|
Здесь не только поднимается настрой команды, но тренер может уловить и для себя много полезного: излишки волнения или, наоборот, недооценка противника, фактор дружбы и боеготовности. Он проверяет, как дошло его задание до сознания игроков. Обычно тренер может поймать себя на мысли, что ему надо еще что-то доделать до начала встречи, с кем-то потолковать.
Еще один вопрос, относящийся к заданию на матч. Часто такое задание превращается в теоретический диспут, на нем поднимаются теоретические вопросы хоккея, возможно и очень важные для роста команды. Однако этому лучше отводить другое время. Краткость, конкретность задания, лаконичность изложения его тренером создают деловую обстановку, снимают излишки волнения у игроков, у них рождается вера в успех.
Далеко не все мы, тренеры, придаем значение своему поведению в день матча. А зря! Игроки обычно очень чувствительны к тому, о чем и с кем разговаривает тренер, каков его настрой на матч. Многолетний опыт показал, что настрой на матч создает руководитель команды. Здесь один совет: тебя, тренера, ничто не должно отвлекать от предстоящего матча; ты обязан быть в команде, тебя не могут никуда вызвать — в эти предматчевые часы и минуты ты принадлежишь хоккею и команде, и они могут быть решающими для победы коллектива. Я об этом потому говорю, так как знаю, что перед матчем некоторые тренеры позволяют себе «отвлечься», чуть ли не отдохнуть от команды и от хоккея. А что это за тренер, которому команда и хоккей в тягость и он нуждается в отдыхе?
Поведение тренера в раздевалке. Еще раз хочется сказать коллегам, что я не даю какие-то рецепты на все случаи работы, общения тренера с командой. Тренер должен исходить из складывающейся ситуации, учитывать состояние своей команды, силы противника, наконец, его отношения с игроками на данный день.
Я, например, любил сидеть где-то в углу раздевалки и смотреть, как игроки готовят инвентарь и себя перед выходом на лед. Не только смотреть, но и прислушиваться... Здесь ты, тренер, многое узнаешь, постигаешь, проверяешь... Кто-то не в меру весел или, наоборот, скучен, замкнут. А почему бы тебе не помочь одному репликой или краткой беседой, другому необычным взглядом, где в одном случае будет просьба поунять себя, а в другом — добрый совет |
|
поднять голову и уверовать в свою звезду.
Особенно внимательно нужно присматриваться к молодым игрокам, которых вводят в состав, а также к тем, кто, по расчетам тренера, должен сыграть решающую роль в победе команды. И пусть в мыслях тренера, хотя бы вскользь, пройдет последняя тренировка, пусть он сравнит степень серьезности отношения их настроя там и здесь, в раздевалке, на старте матча. Эти сравнения — увиденные и прочувствованные — бесценный педагогический материал для дальнейшей работы тренер! с командой.
Особый интерес представляла для меня разминка в раздевалке. Какой должен быть характер, какова сложность гимнастических, акробатических упражнений. У каждого мастера свой комплекс упражнений. Одни его выполняют страстно, другие — помедленней, как бы переваривая каждое движение. Нельзя было оторвать взгляда от разминки В. Третьяка. Прошли годы, остались в памяти его ответственное отношение к каждому упражнению, в котором присутствовал элемент вратарской игры, постоянный контроль за собой, за движением, которое он выполнял.
Когда команда разминается, задача тренера в том, чтобы одобрить увиденное или оказать помощь конкретным советом: по темпу, амплитуде движений и т. п. Не пройдут мимо тренера излишняя скованность, волнение игроков. И во всех случаях он жестом, словом окажет спортсмену помощь.
Если в разминку на льду включены новые целевые упражнения, нелишне напомнить об их сути, сказать перед выходом на лед капитану, чтобы он обеспечивал четкость их проведения.
Разминка на льду — увертюра к матчу. Обычно у каждой команды имеются свои упражнения, с которыми она выходит на разминку. К сожалению, не перевелись тренеры, копирующие разминку других команд, что говорит о невысоком творчестве наставника. Верно говорят: разминка — увертюра к матчу. Каждый новый соперник требует выбора особой тактики, психологического настроя, а значит, соответственно должна готовиться разминка. Почему бы ведущим командам нашего хоккея не подать пример постоянной новизны в подборе упражнений, которые позволяли бы готовить и нацеливать игроков, звенья на успешное выполнение задания тренера?
Поведение тренера в ходе разминки. Даже классной команде, когда внешне все идет гладко, нужен глаз тренера. По- |
|