Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

момента, когда советские хоккеисты впервые встретились в серии матчей со сборной командой Канады, составленной из лучших профессиональных игроков. Быстро бежит время, с ним меняются понятия, представления, происходит переоценка ценностей. То, что считалось незыблемым 15 лет назад, сегодня вызывает улыбку.

Когда выйдет этот сборник, читатель будет знать, как закончились XV зимние Олимпийские игры, кто стал чемпионом, кто остался за чертой призеров.

 

И все же независимо от результата проблемы, которые поставлены в статье, не потеряют своей актуальности. Они требуют своего решения. Впереди новые соревнования.

Полуфинальные игры

СССР — Швеция           4 — 2

Канада — ЧССР            5 — 3

Финальные игры

Канада — СССР           5 — 6

Канада — СССР           6 — 5

Канада — СССР           6 — 5

 

 

ТРИБУНА ТРЕНЕРА


КТО ТЫ, РЕБЯЧИЙ НАСТАВНИК?

   


А. В. Тарасов, заслуженный
тренер СССР
 

Хоккей обожают миллионы детей, он верно служит не только физическому, но и духовному становлению, всестороннему развитию юношества. Занятия спортом, хоккеем приносят детям вместе с радостью крепость воли, упругость мышц, умение активно жить и трудиться в коллективе, помогают успешной учебе, приобщают к самостоятельности, к радости труда.

Конечно, не все из ребят, увлеченных хоккеем, могут прийти в хоккейные клубы, где трудятся профессиональные тренеры. Поэтому под эгидой «Золотой шайбы» создаются дворовые и школьные команды. С ними .проводят занятия тренеры-любители. Они отдают детям свое сердце, знания, жизненный опыт. Не так-то просто нести им обязанности тренера — ведь у каждого своя семья, множество самых разнообразных забот. Но находят они время вместе с детьми строить площадки, заливать катки, приобретать необходимый инвентарь и защитное снаряжение, проводить тре-

 

нировки, постоянно следить за учебой ребят, помогать им в пионерских лагерях. Таких подвижников, беззаветно преданных детям и хоккею, десятки тысяч. Что там скрывать, многим из них не хватает специальных знаний, они, возможно, недостаточно хорошо знакомы с физиологией, медициной, многим наверняка недостает педагогического опыта, хотя у нас в стране и проводятся регулярно специальные семинары, на которых тренеры-любители имеют возможность расширять познания, совершенствовать свое умение.

Известно, что более тридцати воспитанников «Золотой шайбы» стали чемпионами олимпийских игр, мира и Европы. Вывел их в большой хоккей тренер-любитель. Но перед тренером-любителем стоит и куда более высокая цель: дать ребятам путевку в жизнь, заложить основу для этой жизни — долгой, активной, счастливой. Поэтому мне и хочется в этой статье повести разговор о тренере-любителе. Кто ты, ре-

Library   14   Up


Contents

 

Home
 

бячий тренер? Что требует от тебя хоккей? Что ждут дети и их родители от хоккея?

Известно, что в разные эпохи человеческой истории ни одно общество, по сути, не заботилось и не помышляло заботиться о духовном и нравственном воспитании грядущих поколений. Лишь рожденное Октябрем государство рабочих и крестьян с первых дней своего существования поставило такую задачу. И в первые годы Советской власти наша молодежь под руководством партии, комсомола мужала, работала, училась, преодолевала трудности.

В начале 30-х годов после окончания семи классов и шестимесячных курсов ФЗУ пришел я работать на авиационный завод. Это было нелегкое время становления нашего государства. Рабочей смене уделялось исключительное внимание. Ко мне, ко всем новичкам рабочие инструментального цеха относились будто к родным сыновьям. Они заботливо и внимательно учили нас не только профессии слесаря-инструментальщика, они учили главному — умело трудиться, по совести жить, дорожить временем. Они требовали от нас сознательности, абсолютной дисциплины и честности.

Нам, 14 — 15-летним мальчишкам, радостно было выполнять наказы рабочих, настоящих умельцев, любящих труд, свою профессию.

Это были исключительно искренние люди. Нам, ребятам, хотелось во всем подражать им, честным труженикам. Я и сейчас горжусь тем, что был слесарем 5-го разряда, получил крепкую, на всю жизнь, закалку в рабочей среде. Завод научил меня любить труд, ценить рабочую дружбу, жить интересами коллектива.

Сегодня, оглядываясь на пройденный в жизни путь, благодарю судьбу за то, что я родился и рос в Стране Советов. Советская власть дала мне образо-

 

вание, с помощью спорта я обрел крылья, стал известным тренером. Счастлив, что долгие годы мне доверяли работать с сильнейшими хоккеистами страны, утверждать силу советского спорта в споре с зарубежными соперниками, что Ленинский комсомол поручил мне быть председателем всесоюзного детского клуба ЦК ВЛКСМ «Золотая шайба».

Я — профессиональный тренер. Передо мной на протяжении более тридцати лет стояла задача воспитывать мастеров хоккея, способных побеждать и в составе команды Центрального спортивного клуба Советской Армии на всесоюзных чемпионатах и в поединках с иностранными командами на международной арене. Работая с разными по характеру, по образовательному цензу спортсменами, я всегда знал, что во встречах с равным по силам, серьезным противником, таким, например, как канадские профессионалы, победа просто так не придет. Мы, тренеры, и наши игроки должны превосходить соперников не только в хоккейном знании и умении, но и в человеческих качествах. Сила воли, сила дружбы и коллектива, сила патриотизма — все это у нас должно быть крепче, нежели у соперника. Только тогда можно взять над ним верх. Особую заботу проявляли мы о повышении грамотности, культуры наших игроков, потому что были уверены в том, что высокое общее развитие советских спортсменов поможет им быстрее овладевать секретами хоккейного мастерства, творчески выполнять игровые задания тренеров в ходе сложных поединков.

Эти мысли посвящены тебе, детский тренер. Ты тоже мечтаешь о том, чтобы из твоих мальчишек получились сильные хоккеисты. Пусть не из всех. Из наиболее упорных, наиболее дисциплинированных, наиболее одаренных. Но все ж основная твоя, тренер, задача — это воспитание с по-

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
 

мощью хоккея гражданина, труженика, патриота нашей страны. Эти высокие задачи поручаются и профессиональным тренерам. У них и условия для этого лучше. Они, работая в клубах, имеют в своем распоряжении искусственные катки, прекрасные спортивные базы, они имеют возможность использовать опыт команд мастеров.

Нет, я не собираюсь отнять у тебя, тренер-любитель, мечту — воспитать из способного мальчишки второго Владислава Третьяка или преемников Александра Мальцева, Валерия Харламова, Валерия Васильева, Вла-

 

димира Крутова, Вячеслава Фетисова. Совсем наоборот. Верю, что ты подготовишь для нашего хоккея и надежных вратарей, и упорных защитников, и творческих, индивидуально сильных хавбеков и нападающих. Но, конечно, не это должно стать главной твоей заботой, а воспитание у ребят прежде всего высоких человеческих качеств.

Помню, однажды, когда в финале турнира «Золотой шайбы» для самых маленьких хоккеистов победителем стала команда «Чайка» из Воскресенска, многие руководители команд, да и сами юные хоккеисты, говорили: «Им

 

70757-5.jpg

С большой радостью постигают хоккейную науку ребята на новом катке с искусственным льдом в одном из жилых районов Магнитогорска

Library   16   Up


Contents

 

Home
 

хорошо, Воскресенским ребятам, — у них тренер-профессионал».

Действительно, с этой детской командой работал в ту пору известный в прошлом хоккеист, получивший специальное тренерское образование. Что ж, честь и хвала тем ветеранам хоккея, кто берет шефство над командами клуба «Золотая шайба». Кстати, как уже говорилось, самое живое и непосредственное участие в массовых детских состязаниях постоянно принимают выдающиеся наши хоккеисты, чьи имена знает весь спортивный мир: Анатолий Фирсов, Виталий Давыдов, Виктор Кузькин, Александр Рагулин, Борис Майоров, Владислав Третьяк, Александр Мальцев, Александр Пашков, Александр Якушев и многие, многие другие. Они — непременные гости наших финальных соревнований, проводят с ребятами беседы, показательные занятия. Я не раз становился свидетелем трогательных сцен, когда заслуженные мастера спорта, чемпионы мира, олимпийских игр, кавалеры правительственных наград увлеченно и искренне давали советы юным хоккеистам, усердно проводили с ними занятия, передавая им умение трудиться, играть и побеждать.

В этой близости выдающихся игроков и начинающих хоккеистов вижу проявление одной из славных традиций нашего спорта. Помощь юным — общественный долг каждого спортсмена.

И еще об одной грани такой опеки. Любой сильный хоккеист по окончании спортивной карьеры мечтает стать тренером. Это стремление можно только приветствовать. Но часто спортсмен рассуждает примерно так: «Доиграю-ка я до последнего свистка, меня проводят, отдохну немного от хоккея, а тогда и начну тренировать». Непоправимая ошибка!

Становление тренера как личности, как специалиста должно начаться гораздо раньше. Принципиальная разница между тре-

 

нером и игроком заключается в том, что тебя, игрока, учат, опекают, тебе помогают. А тренеру фактически не помогает никто. Наоборот, это он должен другим выдавать свои знания ежедневно, ежечасно. Это совсем иная роль, и в нее так быстро не войдешь, не вживешься. Хоккеисту, мастеру, который мечтает стать тренером, нужна педагогическая практика.

Когда мне не было и двадцати лет, я с увлечением играл в футбол и хоккей, одновременно учась в Высшей школе тренеров. По требовательному совету своего учителя Михаила Давыдовича Товаровского впервые попробовал себя в роли наставника, тренируя заводскую команду в подмосковном городе Загорске. Та далекая и совсем небольшая практика дала мне немало. Занятия со взрослыми, многие из которых были значительно старше меня, рабочими людьми, беззаветно влюбленными в спорт, мне очень дороги и теперь и по сей день для меня поучительны. Тренируя заводских футболистов, я не только постигал «механику» спорта, но и, что куда более важно, учился понимать жизнь, проникать в сокровенные тайны тренерского труда, находить верные подходы к сердцам спортсменов.

Какой тренер нужен нашей «Золотой шайбе» — профессиональный наставник или тренер-любитель? На первый взгляд представляется, что лучше, если бы это был освобожденный тренер. У него нет никаких других забот, кроме хоккея. С него легче и спросить.

Но прикрепить к каждой команде профессионального тренера, согласитесь, несбыточная мечта. Сегодня в рядах «Золотой шайбы» более трех с половиной миллионов мальчишек. Верю, завтра их будет еще больше. Мы к детским соревнованиям привлекаем первоклассников. Разделите-ка эти миллионы на 20 или

 
Library   17   Up


Contents

 

Home
 

25 — обычно столько игроков составляют хоккейную команду — и в итоге получите число необходимых нам наставников. Цифра, что и говорить, внушительная. Стало быть, обеспечить все команды освобожденными тренерами мы никак не сможем, если даже очень этого захотим.

Но я собираюсь сказать о другом. О том, что для нашей «Золотой шайбы» предпочтительней именно тренер-любитель. И готов доказать это.

Не правда ли, наша «Золотая шайба» сродни самодеятельным детским танцевальным, хоровым, музыкальным коллективам, школьным кружкам, где ребят обучают разнообразным дисциплинам и ремеслам? И здесь, и там главенствует принцип добровольности, поощряется инициатива ребят. И там, и здесь дети близко общаются друг с другом. Плечом к плечу, дружно, весело и уверенно шагают они к общей цели. Дружба и совместная деятельность, освященные общими интересами, приносят детям громадную радость. Здесь находит воплощение горячее желание ребят применить свои способности, сполна проявить себя.

Сила подобных детских коллективов — в общественном начале. Ребята здесь учатся, в том числе и друг у друга, а тренер выполняет не служебный, а чаще, что очень важно, общественный долг. И это знают дети. Они по-своему ценят это добровольное подвижничество человека. Педагог, руководитель, и сам постоянно общаясь с детьми, становится чище, мудрее, опытнее.

Помимо всего прочего, «Золотая шайба» еще и прекрасное зрелище, где присутствуют и пафос борьбы, и находит выход хоккейное умение, игровая изобретательность ребят, что воспринимается огромной зрительской аудиторией по-особому — как нечто близкое, дорогое и очень желанное. На финальные состя-

 

зания команд «Золотой шайбы», словно в сказку, мечтают попасть и дети, и взрослые. Такие матчи всегда не только увлекательное спортивное зрелище, но и яркий зимний карнавал, настоящий праздник советской детворы.

Побывал я во многих десятках городов нашей страны на массовых состязаниях на призы «Золотой шайбы», и всюду приходилось слышать, как уважительно отзываются юные хоккеисты о своих общественных тренерах.

Штаб «Золотой шайбы» рассчитывает не только на энтузиазм наших тренеров-любителей. Ежегодно проводятся кустовые семинары, методические мероприятия по хоккею с участием широкой аудитории. Тренеры-общественники получают здесь внушительную «порцию» новых знаний, для них выпускается хоккейная методическая литература.

Тренер-любитель всегда охотно создает рядом с командой актив родителей. Привлекает помощников из числа ребят, которые с удовольствием выполняют различные обязанности и поручения.

Тренеру помимо родительского комитета нелишне будет иметь взрослых помощников из числа родителей. А капитан и пионерский вожак команды — а они как лучшие избираются самими же ребятами — должны быть всегда готовы, подобно солдатам в бою, заменить своего командира. Все это позволит ненавязчиво, исподволь повышать активность и ответственность ребят, что и должен стремиться воспитывать тренер у своих хоккеистов. Такой путь важен и для подготовки новых тренеров.

Да, да. Тренер обязан готовить себе помощников, играющих тренеров из числа юных хоккеистов команды. Пользу от этого для юных игроков трудно переоценить. Ребята учатся руководить, анализировать и разбирать игру

 
Library   18   Up


Contents

 

Home
 

сверстников, спорить, подсказывать, выносить благодарность или наказание. Они взрослеют, как говорится, не по дням, а по часам. И убежден: по жизни эти ребята прошагают уверенной поступью.

Что касается тренеров-профессионалов, то пусть они хорошенько трудятся в детских хоккейных школах. Пусть организуют и четко проводят учебно-тренировочный процесс, различного ранга хоккейные турниры, готовят игроков высокого класса для команд мастеров. Полагаю, такое разделение тренерского труда будет правильным.

Что, скажите, для тренера-любителя важнее — знание жизни или знание хоккея? Лично я отдал бы предпочтение первому. Пусть никто не подумает, что знание и понимание хоккея необязательны. Без них не привьешь ребятам любви к игре на льду. Знание хоккея и умение тренера помогут мальчишке достичь манящих спортивных высот. А воспитание у ребят сильных человеческих качеств? Здесь без знания жизни, согласитесь, никак не обойтись.

У ребенка, подростка — масса впечатлений. И мы знаем, как важны ему контроль и наставления умудренного опытом взрослого человека.

Очень важно, чтобы тренер шагал в ногу с временем. Он, считаю, должен как бы возвращаться в свое детство, читать детские книги и журналы, слушать и смотреть детские передачи по радио и телевидению. Любой номер «Пионерской правды» или «Комсомольской правды», детского или юношеского журнала даст ему ответ, какими растут наши дети, чем они живут, как учатся, трудятся, мужают. Как становятся достойными гражданами нашей страны.

Вот какими заботами, помыслами и должен жить тренер. Этим он не только укрепит свой авторитет, но и лучше поймет,

 

как и чем живут мальчишки. Знания эти пригодятся тренеру в разных ситуациях: и в задушевной беседе, и в споре, и в ходе тренировок.

Все мы, взрослые, любим детей. Дети — наша надежда, наше будущее. Что не успеем сделать мы, взрослые, завершат наши дети. Но педагог, тренер — это категория особая. Здесь в любви к детям не должно быть сомнения. Необходима искренняя привязанность к ним. Каждый тренер должен считать работу с детьми за огромное счастье.

Чему прежде всего призван учить ребят тренер-наставник? Умению трудиться. «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитания», — считал замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский.

Следовать этой первой заповеди — долг и спортивных наставников. Научить ребят трудиться, трудиться осознанно и умело, с улыбкой на лице, трудиться так, чтобы приносить радость и самому себе, и окружающим, — вот цель устремлений тренера.

Итак, учить трудиться. Лучшее для этого средство — личный пример тренера. Замечено: у трудолюбивых наставников, как правило, лентяев не бывает.

Порядок, раз и навсегда установленный в команде, поможет тренеру, опираясь на ведущих игроков, поддерживать высокий уровень дисциплины, трудовую и очень радостную атмосферу в команде. И во время бесед, и на теоретических занятиях непременно следует всячески поддерживать у ребят заинтересованность, стремление вложить в командную «копилку» свои знания, труд, душу.

Это очень важно. Далеко не всегда сразу тренер, да и команда, может осязать плоды общественного труда мальчишки. Но его

 
Library   19   Up


Contents

 

Home
 

порыв, продиктованный велением сердца и долга, никогда не должен пропасть бесследно. Не верю, когда говорят: он от рождения такой упорный, трудолюбивый. Как не рождаются ребята плохими или хорошими, так и трудолюбие воспитывается теми условиями, в которых растет мальчишка.

К сожалению, не перевелись у нас пока еще ребята, мягко говоря, «хитренькие», те, кто норовит добиться положения в команде, а то и спортивной удачи за счет товарища. Но давно известно: кто прячется за спину сильного, тот сам сильным не станет. Такой мальчишка, как правило, вырастает эгоистом: ведь он думает лишь о себе. Он недобр с товарищами, не поделится с ними книгой или вкусненьким, не умеет, не приучил себя делиться и радостью, удачей. Он неискренен с тренерами, с ребятами. Да и с ним никто не желает делить наболевшее, сокровенное. Разумеется, отрицательные качества, вовсе не обязательно сойдутся в фокусе на каком-то одном мальчишке, но и малое проявление этих недостатков должно всегда настораживать тренера.

Да, честность, считаю, является родной сестрой доброты. Наверное, мне везло в жизни: все долгие годы трудился я в хоккее бок о бок с честными, искренними людьми, отличными хоккеистами. Мы, игроки и тренеры команды ЦСКА, даже представить себе не могли какую-либо фальшь, неискренность по отношению к товарищам. Хоккей поможет воспитать у ребят честность по отношению к товарищу, к команде, к спорту. Честность во всем.

Учить ребят открыто высказывать свое мнение товарищу, тренеру, искренне выступить на собрании команды. Не утаить и свой проступок. Никогда и никого не обмануть в разговоре, во взаимоотношениях. Говорить правду родителям и учителям. Короче, вести

 

себя всегда и всюду открыто, правдиво — в этом вижу долг детского тренера.

По отношению к нечестным ребятам тренер обязан проявлять особую твердость характера. Что, однако, здесь важно? Не раз, например, приходится слышать о том, что тренер отчислил из команды мальчишку, который, ну, скажем, взял чужую вещь. Для меня это, как и любая недисциплинированность хоккеиста, никогда не служило поводом избавиться от спортсмена. Если с тобой, тренер, заодно сильный, сплоченный коллектив ребят, такой метод должен быть исключен. В твои тренерские обязанности — повторяю, обязанности — входит воспитание ребят в духе честности, рыцарства. В том числе и тех, кто пока имеет об этом довольно смутные представления. Убежден, что помочь мальчишке преодолеть свои пороки, стать добрым и честным парнем куда важнее, чем научить подростка прекрасно играть в хоккей.

Опираясь на богатый опыт армейского хоккейного клуба детской школы, хочу сказать, что на честность, искренность ребят мы активно влияли действенной политико-воспитательной работой комсомольской организации. Пользу приносили не только комсомольские собрания, где всегда царил дух активности, доброжелательности, но и система различных поручений, поднимающих общественное сознание хоккеиста.

Также всегда давало ощутимые плоды шефство сильных, дисциплинированных хоккеистов над неустойчивыми ребятами.

Прежде всего необходимо напрочь исключить показную шумиху. В общении между ребятами, в отношениях тренера с командой должна присутствовать доверительность, интимность. Воспитывая «трудного» парня, всегда следует помнить, что у него неустоявшаяся, легкоранимая психика, а это требует особо бережного к нему отношения.

 
Library   20   Up


Contents

 

Home
 

Одно из самых счастливых достояний человека — дружба. Здесь мне хотелось бы поговорить о дружбе ребят в хоккейном коллективе.

Бывая в капиталистических странах, я часто задавал тренерам детских команд один и тот же вопрос: входит ли в круг их обязанностей укреплять дружбу юных спортсменов? Многих иностранных коллег вопрос мой явно ставил в затруднительное положение: то ли они не задумывались над тем, дружат ли ребята в команде, то ли им нужно было выиграть время для ответа, но они, как правило, долго молчали. Ответ же обычно был стереотипным: мои парни живут интересами хоккея, и мне, тренеру, в первую очередь важно помочь им овладеть мастерством. А друзей пусть они ищут себе сами.

Проводя в жизнь свои тренерские замыслы, всесторонне воспитывая ребят, мы прежде всего вместе с ними заботимся о создании боевого, сплоченного коллектива. Если в нем царит атмосфера дружбы, то ребята здесь всегда усердно трудятся, у них прекрасное настроение, они умело и весело проводят свой досуг. Такая команда, как правило, и к спортивным успехам продвигается уверенным шагом.

Разумеется, тренер вовсе не обязан подыскивать каждому хоккеисту друга. Для нас, наставников, важно создать в команде такую обстановку, такой микроклимат доверия, при котором каждый сможет свободно высказывать вслух свои мысли и суждения, не опасаясь оказаться неверно понятым, будет всегда уверенным в том, что к его планам и мечтам ребята всегда отнесутся с пониманием и тактом.

Мы знаем: чем выше общая культура мальчишки, тем яснее он воспринимает цели и задачи команды. Такой юный спортсмен способен стать во всем надежным помощником тренера. Возникает вопрос: а тренер? Может ли он

 

рассчитывать на дружбу с ребятами? Ответ как будто напрашивается сам собой: он должен научиться уметь дружить со всеми. Звучит это, однако, поверхностно и несколько формально. Такая рекомендация не вполне жизненна и правдива. Тренер не лишен эмоций, симпатий и антипатий. Кто-то из ребят нравится ему больше, кто-то меньше. Естественно, это не отменяет важнейшего педагогического правила, которое требует ровного и справедливого отношения ко всем ребятам в коллективе. Значит ли это, что симпатии тренера должны быть глубоко упрятаны внутри?

Не претендуя на абсолютную истину, хочу сказать, что лично мне мог понравиться в команде лишь хоккеист дисциплинированный, трудолюбивый, из тех, кто стремится стать не только сильным спортсменом, но и надежным человеком. И об этой моей тренерской «слабости» знали в армейском коллективе игроки разных поколений.

Дружбу, чувство искреннее, чистое, не следует путать с подхалимажем. Есть еще у нас ребята — обычно это, прямо скажем, не сильнее натуры, — которые ищут близости с тренером не совсем честными способами: заискиванием, наговорами на других ребят. Кстати, случается, к этому прибегают и иные родители. В таких случаях тренер обязан решительно отметать ложь, коварство, лесть. Команда, каждый игрок должны знать: тренер не терпит неправды и фальши, непримирим к обману, ему не по душе ребята-льстецы.

Постоянные и доверительные контакты, дружба с тренером приносят детям огромную пользу. Да и тренеру работать в такой обстановке куда интересней, а значит, и легче. Труд тренера в Этом случае быстро приносит зримые плоды.

Нелишне тренеру вести дневник, куда записывать интересные встречи, беседы с детьми, события

 
Library   21   Up


Contents

 

Home
 

в жизни коллектива, причем не только положительные.

Задумывался ли ты, наставник детской команды, вот над чем: вежливы ли твои игроки? Что скрывать, мы бываем подчас свидетелями грубости, эгоизма своих воспитанников. Давайте разберемся, в чем, в каких жизненных ситуациях, как правило, проявляется вежливость юного хоккеиста.

Начнем с утра, с подъема. Каждый ли юноша приучен приветствовать своих родных словами: «Доброе утро!»? Справиться о здоровье больного, если кто-то в доме прихворнул? Умеет ли, направляясь в школу, уступать дорогу девочкам, учителям, взрослым? Как парень приветствует друзей, сверстников? Нет ли в этих приветствиях налета вульгарности? Все это должно интересовать тренера.

Вот простой совет. Сделайте правилом приходить в раздевалку чуть раньше ребят. Тренеру там всегда есть чем заняться. Между делом понаблюдайте, с каким настроением пришел тот или иной хоккеист на тренировку, как он общается с друзьями, как ведет себя. Тренер может здесь же начать с ребятами беседу. Тема разговора возможна любая. Скажем, естественно начать разговор с того, что тренер видел, направляясь на тренировку, поговорить о прочитанной книге, новом кинофильме. А затем исподволь подвести беседу к интересующей теме — поговорить о такте, о вежливости.

Особо мы должны интересоваться отношениями юноши с учителями. Уважение к учителю, его опыту и знаниям мы, тренеры, должны постоянно воспитывать у своих подопечных.

Несколько лет назад команда «Золотой шайбы» была приглашена на турнир в Финляндию. Мы решили включить в команду юных игроков из Москвы, а также хоккейную пятерку из Воскресенска. В этом городе хорошо заботятся

 

о «Золотой шайбе», и мы рады были поощрить и тренеров, и мальчишек. Но оказалось, что ведущему игроку Воскресенского звена Володе С. школьный учитель не дал «добро» на выезд за рубеж. В характеристике было сказано, что Володя плохо ведет себя на уроках, что у него невысока культура, он может позволить себе, например, жевать за партой бутерброд, что он неуважительно, свысока относится к одноклассникам.

Помню, как сильно переживал Володя, что его не взяли. В разговоре с Володей я почувствовал, что он обижен. Мне стало известно, что примерно такой же была реакция родителей.

Он был нужен команде. Ведущий форвард звена, смелый и ловкий, на льду он вел за собой ребят. В любом матче добросовестно помогал партнерам, сам забрасывал шайбы и создавал голевые моменты для товарищей по звену. На собрании команды мы еще раз напомнили о том, что «Золотой шайбе» нужны не только хорошие игроки, но и настоящие люди, умеющие вежливо и корректно вести себя.

Но меня в этом эпизоде удивило и другое. Опытный, преданный хоккею тренер Воскресенской команды не разделял мнения учителя.

Однако чтобы вырастить красивую розу, надо своевременно удалять быстро идущие в рост от корневища вредные побеги. Иначе благородная роза станет шиповником. Это правило полезно знать не только садовникам, но и нам, тренерам.

Рядом с вежливостью я ставлю умение со вкусом одеваться. Нет-нет да и попадаются на улицах, в общественных местах молодые люди, разодетые словно петухи. Лично мне по душе скромность в одежде.

Конечно, большая вина за то, что дети одеваются безвкусно, крикливо, лежит на родителях. Но сейчас разговор с тобой, тренер.

 
Library   22   Up


Contents

 

Home
 

Ты должен уметь тактично исправлять чужие ошибки, воспитывать юного хоккеиста, учить его хорошим манерам, в том числе и прививать ребятам вкус к скромной простой одежде. Какие хотелось бы дать тут советы, высказать просьбы?

Очень важно, как сам ты одет, как одеваются твои дети. Трудно мальчишку убедить в чем-либо, если нет у него перед глазами повседневного примера. Ребята с повышенным интересом наблюдают за тем, как тренер обувает ботинки с коньками. Начищены ли они до блеска? Аккуратно ли обмотана изоляцией тренерская клюшка?

Не могу согласиться с теми коллегами, кто является на тренировку шикарно одетым. В дорогом спортивном костюме они невольно станут опасаться поиграть, повозиться вместе с ребятами, показать им тот или иной прием. Чистеньким, без намека на соленый пот, покидает такой тренер занятия. Трудолюбие затмил внешний лоск. Так завоевывается тренером, увы, липовый авторитет.

Тренера никогда не должна покидать забота об укреплении здоровья юного спортсмена. Известно, что одним из средств является закаливание организма. Закаливание особенно важно с детского возраста. Некоторые родители в этом вопросе, право, выглядят чудаками. На дворе еще осень, а они принуждают сына теплей одеваться. И здесь помимо терпеливого объяснения вредности такой привычки тренер обязан личным примером показать, как надо правильно одеваться зимой и осенью, воспитывая из своих подопечных не неженок, а спартанцев.

Возможно, все то, о чем мы сейчас говорим, не простая проблема для тренера, если он действует в одиночку, не опираясь на мнение коллектива.

Хотелось бы мне дать еще один совет коллегам-тренерам: старайтесь поскорей вырабатывать

 

свое отношение к проступкам ребят. Важно, чтобы и юные хоккеисты заранее знали, как поведет себя тренер в той или иной ситуации, если кто-либо из игроков нарушит правила поведения. Это поможет наставнику ровно и справедливо относиться к каждому из ребят.

Многие тренеры знают, что побеждать в хоккее, а главное, воспитывать настоящих парней невозможно без создания коллектива единомышленников, по-настоящему дружной и дисциплинированной команды.

Что это за коллектив — хоккейная команда? Каковы его особенности? Какие хочется здесь дать советы тренерам?

Прежде всего, тренер обязан как можно быстрее и подробнее узнать о юноше все: как он учится, как проводит свободное время, как относится к родителям, как родители относятся к его увлечению хоккеем, кто у парня друзья. Очень важно также знать тренеру, честен ли юный хоккеист в своих словах и поступках, отзывчив ли он или эгоистичен, аккуратен или неряшлив.

Так же важно тренеру рассказать ребятам о себе. Откровенный разговор в начале работы с командой может стать действенным средством для установления взаимного понимания и доверия.

Разными путями достигается сближение тренера и спортсмена. На этом пути возникают порой конфликтные ситуации.

Скажем, парень активен на поле, лидер своего звена. Но приглядитесь, в каких хоккейных приемах проявляет он активность, старателен ли в обводке, в силовом единоборстве, в завершающей фазе атаки. Заметен ли наш хоккеист на поле в те мгновения игры, когда команда проигрывает? Проявляет ли здесь он свое рвение?

Конечно, тренер, пользуясь своей властью, может создать такую обстановку в команде, что стремление спортсмена проявить

 
Library   23   Up


Contents

 

Home
 

себя будет, мягко говоря, приглушено. Логика здесь возможна такая: создают коллектив без премьеров. Верно ли это решение? Считаю, что нет. Оно в пользу слабых, малоодаренных хоккеистов. Нельзя отнимать у мальчишки стремление быть первым. Создавая звенья в армейской команде ЦСКА и в сборной страны, мы, тренеры, всегда поощряли желание хоккеиста быть заметным на поле. Вряд ли стоит «замораживать» это стремление и тренеру-любителю.

Но есть другая, также не простая, проблема для тренера. Кого, по вашему разумению, следует считать героями матча? Того, кто эффектно забрасывает шайбу, или тех, кто трудится на поле, создает боевой настрой в коллективе, обеспечивает команде победу? На мой взгляд, тех, кто не боится черновой работы.

Давайте представим себе идеального тренера детской хоккейной команды. Он хорошо знает природу хоккея, умеет с большой заинтересованностью посвящать ребят в тайны игры. Умело проводит теоретические занятия и тренировки на земле и на льду. Такой тренер установил раз и навсегда в команде определенный порядок. Тренировки начинаются точно в назначенный срок. Опаздывать на занятия нельзя. Это очень важный дисциплинирующий элемент. Воспитанная с детства пунктуальность становится нормой на всю долгую жизнь. В армейской команде мастеров и в детской хоккейной школе был некогда установлен такой закон: опоздал на тренировку — должен спросить разрешения тренера участвовать в ней да к тому же сделать три кульбита на площадке или на льду. Это наказание не было жестоким, скорее, полезным для спортсмена — ведь, в конце концов, акробатический кувырок способствует поддержанию атлетизма. Но кувырки в качестве наказания вызывали смех всех игроков над незадачливым хок-

 

кеистом. Над ним подтрунивали. И что интересно, опоздания в командах ЦСКА стали вскоре исключительной редкостью.

Чтобы руководить командой, создать сплоченный коллектив, тренер использует инициативу самих ребят. На кого опереться тренеру, особенно на первых порах работы с командой? На капитана. Пионерского звеньевого, если в команде пионеры. Если это уже взрослые ребята, — на комсорга команды, на ведущих игроков.

Помощниками тренера должны стать ребята сильные, волевые. Здесь важно заинтересовать ведущих игроков в выполнении общественных обязанностей, направить их энергию на активное участие в укреплении в команде дисциплины, наведении порядка. Пусть они сообща с тренером воздействуют на тех, кто позволяет себе лениться на тренировках.

В команде избирается звеньевой, а у ребят постарше — комсорг команды. Пионерские и комсомольские вожаки — первые помощники тренера в воспитательной работе. Их интересует все: и учеба, и поведение, и организация досуга ребят. Дружба в коллективе. Им подчинена редколлегия стенгазеты, они несут ответственность и за порядок в команде.

В армейской команде ЦСКА, в сборной страны мы, тренеры, всегда очень дружно, плечом к плечу работали вместе со своими комсоргами. Ими были такие прославленные спортсмены, как Анатолий Фирсов, Игорь Ромишевский, Владислав Третьяк, Сергей Макаров.

Опираясь на комсомольских и пионерских организаторов, умело подсказывая и направляя их деятельность, тренер тем самым поднимет активность ребят. Хорошо, если в команде выпускаются стенгазета, боевые листки. Проводятся соревнования по шахматам, шашкам, настольному теннису и

 
Library   24   Up


Contents

 

Home
 

другим играм. Летом в пионерских лагерях ребятам надо обязательно участвовать в состязаниях по баскетболу, волейболу, сдать нормы ГТО. Все это наверняка поднимет спортивную боеспособность команды.

Не реже одного раза в месяц не считая праздничных дат, в команде должна выпускаться стенгазета. В ней, как правило, отражаются жизнь коллектива, успехи команды, причины ее неудач. На мой взгляд, необходимы разделы «Ребячьи мечты» и «Дружеские шаржи».

К каждой календарной встрече советую выпускать «боевой листок», мобилизующий ребят на игру, ставящий перед хоккеистами конкретные задачи. Такой «боевой листок» может быть выпущен и в честь отличившегося игрока команды, по случаю дня рождения или получения игроком какого-либо приза.

Тренер конечно же обязан, особенно на первых порах, содействовать редколлегии в выпуске стенгазеты, лишенных шаблона «боевых листков». Не лишними будут в раздевалке команды и лозунги, девизы, имеющие отношение к воспитанию юных спортсменов.

Следует поручить одному-двум хоккеистам вести учет и контроль за школьной успеваемостью членов команды, следить за их поведением в школе и вне ее, за участием в общественной работе.

На мой взгляд, хоккейные пятерки должны жить в атмосфере постоянного соперничества между собой, — разумеется, не только на льду. Это придаст будням ребят дополнительный интерес, сделает более активным, содержательным их досуг.

Мы, тренеры, обязаны развивать любознательность ребят, расширять их кругозор. Экскурсии, посещение выставок и музеев, коллективное обсуждение прочитанных книг, коллективные посещения кино, театров, спортивных

 

соревнований с непременным их обсуждением — все это, бесспорно, повысит культурный уровень юных хоккеистов.

В команде должны быть ребята, ответственные за проведение культпоходов.

На каждое тренировочное занятие назначается дежурный по команде. Очередность дежурства можно определить, используя алфавит. Или назначать дежурными сначала вратарей, а затем защитников, хавбеков, нападающих.

Дежурный подчиняется капитану и тренеру команды. В его обязанности входит загодя готовить для тренировки инвентарь, необходимое оборудование, следить за порядком в раздевалке, на тренировочной площадке. За пять минут до начала тренировки дежурный твердым голосом объявляет о выходе команды на площадку. А во время занятия оказывает всемерную помощь тренеру.

Дежурный приходит на тренировку первым, чтобы узнать у тренера, что от него требуется. А уходит последним, завершив все дела и получив за выполнение своих обязанностей оценку наставника.

Важно также постоянно вести в команде трудовое воспитание. Группам ребят из двух-трех человек можно поочередно поручать ремонт клюшек, защитного снаряжения. Это, разумеется, не означает, что хоккеист освобождается от обязанности самому ремонтировать вверенные ему клюшку и щитки. Ребята-умельцы на первых порах могут помочь товарищам дельным советом, как это лучше сделать. А кто должен отвечать за весь трудовой процесс, в том числе за то, как строится или ремонтируется хоккейная площадка, проводится или ремонтируется электропроводка, приводится в порядок негодный инвентарь — лопаты, совки, метлы? Поручим эти функции капитану команды. И, естественно, он вместе с дежурным

 
Library   25   Up


Contents

 

Home
 

пусть организует расчистку и заливку льда на катке.

Будет, полагаю, полезно, если тренер привлечет к постоянной работе с командой двух-трех родителей. Контакт с родителями поможет ему постоянно быть в курсе домашних и школьных дел юных хоккеистов. Необходимо систематически, три-четыре раза в год, проводить родительские собрания, на которых тренер держал бы отчет о проделанной работе, рассказывал о дальнейших планах команды, высказывал свое мнение о каждом хоккеисте. Тренер здесь может ставить перед родителями задачи по трудовому, эстетическому воспитанию сыновей.

Создание коллектива с привлечением к этому делу фантазии и инициативы ребят сделают занятия творческими. И тогда даже на самых трудных тренировках непременно будут улыбки.

А как, спросите, поступать с недисциплинированными ребятами? Тренер, повторяю, не имеет морального права за первую же провинность отчислять парня из команды. Он набирается терпения, ищет ключ к сердцу юноши. Пытается внушить ему необходимость раз и навсегда подчиняться порядку, установленному в коллективе.

Формы и методы такого воспитания могут быть различны. Любую недисциплинированность не следует скрывать от ребят. Непростительно, да и просто вредно, закрывать глаза на проступки игроков. Меры наказания? Это может быть и устное внушение, и выговор перед строем, и временное отстранение от тренировок. Есть, наконец, контакт с родителями, со школой, с пионерской и комсомольской организациями, чем должен воспользоваться тренер, если он исчерпал возможности своего влияния на недисциплинированного парня.

Эти советы даются на тот случай, если парень любит хоккей, дорожит им, способен добиться каких-либо успехов.

 

К сожалению, нередки случаи, когда юный хоккеист, проявив недисциплинированность в одной команде, не желает подчиняться установленному порядку и уходит в другой коллектив. Такого хоккеиста там принимают, да еще, если он хороший игрок, и с распростертыми объятиями.

Тренер, от которого так бесцеремонно ушел игрок, должен, считаю, проявить характер, довести дело до конца. Без разрешения тренера и коллектива хоккеист покинуть команду не может. Это закон нашей жизни. И тем, кто нарушает этот порядок, на мой взгляд, не место в хоккее. В этом справедливом требовании наставника, уверен, поддержат и местная федерация хоккея, и комсомол, и спортивные организации.

Переход же игрока из одного коллектива в другой по согласованному решению тренеров команд, вызванный уважительными мотивами, — это дело совсем другое. Нелишне завести такой порядок. Хоккеисту дается характеристика, где отмечены его достоинства и не скрываются слабости как игрока, как члена коллектива. На общем собрании ему дается наказ. Так, тепло, по-хорошему можно провожать игрока, переходящего из одного коллектива в другой.

Другой сложный вопрос — как поступить с юношей, если он слабый хоккеист, не имеет большой перспективы, хотя очень и очень старается?

Проверь, десятки раз проверь сам себя, тренер: все ли ты делаешь для того, чтобы помочь парню стать хорошим хоккеистом? Внимателен ли к нему, ту ли поручаешь роль? Поддерживаешь ли его в тяжкие минуты? Как относятся к нему товарищи по команде? И если убедишься, что твои тренерские возможности исчерпаны, ты сделал все от тебя зависящее, а он не тянет, если рядом есть другой, более способный паренек, лишь тогда откажись от него.

Отчисление юноши из коман-

 
Library   26   Up


Contents

 

Home
 

ды — это всегда очень тяжелый момент. Вспомните, каким радостным был тот день, когда впервые пришел он в команду. Но если ты, наставник, проявил терпение, «семь раз отмерил», то расставание парня с коллективом проведи честно, бесконфликтно. Пригласи на беседу родителей. Желательно присутствие при разговоре и капитана команды. Объясни, почему ты отказываешься от услуг парня. Но оставь надежду, что он еще может стать хоккеистом,

 

если подтянется, проявит характер. Возможно, он, как говорится, не рожден для хоккея и ему целесообразней заниматься другими видами спорта. Тренер и здесь, прощаясь с юношей, остается лицом заинтересованным, может дать ему ряд деловых советов. И тысячу раз прав тот наставник, который в своей работе придерживается такого девиза: если из парнишки не выйдет выдающегося игрока, то настоящий человек вырастет обязательно.

 

 

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


ТРЕНИРОВКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

   


В. М. Колузганов, кандидат педагогических наук
 

Отчетливо выраженной тенденцией современного хоккея является дальнейшее повышение интенсивности и жесткости игры: постоянно возрастает общее количество атак (на чемпионате мира 1977 г. оно составляло в среднем 120 атак за матч, а на чемпионатах мира 1985 — 1986 гг. — 140 — 145 атак), силовых единоборств (в 1979 г. в среднем было 86, а в 1985 — 1986 гг. — 122 — 124), индивидуальных технико-тактических действий с шайбой (65 — в 1983 г., 77 — в 1984 г.) При этом увеличилось и число спортсменов, участвующих в каждом игровом эпизоде.

Современный хоккеист должен владеть более совершенным технико-тактическим мастерством, быстрее ориентироваться в игровых ситуациях, принимать верные решения и быстро их реализовывать, так как ему приходится выполнять сложные игровые действия в условиях постоянно возрастающего активного силового противодействия соперника при дефиците времени и пространства. Следовательно, современный хоккей предъявляет все возрастающие

 

требования к физической, технико-тактической и психической подготовленности спортсменов, что, в свою очередь, вызывает необходимость дальнейшего совершенствования процесса подготовки хоккеистов высокой квалификации.

Вместе с тем известно, что наибольшие объемы тренировочной работы хоккеисты выполняют в подготовительном периоде, а результаты в соревнованиях во многом определяются эффективностью учебно-тренировочного процесса в этом периоде, в связи с чем вопросы организации и содержания подготовки на данном этапе годичного цикла у хоккеистов высокой квалификации являются актуальными.

В научно-методической литературе имеются работы, в которых рассматриваются вопросы пост-роения и содержания тренировочного процесса у высококвалифицированных хоккеистов (В. И. Колосков, 1974; В. П. Климин, В. И. Колосков, 1982; А. Ю. Букатин, 1982; В. М. Колузганов, 1982). Однако ряд аспектов, касающихся оптимального соотношения средств общей и специаль-

Library   27   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало