Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Все основные положения и закономерности, лежащие в основе планирования двух занятий в течение дня, применимы и к трехразовым тренировкам. Особого внимания требуют смена направленности занятий в течение дня и разнообразие применяемых тренировочных средств, позволяющие повысить эмоциональность работы.

Трехразовые тренировки в день планируются в основном в условиях сбора. Первую тренировку обычно проводят сразу после сна, когда работоспособность организма понижена. Б связи с этим в утренние часы нецелесообразно планировать широкое использование скоростных и скоростно-силовых упражнений. Как правило, в утренние часы эффективны дополнительные занятия с малой и (реже) средней нагрузкой. Занятие с большой нагрузкой, проводимое утром, как правило, негативно сказывается на эффективности дневного (основного) занятия. В основе построения микро-циклов лежат рассмотренные здесь положения и закономерности.

Вместе с тем проведенные В. М. Волко-

 

вым * исследования эффективности двух вариантов построения микроциклов с одинаковыми объемом и интенсивностью, но с разной динамикой нагрузки показали: микроцикл со ступенчатым (по дням) нарастанием нагрузки приводит к значительному напряжению разных органов и систем организма. Восстановительные процессы в отдельных системах затягивались на 2 — 3 суток.

Микроцикл же со ступенчатым снижением нагрузки не оказывает на организм столь значительного воздействия, как микроцикл с повышением нагрузки. Сдвиги в разных органах и системах были меньшими, а восстановительные процессы в основном заканчивались в течение 12 — 24 часов. Эти особенности процессов восстановления организма после микроциклов со ступенчатыми возрастанием и снижением нагрузки нужно учитывать при построении межигровых циклов в соревновательном периоде.

 


* В. М. Волков. Восстановительные процессы в спорте. М., ФиС, 1977.

 

 

НРАВСТВЕННЫЙ КЛИМАТ КОМАНДЫ

   
A. И. Михеев, доцент кафедры педагогики ГЦОЛИФКа
 

Современный спорт высших достижений предъявляет повышенные требования ко всем сторонам подготовки спортсменов. В командах по хоккею особое внимание уделяется идеологической и политико-воспитательной работе как неотъемлемой части подготовки к соревнованиям. Большой заботой тренерских составов, партийных и комсомольских организаций, самих игроков всегда было и продолжает оставаться создание дружных, сплоченных коллективов с благоприятным нравственным климатом. Спортивный коллектив, несмотря на специфику, сродни коллективу трудовому. Поэтому в нем должен быть создан дух общности совместного труда и взаимоподдержки, ответственности и дисциплинированности, дружбы и товарищества.

Нравственный климат в хоккее, как и везде, создается не вдруг и не в одиночку, а общими усилиями всех, кто прямо или косвенно причастен к этому виду спорта, искрение заинтересован в оказании помощи конкретной команде в течение длительного времени, в зависимости от уровня развития коллектива. Непременные условия формирования положительного нравственного климата — организация жизни и деятельности игроков и тренеров, связи всех и каждого с семьей, с учебными заведениями, с производственными коллективами.

 

Работая над статьей, я использовал материалы исследований в двух командах мастеров высшей лиги и обобщил наиболее важные выводы из книг выдающегося советского хоккейного педагога — А. В. Тарасова, в которых отражены разные аспекты воспитательной работы с хоккеистами; высказывания таких асов мирового хоккея, какими были и навсегда останутся А. Фирсов, В. Харламов, B. Третьяк, о становлении нравственного климата в команде, о роли личности старшего тренера в организации и руководстве всеми сторонами жизни и деятельности спортсменов. Успехи ЦСКА и сборной СССР, возглавляемых В. В. Тихоновым, связаны со многими факторами, наиболее значимый из которых, на мой взгляд, — отношение тренера к воспитанию спортсменов: «Особенностей воспитания в спорте много. Но принцип один: советский спортсмен должен быть личностью — человеком гармонично развитым, высоконравственным, способным вынести самые тяжкие испытания, защищая спортивную честь Родины. И этот принцип для наших лучших тренеров, не побоюсь громкого слова, — святыня»*. Выступая на страницах газеты «Советский спорт» уже после того, как советские хоккеисты возвратили Родине звание олим-


* «Советская Россия» от 12 марта 1983 г.

Library   30   Up


Contents

 

Home
 

пийских чемпионов, старший тренер победителей отмечал товарищескую и деловую атмосферу, царившую в команде при подготовке к борьбе за олимпийское «золото» в Сараево.

В процессе исследования в команде были изучены взаимоотношения игроков в условиях учебно-тренировочного и воспитательного процессов, уровень сплоченности коллектива как одни из факторов формирования высокого нравственного климата.

Методы исследования, способствовавшие решению задач, которые стояли перед специалистами, были комплексом педагогических (наблюдение, анкетирование и др.) и социально-психологических (социометрия, шкала «ТС-1», шкала «атмосфера в группе», методика ценностно-ориентационного единства и др.), ранее описанных в специальной литературе. Работу проводили в командах высшей лиги (условно: команды 1 и 2) в 1981 — 1983 гг.

В них изучали такие слагаемые нравственного климата:

взаимоотношения игроков;

взаимоотношения тренера и игроков;

сплоченность команды и ценностные ориентации;

педагогическое мастерство тренера.

Поскольку продуктивность тренировочных занятий и успехи команд в соревнованиях во многом зависят от взаимоотношений игроков на тренировках и в быту (на спортивных базах), а также во внетренировочное время, для формирования взаимоотношений необходимо знать социально-демографические характеристики команды.

В первой команде — одной из ведущих в советском хоккее, постоянно нацеливающейся на завоевание золотых медалей и регулярно «поставляющей» игроков для сборной страны, было 23 хоккеиста (6 из них — заслуженные мастера спорта; 4 — мастера спорта СССР международного класса; 10 — мастера спорта СССР; 3 — спортсмены I разряда). На их примерах изучали взаимоотношения в команде «по горизонтали» и «по вертикали», степень сплоченности коллектива и ценностные ориентации игроков. Исследование проводили в подготовительном и соревновательном периодах (в июле — феврале), что позволяло судить об эффективности учебно-тренировочной работы за период с июня по апрель. Вторую команду — старожила высшей лиги, призера одного из первенств СССР, кузницу кадров СССР для разных сборных, составили 25 хоккеистов: 20 мастеров спорта, 3 кандидата в мастера спорта и 2 перворазрядника. Время проведения исследования то же.

Рассмотрим взаимоотношения игроков в обеих командах.

В первой команде в сфере профессиональных отношений характерным было выделение двух ярко выраженных лидеров (по итогам

 

внутрикомандных выборов). В число «звезд» вошли еще двое. Все четверо «избранных» — ведущие игроки команды, с большим стажем выступлений, входят а сборную СССР, поочередно выбираются капитанами и вице-капитанами. Двое из них — члены КПСС. Более половины членов коллектива не получили ни одного голоса по критерию «капитан». Этот факт можно объяснить высокой требовательностью игроков к спортивному мастерству и к роли капитана. В то же время по критерию «игра» не имели голосов только двое (оба — новички команды). Около 50% спортсменов вошли в подгруппы «звезд» и «предпочитаемых», что говорит о примерном равенстве спортивного мастерства состава. Хотел бы отметить положительные взаимоотношения игроков по критериям «отдых» и «труд». Более трети хоккеистов вошли (по этим критериям) в число лидеров, «набрав» 6 и более голосов. Не имели «выборов» от товарищей только двое. О сплоченности игроков по этим критериям свидетельствует высокий коэффициент взаимности (KB) — 41%. Положительным нужно считать появление новых лидеров, которые по профессиональным качествам не входят в четверку ведущих. Это говорит о разносторонности интересов спортсменов: в свободное время они любят посещать театр и читать книги, с удовольствием смотрят кинофильмы, нередко проявляют творческие способности... В команде созданы благоприятные условия как для деловых, так и для дружеских отношений между игроками. Молодые хоккеисты имеют возможность поучиться у опытных, а старожилы с пониманием относятся к новичкам. Тренировки проходили по-деловому, на высоком эмоциональном уровне.

Несколько иное положение отмечено во второй команде. По критерию «капитан» 17 хоккеистов (69% состава) не получили ни одного голоса. Это молодежь и новобранцы из других команд, а также те, срок пребывания которых в команде 2 — 3 года. Выделяются два ярко выраженных лидера — ведущие игроки, не раз обеспечивавшие коллективу успех и в чемпионатах страны и в других турнирах. Анализ социограмм обнажил слабость связей между старожилами команды и вновь принятыми (особенно приехавшими из других городов). При известных обстоятельствах этот фактор может привести к напряженности во взаимоотношениях, что неизбежно отрицательно скажется на спортивных результатах. Утверждаю это исходя из результатов обследования по критерию «игра». 33% игроков не имели «выборов», только четверо выделялись качествами лидеров (именно они и сохранили ведущие позиции) и четверо вошли в подгруппу «принятых». Таким образом, есть основания говорить, что положительными сложились взаимоотношения меньше чем у 30% хоккеистов и что именно эти игроки имеют

 
Library   31   Up


Contents

 

Home
 

высокий социометрический статус. Но в команде играют 25 хоккеистов, за победу сражается вся команда, а не треть ее. Как и в первой команде, во второй сменились лидеры в сфере эмоциональных отношений, однако и они среди товарищей особенно не выделялись.

