|
||||
рить по воротам, пытался отдать пас партнерам. Все это усугублялось к тому же, как нам удалось установить во время психофизиологического обследования хоккеистов, сильным психическим и физическим утомлением ведущих игроков. Результаты бесед с тренерами и игроками на сборе, а также наблюдений за бытом спортсменов, их взаимоотношениями, тренировочным процессом показали, что внутрикомандный разлад не носит антагонистического характера конфликта «игрок — игрок» или «тренер — команда». Одной из причин кризиса явился недостаточный предсезонный психологический настрой хоккеистов на успешное выступление в первенстве страны. Поражения команды в ходе чемпионата направили естественные в таких случаях агрессивные реакции спортсменов по отношению друг к другу по пути наименьшего сопротивления (поиск виновного лица во время игры). Отсюда вытекала первая и основная задача психорегуляции — направить эмоции игроков в иное русло, а именно на жажду победы, сконцентрировав их энергию и силы общекомандной целью. Работа по регуляции состояния хоккеистов и внушению им уверенности в себе, на наш взгляд, должна была одновременно устранить и такие негативные явления, как перебранка на поле, и так называемую раздражительную слабость, когда спортсмены переходят от игрового бессилия, неспособности переломить ход игры в свою пользу к мстительной грубости. В каждой команде есть ключевые игроки, от которых зависят организация взаимодействия, игровой почерк всей команды. В данном случае требовал психической поддержки ряд таких хоккеистов. Вместе с тренером мы отобрали в линиях нападения, полузащиты и защиты для индивидуальных занятий по одному игроку каждого амплуа (соответственно Ч-ва, М-ва и С-ва). Кроме того, по личному желанию в группу психорегуляции были включены еще два полузащитника и один защитник. Помимо общей задачи, указанной выше, работа по психорегуляции имела индивидуальные особенности в связи с диагностированными «узкими местами» в игровой манере хоккеистов. Такими слабыми технико-тактическими звеньями их деятельности оказались: — для Ч-ва: поспешность и бесхитростность в завершающей стадии атаки, отсутствие тактики микропауз; — для М-ва: излишняя осторожность, уход от ответственности взять игру на |
себя в голевых ситуациях, удары по воротам, обыгрыш соперника; — для С-ва: излишняя резкость в игре, связанная с его повышенной эмоциональной возбудимостью, что часто приводило к ненужным удалениям. Было установлено также, что у перечисленных игроков повышен уровень нервно-эмоциональной напряженности (по данным методов измерения электрокожного сопротивления) и снижен уровень работоспособности (по данным метода измерения квазистационарного потенциала коры головного мозга), что также подтверждалось наблюдениями и мнениями тренера и врача команды. Это обстоятельство требовало включения в программу психорегуляции мероприятий по восстановлению. Все вышеперечисленные задачи решались с помощью приема «репортажа», разработанного В. Н. Некрасовым, во время психотерапевтических сеансов. Такие сеансы проводились следующим образом. Первоначально использовалась обычная психотерапевтическая техника ввода спортсмена в состояние мышечного расслабления и повышенной внушаемости. По достижении необходимого сноподобного состояния моделировалась ситуация предстоящей игры. Психолог как бы вел репортаж о ходе будущей игры, выделяя в ней действия конкретных спортсменов. Для подкрепления эффекта внушения использовался генератор «белого» шума. Регулируя его громкость, имитировали реакцию трибун (болельщиков) на действие игрока в нужном по ходу сценария русле. Указанный сценарий воображаемой игры разрабатывался психологом совместно с тренером, который заранее в письменном виде представлял для каждого игрока тактическую установку на матч с конкретной командой. В свою очередь, психолог одновременно с тренерскими установками вводил в сюжет предстоящей имитации игры и свои психологические установки. При идеомоторной актуализации различных игровых ситуаций давались, например, такие установки: «Ваш партнер по игре ошибся... Вы находитесь рядом с ним... Ни слова упрека в его адрес... Вы его ободряете несколькими словами... Все эмоции только в игровую злость, жажду гола, стремление подавить соперника своей активностью...» Или: «Вы ошиблись... Никаких эмоций, получится в следующий раз... Не снижать активности, брать инициативу на себя... Вас никто не уп- |
|||
60 |
|
||||
рекнет в ошибке... Играю смело, раскованно...» и т. д. «Вы чувствуете усталость... Тяжелеют ноги... Трудно заставить себя бежать за мячом, догонять соперника... Тяжесть нарастает... давит вас... Но это временное состояние... Надо с ним бороться... Не останавливаться, преодолевать его... Вы можете преодолеть себя... У вас твердая воля... Уходит чувство тяжести... Тело становится легким... Вы чувствуете прилив сил и энергии... Приходит уверенность в себе, удовлетворение от того, что вы преодолели себя... К вам приходит второе дыхание...» и т. д. Моделируя голевую ситуацию (в частности, для Ч-ва и М-ва), акцентировали внимание на действиях игрока, направленных на обводку и удары по воротам. При этом развитие событий строилось так, что отмечались сначала промахи и неудачи, на которые давалась установка, что ничего страшного не случилось и никто не упрекнет игрока (это подкреплялось предварительной договоренностью с тренером команды о том, чтобы на неудачу хоккеиста не было ответных «разносов» с его стороны или со стороны игроков). Затем моделировалась ситуация успеха. Установки давались примерно следующего содержания: «Вы подхватили мяч и устремились к воротам соперника... Ваши партнеры отстали... Обостряете ситуацию... У вас голевая позиция... Удар!.. Мяч летит мимо ворот... Никаких эмоций... Вас никто не упрекнет в ошибке. Снова вблизи ворот мяч у вас... Удар!.. Вратарь отбивает мяч... Вы устремляетесь на добивание... Удар!.. Штанга... Снова добивание... Удар!.. Гол!!!» (при этом наращивается громкость в генераторе «белого» шума, имитируя одобряющий гул трибун). «Не отходите в глубь обороны... Открывайтесь на свободных местах... Действуйте на острие атаки... Получаете мяч... Обостряйте ситуацию»... и т. д. Моделируя игровые ситуации (в частности, для С-ва и Б-ва), акцентировали внимание на переводе отрицательных эмоций (вызванных пропущенным к своим воротам соперником, забитым противником голом, грубостью со стороны соперника, необъективностью судейства) с имеющегося уже стереотипа срыва злости на партнере или сопернике в игровые эмоциональные установки типа «Чем напряженнее ситуация в игре, тем более я становлюсь собранным, хладнокровным и целеустремленным...» или «Вас ударили клюшкой по ногам... Не отвечайте грубостью на грубость... Соперник будет наказан штрафом... Сумей- |
те использовать его грубость на пользу команде...» Для других игроков при моделировании игровых ситуаций акцентировалось внимание на тактике «зрячести», элементах хитрости, необходимых для разнообразия его несколько прямолинейной тактики и излишней горячности поведения на поле, в сильной степени сужающих сферу его внимания в игре (в частности, для Б-ва и С-ва). Вводились и чисто психологические установки (но опять-таки в рамках игровых ситуаций), например необходимость сознательно методом аутотренинга потенциировать отдых в игровых паузах (на скамейке запасных, штрафников или при перемещении игры на нейтральную территорию). После игровой идеомоторной части сеанса вводились установки на уверенность в себе, своих силах, чувство полного удовлетворения своей игрой, затем на восстановление и приятный отдых с переводом сеанса в естественный сон и внушение бодрости после пробуждения. Сеанс занимал от 20 до 30 мин времени по мере естественного в таких случаях роста обучаемости спортсменов. Следует также упомянуть и кратковременные (длительностью до 3 — 5 мин) сеансы во время игры на скамейке запасных, направленные на снятие избыточного нервно-психического напряжения, проявляющегося у многих хоккеистов в начале матча. По мере работы отмечено улучшение психофизиологических показателей уровня нервно-эмоциональной напряженности и работоспособности спортсменов. В наблюдаемых после проведения работы по психорегуляции играх внимание фиксировалось на том, как внушенные установки реализуются в деятельности в конкретных игровых действиях спортсменов. В результате описанной работы команде удалось выполнить поставленную задачу и остаться в высшей лиге. За 9 игр, перед которыми проводилась работа по психорегуляции, команда набрала больше очков (10), чем за все 17 предыдущих игр (9). За это время команда забила 30 мячей (в среднем 3,3 за игру), за ,все предыдущие игры — 39 (2,3 за игру), пропустила 18 мячей (2 за игру), за предыдущие игры — 56 (3,3 за игру). Ч-в за эти 9 матчей забил 9 мячей (1 за игру), а за все предыдущие — 6 (0,4 за игру). Обращает на себя внимание то, что С-в за это время не получил ни одной |
|||
61 |
|
||||
минуты штрафа, в то время как за предыдущие 17 игр он набрал 50 мин штрафного времени. Была одержана единственная победа на выезде, причем в решающем матче, от исхода которого зависело, остаться команде в высшей лиге или нет. Было одержано 5 побед, причем большинство из них с крупным счетом (8 : 0, 8 : 2, 7 : 2, 4 : 0) и над командами, занявшими высокие места в итоговой турнирой таблице чемпионата, (3, 5 и 6-е места). Поражения с минимальным счетом были только от чемпиона СССР (4 : 5) и второго призера первенства (3 : 4). Следует отметить повышение игровой дисциплины хоккеистов, благодаря чему снизилось штрафное время, полученное командой. Полностью исчезли перебранки на поле и апеллирование к судьям. Успех работы психолога, с нашей точки зрения, прежде всего предопределило полное взаимопонимание и взаимосодействие со старшим тренером команды, а благодаря этому и с игроками. Практически ни разу не получалось так, чтобы психолог внушал во время сеанса психорегуляции одни установки хоккеистам, а тренер на собрании команды — другие. Это и обеспечило успешность работы по психорегуля- |
ции, а в конечном итоге и результативность игры комадны. Мы полагаем, что работа с ключевыми игроками команды в каждой из ее линий (а при необходимости и с вратарями) наряду с рекомендациями тренерам по психологической тактике работы с командой в целом снесла определенный вклад в изменение отношения игроков к своему делу, психологии поведения и деятельности на поле, в улучшение общекомандной игры и результативности ее ведения отдельными игроками. С каждой встречей команда прибавляла и в уверенности в успешном завершении турнира. В заключение хотелось бы сказать, что описанная выше работа по психодиагностике и психорегуляции в кризисных для команды ситуациях возможна (с соответствующей коррекций) и в других игровых видах спорта (хоккее с шайбой, на траве). Однако намного полезней проводить целенаправленную работу по психологической подготовке хоккеистов начиная с подготовительных сборов и вести ее планомерно и целенаправленно в течение всего сезона. В таком случае можно будет избежать многих провалов и стрессовых ситуаций во время турнира, а «скорая психологическая помощь» не потребуется. |
|||
|
||||
И. В. Захаркин |
||||
Использование приемов психорегуляции оказывает большой эффект для снятия психического напряжения у спортсменов. Особенностью соревновательной деятельности хоккеистов является плотный календарь соревнований — игры проводятся через 2 — 3 дня. Спортсмены постоянно думают о предстоящей игре, а это мешает хорошему отдыху, подготовке к матчу. В этом случае, по данным литературных источников, лучшим способом для отвлечения мыслей хоккеистов и снятия эмоционального напряжения являются приемы коллективной психорегуляции. К ним относятся: просмотр специально подобранных кинофильмов, концертные программы психорегулирующей направленности. В нашем эксперименте в целях изучения влияния коллективных средств психорегуляции для оптимизации эмоционального состояния хоккейной команды использовались художествен» |
ные кинофильмы разной тематики. При этом исследовались динамика симпатоадреналовой системы до и после кинофильма и показателей электрокожного сопротивления (ЭКС). Одновременно изучалось влияние приемов коллективной психорегуляции на результат спортивного поединка. В качестве примера приведен фильм «Карнавальная ночь» с участием И. Ильинского. Во время демонстрации фильма спортсмены много смеялись, обменивались мнениями, находили в некоторых ситуациях фильма моменты, сходные с теми, что бывают в жизни их команды, и по этому поводу высказывались добрые шутки. Поскольку в фильме отсутствуют какие бы то ни было тревожные элементы, вызывающие чувство агрессивности, выделение катехоламинов увеличилось (табл. 1), что отражает, как мы полагаем, «интенсивность», а не качество эмоционального возбуждения. |
|||
62 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |