Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

заданий должна четко выдерживаться тенденция максимального приближения их к условиях реальных матчей.

Известно, что качество индивидуальной подготовки хоккеиста во многом зависит от эффективности ее учета и контроля. Очевидно, что в рамках общекомандных тренировок нагрузка у отдельных игроков неодинаковая. Это справедливо и в отношении соревновательных нагрузок. В связи с этим представляется актуальным внедрение индивидуального количественно-качественного анализа подготовки хоккеистов.

На практике существует немало вариантов учета тех или иных параметров индивидуальной подготовки. Удачен, думается, следующий графический способ. По вертикали представлены интересующие тренера параметры подготовки: сведения о нагрузке, например, атлетизмом — 40 мин, кросс — 7 км за 34 мин и т. п.; соревновательная деятельность, скажем, за матч — 6 бросков, 8 силовых единоборств или интегральная оценка за игру — «хорошо»; результаты тестирования; сведения о переносимости нагрузок — данные медико-биологического контроля врача или КНГ; состояние здоровья — вес тела, травмы, заболевания и т. п. сведения о днях отдыха, восстановительных мероприятиях — баня, массаж и т. п.; о дополнительных занятиях, индивидуальных тренировках; нарушениях режима — сон, питание и др. показатели; по горизонтали — календарные даты, по которым и фиксируются выше названные, а вернее, избранные тренером параметры.

 

Естественно, что набор показателей подготовки должен быть, с одной стороны, достаточно простым и информативным, с другой — он зависит от возможностей получения подобной информации.

Количественно-качественный анализ дает возможность более объективно и тщательно анализировать динамику подготовленности спортсмена, своевременно выявить, а значит, и устранить недоработки в подготовке.

Резюмируя сказанное, уточним функции тренера и спортсмена. Тренер с участием хоккеиста разрабатывает годовой план индивидуальной подготовки. Тренер составляет тренировочные задания по основным разделам индивидуальной тренировки и осуществляет совместно с игроком количественно-качественный анализ подготовки в целом и вносит необходимые коррективы. Хоккеист реализует план на практике, тщательно фиксирует в дневнике выполненные тренировочные задания, свои ощущения, анализирует свое состояние, регулярно информирует тренера о динамике тренированности, проявляет инициативу с целью рационализации тренировочного процесса и возможно более полного использования своих потенций в тренировках и играх.

Индивидуализация тренировки эффективна лишь в том случае, если между тренером и спортсменом существует деловой постоянный творческий контакт, если основной целью спортсмена и тренера является повышение спортивного мастерства.

 
 

ОБУЧЕНИЕ ДОБИВАНИЯМ И ПОДПРАВЛЕНИЯМ ШАЙБЫ В ВОРОТА

   
Я. Л. Каменецкий, заслуженный тренер РСФСР, старший тренер СДЮШОР «Динамо», Москва
 

С 1978 по 1985 г. сборная команда СССР по хоккею приняла участие в 25 турнирах такого высокого ранга, как олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, Кубок Канады, Кубок Швеции, приз «Известий», приз газеты «Руде право». Только в четырех из этих турниров сборная СССР не занимала 1-го места.

Однако заключительные матчи чемпионата мира и Европы в Праге 1985 г. показали, что нашим основным соперникам в значительной мере удалось найти действенные средства противостояния

 

атакующему стилю игры сборной СССР. Одним из таких средств является игра от обороны по тактической системе 1 — 4. Сборная команда СССР (по данным В. М. Колузганова) в ходе чемпионата за 10 игр провела 947 атак, из которых 565 были позиционными.

В финальном матче со сборной ЧССР наша команда проиграла со счетом 1 : 2, имея игровое преимущество, проведя 87 атак, из которых 64 были позиционными (около 74%). При этом наши хоккеисты практически не создали голевых моментов.

Library   23   Up


Contents

 

Home
  70749-11.jpg

 

Рис. 1. Упражнения на добивание шайбы

 

 

В матче со сборной Канады, проигранном со счетом 1 : 3, из 96 атак, проведенных нашей сборной, 59 были позиционными (около 61% от общего количества атак). Имея в этих матчах игровое и территориальное преимущество, команда не добилась успеха, так как в позиционной игре большего успеха добиваются команды, игроки которых обладают сильными бросками и владеют добиванием и подправлением шайбы.

Таким образом, с увеличением относительной доли позиционных атак результативность игры нашей команды уменьшается. Результативность в позиционной игре в значительной мере зависит от умения сыграть на добиваниях и подправлениях.

Всего за чемпионат мира хоккеисты нашей сборной выполнили 20 добиваний, т. е. в среднем 2 за игру.

Конечно же недостаточное количество добиваний и подправлений не является основной причиной поражения сборной СССР в финальных матчах со сборными

  70749-12.jpg

 

ЧССР и Канады, но улучшение этого показателя в дальнейшем существенно повысит результативность игры нашей команды.

Теоретически в обучении добиванию и подправлению можно выделить два аспекта: технико-тактический и морально-волевой. Проблема обучения, исходя из этих аспектов игры, до сих пор не нашла достаточного отражения как в отечественной, так и в зарубежной методической литературе.

Первый аспект связан с умением игрока выполнить необходимые элементы, а второй — с умением выстоять, испытывая болевые ощущения и жесткое давление со стороны противника.

В данной работе мы представляем ряд упражнений, с помощью которых, на наш взгляд, можно обучать хоккеистов технике добивания и подправления, а затем совершенствовать эту технику.

Обучение навыкам добивания и подправления необходимо начинать после того, как хоккеист овладеет всеми способами бросков шайбы.

В данной работе мы приводим только серию упражнений, построенную по определенному принципу, заключающе-

 
Library   24   Up


Contents

 

Home
  70749-13.jpg

Рис. 2. Упражнения на подправление шайбы

 

муся в усложнении упражнений. По своему желанию тренер может обогатить предложенный набор упражнений, не нарушая общего принципа.

Примерные упражнения на добивание шайбы

Упражнение 1 (рис. 1, а). Организация: 15 — 20 игроков с шайбами располагаются по всей длине поля у бокового борта. Проведение: игрок ведет шайбу поперек поля. Не доходя до борта 3 — 4 м, производит бросок в борт, отскочившую шайбу направляет в мишень, подвешенную на борту. Усложнение: уменьшать расстояние для первого броска, увеличивать силу броска (задание

 

сохраняется); на расстоянии 1,5 — 2 м от борта поставить бортик высотой 20 — 25 см. После ведения игрок выполняет бросок в бортик, затем отскочившую шайбу нужно перебросить через бортик и попасть в подвешенную на борту мишень.

Упражнение 2 (рис. 1, б). Организация: 10 — 12 игроков с шайбами располагаются на красной линии. Перед воротами на расстоянии 3 — 4 м лежат шайбы. Проведение: игрок ведет шайбу и с 7 — 8 м выполняет бросок любым способом, а затем делает ускорение к воротам и добивает одну из лежащих шайб.

Упражнение 3 (рис. 1, в). То же, что и в упр. 2, но шайбы охраняет защитник, препятствуя добиванию. Атакующий должен перехитрить защитника и добить шайбу в ворота.

Упражнение 4 (рис. 1, г). Организация: 10 — 12 игроков с шайбами находятся на красной линии, сбоку от ворот по обе стороны располагаются ассистенты с шайбами. Проведение: игрок ведет шайбу и с 7 — 8 м выполняет бросок по воротам любым способом, затем делает ускорение к воротам и добивает шайбу, посланную сбоку одним из ассистентов.

Упражнения можно выполнять в условиях силового единоборства и изменения исходных позиций для выполнения добиваний.

Примерные упражнения на подправление шайбы в ворота

Упражнение 1 (рис. 2, а). Организация: один из игроков стоит перед воротами без шайбы, другой игрок (с шайбами) находится у синей линии. Проведение: игрок с шайбами делает броски по льду в сторону ворот. Игрок, стоящий перед воротами, выполняет подправления. Усложнение: игрок перед воротами двигается, выполняя подправления.

Упражнение 2 (рис. 2, б). Организация: игроки с шайбами располагаются у боковых бортов на синей линии, в 3 — 4 м от угла площади ворот располагаются игроки без шайб. Проведение: игрок от синей линии бросает шайбу по льду в сторону находящегося у угла площади ворот игрока, который двигается навстречу шайбе и подправляет ее. Упражнение можно выполнять с двух сторон в условиях силового единоборства и изменения исходных позиций для выполнения подправлений.

 
Library   25   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало