Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

минуты штрафа, в то время как за предыдущие 17 игр он набрал 50 мин штрафного времени.

Была одержана единственная победа на выезде, причем в решающем матче, от исхода которого зависело, остаться команде в высшей лиге или нет. Было одержано 5 побед, причем большинство из них с крупным счетом (8 : 0, 8 : 2, 7 : 2, 4 : 0) и над командами, занявшими высокие места в итоговой турнирой таблице чемпионата, (3, 5 и 6-е места). Поражения с минимальным счетом были только от чемпиона СССР (4 : 5) и второго призера первенства (3 : 4).

Следует отметить повышение игровой дисциплины хоккеистов, благодаря чему снизилось штрафное время, полученное командой. Полностью исчезли перебранки на поле и апеллирование к судьям.

Успех работы психолога, с нашей точки зрения, прежде всего предопределило полное взаимопонимание и взаимосодействие со старшим тренером команды, а благодаря этому и с игроками. Практически ни разу не получалось так, чтобы психолог внушал во время сеанса психорегуляции одни установки хоккеистам, а тренер на собрании команды — другие. Это и обеспечило успешность работы по психорегуля-

 

ции, а в конечном итоге и результативность игры комадны.

Мы полагаем, что работа с ключевыми игроками команды в каждой из ее линий (а при необходимости и с вратарями) наряду с рекомендациями тренерам по психологической тактике работы с командой в целом снесла определенный вклад в изменение отношения игроков к своему делу, психологии поведения и деятельности на поле, в улучшение общекомандной игры и результативности ее ведения отдельными игроками. С каждой встречей команда прибавляла и в уверенности в успешном завершении турнира.

В заключение хотелось бы сказать, что описанная выше работа по психодиагностике и психорегуляции в кризисных для команды ситуациях возможна (с соответствующей коррекций) и в других игровых видах спорта (хоккее с шайбой, на траве). Однако намного полезней проводить целенаправленную работу по психологической подготовке хоккеистов начиная с подготовительных сборов и вести ее планомерно и целенаправленно в течение всего сезона. В таком случае можно будет избежать многих провалов и стрессовых ситуаций во время турнира, а «скорая психологическая помощь» не потребуется.

 

 

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ КОМАНДЫ

   
И. В. Захаркин
 

Использование приемов психорегуляции оказывает большой эффект для снятия психического напряжения у спортсменов. Особенностью соревновательной деятельности хоккеистов является плотный календарь соревнований — игры проводятся через 2 — 3 дня. Спортсмены постоянно думают о предстоящей игре, а это мешает хорошему отдыху, подготовке к матчу. В этом случае, по данным литературных источников, лучшим способом для отвлечения мыслей хоккеистов и снятия эмоционального напряжения являются приемы коллективной психорегуляции. К ним относятся: просмотр специально подобранных кинофильмов, концертные программы психорегулирующей направленности.

В нашем эксперименте в целях изучения влияния коллективных средств психорегуляции для оптимизации эмоционального состояния хоккейной команды использовались художествен»

 

ные кинофильмы разной тематики. При этом исследовались динамика симпатоадреналовой системы до и после кинофильма и показателей электрокожного сопротивления (ЭКС). Одновременно изучалось влияние приемов коллективной психорегуляции на результат спортивного поединка.

В качестве примера приведен фильм «Карнавальная ночь» с участием И. Ильинского. Во время демонстрации фильма спортсмены много смеялись, обменивались мнениями, находили в некоторых ситуациях фильма моменты, сходные с теми, что бывают в жизни их команды, и по этому поводу высказывались добрые шутки. Поскольку в фильме отсутствуют какие бы то ни было тревожные элементы, вызывающие чувство агрессивности, выделение катехоламинов увеличилось (табл. 1), что отражает, как мы полагаем, «интенсивность», а не качество эмоционального возбуждения.

Library   62   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

 

Активация симпато-адреналовой
системы во время демонстрации
кинокомедии

 

Показатель

Экскреция КА

до просмотра

после просмотра

Адреналин

Норадреналин

Дофамин

ДОФА

2,9±0,4

4,1±0,3

220,3±8,9

15,8±0,5

3,8±0,3

5,6±0,5

228,8±10,1

16,4±0,6

 

Демонстрация кинокомедии вызвала увеличение экскреции обоих звеньев симпато-адреналовой системы. Выделение адреналина увеличивалось на 37%, норадреналина — на 36%- Отмечается некоторое увеличение экскреции предшественников — ДОФА и дофамина. При этом происходит увеличение показателей ЭКС в команде от 44 до 56 кОм.

Другим примером может служить американский художественный фильм «Джанго». Герою фильма приходится преодолевать различные препятствия, он многое теряет, но, несмотря ни на какие трудности, добивается победы. Во время демонстрации кинофильма игроки команды активно переживали за героя фильма. Хоккеисты как бы соразмеряли трудности героя с трудностями своей команды, а победу героя фильма над очередным врагом — с победой над очередным соперником команды. Демонстрация данного фильма способствовала резкой активизации симпато-адреналовой системы (табл. 2), особенно медиаторного звена (увеличивалась экскреция норадреналина), при этом отмечалось изменение показателей ЭКС, свидетельствую-

Таблица 2

 

Активация симпато-адреналовой системы
во время демонстрации художественного
фильма героической направленности

 

Показатель

Экскреция КА

до просмотра

после просмотра

Адреналин

Норадреналин

Дофамин

ДОФА

3,8±0,3

5,3±0,3

224,8±8,7

16,3±0,4

7,6±0,6

10,9±0,5

257,2±7,4

16,8±0,4

 

щих об увеличении эмоционального напряжения.

Фильмы лирической направленности вызывали незначительную активацию САС, а в отдельных случаях экскреция катехоламинов даже уменьшалась. Фильмы исторической тематики способствовали увеличению экскреции катехоламинов в случае, когда сюжет фильма увлекал спортсменов, и в фильме часто встречались эпизоды противоборства как среди отдельных людей, так и между группами людей. Следовательно, повышению активности САС способствовали фильмы высокой эмоциональной насыщенности, приключенческого характера.

Таким образом, демонстрация кинофильмов спортсменам накануне матча способствует изменению эмоционального состояния хоккеистов, что отражается в изменении показателей ЭКС и реактивности симпато-адреналовой системы. В то же время вызванное показом кинофильмов увеличение экскреции катехоламинов благоприятно сказывается на деятельности спортсменов на следующий день и способствует оптимальной активации САС непосредственно перед соревнованиями.

Аналогичное исследование было проведено для определения влияния концертных программ с целью регуляции эмоционального состояния спортсменов хоккейной команды. Исследовалось воздействие концертов, встреч с разными артистами.

В качестве примера мы приведем результаты обследования игроков команды во время концерта с участием любимого командой артиста. На концерте хоккеисты активно реагировали, выражали восхищение и одобрение, что вызвало увеличение экскреции катехоламинов (табл. 3) после концерта.

 

Таблица 3

Активация симпато-адреналовой системы
во время просмотра концертных программ

 

Показатель

Экскреция КА

до концерта

после концерта

 

Адреналин

Норадреналин

Дофамин

ДОФА

4,3±0,3

6,9±0,5

228,1±11,1

17,6±0,4

10,5±0,6

12,2±0,5

263,1±11,4

18,7±0,8

 
Library   63   Up


Contents

 

Home
 

Экскреция адреналина увеличилась в 2,4 раза по сравнению с фоновыми показателями, а норадреналина — в 1,8 раза. Анализ результатов экскреции катехоламинов во время психорегулирующих мероприятий показал, что наиболее эффективным средством регуляции эмоционального состояния хоккеистов стали демонстрация кинофильмов и показ концертных программ с целенаправленным психорегулирующим воздействием. Эти изменения сопровождались мобилизацией резервных возможностей (увеличивалась экскреция дофамина и ДОФА), что также способствовало оптимальной активации симпато-адреналовой системы на следующий день, в предыгровой период.

Проведенные мероприятия позволили «снять» эмоциональное напряжение перед игрой, а также способствовали успешной игровой деятельности хоккеистов.

На основании длительных педагогических наблюдений установлено, что все хоккеисты перед матчем предвосхищают события предстоящей игры. Индивидуальные различия в протекании эмоциональных реакций зависят от типа личности спортсмена. Есть хоккеисты, которые испытывают чрезмерное волнение перед игрой, другие уверены в победе, но все участники игры испытывают эмоциональное возбуждение.

Можно полагать, что на базе инди-

 

видуальных эмоциональных состоянии формируется командное эмоциональное состояние. Оно зависит от класса, турнирного положения команды, силы предстоящего соперника. При этом можно отметить, что на формирование эмоционального состояния команды влияет сходство индивидуальных эмоциональных реакций хоккеистов. Может быть у всех игроков команды «боевая готовность» или «предстартовая лихорадка», может быть рассогласование индивидуальных реакций: у группы спортсменов «предстартовая лихорадка», у других — «готовность», у третьих — апатия, что является худшим вариантом. Взаимосвязи индивидуальных и командных состояний должны учитываться при выборе средств психорегулирующего воздействия для оптимизации эмоционального состояния спортсменов.

Если за день до игры спортсмены испытывают неуверенность, необходимы меры, направленные на переключение внимания. К ним относятся такие традиционные средства, как психорегулирующая тренировка (аутогенная тренировка), психомышечная тренировка или нетрадиционные средства индивидуального и коллективного психологического воздействия: просмотр специально подобранных кинофильмов и встречи с любимыми артистами, что подтверждается проведенными исследованиями.

 

 

ЗА РУБЕЖОМ


СКОТТ БОУМЕН О ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЕ

   
В. Николаев, ВНИИФК
 

Имя Скотта Боумена — одно из крупнейших хоккейных авторитетов Национальной хоккейной лиги — хорошо известно специалистам и болельщикам в СССР. Журнал НХЛ «Гоул» опубликовал статью, в которой Боумен рассказывает о своих взглядах на тренерскую работу.

Боумен начал свою тренерскую карьеру в команде «Монреаль канадиенс» в 1954 г. С 1957 по 1966 г. он помогал известному тренеру Сэму Поллаку в подготовке юниоров этого клуба. В сезоне 1966/67 г. Боумен был тренером команды «Сент-Луис блюз», которая без особого блеска выступила в чемпионате НХЛ. В 1971 г. Боумен вновь вернулся в «Монреаль канадиенс», которую тренировал в течение 8 лет. За это время

 

«Монреаль» пять раз завоевывала Кубок Стэнли и неоднократно встречалась с советскими хоккеистами.

В 1979 г. Боумен перешел в полностью омоложенную команду «Буффало сейбрс», в которой занимает пост директора по хоккейным вопросам, генерального управляющего и старшего тренера.

Боумен всегда считался в НХЛ самым жестким тренером, которого многие игроки просто ненавидели. Тем более удивительным может показаться следующее его заявление: «Не следует тренироваться слишком долго или использовать чрезмерные нагрузки. Следует помнить о том, что игра может быть проиграна на тренировке». И Боумен действительно умеет рационально

Library   64   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало