|
команда достойно представляет город и область в первенстве страны.
Взаимоотношения в командах прямо влияют на сплоченность коллектива. В
первой команде обследование по шкале «атмосфера в группе» выявило довольно радужную картину. Как первоначальное исследование, так и повторное (проведенное в соревновательный период) показали высокую сплоченность коллектива (87,4 и 86,1%). Высок и уровень развития в команде таких весьма важных для хоккея качеств, как дружелюбие и взаимоподдержка (по 7,3 балла), увлеченность (7,2), продуктивность (7,1), душевная теплота (7 баллов) и др. Данные, характеризующие атмосферу в команде, говорят о заботе тренеров по поводу сохранения благоприятного климата в команде, об умелом регулировании взаимоотношений игроков и отношений хоккеистов с тренерами, о создании деловой атмосферы в команде. Выводы из этой статьи подтверждают данные о положительных ценностных ориентациях хоккеистов. Средний показатель ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) команды достаточно высок (0,46) и свидетельствует о сближении оценок в нравственной и деловой сферах, о едином подходе игроков к целям и задачам совместной деятельности. На основании ориентации хоккеистов на личностные качества лидера были определены нравственные ценности команды: честность, трудолюбие, смелость, ум, дисциплинированность, скромность, решительность, организованность, отзывчивость, аккуратность, принципиальность, общительность и требовательность.
Во
второй команде при обследовании по шкале «атмосфера в группе» средний показатель сплоченности составил 65,6%, что характеризует период становления этой команды как коллектива. Средние оценки уровня развития качеств, отражающие атмосферу в группе, невысоки (ниже 7 баллов). Достаточно высоко хоккеисты оценили (видимо, хотели, чтобы именно так и было) в команде такие качества, как дружелюбие (6,5 балла), согласие (6), теплота отношений (5,8). В то же время динамика развития всех качеств, влияющих на атмосферу в команде, в течение 1980 — 1982 гг. показала, что такие качества, как заинтересованность, удовлетворенность, успешность, продуктивность, теплота и увлеченность, в ранговой значимости стабильно сохраняют невысокие места. Взаимоотношения в команде требуют от тренеров первыми мужественно пойти навстречу спортсменам и откровенно поговорить о ситуации, сложившейся в команде. О низком уровне сплоченности коллектива свидетельствовал средний показатель ЦОЕ, равный 0,15. Выявлена группа игроков (10 человек, или 40%) с отрицательной ориентацией на нравственные ценности команды, что негативно сказывается на климате
|
|
команды и лишает коллектив возможности решать высокие спортивные задачи. Вот качества, на которые ориентировались игроки: самокритичность, скромность, правдивость, дисциплинированность, справедливость, общительность, ответственность, чуткость, искренность, коллективизм. Как видим, нравственные ценности в команде — это качества, присущие советскому человеку. Следовательно, необходима работа по превращению их в реальные ценности каждого хоккеиста.
Таким образом, взаимоотношения тренера и игроков определяются деловой и профессиональной деятельностью тренера, его умением руководить командой, а также характером общения с игроками во внетренировочное время. Эти взаимоотношения непосредственно влияют на состояние атмосферы в команде и на уровень сплоченности коллектива.
Полученные в ходе исследования материалы позволяют выделить ряд путей формирования нравственного климата.
Спортивный режим — одно из средств достижения и повышения дисциплины в команде. Он должен быть целесообразным, организовывать жизнь спортсменов. Следует привлекать игроков к организации жизни и деятельности команды, создавая обстановку требовательности, в которой все члены коллектива чувствовали бы себя равноправными и свободными, подчиняющимися общему порядку.
При
организации досуга обязательно учитывать тот факт, что в командах собраны игроки с разными социально-демографическими характеристиками, с разными интересами и т. п., и исходить из этого, планируя воспитательную работу и распределяя общественные поручения. Это позволит тренерам и игрокам лучше узнать друг друга, найти общие интересы, учесть в работе индивидуальные интересы и на этой основе крепить дружбу и товарищество, быть терпимыми и тактичными по отношению к друзьям и товарищам но команде, разнообразить жизнь в свободное время, способствовать духовному развитию каждого спортсмена.
Создание боеспособного коллектива единомышленников из спортсменов и тренеров связано с сохранением (или заложением) общих традиций, положительных взаимоотношений в команде, решением главной цели и «промежуточных» задач в сезоне, формированием общности взглядов на учебно-тренировочный процесс и на все стороны спортивной подготовки, а также на ценности, составляющие жизненную необходимость как для спортсменов, так и для тренеров.
Четкая организация и планирование тренировочного процесса — важное условие в создании нравственного климата. Планы тренировок на неделю, месяц, год, а также направленность и характер занятий, объемы и интенсивность нагрузок, ведение дневников |
|