована и применяется в хоккее с шайбой, хоккее с мячом, баскетболе.

 
Library   61   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало