Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

в первом годичном цикле принципиальная схема планирования под-

 

готовки как в I сезоне, а на следующий год — как по II.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХОККЕЙНОГО ТРЕНАЖЕРА

   


А. С. Якушев, А. К. Пашков, заслуженные мастера спорта,
М. С. Калинин, А. В. Мошкин
 

На современном этапе развития хоккея атлетическая подготовка спортсмена является основой роста и совершенствования мастерства. Только став атлетом, хоккеист сможет в полной мере выполнить свою роль в игре. Путь от новичка до мастера, как показала практика, может быть пройден в сжатые сроки, если обучение идет совместно с развитием физических качеств, играющих роль ускорителя.

Для достижения постоянного эффекта в тренировочной работе и успеха в соревнованиях уже недостаточно проводить атлетическую подготовку в какие-то периоды (в основном в подготовительный период), выделяя ее в отдельные занятия штангой, легкой атлетикой, акробатикой и т. п. Становит-

 

ся очевидным, что атлетическая подготовка должна органично занять свое постоянное место в ледовой тренировке, не только дополняя, а главным образом качественно улучшая, усиливая ее.

В настоящее время на тренировках для воспитания силы, быстроты, ловкости наши хоккеисты применяют утяжеленные пояса, эспандеры, другие отягощения, что, несомненно, дает положительный эффект.

Кроме того, на кафедре хоккея ГЦОЛИФКа слушателями ВШТ из группы преподавателей А. В. Тарасова и С. Е. Дерябина была предпринята попытка создать тренажерное устройство, позволяющее совместить по времени ледовую и атлетическую подготов-

70757-7.jpg

Наряду с силой хоккеисту нужна и ловкость. Сергей Светлов даже в падении успевает выполнить бросок по воротам

Library   37   Up


Contents

 

Home
 

70757-8.jpg

Рис. 1. Вид тренажера со снятой частью рабочей плоскости настила

 

ку. Основными задачами были:

1.  Органически ввести занятия атлетизмом в тренировку на льду (с этой целью максимально сблизить места занятий, ликвидировав потерю времени на переход от одного вида занятия к другому).

2.  Проводить занятие атлетизмом в максимально приближенных к хоккею условиях (в хоккейной форме, с хоккейными движениями, приемами). Добиться соответствия структуры движений на тренажере и движений хоккеиста на льду.

3.  Обеспечить возможность быстрой смены характера занятия с целью направленного воздействия на подготовку хоккеиста в зависимости от возраста, состояния, амплуа и т. п.

4.  Добиться большего эффекта в тренировочном занятии с меньшими затратами времени и сил.

5. Обеспечить проведение занятия на льду и занятия «атлетизмом» минимальным количеством тренеров.

Создавался тренажер на общественных началах силами учащихся группы ВШТ. Большую практическую помощь нам оказал

 

С. А. Суханов — любитель и энтузиаст хоккея. В ходе работы были внесены ряд уточнений и дополнений в первоначальный проект конструкции. В частности, были изменены угол наклона рабочей плоскости и способ крепления выдвижного упора эспандеров.

В готовом виде тренажер представляет собой конструкцию наклонной плоскости с настилом и несколькими специальными приспособлениями (рис. 1). Рабочая площадь делится на 3 части. Средняя часть настила при необходимости снимается, и образуется «яма» глубиной 45 см с углом наклона 15 — 20°.

В верхней и боковой части тренажера имеются дополнительные приспособления (стойки, кольца) для крепления эспандеров, тросов, мешков с песком, матов и т. д. Под настилом есть выдвижной упор для закрепления эспандеров. Конструкция, изготовленная из металла методом сварки, достаточно прочна. Настил сооружен из досок и покрыт толстой резиной.

Тренажер устанавливается рядом с хоккейной площадкой или

 

Library   38   Up


Contents

 

Home
 

на льду хоккейного поля (возможен вариант создания тренажера из легких прочных материалов и меньших размеров).

Основу содержания занятий на тренажере составляют прыжковые и имитационные упражнения со снарядами, выполняемые индивидуально или в парах. При этом используются: гантели, эспандеры, диски от штанги, набивные мячи, утяжеленные пояса и т. п.

Упражнения выполняются как в хоккейной форме и на коньках (имитация бега на коньках, силовая борьба), так и без них (прыжки в стороны, вперед, назад, в глубину, в высоту, через препятствия, «подлаз» и т.д.).

Спортсмен, занимающийся на тренажере, постоянно находится (говоря о положении тела) в хоккейной посадке. В значительной степени именно такое положение тела, а также ног (углы сгибания голеностопного, коленного и тазобедренного суставов) способствует эффективности упражнений.

Достоинством тренажера является то, что на нем можно, используя прыжки в глубину, развивать силу ног (на основе эффекта от быстрого перехода с уступающей работы мышц на преодолевающую), причем с меньшими затратами времени и сил.

В ходе занятий на тренажере совершенствуется ловкость, воспитывается ориентировка (путем ограничения места маневра, а также создания препятствий в виде ямы, барьеров для прыжков и т. п.).

Организация занятий на тренажере может быть различной: индивидуальной, командной, звеньевой, по амплуа. Занятия могут проводиться в форме круговой тренировки на земле или технико-тактической подготовки на льду. Слушатели ВШТ использовали тренажер как одну из точек точечно-круговой тренировки комплексного занятия команды. На тренажере были заняты 5 человек из 20 занимающихся. Они выполняли упражнения со сменой мест, в кру-

 

говом потоке, в контакте друг с другом, передавая снаряды. При этом режим выполнения упражнений был приближен к игровому, т. е. работа до 30 — 60 с, а отдых 2 мин или меньше. Эта дозировка нагрузки и отдыха может изменяться в зависимости от задач.

Планируя тренировку с использованием тренажера, следует тщательно составить конспект занятия с целью получить максимальный эффект.

Тренажер можно применять и для самостоятельной подготовки спортсмена.

Проведенные на тренажере занятия показали, что поставленные цели в значительной степени были достигнуты:
 

—  удалось совместить в одной тренировке занятия по атлетизму и по технико-тактической подготовке на льду, установив тренажер рядом с хоккейным полем и исключив потери времени на переход с одного места занятий на другое и на переодевание;

—  у тренера появилась возможность более точного воздействия на разные стороны подготовки хоккеиста;

—  за счет оптимального наклона рабочих плоскостей тренажера достигнуть соответствие структуры движений на тренажере движениям хоккеиста и постоянство имитации бега на коньках.

Результаты проведенной работы дают основание сделать вывод о необходимости создания и использования тренажерных устройств, позволяющих разнообразить тренировку.

Советы по методике применения тренажера «горка» (рис. 2, 3).

I. Упражнения, выполняемые в хоккейной форме:

а) для совершенствования маневра хоккеистов. Спортсмен имитирует движения хоккеиста, перемещаясь по настилам тренажера в различных направлениях. Постепенно следует добавлять в маневр прыжки на одной ноге, вращения тела по оси, прыжки в

 
Library   39   Up


Contents

 

Home
   

70757-9.jpg

 

Рис. 2. Тренажер «горка»:

1 — трос, 2 — мешки с песком, 3 — мат гимнастический, 4 — наклонная плоскость, 5 — съемная часть наклонной плоскости, 6 — наклонная плоскость, 7 — эспандер для клюшки, 8 — эспандер поясной, 9 — выдвижной упор для эспандера, 10 — кольцо для крепления эспандера, 11 — металлическая рама-конструкция

 

стороны-вверх, взрывные ускорения, элементы танца;

б)      для совершенствования ведения и бросков шайбы. Спортсмен в ходе маневрирования на тренажере выполняет имитацию ведения и бросков шайбы. Клюшка может оставаться свободной или быть закрепленной одним или двумя эспандерами. В упражнения вводятся элементы сложных по исполнению аритмичных, неожиданных для соперника обманных движений;

в)      для совершенствования приемов силовой борьбы. Спортсмен в ходе маневра и одновременной имитации ведения и отбора шайбы клюшкой достигает верхней части настила тренажера и выполняет имитацию приемов силовой борьбы с соперником (удары плечом, задней частью бедра, грудью, прижимание к борту),

 

используя для этого мешки с песком и маты.

II.   Упражнения, выполняемые без хоккейной формы:

а)    перемещения в глубоком приседе в различных направлениях, которые чередуются с кувырками;

б)   разнообразные прыжки на одной и двух ногах с продвижением по тренажеру снизу вверх и вниз с имитацией движений хоккеиста;

в)   прыжки толчком одной или двумя ногами с одной части настила в «яму» с немедленным выпрыгиванием на другую часть настила ч одновременным продвижением по тренажеру снизу вверх.

III.  Усложненные задания:

а)     упражнения с поясным эспандером, с партнером на руках, на плечах;

б)   в ходе маневра и прыжков

Library   40   Up


Contents

 

Home
 
 

70757-10.jpg

Рис. 3. Круговая тренировка по «станциям»

1 — тренажер «горка». Прыжки, имитационные упражнения, II — ведение, передачи, различные упражнения с тяжестями, броски, III — завершающие броски по воротам. IV — совершенствование атлетизма на льду, упражнения с тяжестями на льду. V — совершенствование единоборства и организация контратаки. VI — игра на двое ворот поперек поля. VII — контратака и завершение атаки ворот (3 x 2)

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

добавляются вращения тела по оси на 90, 180, 360°;

в)   жонглирование различными предметами: клюшкой, медболом, камнем, «блином» штанги;

г)   ведение футбольного, баскетбольного или теннисного мяча;

д)  в упражнениях звеньями (по 2 — 4 чел.) выполняются различные виды передач друг другу снарядов и предметов с имитацией обман-

 

ных движений, силовой борьбы, взрывного старта, ориентирования на площадке и т. п. Оптимальное количество занимающихся — 4 — 6 чел. ЧСС достигает при этом 180 — 200 уд/мин.

Упражнения на занятии, организованном по методу круговой тренировки, выполняются в режиме 4 — 5 повторений в серии и 2 — 3 серий в одном занятии.

 

 

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИГРЫ В ХОККЕЕ С МЯЧОМ

   


В. И. Козловский, кандидат педагогических наук, В. Д. Олейников, МОГИФК
 

Для того чтобы объективно управлять подготовкой хоккеистов высокой квалификации, нужно в первую очередь определить структуру соревновательной деятельности. Эта структура состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, которые определяют игру без мяча и игру с мячом. Игра без мяча представляет собой медленное катание, старты, торможения, маневренное катание, а также рывки и ускорения. Все эти действия направлены на решение тактических задач в атаке и обороне, на создание отвлекающих маневров и получение мяча. Игра же с мячом составляет множественные связки технических приемов или отдельные приемы, направленные непосредственно на взятие ворот соперника.

В научно-методической литературе отмечается большая сложность объективной оценки соревновательной деятельности (В. Дьячков, 1972; В. Келлер, 1974; М. Амалин, О. Шилов, 1980, и др.). Отсутствие единых взглядов на оценку игровой деятельности порождает субъективизм и не способствует повышению надежности и эффективности управления тренировочным процессом.

Таким образом, важной проблемой является разработка объективных количественных критериев оценки соревновательной деятель-

 

ности. На наш взгляд, наиболее целесообразный и правильный путь в решении этого вопроса — исследование структуры соревновательной деятельности команды и отдельного игрока непосредственно в игровых условиях.

Количественные оценки игры без мяча мы предлагаем определять по методике, описанной в журнале «Теория и практика физической культуры», № 11 за 1979 г., с. 48—49. В данном же исследовании мы поставили следующие задачи:

1.  Определить количественный показатель эффективности командных технико-тактических действий хоккеистов.

2.   Исследовать и определить структуру игровой деятельности отдельного игрока, которая включает в себя последовательность выполнения тех или иных технических приемов.

3.     Определить вероятность применения и точность выполнения этих приемов в игре для каждого хоккеиста в отдельности.

Для изучения поставленных задач были проведены педагогические наблюдения за выступлениями сборных команд СССР, Швеции, Финляндии, принявших участие в международном турнире на приз газеты «Советская Россия». Педагогические наблюдения и оценка эффективности команд-

Library   42   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало