|
календарем соревнований и «укладывается» в 2 — 4 дня.
Каждый микроцикл состоит из двух фаз: стимуляционной («нагрузочной»), связанной с той или иной степенью утомления, и восстановительной (занятия восстановительного характера или полный отдых). В структуре микроцикла эти фазы повторяются, причем восстановительная совпадает с окончанием микроцикла. Обычно микроциклы обозначают цифрами, отражающими число рабочих дней и дней отдыха (6+1, 3+1, 4+1, 3+0 и т. п.).
В зависимости от преимущественной направленности микроциклы делятся на адаптационные, втягивающие, ординарные, ударные, подводящие, соревновательные, восстановительные.
Методика построения микроциклов зависит от комплекса факторов: от общего режима жизнедеятельности хоккеистов (размещение, питание, проезд к месту занятий либо соревнований и т. п.), от возраста и от уровня подготовленности, от места микроцикла в общей системе годичного цикла...
Наряду с этим методику построения микроциклов в значительной степени определяют особенности протекания процессов утомления и восстановления. Чтобы правильно построить микроцикл, необходимо знать, какое воздействие оказывают на организм разные по величине и направленности нагрузки, какова динамика и продолжительность процессов восстановления. Это важно потому, что основные функциональные (а тем более морфологические) изменения, обеспечивающие рост работоспособности, происходят именно в восстановительный период.
Для интенсификации процессов восстановления после значительных физических напряжений большое значение имеют и сведения о кумулятивном эффекте нескольких нагрузок, разных по величине и направленности.
Планируя два или три занятия с разными нагрузками в течение одного дня, необходимо знать закономерности колебаний специальной работоспособности и обусловливающие их механизмы.
Результаты научных исследований показали: восстановление работоспособности после занятий разной направленности происходит неодновременно и в разном темпе, т. е. носит
фазный характер: вначале быстро, затем медленно. Поэтому увеличение продолжительности отдыха дает больший эффект на ранних и меньший — на поздних этапах восстановления. Вместе с тем наблюдающееся после тренировочных занятий с большими и максимальными нагрузками угнетение одних функций, определяющих способность к проявлению того или иного качества, может не лимитировать работоспособность спортсмена при выполнении упражнений другой направленности.
Исследования, проведенные В. Н. Плато-
|
|
новым * и В. М. Волковым**, показали, что избирательное воздействие скоростной направленности с максимальной нагрузкой вызывало у спортсменов угнетение скоростных возможностей. В то же время способность к работе на общую выносливость была выше исходной как через 6 часов, так и через 24 часа после занятия.
Такая же закономерность выявлена и при изучении последействия занятий, направленных на повышение общей и скоростной выносливости. Так, через 6 часов после занятия, цель которого — повысить общую выносливость, уровень скоростных возможностей был несколько выше исходного. Способность же к проявлению скоростной выносливости через 6 часов оставалась угнетенной, а к дорабочему уровню возвращалась через сутки. Что касается способности к выполнению работы на общую выносливость, то она оставалась резко сниженной и по истечении 24 часов.
После занятия с максимальной нагрузкой, направленного на повышение скоростной выносливости, резко угнеталась способность проявлять это качество. В то же время спортсмены были в состоянии показать высокую работоспособность при нагрузке скоростной направленности или в ходе деятельности, требующей проявления общей выносливости.
Изучение характера и скорости протекания процессов восстановления показало, что комплексные занятия с последовательным решением задач воздействовали на организм спортсменов шире, но относительно слабо выражено. Например, через 6 часов после занятия, направленного на повышение скоростных качеств, скоростной и общей выносливости, достоверно угнетались как общая, так и скоростная выносливость. Скоростные же качества оставались на дорабочем уровне. Через сутки все сдвиги, вызванные работой, исчезали. Незначительное утомление после таких занятий закономерно: хотя в процессе занятия спортсмен выполняет большой объем работы значительной интенсивности, работоспособность в разных частях занятия преимущественно обеспечивают разные функциональные системы. В то же время объем работы избирательной направленности составляет лишь треть (при условии равномерного распределения времени на каждое из трех качеств) того, который мог бы выполнить спортсмен, посвятивший все занятие развитию какого-либо одного качества. Поэтому его следует классифицировать (в зависимости от объема) как занятие со средней или с большой (но никак не с максимальной) нагрузкой.
Занятия комплексной направленности с
* В. Н. Платонов. Специальная физическая подготовка пловцов высших разрядов, Киев, изд-во «Здоровье», 1974.
** В. М. Волков. Восстановительные процессы в спорте. М., ФиС, 1977. |
|