|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||
наращиванием объема с дальнейшей его стабилизацией и постоянным плавным повышением интенсивности. При этом значительных резких разнонаправленных изменений в относительной доле каждой из нагрузок различной преимущественной направленности от микроцикла к микроциклу не наблюдалось (исключением было снижение нагрузки силового характера в 4-м микроцикле). Соотношение средств общей и специальной подготовки и их динамика были следующими. В первых двух микроциклах использовались только средства общей подготовки, в 3-м микроцикле в небольшом объеме (до 20%) начали применяться специальные средства подготовки на льду, а в 4-м микроцикле эти средства уже преобладали. Объем упражнений по ОФП на общеподготовительном этапе составил 76,5 ч, а специальных упражнений на льду — 15 ч 40 мин (17% от общего объема). Средства ОФП были направлены на развитие физических качеств: общей и силовой выносливости, абсолютной силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости. Развитию скоростной выносливости уделялось небольшое внимание (всего 2,6% от общего объема нагрузок). При использовании специальных средств подготовки на льду в 3-м микроцикле в основном решались задачи восстановления технических навыков и групповых технико-тактических действий с помощью упражнений небольшой интенсивности, а в 4-м микроцикле эти средства использовались уже в режимах, моделирующих соревновательную деятельность. Рассмотрим содержание и организацию учебно-тренировочного процесса во II сезоне. Общеподготовительный этап II сезона продолжительностью 34 дня состоял из 5 микроциклов. Первые 4 микроцикла были 7-дневными, а последний — 6-дневный. |
Общий объем тренировочных и соревновательных нагрузок на данном этапе был увеличен на 2 ч 11 мин и составил 94 ч 21 мин. Но 1 календарный день был на 12 мин меньше, чем в I сезоне (см. табл. 1). При этом объем нагрузки возрастал непрерывно от 1-го до 4-го микроцикла, а в 5-м несколько снизился. Наибольший темп прироста объема отмечен во 2-м микроцикле (прирост на 24%), в 3-м и 4-м микроциклах объем возрастал на 4 — 5%, а в 5-м снизился на 12%. Интенсивность тренировочных нагрузок в каждом микроцикле (за исключением 4-го) во II сезоне была выше, чем в I. Начиная с I микроцикла она находилась на высоком уровне и резко возросла в 3-м микроцикле за счет работы, направленной на развитие скоростной выносливости (преимущественно в зоне анаэробно-гликолитического энергообеспечения). Нагрузки на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств (преимущественно анаэробное алактатное энергообеспечение) на протяжении всего этапа были распределены равномерно и занимали в каждом микроцикле около 8-10%. Объем работы на развитие скоростной и скоростно-силовой выносливости (преимущественно в зоне анаэробно-гликолитического энергообеспечения) в каждом микроцикле II сезона был выше, чем в 1 сезоне. При этом удельный вес упражнений такой направленности достигал наибольших значений в 3-м микроцикле, а наименьших — в 4-м. Однако следует особо отметить, что почти весь объем работы в зоне преимущественно анаэробно-гликолитического энергообеспечения был выполнен с использованием общих средств подготовки. Это, на наш взгляд, явилось негативным фактором, так как результатами научных исследований доказано, что адаптация мышц к работе преимущественно анаэробного энерго |
|||
31 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
обеспечения носит ярко выраженный избирательный характер, в связи с чем существует низкий «перенос» с упражнений общего характера на специальные. В I сезоне основной акцент на развитие скоростной и скоростно-силовой выносливости был сделан на специально-подготовительном этапе с использованием средств специальной подготовки (упражнения на льду, в том числе с отягощениями). На общеподготовительном этапе нагрузки преимущественно анаэробной гликолитической направленности должны иметь место, но относительный объем их должен быть несколько выше 5%. Нагрузки преимущественно аэробно-анаэробной направленности во II сезоне изменялись волнообразно в довольно значительном диапазоне, их удельный вес колебался от 16,3 до 34,6%. Наибольших значений они достигли в 1-м и 4-м микроциклах, а наименьших — во 2-м и 3-м. Нагрузки преимущественно аэробной направленности распределялись по микроциклам более равномерно и колебались от 38% в 3-м микроцикле до 52% в 5-м. Нагрузки силовой направленности во II сезоне применялись в большем объеме (на 1 ч 50 мин) и более продолжительное время (на 1 неделю больше). Наибольший удельный вес такая работа имела место во 2 — 4-м микроциклах. Сравнительный анализ дина- |
мики объема и интенсивности тренировочных нагрузок показал, что во II сезоне более вариативно изменялись как объем, так и интенсивность. Большинство занятий в обоих сезонах носили избирательную направленность, что позволяло повысить тренирующий потенциал применяемых средств подготовки и оказывать существенное воздействие на функциональные сдвиги в организме хоккеистов. Вместе с тем во II сезоне в микроциклах чередовалась работа с акцентированным воздействием на преимущественное развитие того или иного механизма энергообеспечения, того или иного двигательного качества, той или иной группы мышц (табл. 2 — 4), что, по-видимому, позволяло: повысить тренирующее воздействие применяемых средств подготовки, создать благоприятные предпосылки для восстановления нагруженных в предыдущем микроцикле мышечных групп и, наоборот, давать нагрузку на те мышечные группы и механизмы энергообеспечения, которые меньше нагружались в предыдущем микроцикле. Такое построение учебно-тренировочного процесса позволило при относительно меньшем объеме нагрузок существенно повысить как интенсивность, так и эффективность занятий. Отличительной особенностью подготовки во I I сезоне также было более раннее и в большем объеме |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
использование средств специальной подготовки (см. табл. 1). Средства ОФП наибольший удельный вес занимали во 2-м и 3-м микроциклах (60 и 54%), а в 1, 4 и 5-м микроциклах преобладали специальные средства подготовки (соответственно 53, 51 и 63%). Причем в 4-м микроцикле были проведены 2 контрольные игры, а в 5-м — одна. Всего за общеподготовительный этап объем нагрузок по ОФП составил 47 ч 5 мин (49,9%), объем специальной тре- |
нировочной работы на льду был равен 39 ч 46 мин (42,1%), а соревновательной подготовки — 7 ч 30 мин (8%). Следовательно, объем специальных средств подготовки во II сезоне был увеличен на 33% по сравнению с I сезоном и достигал 50%. Таким образом, сравнительный анализ содержания, объема и интенсивности тренировочных нагрузок на общеподготовительном этапе в течение двух сезонов показал их существенные различия, которые заключались в следующем: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внешние параметры нагрузки по общей физической подготовке
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
|
||||
— во II сезоне относительный объем нагрузок в расчете на календарный день был ниже на 7,2%; — интенсивность тренировочных нагрузок во II сезоне была выше (объем работы в развивающих зонах на 7,6% больше); — объем средств специальной подготовки во II сезоне был выше на 33%; — показатели объема и интенсивности тренировочных нагрузок во II сезоне изменялись более вариативно; — в I сезоне кривая объема тренировочной работы характеризовалась крутым наращиванием, и уже во 2-м микроцикле этот показатель достиг максимальных значений, в то время как во II сезоне кривая объема была более пологой (с учетом продолжительности микроциклов) и достигала максимума только к 4-му микроциклу. Следует признать, что структура подготовки во II сезоне на общеподготовительном этапе существенно отличалась от традиционно принятой до недавнего времени в хоккее. Содержание и организация учебно-тренировочного процесса на рассматриваемом этапе подготовки во II сезоне были несколько эффективнее, чем в I. Данный вывод подтверждается результатами выступления команды в чемпионате СССР. Во II сезоне команда выступила успешнее, чем в I, и до декабрьского перерыва в чемпионате СССР набрала на 5,5% больше очков при относительно лучших показателях заброшенных и пропущенных шайб. Представляет интерес структура, содержание и динамика тренировочных нагрузок по ОФП, СФП и технико-тактической подготовке во II сезоне. В структуре ОФП значительный удельный вес имели работа с отягощениями (24,8%), легкоатлетические беговые упражнения |
и кроссы (23%) и общеразвивающие упражнения (23,8%). Спортивные игры и упражнения на гибкость занимали меньшее место (14,5 и 10,7% соответственно). Большой удельный вес общеразвивающих упражнений объясняется тем, что значительная их часть использовалась в разминке и в качестве средств восстановления (см. табл. 3). Небольшая доля в общей физической подготовке спортивных игр обусловлена тем, что игровая подготовка была перенесена на лед. В структуре атлетической подготовки большое внимание уделялось упражнениям со штангой и прыжковым упражнениям (см. табл. 4). Объем упражнений со штангой наибольшим был во 2-м и 3-м микроциклах. При этом а каждом микроцикле величина отягощений преимущественно на мышечные группы верхних и нижних конечностей попеременно чередовалась. Следует отметить, что прыжковым упражнениям предшествовала работа со штангой и бег с отягощениями, что позволило подготовить мышечно-связочный аппарат к интенсивной работе. Для совершенствования технико-тактической подготовки применялись специальные игровые упражнения на льду и двусторонние игры. Причем сложные в технико-тактическом отношении упражнения составляли 58,5%. Особое внимание уделялось индивидуальному обыгрыванию соперника и умению вести силовые единоборства. Доля упражнений 1 x 1 составляла 22,4%. Большинство упражнений выполнялось в режимах, моделирующих соревновательную деятельность, и по методу сопряженного воздействия (наряду с совершенствованием технико-тактического мастерства одновременно развивали и физические качества). В процессе технико-тактической подготовки совершенствовались различные тактические варианты ведения |
|||
34 |
|
||||
игры, которые затем закреплялись в двусторонних играх, доля которых составила 34% от объема работы на льду. Средства и методы подготовки на общеподготовительном этапе в обоих сезонах не отличались. Основными средствами ОФП являлись: — для воспитания выносливости: равномерный, переменный кроссовый бег, интервальный бег на отрезках 100, 200, 300, 400, 800 м, фартлек, 12-минутный бег, спортивные игры (футбол, баскетбол, ручной мяч, регби), бег и прыжки вверх по лестнице, буксировка автомобильной шины с отягощением, бег с отягощениями, преодоление комплексной полосы препятствий; — для развития силовых качеств: упражнения с преодолением собственного веса тела, веса тела партнера, с «блинами», набивными мячами, гирями, гантелями, гимнастическими скамейками, упражнения с преодолением сопротивления на тренажерах, игры в мяч руками в положении «тачка», баскетбол с партнером на плечах, упражнения со штангой (вес 30 — 90% от максимальных), борьба, регби, акробатические упражнения, эстафеты с партнером на руках, плечах, в положении «тачка» и др.; — для развития скоростных и скоростно-силовых качеств: бег на отрезках 10 — 60 м, прыжки через барьер и скамейки, многоскоки, бег в гору, по лестнице и под уклон, метание набивных мячей, спортивные и подвижные игры (при этом использовался вариативный метод, когда упражнения выполнялись с отягощениями малого веса, около 8 кг, и без них), упражнения с «блинами», грифом от штанги, акробатические упражнения, различные эстафеты (в том числе с «блинами», набивными мячами), упражнения на тренажерах; — для развития ловкости и координационных способностей: подвижные и спортивные игры, |
акробатические и гимнастические упражнения, упражнения на равновесие, преодоление полосы препятствий, различные эстафеты с предметами, набивными мячами, с использованием акробатических упражнений; — для развития гибкости: гимнастические, общеразвивающие упражнения, упражнения в парах; — для комплексного развития физических качеств: спортивные игры (футбол, баскетбол, ручной мяч, регби), подвижные игры, преодоление различных вариантов полосы препятствий, эстафеты. В качестве средств специальной подготовки использовались упражнения и игры на льду: — для развития скоростных качеств: старты, старты из различных исходных положений, бег на отрезках от 10 до 50 м, эстафеты по кругу, броски шайбы, игровые упражнения, двусторонние игры, силовые единоборства, скоростная обводка, упражнения с догоняющим игроком; — для развития специальной выносливости: разные варианты челночного бега, игровые упражнения в соревновательных режимах, двусторонние игры, в том числе 3X3, 4X4, буксировка отягощения, партнера; — для развития скоростно-силовых качеств: челночный бег с торможением (на отрезках 9 и 18 м), торможения с последующим быстрым стартом, игры и игровые упражнения с отягощениями (пояс), силовые единоборства, скоростная силовая обводка, буксировка партнера или отягощения. При совершенствовании технико-тактических действий использовались игровые упражнения в различных составах игроков (табл. 5), в том числе на ограниченных участках поля, броски с добиваниями, подправлениями, помехами вратарю, фрагменты игровых ситуаций, различные тактические построения. |
|||
35 |
|
||||
С целью восстановления и повышения работоспособности использовались: — чередование упражнений различной преимущественной направленности с учетом их положительного взаимодействия; — индивидуализация тренировочных заданий; — подбор точных сочетаний нагрузок и отдыха; — варьирование условий и мест проведения занятий; — введение упражнений для активного отдыха и расслабления. Основные методы тренировки хоккеистов: для совершенствования выносливости: — равномерный и переменный (в том числе с отягощениями) в различных пульсовых режимах; — интервальный (для беговых, прыжковых упражнений и преодоления полосы препятствий) в режимах: работа 30 — 75 с, пауза отдыха 60 — 180 с, количество повторений в серии 3 — 6, количество серий 2 — 4, отдых между сериями 5 — 8 мин; — интервальный (с отягощениями 8 — 15 кг для воспитания локальной мышечной выносливости) в режимах: работа 30 — 45 с, пауза отдыха 60 — 75 с, количество повторений в серии 5 — 6, количество серий 1 — 3, отдых между сериями 8 — 12 мин; — игровой непрерывный; — игровой интервальный в режимах: работа 1 — 2 мин, отдых 1 — 4 мин; — соревновательный; для развития силовых качеств: — метод максимальных усилий: величина отягощения около 90% от максимального, 1 — 3 повторения с отдыхом между подходами 2 — 4 мин; — метод повторных усилий: величина отягощения 60 — 80%, 10 — 12 повторений, отдых между подходами 3 — 5 мин, число подходов 2 — 3; — метод прогрессирующих отягощений: величина отягощения постоянно возрастает в диапазоне |
40 — 80% от максимума, скорость выполнения максимальная, количество повторений 3 — 10, отдых между подходами 2 — 4 мин, 2 — 4 подхода; для развития скоростных качеств: — повторный (работа 5 — 15 с, отдых 1,5 — 3 мин, число повторений в серии 4 — 5, 2 — 3 серии); — игровой; — соревновательный; — вариативный (выполнение упражнения с отягощением 10 — 15% и без него); для развития с коростно-силовых качеств: — повторный; — вариативный; — игровой; — соревновательный; — динамических усилий (величина отягощения 20%, скорость выполнения максимальная, но темп невысокий, количество повторений 6 — 10, количество подходов 2 — 4, отдых между подходами 3 — 5 мин). Для развития гибкости использовался метод серийного выполнения упражнения с числом повторений 20 — 30, 2 — 3 серии. В заключение хотелось бы особо отметить, что основные принципиальные установки, являющиеся отличительными особенностями планирования подготовки команды во II сезоне, такие, как некоторое снижение относительного объема нагрузки при одновременном увеличении ее интенсивности и объема специальной подготовки на льду, не должны повторяться на протяжении ряда лет подряд. Это может, на наш взгляд, привести к снижению общей функциональной подготовленности и истощению резервных возможностей организма спортсменов и в конечном итоге — к срыву адаптации. Очевидно, будет приемлемым вариант планирования подготовки команды с ориентацией на указанные принципиальные установки только после предварительной тренировки с использованием в достаточном объеме средств ОФП. Например, |
|||
36 |
|
||||
в первом годичном цикле принципиальная схема планирования под- |
готовки как в I сезоне, а на следующий год — как по II. |
|||
|
||||
|
||||
На современном этапе развития хоккея атлетическая подготовка спортсмена является основой роста и совершенствования мастерства. Только став атлетом, хоккеист сможет в полной мере выполнить свою роль в игре. Путь от новичка до мастера, как показала практика, может быть пройден в сжатые сроки, если обучение идет совместно с развитием физических качеств, играющих роль ускорителя. Для достижения постоянного эффекта в тренировочной работе и успеха в соревнованиях уже недостаточно проводить атлетическую подготовку в какие-то периоды (в основном в подготовительный период), выделяя ее в отдельные занятия штангой, легкой атлетикой, акробатикой и т. п. Становит- |
ся очевидным, что атлетическая подготовка должна органично занять свое постоянное место в ледовой тренировке, не только дополняя, а главным образом качественно улучшая, усиливая ее. В настоящее время на тренировках для воспитания силы, быстроты, ловкости наши хоккеисты применяют утяжеленные пояса, эспандеры, другие отягощения, что, несомненно, дает положительный эффект. Кроме того, на кафедре хоккея ГЦОЛИФКа слушателями ВШТ из группы преподавателей А. В. Тарасова и С. Е. Дерябина была предпринята попытка создать тренажерное устройство, позволяющее совместить по времени ледовую и атлетическую подготов- |
|||
|
||||
37 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |