|
фективности. При этом важно, чтобы эти результаты отражали динамику развития ведущих игровых функций хоккеиста. Думается, что эта задача посильна только творчески работающим тренеру и хоккеисту. Последовательность выполняемых тренировочных заданий должна быть такой, чтобы обеспечить их все большее приближение к игровым ситуациям реальных матчей, и даже, быть может, сложнее, чем в матчах (например, типичными должны быть ситуации атаки ворот против большинства обороняющихся). При этом хоккеисты должны преодолевать организованную оборону, жесткое силовое противодействие, а не его обозначение.
Весьма непростой вопрос: как планировать и учитывать индивидуальную тренировку, особенно если учесть, что в силу различий в двигательной одаренности, в игровом мышлении и других индивидуальных особенностях разным хоккеистам требуется неодинаковое время для освоения внешне сходных ТТД?
В настоящее время планы индивидуальной тренировки в том или ином виде существуют, учета же практически нет. И тому есть объективные причины: тренеру учитывать индивидуальную тренировку хоккеиста некогда, да и это весьма трудоемкое дело.
Выход, думается, в ведении хоккеистами дневника индивидуальных тренировок, а еще лучше подготовки в целом, что является вполне обыденным делом в так называемых индивидуальных видах спорта.
Кто лучше самого спортсмена знает, что и как он выполнял на тренировке? Не случайно многие выдающиеся хоккеисты отмечают, что рост их спортивного мастерства тесно связан с индивидуальными тренировками в юношеском, а нередко и в «зрелом» возрасте. Поэтому важно научить спортсменов объективно фиксировать и всесторонне анализировать собственную тренировочную и соревновательную деятельность. Задача тренера — направлять индивидуальную тренировку в нужное русло, но не «на глазок», не только по интуиции, но и на основе объективных данных текущего и этапного контроля, анализа игровой деятельности, т. е. тренер должен осуществлять методическое руководство и контроль индивидуальной тренировки хоккеистов.
Годовой план индивидуальной тренировки хоккеиста включает объяснительную записку и основные показатели, отражающие содержание тренировки, сро-
|
|
ки и результаты текущего, этапного и итогового контроля.
В объяснительной записке отражаются сведения о спортивном анамнезе: год рождения, игровое амплуа, число матчей, проведенных, к примеру, в высшей, первой, второй лигах, в сборных командах; освоенный объем тренировочных нагрузок, их специфика (например, тренировки в горах и т. п.); травмы и заболевания, последствия которых необходимо учитывать; характеристики игровой деятельности, задачи индивидуальной тренировки.
Основные показатели индивидуальной тренировки хоккеиста могут включать комплексные задачи совершенствования мастерства или задачи по видам подготовки, которые целесообразно отразить в количественных параметрах и в динамике — исходное, текущее, этапное и итоговое состояние. Если представить годовой план графически, то по оси ординат — задачи, решаемые в индивидуальной тренировке, по оси абсцисс — данные контроля в динамике.
Различают «контроль по объему» и «контроль по процессу» — иными словами, контроль динамики подготовленности хоккеиста в целом или по тем или иным ее компонентам и контроль индивидуальной тренировки (состава средств, методов и др.), а лучше подготовки в целом. При этом важно четко определиться в критериях оценки.
Оценивая содержание индивидуальной тренировки, динамику подготовленности, целесообразно использовать количественные показатели. Например, число выполненных ТТД в игре, тренировке (с учетом их качества, эффективности, целесообразности), число и качество силовых единоборств, двигательную активность и др. Могут иметь место и экспертные оценки в баллах (хотя следует иметь в виду, что определенная доля субъективизма в таких оценках неизбежна). Шкала оценок исходного состояния, текущего, этапного и итогового контроля должна быть идентичной.
В заключение по итогам выполнения индивидуальной тренировки должна быть дана оценка росту спортивного мастерства игрока и указание на имеющиеся резервы в подготовке, чтобы можно было разработать план на следующий сезон.
На основании задач индивидуального плана тренировки разрабатываются тренировочные задания. Тренировочные задания содержат набор упражнений с повышающейся сложностью ТТД и условия их выполнения.
В целом в системе тренировочных |
|