По критериям, характеризующим межличностные отношения, 64% игроков вошли в подгруппы «непринятых» и «изолированных». В связи с таким положением тренерам следовало глубоко проанализировать показатели взаимоотношений. Если по критериям «капитан» и «игра» сложившиеся отношения и результаты связаны с мастерством и спортивной формой хоккеистов на данный период, то по остальным критериям взаимоотношения членов команды вызывают озабоченность и свидетельствуют о слабости воспитательной работы как в коллективе в целом, так и индивидуальной. Показатели коэффициентов взаимности невысоки (13,3 и 18,6%). Низкий социометрический статус молодых и вновь пришедших игроков может не только негативно сказаться на отношениях внутри коллектива, но и вызвать переходы отдельных игроков в другие команды, снижение спортивных результатов и т. п.

Таким образом, для хоккейных команд мастеров характерно выделение ярко выраженных лидеров, отличающихся высоким уровнем мастерства, имеющих авторитет в советском хоккее и на международной арене, играющих в командах продолжительное время (5 — 10лет), выполняющих роли капитана и вице-капитана, входящих в состав сборных страны, обладающих высокими нравственными и волевыми качествами, окончивших высшие учебные заведения (или учащихся в них).

Но взаимоотношения игроков в эмоциональной сфере во многом определяются результатами специально проводимой тренерами работы по воспитанию хоккеистов во внетренировочное время. Выявленные различия во взаимоотношениях игроков в исследуемых командах связаны со стабильностью состава, с недостатками в работе тренерского состава над регулированием отношений между игроками в свободное время, а также со слабым привлечением игроков в актив команды и к проведению воспитательных мероприятий в свободное от игр время.

Эти выводы подтверждаются взаимоотношениями тренеров и хоккеистов. В первой команде показатели по всем компонентам (гностическому, эмоциональному и поведенческому) значительно выше среднестатистических (соответственно: 6,64; 6,32 и 6,16 балла). Хоккеисты высоко оценили профессиональные знания и компетентность тренера и несколько ниже другие компоненты. Но все равно это свидетельствует о благополучных отношениях тренера и игроков.

 

По гностическому компоненту 92% игроков посчитали отношения с тренером как «очень благоприятные» (64%) или «достаточно благоприятные» (28%). По эмоциональному высоко оценили отношения с тренером тоже 92% хоккеистов (как «очень благоприятные» — 56%; как «достаточно благоприятные» — 36%). По поведенческому компоненту 96% опрошенных назвали отношения с тренером «очень благоприятными» (40%) и «достаточно благоприятными (56%). Особого внимания заслуживают оценки, «выведенные» игроками под № 2 (низкие по всем компонентам) и под № 1 (отношения с тренером по эмоциональному компоненту как «ниже среднего»). Полагаю, что такие оценки — сигнал тренеру о необходимости индивидуального подхода к этим игрокам.

Выведенные показатели свидетельствуют о положительных взаимоотношениях тренера и спортсменов (что вселяет надежду на полноценную подготовку команды к сезону), об авторитете тренера и об умении его управлять командой.

Во второй команде показатели по всем компонентам очень низкие: по гностическому — 3,16 балла; по эмоциональному — 1,72; по поведенческому — 4,12 (значительно ниже среднестатистических, которые находятся в пределах 6 баллов). Особенно низок показатель по эмоциональному компоненту, свидетельствующий (по мнению игроков) о человеческих качествах тренера. Это обусловлено общением тренера с игроками в свободное время. Как показали результаты социометрического исследования, наиболее высокий коэффициент взаимности (18,6%) отмечен во взаимоотношениях игроков по критерию «отдых». Тренеру необходимо использовать этот фактор в целях улучшения взаимоотношений с хоккеистами и создавать условия, благоприятные для общения игроков друг с другом, максимально активно участвуя в этом лично.

80% игроков ставят под сомнение компетентность и профессиональные знания тренера, считая, что по гностическому компоненту отношения с тренером носят характер «крайне неблагоприятных», «ниже средних» и «средних». Примерно такое же положение и по другим компонентам. Особенно настораживает факт низкой оценки по поведенческому компоненту, связанному с оценкой умения тренера управлять командой. Наблюдения за характером взаимоотношений тренера и хоккеистов подтверждают эти выводы. В такой ситуации в команде целесообразно провести партийно-комсомольское собрание, выявить причины создавшейся обстановки, наметить конкретные пути устранения нежелательных явлений и совместными усилиями тренерского состава и игроков, общественности и тех, кто причастен к команде, выйти из кризиса. Именно так и поступили в этом коллективе. Ныне

 
Library   32   Up


Contents

 

Home
 

команда достойно представляет город и область в первенстве страны.

Взаимоотношения в командах прямо влияют на сплоченность коллектива. В первой команде обследование по шкале «атмосфера в группе» выявило довольно радужную картину. Как первоначальное исследование, так и повторное (проведенное в соревновательный период) показали высокую сплоченность коллектива (87,4 и 86,1%). Высок и уровень развития в команде таких весьма важных для хоккея качеств, как дружелюбие и взаимоподдержка (по 7,3 балла), увлеченность (7,2), продуктивность (7,1), душевная теплота (7 баллов) и др. Данные, характеризующие атмосферу в команде, говорят о заботе тренеров по поводу сохранения благоприятного климата в команде, об умелом регулировании взаимоотношений игроков и отношений хоккеистов с тренерами, о создании деловой атмосферы в команде. Выводы из этой статьи подтверждают данные о положительных ценностных ориентациях хоккеистов. Средний показатель ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) команды достаточно высок (0,46) и свидетельствует о сближении оценок в нравственной и деловой сферах, о едином подходе игроков к целям и задачам совместной деятельности. На основании ориентации хоккеистов на личностные качества лидера были определены нравственные ценности команды: честность, трудолюбие, смелость, ум, дисциплинированность, скромность, решительность, организованность, отзывчивость, аккуратность, принципиальность, общительность и требовательность.

Во второй команде при обследовании по шкале «атмосфера в группе» средний показатель сплоченности составил 65,6%, что характеризует период становления этой команды как коллектива. Средние оценки уровня развития качеств, отражающие атмосферу в группе, невысоки (ниже 7 баллов). Достаточно высоко хоккеисты оценили (видимо, хотели, чтобы именно так и было) в команде такие качества, как дружелюбие (6,5 балла), согласие (6), теплота отношений (5,8). В то же время динамика развития всех качеств, влияющих на атмосферу в команде, в течение 1980 — 1982 гг. показала, что такие качества, как заинтересованность, удовлетворенность, успешность, продуктивность, теплота и увлеченность, в ранговой значимости стабильно сохраняют невысокие места. Взаимоотношения в команде требуют от тренеров первыми мужественно пойти навстречу спортсменам и откровенно поговорить о ситуации, сложившейся в команде. О низком уровне сплоченности коллектива свидетельствовал средний показатель ЦОЕ, равный 0,15. Выявлена группа игроков (10 человек, или 40%) с отрицательной ориентацией на нравственные ценности команды, что негативно сказывается на климате

 

команды и лишает коллектив возможности решать высокие спортивные задачи. Вот качества, на которые ориентировались игроки: самокритичность, скромность, правдивость, дисциплинированность, справедливость, общительность, ответственность, чуткость, искренность, коллективизм. Как видим, нравственные ценности в команде — это качества, присущие советскому человеку. Следовательно, необходима работа по превращению их в реальные ценности каждого хоккеиста.

Таким образом, взаимоотношения тренера и игроков определяются деловой и профессиональной деятельностью тренера, его умением руководить командой, а также характером общения с игроками во внетренировочное время. Эти взаимоотношения непосредственно влияют на состояние атмосферы в команде и на уровень сплоченности коллектива.

Полученные в ходе исследования материалы позволяют выделить ряд путей формирования нравственного климата.

Спортивный режим — одно из средств достижения и повышения дисциплины в команде. Он должен быть целесообразным, организовывать жизнь спортсменов. Следует привлекать игроков к организации жизни и деятельности команды, создавая обстановку требовательности, в которой все члены коллектива чувствовали бы себя равноправными и свободными, подчиняющимися общему порядку.

При организации досуга обязательно учитывать тот факт, что в командах собраны игроки с разными социально-демографическими характеристиками, с разными интересами и т. п., и исходить из этого, планируя воспитательную работу и распределяя общественные поручения. Это позволит тренерам и игрокам лучше узнать друг друга, найти общие интересы, учесть в работе индивидуальные интересы и на этой основе крепить дружбу и товарищество, быть терпимыми и тактичными по отношению к друзьям и товарищам но команде, разнообразить жизнь в свободное время, способствовать духовному развитию каждого спортсмена.

Создание боеспособного коллектива единомышленников из спортсменов и тренеров связано с сохранением (или заложением) общих традиций, положительных взаимоотношений в команде, решением главной цели и «промежуточных» задач в сезоне, формированием общности взглядов на учебно-тренировочный процесс и на все стороны спортивной подготовки, а также на ценности, составляющие жизненную необходимость как для спортсменов, так и для тренеров.

Четкая организация и планирование тренировочного процесса — важное условие в создании нравственного климата. Планы тренировок на неделю, месяц, год, а также направленность и характер занятий, объемы и интенсивность нагрузок, ведение дневников

 
Library   33   Up


Contents

 

Home
 

спортсменами — все это организует их жизнь.

Достойное место в создании нравственного климата в командах должна найти деятельность партийной и комсомольской организаций. Исследования показали, что этот участок работы тренеры используют недостаточно эффективно несмотря на его силу. Коммунисты команд во всех делах должны подавать личный пример остальным членам коллектива, сплачивать команду, обеспечивать политическую закалку спортсменов, создавать в команде дух дружбы и товарищества.

Личность и авторитет, педагогическое мас-

 

терство старшего тренера. Тренер обязан вникать во все детали жизни спортсменов, постоянно общаться с подопечными, проявлять высокие профессиональные знания, быть для игроков примером, внимательно относиться ко всем их нуждам и запросам, уважительно и требовательно к каждому питомцу; постоянно пополнять знания как по специализации, так и по смежным наукам, совершенствовать педагогическое мастерство, заниматься самовоспитанием, быть эрудированным, помогать спортсменам во всей их разносторонней жизни и деятельности.

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ КОМАНДЫ

   
В. В. Бринза, кандидат технических наук,
Е. М. Славнов, старший инженер лаборатории хоккея ВНИИФКа
 

Использование социометрических тестов позволяет углубленно изучить связи и взаимосвязи, объединяющие коллектив хоккеистов. Проверенные и положительно зарекомендовавшие себя методики социально-психологического обследования игроков, разработанные в лаборатории хоккея ВНИИФКа, дают богатый исходный материал для определения уровня сплоченности команды и совместимости отдельных членов коллектива, формальных и неформальных лидеров. А использование этих данных открывает возможность, образно говоря, постоянно держать руку на пульсе команды.

Опыт показывает: после обобщения и математической обработки исходная информация становится настолько более наглядной и убедительной, что позволяет достоверно выделить общие закономерности формирования коллектива. С этих позиций проводили очередное тестирование кандидатов в главную команду страны в ходе подготовки сборной СССР к чемпионатам мира и Европы 1983 и к олимпийскому турниру-84.

На заключительный сбор пригласили расширенный круг кандидатов — 32, ибо несколько ведущих игроков находились в состоянии утомления, а некоторые из них к тому же были и травмированы. Кроме того, тренеры попутно решали задачи омоложения команды и формирования на базе новобранцев нового боеспособного звена. С появлением новичков стала вероятной возможность изменения социально-психологической структуры, сложившейся в команде с годами.

Изменения взаимоотношений игроков оценивали по итогам модельного выбора тренерского и административного состава команды,

 

позволяющего рассмотреть отношения обследуемых к выделяемым им партнерам через призму качеств определяющих профессий*.

После опроса хоккеистов о том, кого из товарищей они могли бы в экстремальных условиях выбрать старшим тренером, тренером, начальником команды, администратором, врачом и массажистом, сформировали таблицу исходных данных, где по вертикали обозначили перечень всех опрошенных (графа «Выбирающие»), а по горизонтали — перечень выбираемых. Результат опроса заносили в клетку на пересечении столба и строки таблицы, фиксирующих итоги выбора определенного хоккеиста. Громоздкость (в опросе участвовали 26 хоккеистов. Значит, и таблица должна была состоять из 26 строк и 26 столбцов) исключает возможность приведения таблицы.

Уже первичный анализ итогов «выборов» очертил группу ведущих: наибольшее число голосов получили Третьяк, Фетисов, Шалимов, Дроздецкий и Первухин (соответственно: 20, 16, 14, 13 и 12). Значит, именно они наиболее близки команде, а на время тестирования — ее истинные лидеры. Были и... не получившие ни одного голоса: Евдокимов, Мартынов, Герасимов, Васильев, Яшин, Семенов, Светлов — молодые игроки, которые только-только пробились в главную команду страны и еще не успели в ней утвердиться, проявить свойственные каждому из них лучшие игровые качества; да и в силу своей молодости не стали еще достаточно авторитетными среди старших и более опытных товарищей.

 


* См. ежегодник «Хоккей», 1982, с, 61 — 63.

Library   34   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало