Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ И МИКРОЦИКЛОВ В ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ

   
В. М. Колузганов, руководитель комплексной научной группы сборной СССР
 

Объемы тренировочных и соревновательных нагрузок у высококвалифицированных хоккеистов сегодня достигли предельных значений, в связи с чем резервы повышения тренированности спортсменов, думаю, следует искать в увеличении интенсивности нагрузок, в повышении объема специфических средств подготовки, в постоянном усложнении тренировочных заданий, в рациональном распределении нагрузок разной преимущественной направленности (с учетом их положительного взаимодействия на отдельных занятиях, в микроциклах и на разных этапах годичного цикла), в поиске новых — более эффективных — средств и методов восстановления.

Обобщая итоги многолетних исследований, связанных с определением направленности тренировочных упражнений и занятий, а также с оценкой адаптации организма хоккеистов к нагрузкам разной направленности (с учетом последовательности включения нагрузок в тренировочное занятие и в микроцикл), учитывали и результаты научных исследований в вопросах оперативного планирования подготовки спортсменов в других видах спорта.

Основная организационная и структурная форма учебно-тренировочного процесса — тренировочное занятие, а главный фактор, характеризующий степень воздействия тренировочного занятия на организм, — величина нагрузки, определяемая степенью утомления и находящая отражение в характере протекающих в организме восстановительных процессов. После занятий с разной нагрузкой восстановительные процессы могут протекать от нескольких минут до нескольких дней.

В хоккее принято различать четыре степени нагрузки: малые, средние, большие и максимальные.

При малой нагрузке нет признаков утомления; восстановление проходит непосредственно в процессе занятия пли по истечении нескольких десятков минут после окончания тренировки. Объем упражнений, выполняемых при малой нагрузке, обычно составляет около 20 — 30% объема работы с максимальной нагрузкой.

При средней нагрузке возникает скрытое (компенсированное) утомление, которое, однако, еще не сопровождается снижением работоспособности. Восстановление проходит в течение нескольких часов после окончания занятия. Средняя нагрузка обычно соответствует примерно половине работы, необходимой для максимальной нагрузки.

 

При большой нагрузке в организме происходят существенные функциональные сдвиги, сопровождающиеся некоторым снижением работоспособности и наступлением утомления. Это выражается в увеличении числа ошибок и в снижении точности выполнения упражнений, в невнимательности при объяснениях, в пониженной активности и готовности продолжать работу, в снижении восприимчивости при отработке технических и тактических приемов игры. Восстановительные процессы отдельных функций организма после больших нагрузок разной направленности могут продолжаться в течение 1 — 3 суток. Объем большой нагрузки составляет около 70 — 80% объема максимальной.

Максимальная нагрузка характеризуется значительными функциональными сдвигами, которые сопровождаются заметным снижением работоспособности, свидетельствующим о наступлении явного утомления. Внешне это проявляется в нарушении координации движений, в вялости выполнения упражнений, в большом числе ошибок, в рассеянности, в сильном замедлении реакции движений, в явно сниженной восприимчивости при отработке технико-тактических действий, в стремлении к более длительным паузам отдыха, в желании прекратить работу. Восстановительные процессы отдельных функций организма после максимальных нагрузок протекают двое-трое суток и более.

Частое и нерациональное применение максимальных и больших нагрузок может привести к чрезмерной нагрузке, которая вызывает глубокие функциональные сдвиги в основных системах организма и значительное снижение работоспособности. Нарушаются деятельность нервной и сосудистой систем, функция сердечной мышцы; травмируется опорно-двигательный аппарат; происходят другие неблагоприятные изменения в организме хоккеистов.

При чрезмерной нагрузке резко нарушается координация движений, упражнения выполняются вяло, явно проявляются ошибки, замедляются двигательные реакции, появляется желание полного покоя; возникают сомнения в ценности и смысле тренировки, а также боязнь перед новой тренировкой; усиливается желание уклониться от тренировок. Чрезмерная нагрузка не может быть получена на одном занятии по причине наступающего охранительного торможения, а становится следствием нерационального и частого использования максимальных и больших нагрузок.

Library   26   Up


Contents

 

Home
 

Чрезмерные нагрузки укорачивают спортивное долголетие хоккеистов. В практике подготовки игроков высокой квалификации признаки чрезмерных нагрузок чаще всего наблюдают у молодых спортсменов, только что пришедших в команды мастеров (уровень подготовленности их, естественно, ниже, чем у взрослых квалифицированных хоккеистов). В связи с этим для молодых игроков необходимы более щадящие программы тренировок.

Естественно, величина нагрузки для каждого определяется уровнем его подготовленности.

Рассмотрим построение отдельных тренировочных занятий.

Тренировочные занятия, решающие задачи развития физических качеств, могут иметь комплексную и избирательную направленность.

В процессе занятий комплексной направленности решают несколько (обычно 2 — 3) задач, в то время как в ходе занятий избирательной направленности, как правило, одну.

Занятия комплексной направленности бывают двух видов: с последовательным и с параллельным решением задач. Занятие с последовательным решением задач делится на две (или три) относительно самостоятельные части. В первой, к примеру, решают задачи развития скоростных или скоростно-силовых качеств, во второй — специальной выносливости, а в третьей — обшей выносливости.

На комплексном занятии с параллельным решением задач одновременно развивают несколько физических качеств: например, челночным бегом на коньках или игровыми упражнениями, выполняемыми интервальным методом в смешанном (аэробно-анаэробном) режиме энергообеспечения, скоростно-силовые и общую выносливость.

Из вариантов занятий комплексной направленности с последовательным решением задач наиболее рациональны способствующие развитию:

скоростных качеств, скоростной и общей выносливости;

скоростных возможностей и скоростной выносливости;

скоростных возможностей и общей выносливости;

скоростной и общей выносливости.

В первых трех вариантах работу скоростной направленности можно заменить упражнениями скоростно-силового или силового характера.

На занятиях комплексной направленности с параллельным решением задач могут быть такие варианты положительного взаимодействия при развитии физических качеств:

скоростных (или скоростно-силовых) способностей и скоростной выносливости;

скоростной (или скоростно-силовой) и общей выносливости;

 

скоростно-силовых (или скоростных) способностей и общей выносливости;

силовых способностей и общей выносливости;

силовых способностей и скоростной выносливости.

Рассматриваемые закономерности построения занятий комплексной и избирательной направленности для развития тех или иных физических качеств распространяются и на занятия, проводимые по методу сопряженного воздействия (когда одновременно с совершенствованием физических качеств решают и задачи технико-тактической подготовки).

Комплексные занятия (особенно построенные по принципу последовательного решения задач) оказывают на организм широкое, по относительно неглубокое воздействие, которое не может вызывать максимальной мобилизации адаптационных процессов (в силу незначительного по времени и объему воздействия на ту или иную функцию организма). Поэтому такие занятия целесообразны в случаях, когда необходимо поддерживать физические кондиции на достигнутом уровне. Занятия комплексной направленности предпочтительны и и подготовке юных хоккеистов (особенно младшего возраста).

В последние годы в тренировках квалифицированных хоккеистов при развитии физических качеств все шире начинают практиковать занятия избирательной направленности, позволяющие сосредоточиваться на решении главной задачи и концентрировать объем воз-действия, необходимый для оптимального эффекта. Занятия избирательной направленности содействуют более конструктивным адаптационным процессам но сравнению с занятиями комплексной направленности. Особенно широкое применение занятия избирательной направленности находят при двух- и трехразовых тренировках в день. В подготовке юных хоккеистов таким занятиям целесообразно отдавать предпочтение при воспитании конкретного качества в возрастные периоды, чувствительные для развития именно этого качества.

При проведении ежедневных двух- и трехразовых тренировок занятия следует делить на основные и дополнительные. Главные задачи, выражающие общую направленность тренировочного процесса на том или ином этапе подготовки, решают прежде всего на основных занятиях. Дополнительные же занятия только усиливают эффект основных или содействуют восстановлению и решению других (частных) задач на определенном этапе подготовки.

Рассмотрим методику построения микроциклов.

Продолжительность микроцикла может быть разной — от 2 до 10 (чаще всего — 5 — 7) дней. В основном периоде подготовки продолжительность микроциклов определяется

 
Library   27   Up


Contents

 

Home
 

календарем соревнований и «укладывается» в 2 — 4 дня.

Каждый микроцикл состоит из двух фаз: стимуляционной («нагрузочной»), связанной с той или иной степенью утомления, и восстановительной (занятия восстановительного характера или полный отдых). В структуре микроцикла эти фазы повторяются, причем восстановительная совпадает с окончанием микроцикла. Обычно микроциклы обозначают цифрами, отражающими число рабочих дней и дней отдыха (6+1, 3+1, 4+1, 3+0 и т. п.).

В зависимости от преимущественной направленности микроциклы делятся на адаптационные, втягивающие, ординарные, ударные, подводящие, соревновательные, восстановительные.

Методика построения микроциклов зависит от комплекса факторов: от общего режима жизнедеятельности хоккеистов (размещение, питание, проезд к месту занятий либо соревнований и т. п.), от возраста и от уровня подготовленности, от места микроцикла в общей системе годичного цикла...

Наряду с этим методику построения микроциклов в значительной степени определяют особенности протекания процессов утомления и восстановления. Чтобы правильно построить микроцикл, необходимо знать, какое воздействие оказывают на организм разные по величине и направленности нагрузки, какова динамика и продолжительность процессов восстановления. Это важно потому, что основные функциональные (а тем более морфологические) изменения, обеспечивающие рост работоспособности, происходят именно в восстановительный период.

Для интенсификации процессов восстановления после значительных физических напряжений большое значение имеют и сведения о кумулятивном эффекте нескольких нагрузок, разных по величине и направленности.

Планируя два или три занятия с разными нагрузками в течение одного дня, необходимо знать закономерности колебаний специальной работоспособности и обусловливающие их механизмы.

Результаты научных исследований показали: восстановление работоспособности после занятий разной направленности происходит неодновременно и в разном темпе, т. е. носит фазный характер: вначале быстро, затем медленно. Поэтому увеличение продолжительности отдыха дает больший эффект на ранних и меньший — на поздних этапах восстановления. Вместе с тем наблюдающееся после тренировочных занятий с большими и максимальными нагрузками угнетение одних функций, определяющих способность к проявлению того или иного качества, может не лимитировать работоспособность спортсмена при выполнении упражнений другой направленности.

Исследования, проведенные В. Н. Плато-

 

новым * и В. М. Волковым**, показали, что избирательное воздействие скоростной направленности с максимальной нагрузкой вызывало у спортсменов угнетение скоростных возможностей. В то же время способность к работе на общую выносливость была выше исходной как через 6 часов, так и через 24 часа после занятия.

Такая же закономерность выявлена и при изучении последействия занятий, направленных на повышение общей и скоростной выносливости. Так, через 6 часов после занятия, цель которого — повысить общую выносливость, уровень скоростных возможностей был несколько выше исходного. Способность же к проявлению скоростной выносливости через 6 часов оставалась угнетенной, а к дорабочему уровню возвращалась через сутки. Что касается способности к выполнению работы на общую выносливость, то она оставалась резко сниженной и по истечении 24 часов.

После занятия с максимальной нагрузкой, направленного на повышение скоростной выносливости, резко угнеталась способность проявлять это качество. В то же время спортсмены были в состоянии показать высокую работоспособность при нагрузке скоростной направленности или в ходе деятельности, требующей проявления общей выносливости.

Изучение характера и скорости протекания процессов восстановления показало, что комплексные занятия с последовательным решением задач воздействовали на организм спортсменов шире, но относительно слабо выражено. Например, через 6 часов после занятия, направленного на повышение скоростных качеств, скоростной и общей выносливости, достоверно угнетались как общая, так и скоростная выносливость. Скоростные же качества оставались на дорабочем уровне. Через сутки все сдвиги, вызванные работой, исчезали. Незначительное утомление после таких занятий закономерно: хотя в процессе занятия спортсмен выполняет большой объем работы значительной интенсивности, работоспособность в разных частях занятия преимущественно обеспечивают разные функциональные системы. В то же время объем работы избирательной направленности составляет лишь треть (при условии равномерного распределения времени на каждое из трех качеств) того, который мог бы выполнить спортсмен, посвятивший все занятие развитию какого-либо одного качества. Поэтому его следует классифицировать (в зависимости от объема) как занятие со средней или с большой (но никак не с максимальной) нагрузкой.

Занятия комплексной направленности с


* В. Н. Платонов. Специальная физическая подготовка пловцов высших разрядов, Киев, изд-во «Здоровье», 1974.

** В. М. Волков. Восстановительные процессы в спорте. М., ФиС, 1977.

 
Library   28   Up


Contents

 

Home
 

параллельным решением задач тоже оказывают широкое воздействие (которое зависит от особенностей применяемых в них средств), преимущественно угнетая те конкретные функции, которые обеспечивают работоспособность спортсмена при выполнении тренировочной программы.

Результаты исследований и обобщение опыта подготовки юных хоккеистов и игроков высокой квалификации позволяют говорить о том, что планировать в микроцикле подряд два занятия одинаковой направленности с максимальными нагрузками следует осторожно и лишь в тренировке квалифицированных и хорошо подготовленных юных хоккеистов (16 — 18 лет). При этом обязательно учитывать, что проведение подряд двух занятий одной и той же направленности с максимальными или большими нагрузками возможно лишь в целях повышения разных видов выносливости. Занятия же с максимальной нагрузкой, направленные на развитие скоростных качеств, проводить подряд вообще нерационально.

Исследования суммарного воздействия двух и трех занятий показали, что максимальная нагрузка на фоне утомления после предыдущего занятия в случае, когда меняется преимущественная направленность последующего, не усугубляет утомление, а угнетает другую сторону работоспособности хоккеиста. Например, если после дневного занятия с большой нагрузкой, направленного на развитие скоростно-силовых качеств в смешанном (анаэробно-аэробном) режиме энергообеспечения, проводилось занятие с направленностью на развитие скоростной выносливости (в таком же режиме), то к утру следующего дня у хоккеистов отмечали высокую степень утомления. Если лее второе занятие было направлено на повышение общей выносливости в аэробном режиме энергообеспечения, то к утру следующего дня утомление у спортсменов было выражено в значительно меньшей степени. Исследования и практический опыт показывают: нерационально подобранная направленность занятий с максимальными нагрузками дал<е в пределах одного микроцикла может привести к неизбежному снижению напряженности работы (во избежание переутомления). С другой стороны, рационально подобранные сочетания тренировочных занятий разной преимущественной направленности могут в значительной мере содействовать интенсификации тренировочного процесса. Таким образом, планируя каждое тренировочное занятие, необходимо учитывать направленность нагрузок в предыдущем и в последующем занятиях.

При планировании нескольких занятий в течение дня следует учитывать и динамику суточной работоспособности человека. Поскольку показатели работоспособности (при прочих

 

равных условиях) выше днем и ниже в утренние и вечерние часы, занятия в разное время дня способствуют совершенствованию физических качеств и технико-тактических навыков неодинаково.

Тренировочные занятия целесообразно планировать на 10 — 12 и 17 — 19 часов. Желательно, чтобы время занятий было по возможности стабильным.

При двухразовых тренировках обычно одно занятие — основное, а второе — дополнительное. В основных занятиях хоккеист выполняет работу большого объема, направленную на развитие качеств и технико-тактических навыков, которые влияют на результат игры. Эти занятия оказывают решающее влияние на рост тренированности. В дополнительных занятиях объем работы и нагрузка меньше, но круг задач может быть весьма широким: поддержание достигнутого уровня развития физических качеств, совершенствование техники и тактики...

Дополнительные занятия целесообразно использовать и как вариант активного отдыха.

В отдельных случаях в течение дня можно проводить два основных либо два дополнительных занятия. Основные занятия с максимальными и большими нагрузками целесообразно проводить с квалифицированными и хорошо подготовленными хоккеистами в ударных микроциклах или при отставании развития определенного двигательного качества, когда с целью дальнейшего повышения функциональных возможностей хоккеистов необходимо оказать на их организм особенно сильное воздействие. Применение дополнительные. занятий связано с необходимостью снижения суммарной нагрузки (из-за возможного переутомления).

Проведение дополнительных занятии в фазе определенного утомления, вызванного основным занятием, может в восстановительном периоде усилить развитие процесса утомления, не повлиять заметно на процессы утомления и восстановления, способствовать быстрейшему восстановлению.

Исследования показали: проведение дополнительного занятия, направленность которого аналогична направленности основного приводит к значительному возрастанию утомления, а иная направленность дополнительного занятия (по отношению к основному) — к ускорению процессов восстановления.

Игнорирование основных закономерности чередования работы и отдыха, а также нерациональное планирование занятий разной направленности ограничивают рост тренированности. При этом занятия подчас проводятся впустую, поскольку нет объективных предпосылок для развития тех или иных качеств и способностей. Отдых и восстановление, как и нагрузка, — неотъемлемые органические части учебно-тренировочного процесса.

 
Library   29   Up


Contents

 

Home
 

Все основные положения и закономерности, лежащие в основе планирования двух занятий в течение дня, применимы и к трехразовым тренировкам. Особого внимания требуют смена направленности занятий в течение дня и разнообразие применяемых тренировочных средств, позволяющие повысить эмоциональность работы.

Трехразовые тренировки в день планируются в основном в условиях сбора. Первую тренировку обычно проводят сразу после сна, когда работоспособность организма понижена. Б связи с этим в утренние часы нецелесообразно планировать широкое использование скоростных и скоростно-силовых упражнений. Как правило, в утренние часы эффективны дополнительные занятия с малой и (реже) средней нагрузкой. Занятие с большой нагрузкой, проводимое утром, как правило, негативно сказывается на эффективности дневного (основного) занятия. В основе построения микро-циклов лежат рассмотренные здесь положения и закономерности.

Вместе с тем проведенные В. М. Волко-

 

вым * исследования эффективности двух вариантов построения микроциклов с одинаковыми объемом и интенсивностью, но с разной динамикой нагрузки показали: микроцикл со ступенчатым (по дням) нарастанием нагрузки приводит к значительному напряжению разных органов и систем организма. Восстановительные процессы в отдельных системах затягивались на 2 — 3 суток.

Микроцикл же со ступенчатым снижением нагрузки не оказывает на организм столь значительного воздействия, как микроцикл с повышением нагрузки. Сдвиги в разных органах и системах были меньшими, а восстановительные процессы в основном заканчивались в течение 12 — 24 часов. Эти особенности процессов восстановления организма после микроциклов со ступенчатыми возрастанием и снижением нагрузки нужно учитывать при построении межигровых циклов в соревновательном периоде.

 


* В. М. Волков. Восстановительные процессы в спорте. М., ФиС, 1977.

 

 

НРАВСТВЕННЫЙ КЛИМАТ КОМАНДЫ

   
A. И. Михеев, доцент кафедры педагогики ГЦОЛИФКа
 

Современный спорт высших достижений предъявляет повышенные требования ко всем сторонам подготовки спортсменов. В командах по хоккею особое внимание уделяется идеологической и политико-воспитательной работе как неотъемлемой части подготовки к соревнованиям. Большой заботой тренерских составов, партийных и комсомольских организаций, самих игроков всегда было и продолжает оставаться создание дружных, сплоченных коллективов с благоприятным нравственным климатом. Спортивный коллектив, несмотря на специфику, сродни коллективу трудовому. Поэтому в нем должен быть создан дух общности совместного труда и взаимоподдержки, ответственности и дисциплинированности, дружбы и товарищества.

Нравственный климат в хоккее, как и везде, создается не вдруг и не в одиночку, а общими усилиями всех, кто прямо или косвенно причастен к этому виду спорта, искрение заинтересован в оказании помощи конкретной команде в течение длительного времени, в зависимости от уровня развития коллектива. Непременные условия формирования положительного нравственного климата — организация жизни и деятельности игроков и тренеров, связи всех и каждого с семьей, с учебными заведениями, с производственными коллективами.

 

Работая над статьей, я использовал материалы исследований в двух командах мастеров высшей лиги и обобщил наиболее важные выводы из книг выдающегося советского хоккейного педагога — А. В. Тарасова, в которых отражены разные аспекты воспитательной работы с хоккеистами; высказывания таких асов мирового хоккея, какими были и навсегда останутся А. Фирсов, В. Харламов, B. Третьяк, о становлении нравственного климата в команде, о роли личности старшего тренера в организации и руководстве всеми сторонами жизни и деятельности спортсменов. Успехи ЦСКА и сборной СССР, возглавляемых В. В. Тихоновым, связаны со многими факторами, наиболее значимый из которых, на мой взгляд, — отношение тренера к воспитанию спортсменов: «Особенностей воспитания в спорте много. Но принцип один: советский спортсмен должен быть личностью — человеком гармонично развитым, высоконравственным, способным вынести самые тяжкие испытания, защищая спортивную честь Родины. И этот принцип для наших лучших тренеров, не побоюсь громкого слова, — святыня»*. Выступая на страницах газеты «Советский спорт» уже после того, как советские хоккеисты возвратили Родине звание олим-


* «Советская Россия» от 12 марта 1983 г.

Library   30   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало