Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

служивает высокий процент брака в следующих технических элементах игры: передачах мяча (соответственно 36,5 и 42,6%), обводке (35,7 и 37,7%), единоборствах (37,9 и 46,5%), приеме мяча (40,0 и 52,8%), ударах по воротам (соответственно 60,0 и 42,8%). Следует отметить, что наши хоккеисты не забили ни одного мяча из стандартных положений, а то время как финские хоккеисты забили в ворота сборной СССР 4 мяча с углового, а шведы — 1 мяч со штрафного. На чемпионате наши хоккеисты дважды не реализовали 12-метровый штрафной удар.

Игры с командами Финляндии и Швеции вскрыли существенное отставание большинства наших хоккеистов в следующих компонентах игры:

качество выполнения технических приемов (передачи мяча, обводка, единоборства, удары по воротам), своевременность и рациональность их применения;

стартовая скорость (хотя в дистанционной наши хоккеисты имеют определенное преимущество);

тактика игры (имело место неправильное выполнение нашими спортсменами своих игровых функций, нарушение связи между игроками всех линий);

выполнение стандартных положений;

техника и тактика игры вратаря;

умение вести жесткую борьбу за мяч по всему полю без нарушения правил (в игре с командой Финляндии у сборной СССР было 50 мин штрафного вре-

 

мени, в игре с командой Швеции — 35 мин).

Результаты IV чемпионата мира среди юношей показали, с одной стороны, возросший уровень подготовленности зарубежных команд, с другой — низкое качество подготовки кандидатов в сборную команду СССР на местах.

Для улучшения подготовки резервов, на наш взгляд, необходимо решить как организационные, так и методические вопросы, в частности:

в ближайшее время открыть специализированные детско-юношеские школы по хоккею с мячом в городах, где имеются команды высшей и первой лиг, с обязательным открытием спецклассов по хоккею с мячом в общеобразовательных школах;

увеличить количество заливаемых катков;

увеличить количество проводимых соревнований (районных, городских и т. п.) среди детей и юношей;

улучшить материально-техническое обеспечение подготовки резервов.

улучшить работу тренеров, работающих с резервом нашего хоккея, особое внимание уделив технике и тактике игры индивидуально с каждым игроком, а также на групповом и командном уровне.

Подготовка резервов является залогом дальнейших побед на международной арене.

 

 

НАУКА — СПОРТУ


МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНТРОЛЯ
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
ХОККЕИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

   
В. П. Савин, кандидат педагогических
наук,
В. С. Львов,
Н. Н. Урюпин,
Л. В. Вайсфельд, преподаватели
ГЦОЛИФКа
 

Объективная оценка соревновательной деятельности имеет чрезвычайно важное значение в оптимизации подготовки высококвалифицированных хоккеистов. Она позволяет не только вносить соответствующие коррективы в тренировочные планы и тактические построения команды на последующие игры, но также является необходимым условием оп-

 

ределения основной стратегической линии в подготовке команды.

Практикуемые в настоящее время в хоккее методики педагогических наблюдений имеют ряд недостатков. Например, оценка соревновательной деятельности на их основе исключает дифференцированный подход к качеству выполнения отдельных технико-тактических дей-

Library   46   Up


Contents

 

Home
 

ствий в зависимости от их сложности, условий выполнения и конечного результата. Это значительно снижает объективность информации, получаемой с помощью этих методик, и не способствует повышению эффективности подготовки хоккеистов.

В целях повышения информативности

 

и надежности оценки соревновательной деятельности кафедрой хоккея

ГЦОЛИФКа усовершенствована методика педагогических наблюдений путем разработки и экспериментальной проверки четырехрядной шкалы оценок эффективности технико-тактических действий по пятибалльной системе (табл. 1).

 

Таблица 1

Четырехрядная шкала оценок эффективности выполнения технико-тактических
действий хоккеистов

Игровые приемы

Обводка

Передачи

Прием

Броски

Отбор

Разновидности технических приемов

длинная
длинная
короткая
короткая
силовая
силовая
простая
простая
сложная
сложная
острая
острая
простой
простой
сложный
сложный
простой
простой
сложный
сложный
голевой
голевой
перехват
перехват
выбивание
выбивание
с силовым
с силовым
единоборством
единоборством

Выполнил и создал острый момент у ворот противника

3

4

5

2

4

5

2

2

4

3

4

5

3

3

4

5

Выполнил и не создал острого продолжения или момента у ворот противника

1

2

3

1

2

3

1

2

1

2

3

1

2

3

Не выполнил, но без создания опасных ситуаций для своей команды

–3

–2

–1

–3

–2

–1

–2

–1

–3

–2

–1

–3

–2

–1

Не выполнил, что вызвало тяжелые последствия для своей команды

–5

–4

–3

–5

–4

–3

–5

–3

–5

–4

–3

–5

–3

–5

–3

–5

–3

 

Первый ряд оценок этой шкалы выставляется со знаком «плюс» за рациональное выполнение технико-тактического приема и создание острого момента у ворот противника. Кроме того, за «голевые» броски и острые передачи, после которых шайба была заброшена в ворота соперников, начисляются дополнительные баллы.

Второй ряд также положительных оценок выставляется за правильное выполнение технико-тактических приемов, но без создания острого продолжения в атаке или момента у ворот противника.

Третий ряд отрицательных оценок выставляется за невыполнение технико-тактических приемов, но без создания опасной ситуации для своей команды.

Четвертый ряд отрицательных оценок выставляется за невыполнение технико-тактического приема с последующим созданием голевой ситуации у своих ворот. Кроме того, за невыполнение технико-тактических приемов, в результате которого было зафиксировано взятие ворот, начисляются дополнительно отрицательные баллы.

 

Таким образом, использование данной шкалы позволяет регистрировать и оценивать выполненные хоккеистом технико-тактические приемы в игре по степени их сложности и в зависимости от условий и конечного результата.

После обработки протоколов педагогических наблюдений с учетом показаний четырехрядной шкалы рассчитываются следующие интегральные показатели:

1. Объем (V) — количество технико-тактических действий с шайбой за матч.

2. Плотность (П) — количество технико-тактических действий за 1 мин:

V

П = ——— .

t

3. Качество (К) — разность между суммой баллов положительно и отрицательно оцененных технико-тактических приемов.

4. Брак (Б) — сумма баллов отрицательно оцененных технико-тактических приемов.

5. Коэффициент эффективности (Эф) — отношение суммы баллов поло-

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

 

Показатели объема и эффективности
игровой деятельности хоккеистов
высокой квалификации

 

Фамилия

Показатели

Объем

Плот-
ность

Каче-
ство

Брак

Коэф-
фициент эффек-
тивности

Защитники

Т-в

77,6

3,96

59,6

30,6

72,8

Б-н

76,5

3,32

34,5

47,2

63,1

Б-в

61,75

3,32

34,5

30

65,9

Р-в

57,0

3,14

36,8

28,6

68,7

Ч-в

42,7

2,63

19,5

33,2

53,1

М-в

37,3

2,35

33,0

22,0

70,4

К-о

62,7

4,14

42,7

30,7

73,8

59.4

3,34

37,2

31,8

66,8

±m

14,91

0,56

14,85

9,35

7,69

Нападающие

Ш-в

66,0

3,87

67,7

24,7

78,7

Щ-в

47,0

3,33

56,0

19.2

78,3

К-н

73.8

4,38

82,8

16,2

86,2

Т-в

72,6

4,10

60,6

27,2

76,9

К-в

92,4

4,14

91,6

32,0

78,1

Л-в

67,8

3,90

73,0

19,2

82,7

Б-н

50,8

3,42

43,4

24,0

72,8

О-в И.

40,0

3,57

19,6

30,0

60,6

А-н

50,3

3,45

45,7

26,2

73,7

В-й

34,8

0,35

26,8

15,6

76,3

55,9

3,72

52,7

22,5

76,2

±m

13,13

1,72

21,3

1,85

8,62

 

жительно оцененных приемов к общей сумме баллов выполненных приемов.

Кроме этого, методика позволяет оценивать количественные и качественные показатели выполнения хоккеистами индивидуальных технических приемов (прием, передача, обводка, броски и отбор).

С целью проверки усовершенствованной методики в действии проводились обследования соревновательной деятельности хоккеистов высокой квалификации в играх первенства СССР.

Усредненные показатели результатов обследования 12 игр представлены в табл. 2.

По данным таблицы можно судить, что объем и эффективность технико-тактических действий в среднем по команде и амплуа находится на недостаточно

 
 

высоком уровне, что качество и эффективность выполнения игровых действий достоверно выше у нападающих, чем у защитников. Четко прослеживаются индивидуальные различия в выполнении технико-тактических действий отдельными игроками.

Для определения добротности вновь разработанной методики педагогических наблюдений мы находили величины коэффициентов корреляции между интегральными показателями индивидуальных технико-тактических действий и показателями уровня спортивного мастерства хоккеистов. Для определения уровня мастерства хоккеистов использовалась разновидность квалиметрического метода исследования — метод экспертной оценки.

Группа экспертов состояла из 33 человек, среди них были преподаватели кафедры хоккея ГЦОЛИФКа и слушатели Высшей школы тренеров, имевшие необходимую информацию по исследуемому вопросу. Результаты ранжирования хоккеистов по уровню мастерства пред-

Таблица 3

Ранжирование мастерства хоккеистов команды «Спартак»

№ п/п

Фамилия

Резлпьтаты ранжирования

по амплуа

по команде

Р

интегральный ранг

Р

интегральный ранг

1

Д-о

   

150

4

2

Б-н

90

2

316

9

3

Т-в

35

1

194

7

4

Б-в

181

5

509

16

5

Р-в

105

3

366

11

6

Ч-в

190

6

524

17

7

М-в

201

7

532

18

8

К-о

143

4

443

13

9

Л-о

257

8

657

21

10

О-в

279

9

685

22

11

Ш-в

123

3

169

6

12

Ш-в

128

4

165

5

13

К-н

204

5

148

3

14

Т-в

95

2

108

2

15

К-в

41

1

57

1

16

Л-в

210

6

297

8

17

Б-н

259

7

327

10

18

О-в И.

288

8

438

12

12

А-н

294

9

453

14

20

О-в А.

306

10

472

15

21

Л-в

383

12

634

20

22

В-й

365

11

603

19

 
 
Library   48   Up


Contents

 

Home
 

ставлены в табл. 3. Для оценки согласованности мнений специалистов рассчитывался коэффициент конкордации по формуле:

12S(d2)

w = —————— .

 m2 (n2n)

 

Величины коэффициента конкордации свидетельствуют о высокой степени согласованности экспертов по определению мастерства хоккеистов (табл. 4).

Таблица 4

 

Величина коэффициента конкордации

 

Амплуа

Коэффициент конкордации

Защитники

Нападающие

0,769 при Р < 0,05

0,852 при Р < 0,05

В команде

0,819 при Р < 0,01

 

Для определения информативности интегральных показателей соревновательной деятельности хоккеистов, получаемых на основе педагогических наб-

 

людений с помощью вновь разработанной методики, проводилась ранговая корреляция (по Спирмену).

В табл. 5 приводятся величины коэффициентов корреляции между уровнем мастерства хоккеистов и показателями игровой деятельности отдельно у защитников и нападающих и в целом по команде.

Из таблицы явствует, что показатель объема технико-тактических действий (V) имеет тесную связь с показателями уровня мастерства в среднем по команде и у защитников (r = 0,959 и 0,893), у нападающих связь умеренная (r = 0,661).

Показатель плотности связан заметно по команде (r = 0,716 при Р < 0,01), умеренно у защитников (r = 0,616 при Р < 0,05) и не связан у нападающих (0,649 при Р < 0,05).

Показатель брака и эффективности технико-тактических действий не имеет заметной связи с показателями по команде и амплуа, исключение составляет показатель эффективности (по команде), обнаруживший слабую связь (r = 0,402).

При выявлении связи между уровнем мастерства и суммой всех показателей игровой деятельности также обнаружена высокая связь (r = 761 при Р < 0,01).

 

 

Таблица 5

Взаимосвязь уровня мастерства хоккеистов с показателями
игровой деятельности

 

Амплуа

Игровые показатели

Сумма всех показателей

объем

плотность

качество

брак

коэффициент эффективности

Защитники n = 7

Нападающие n = 10

0,893

0,661

0,616

0,394

0,788

0,649

-0,357

-0.420

0,214

0,394

 

В команде n = 17

0,959

0,716

0,844

0,009

0,402

0,761

Таким образом, проверка вновь разработанной методики на информативность свидетельствует о том, что она добротна и на ее основе можно объективно оценивать игровую деятельность хоккеиста в конкретном матче и в серии игр. Однако во внимание надо принимать три основных показателя: объем технико-тактических действий, плотность, качество выполнения технико-так-

 

тических действии, так как эти показатели высокоинформативные.

Что же касается других показателей (брак и эффективность), то на их основе нельзя оценивать игровую деятельность хоккеистов, хотя и для более полного представления об индивидуальном мастерстве хоккеистов их целесообразно анализировать как дополнительные показатели.

Library   49   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало