Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

 

   
Г. Н. Козловский, старший преподаватель кафедры футбола и хоккея МОГИФКа
 

Юношеский хоккей в нашей стране давно уже стал важнейшей базой подготовки резервов Большого хоккея. Высокие темпы повышения уровня мирового хоккея настоятельно требуют постоянного поиска новых, все более эффективных средств и методов подготовки надежного резерва.

В современном хоккее особое значение приобретает скоростно-силовая подготовка — один из важных факторов повышения мастерства и специальной работоспособности игроков.

Фундамент высоких и стабильных достижений закладывают в детстве и в юношеском возрасте. Анализ накопленного опыта и результатов уже проведенных исследований показывает, что в процессе многолетней тренировки всегда можно найти дополнительные резервы и потенциальные возможности повышения уровня скоростно-силовой подготовленности юных. Среди прочих причин, обусловливающих недостаточно высокую эффективность скоростно-силовой подготовки хоккейной молодежи, хотел бы выделить несовершенство практикуемой методики развития скоростно-силовых качеств. Именно эта причина вызывает необходимость в интересах дальнейшего прогресса мастерства наших резервов оптимизировать учебно-тренировочный процесс прежде всего в плане повышения эффективности средств и методов специальной скоростно-силовой подготовки.

Ныне в теории и методике спортивной тренировки на основе экспериментальных данных разработаны и внедрены в практику новые методические подходы к построению скоростно-силовой подготовки. Исследователям удалось установить, что высокую эффективность тренировочных воздействий обеспечивает применение так называемой сопряженно-последовательной системы использования средств специальной скоростно-силовой подготовки. Основная идея этой системы состоит в последовательном введении в тренировку упражнений с более высоким тренирующим эффектом и в таком их сочетании (сопряжении) во времени, какое создает благоприятные условия для возникновения специфического кумулятивного эффекта нагрузки. А сам кумулятивный эффект выражается в высоком уровне развития способности мышц к проявлению взрывных усилий. Кроме того, в практике тренировки на современном этапе развития спорта все шире используют наиболее

 

эффективные методы сопряженного воздействия — ударный и вариативный, а также самые разные тренажерные устройства для развития скоростно-силовых качеств спортсмена. Особое значение приобретают в этих условиях принципы динамического соответствия в подборе средств тренировки. Основная суть этих методических положений сводится к тому, что для повышения эффективности специальной скоростно-силовой подготовки спортсмена необходимо использовать средства и методы, по структуре движения и нервно-мышечным усилиям адекватные основным соревновательным.

К сожалению, в юношеском хоккее страны эти методические концепции еще не нашли должного применения, что отражается на качестве подготовки хоккейных резервов негативно.

В целях определения путей оптимизации методики специальной скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов на кафедре футбола и хоккея МОГИФКа провели педагогический эксперимент, основной задачей которого было исследование эффективности построения скоростно-силовой подготовки по принципу системного использования средств и методов тренировки.

Объектом исследования стала группа 14-летних (именно этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростно-силовых качеств) воспитанников СДЮШОР «Химик» (Воскресенск) с пятилетним стажем занятий хоккеем. Испытуемых разделили на две группы по 10 человек — контрольную и экспериментальную. По мастерству (II юношеский разряд) и показателям скоростно-силовой подготовленности группы были однородными. Эксперимент длился 12 недель в подготовительном периоде в условиях естественных тренировок. Каждая группа проводила в неделю по три занятия скоростно-силовой направленности и выполняла определенный объем другой тренировочной работы. Различия в тренировочных программах групп на период эксперимента касались лишь содержания скоростно-силовой подготовки. Если в контрольной группе применяли традиционные и наиболее часто используемые в тренировках юных средства и методы — упражнения с отягощениями (с дисками от штанги, набивными мячами, гантелями, эспандерами, металлическими палками и др.): прыжки, многоскоки, упражнения с партнером, эстафеты, игры и т. п., то

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

в экспериментальной — тренировочную программу строили по сопряженно-последовательному принципу использования средств и методов скоростно-силовой подготовки. Основной задачей тренировки в этот период было повышение способностей ребят к проявлению специальной силы в специфических соревновательных- движениях (в беге на коньках, в бросках и ударах, в передачах шайбы, в силовых единоборствах и т. п.).

Определяя средства скоростно-силовой подготовки в экспериментальной программе, учитывали следующие методические концепции:

наиболее эффективны как средства специальной скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов упражнения с преодолевающим режимом работы мышц при небольших отягощениях (порядка 20 — 40% от максимальных);

режим работы мышц должен соответствовать специализированным упражнениям и учитывать начальные условия развития усилия;

при имитации соревновательного упражнения необходимо локально-направленно воздействовать на рабочие группы мышц, ответственные за двигательное действие в целом, предлагая им в тренировке повышенную скоростно-силовую нагрузку.

Таким образом в экспериментальной группе применяли следующие комплексы упражнений, развивающие преимущественно специальную силу отдельных мышечных групп.

Упражнения для мышц нижних конечностей:

1. Повторные разгибания ног с предельным усилием из положения полуприсед (положение подсадки хоккеиста в беге на коньках при угле 100 — 110°) в коленном суставе с отягощениями, равными последовательно 20 и 40% от максимальных;

2. Прыжковая имитация бега на коньках с отягощением (утяжеленными поясами и с максимальным усилием при отталкивании);

3. Прыжки «в глубину» с высоты 60 — 80 см с активным отталкиванием вперед-вверх после приземления;

4. Бег на коньках со скользящим по льду отягощением (40% от максимального) в сочетании с обычным бегом на коньках на короткие дистанции с предельно быстрым стартом;

5. «Челночный бег» на коньках на короткие дистанции.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса:

1. Имитация броска с использованием тренажера специальной конструкции с отягощениями (20 и 40% от максимальных) и с концентрацией рабочего усилия на начальном участке амплитуды движения;

2. Чередование бросков утяжеленной

 

(350 — 400 г) шайбы и шайбы нормального веса с предельным усилием;

3. Максимально сильные броски шайбы нормального веса с использованием «силовой колодки»*.

Продолжительность концентрированной скоростно-силовой нагрузки, необходимой для приспособительного реагирования организма юного спортсмена, составила шесть недель. Учитывая, что разовая нагрузка не исчерпывает возможности адаптационных перестроек организма и не обеспечивает стабилизации организма на достигнутом функциональном уровне, в течение следующих шести недель для получения более выраженного и стойкого приспособительного эффекта скоростно-силовые нагрузки использовали в тренировке повторно.

При определении порядка введения средств в тренировку учитывали, что порядок следования средств изменяет тренировочный эффект каждого из них и качественный характер приобретенных скоростно-силовых способностей. Поэтому построение экспериментальной тренировочной программы было основано на использовании: срочного эффекта последействия (использования следовых явлений от ранее проделанной работы) для повышения эффективности последующей нагрузки; вариативности усилий (когда упражнения в стандартных условиях выполняют на фоне «свежих» мышечных ощущений, полученных при работе с небольшими отягощениями).

На общеподготовительном этапе в течение шести недель применяли комплекс средств, обладающих необходимым тренирующим эффектом для перевода организма юного хоккеиста на более высокий функциональный уровень скоростно-силовой подготовленности. На этапе специальной подготовки в последующие шесть педель применяли комплекс средств, создающих благоприятные условия для совершенствования технического мастерства на фоне повышающегося уровня специфической работоспособности организма. Занятия проводили в форме раздельной и круговой тренировок, а также комплексных занятии на льду.

Таким образом, тренировочная программа в экспериментальной группе и отличие от программы контрольной группы была построена с учетом новых методических подходов. В начале и в конце эксперимента проводили контрольные тестирования. За критерий оценки уровня развития специальных силовых и скоростно-силовых способностей юных хоккеистов принимали соответствующие характеристики в контрольных движениях, имитирующих бросок шайбы и отталкивание в беге на коньках. Обследование проводили с применением универсального динамометрического стенда (УДС-4), в основу конструкции которого


* Л. Персиваль. Хоккей. М., ФиС, 1957.

 
Library   53   Up


Contents

 

Home
 

положены принципы тензометрии и микрохронометрии, и скоростно-силового стенда, предназначенного для измерения скорости перемещения крюка клюшки на разных участках рабочей амплитуды движения по принципу микрохронометрии. В числе рассматривавшихся показателей были: Fмакс — максимальная изометрическая сила; Fдин — динамическая сила; Q — градиент силы на начальном участке рабочей амплитуды движения; V — скорость движения крюка клюшки с отягощением 200 г (примерно равным весу шайбы) на начальном и финальном участках рабочей амплитуды. Ре-

 
 

зультаты эксперимента отражены в табл. 1 и 2. Анализ их свидетельствует о том, что в обеих группах после выполнения испытуемыми тренировочных программ уровень скоростно-силовой подготовленности возрос. Однако в экспериментальной группе прирост его оказался значительнее.

В целом результаты эксперимента позволяют заключить:

1. Применение сопряженно-последовательного принципа использования средств специальной скоростно-силовой подготовки обеспечило неуклонное существенное развитие ско-

 

Таблица 1

 

Изменение показателей силовой и скоростно-силовой подготовленности мышц нижних конечностей у 14-летних хоккеистов в результате эксперимента

 

Группы
испытуемых

Стати-
стиче-
ские пара-
метры

Показатели

Fмакс (кг)

Fдин (кг)

(усл. ед.)

до эк-
спери-
мента

после эк-
спери-
мента

прирост

до эк-
спери-
мента

после эк-
спери-
мента

прирост

до эк-
спери-
мента

после эк-
спери-
мента

прирост

абсол.

относит.

(%)

абсол.

относит.

(%)

абсол.

относит.

%

Контрольная

89,8

92,4

2,6

2,8

87,6

90,8

3,2

3,6

183,7

192,7

9

4,8

±3,99

±3,89

   

±3

±3,96

   

±5,09

±5,78

   

   

>0,05

   

>0,05

   

>0,05

Экспериментальная

90,4

96,9

6,5

6,6

87,8

95,4

7,6

8,6

185,6

220,5

34,9

18,8

+4,42

±3,93

   

±3,64

±3,77

   

±6,37

±7,16

   

   

>0,05

   

>0,05

   

<0,01

 

Таблица 2

 

Изменение показателей силовой и скоростно-силовой подготовленности мышц плечевого пояса и рук у 14-летних хоккеистов в результате эксперимента

 

Группы

Стати-
стиче-
ские пара-
метры

Показатели

Fмакс (кг)

Скорость м/сек

до эк-
спери-
мента

после эк-
спери-
мента

прирост

на начальном участке

на финальном участке

абсол.

относит.

(%)

до эк-
спери-
мента

после эк-
спери-
мента

прирост

до эк-
спери-
мента

после эк-
спери-
мента

прирост

абсол.

относит.

(%)

абсол.

относит.

(%)

Контрольная

10,9

11,6

0,7

6,4

1,47

1,55

0,08

5,4

12,51

12,67

0,16

1,2

±1,1

±1,07

   

±0,07

±0,07

   

±0,79

±0,79

   

   

>0,05

   

>0,05

   

>0,05

Экспериментальная

10,8

13

2,2

20,3

1,72

1,86

0,14

8,1

12,2

15,03

3,01

23,1

±1,31

±0,81

   

±0,18

±0,1

   

±0,66

±0,39

   

   

>0,05

   

>0,05

   

<0,01

 

Library   54   Up


Contents

 

Home
 

ростно-силовых способностей юных хоккеистов.

2. Для повышения эффективности силовой и скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов средства тренировки необходимо подбирать с учетом принципа динамического соответствия соревновательному упражнению при использовании методов динамических усилий, методов ударного, вариативного и сопряженного воздействия.

 

3. Организация специальной скоростно-силовой подготовки по сопряженно-последовательному принципу использования средств и методов тренировки позволяет не только экономить время и энергию юных спортсменов, но и создать благоприятные условия для совершенствования технического мастерства и для рационализации тренировочного процесса в целом.

 

 

ХОККЕЙ С МЯЧОМ


УРОКИ ПРОШЛОГО — ЗАДАЧИ ДНЯ

 

   
В. С. Левин, кандидат педагогических наук,
A. Г. Мельников, государственный тренер по хоккею с мячом Управления хоккея Спорткомитета СССР,
B. Е. Соловьев, старший тренер сборной СССР

XIII чемпионат мира по хоккею с мячом, местом проведения которого стала Финляндия, не принес утешения ни болельщикам, ни специалистам становящейся все более популярной в мире игры: второй раз советская сборная уступила золотые медали команде Швеции. Случайно ли?

Рассматривая прошедший чемпионат через призму успехов сборной Швеции и в свете неудовлетворительного (по нашим меркам) выступления советских хоккеистов, хотели бы тщательно проанализировать результаты выступления в нем нашей сборной и выявить тенденции развития игры, чтобы иметь четкую ориентацию в подготовке спортсменов, способных в ближайшее время вернуть советскому хоккею с мячом утраченные позиции многолетнего лидера. В связи с этим представляется необходимым оценить отдельные компоненты подготовленности советских и шведских игроков, выявить соответствие этой оценки требованиям времени.

Спортсмены СССР и Швеции демонстрировали на прошедшем чемпионате мира наиболее высокие физические кондиции. Если отменная физическая подготовленность советских хоккеистов не вызывала сомнения и ранее, то резкий рост функциональной подготовленности шведов не только вызывает восхищение, но и заслуживает самого пристального внимания. Оба матча СССР — Швеция проходили в высоком темпе от первого свистка судьи до финального. Способность шведских хоккеистов прессинговать на протяжении всей игры свидетельствует о значительных резервах их функциональных возможностей.

Советские хоккеисты значительно превос-

 

ходили соперников в скорости катания (имели более высокую дистанционную скорость), а также в способности выдерживать высокий темп на протяжении всей игры. Правда, высокой скоростью катания в сборной СССР выделялись лишь отдельные игроки (Плавунов, Ломанов, Ануфриенко, Горячев). В скорости же выполнения технических приемов выше были (и порой намного) хоккеисты Швеции. Это давало нашим главным соперникам преимущество в игре «накоротке» (на малых участках поля). Они, легко маневрируя, часто меняли направление атак, а теряя мяч, быстро выстраивали вязкую оборону, чем подавали наглядные примеры умелого использования преимуществ в физической подготовленности при выборе тактики действий.

Однако во втором тайме финальной игры у нескольких наших спортсменов не только сократилось число игровых действий, но и возрос технический брак при их выполнении (у Горячева — с 38 до 56%, у Савлука — с 28 до 43%...). В то же время у отдельных игроков аналогичные показатели улучшились. По-видимому, это можно объяснить разным уровнем функциональной подготовленности советских хоккеистов.

Настораживало и снижение результативности игроков сборной СССР во вторых таймах. Так, из 21 забитого советской командой мяча на вторые таймы приходится лишь 8. А вот хоккеисты сборной Швеции во всех встречах, кроме первой, после перерыва играли значительно результативнее: из 26 проведенных ими мячей в ходе чемпионата лишь 3 забиты в первых таймах; зато во вторых — 17.

В функциональной подготовке игроки Фин-

Library   55   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало