|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Педагогические и биохимические характеристики упражнений, применяемых в тренировке хоккеистов в подготовительном периоде
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
жению напряженности занятий. В этих случаях тренер во избежание переутомления игроков, с одной стороны, вынужден снижать интенсивность нагрузок. С другой стороны, рациональное сочетание занятий разной преимущественной направленности может в значительной мере содействовать интенсификации тренировочного процесса. Нерационально построенные тренировочные занятия сдерживают рост спортивных результатов. Проводятся они подчас впустую, поскольку не имеют объективных предпосылок для развития тех или иных качеств и способностей. Как видно, проблема подбора средств тренировки, оптимальных для развития физических качеств, актуальна и многогранна. Эффективному решению ее способствуют педагогический и биохимический контроль (текущий и этапный). Сегодня один из наиболее информативных биохимических показателей, характеризующих воздействие тренировочных упражнений на организм, — степень концентрации лактата в крови. Сопоставляя динамику накопления метаболита анаэробного гликолиза в крови и педагогические данные, можно определить особенности энергообеспечения относительно мощности выполняемой работы, а значит, по- |
лучить конкретную информацию о соответствии выполненных в процессе занятия объема и интенсивности конкретного тренировочного средства запланированным. Воздействие тренировочного упражнения, направленного на развитие физических качеств, определяют особенностью энергообеспечения соответственно зонам относительном мощности. Эти зоны четко определены уровнями накопления лактата в крови (аэробная — лактат до 4 мм/л; смешанная — до 12 мм/л; максимальная анаэробная — 12 мм/л и выше). Используя данный показатель наряду с результатами педагогического контроля, мы попытались определить эффективность тренировочных средств, применяемых хоккеистами высокой квалификации в подготовительном периоде. С этой целью выявляли концентрацию лак-тата в крови после выполнения отдельного упражнения (либо серии упражнений). Кровь у хоккеистов брали на 3-й мин. восстановления. При этом регистрировали: интенсивность и продолжительность выполнения упражнения, длительность пауз отдыха, частоту пульса до и после выполнения упражнения. Комплексы упражнений 1 — 4, а также упражнения 5 — 10, приведенные в таблице, были направлены на развитие скоростных и скоростно-силовых ка- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
|
||||
честв, общей, скоростной и скоростно-силовой выносливости. Полоса препятствий № 1. Сразу после старта спортсмен выполняет толчком обеих ног 5 прыжков через легкоатлетические барьеры высотой (h) 70 см, отстоящие один от другого на 90 — 100 см; затем ускорение на отрезке 15 м, кувырок-полет через 6-й барьер. Далее три раза переносит набивные мячи (по одному. Вес — от 1 до 2 кг) на 5 м, каждый раз возвращаясь за очередным мячом; затем следуют кувырок-полет через 7-й барьер, подлезание под следующий, 8-й (h = 1 м), расположенный в 3,5 м от 7-го; 5 раз отжимается в упоре лежа, после чего делает ускорение на отрезке 15 м; затем кувырок-полет через 9-й барьер и подлезание под 10-й (h = 1 м). Далее 5 раз выполняет упражнение «складной нож» (из положения «лежа на спине» одновременное поднимание рывком прямых рук и ног до взаимного касания), после чего следуют: ускорение на отрезке 15 м; 4 многоскока толчком обеих ног через 11 — 14-й барьеры, отстоящие один от другого на 90 — 100 см, с последующим ускорением на :отрезке 10 м на финише. Полоса препятствий расположена по прямой линии. Длина преодолеваемой хоккеистом дистанции — 100 м. К месту старта для выполнения следующего повторения спортсмен возвращается шагом. Полоса препятствий № 2. Последовательность и порядок выполнения упражнений такие же, как на полосе препятствий № 1, однако общее расстояние, преодолеваемое спортсменом, — 91 м (за счет сокращения отрезков, на которых необходимо «ускоряться», с 15 до 12 м). Полоса препятствий № 3. Сразу со старта хоккеист толчком обеих ног выполняет многоскоки через 5 барьеров (h = 70 см), отстоящих один от другого на 90 — 100 см. Далее ускорение на 10 м и кувырок-полет через барьер (h = 70 см), после чего хоккеист 3 раза переносит набивные мячи весом 1 — 2 кг на 7 м, каждый раз возвращаясь за очередным мячом. Далее кувырок-полет через барьер (h = 1 м) и подлезание под 8-й барьер (h = 1 м), отстоящий от 7-го на 3,5 м; ускорение (10 м) и 10 отжиманий в упоре лежа. Толчком обеих ног по пять прыжков через барьер правым (левым, поочередно) боком вперед и обратно, ускорение (10 м), упражнение «складной нож» с 10-килограммовым «блином» от штанги (10 раз) и, повернувшись на 180°, ускорение (45 м) к месту старта. Общее расстояние, преодолеваемое спортсменом, — 110 — 112 м. Полоса препятствий № 4. Сразу после старта 4 многоскока через легкоатлетические барьеры (h = 70 см) толчком обеих ног; уско- |
рение на отрезке 10 м; кувырок-полет через пятый барьер; подлезание под шестой барьер (h = 1 м), расположенный в 3,5 м от пятого; ускорение (15 м); кувырок-полет через седьмой барьер и подлезание под восьмой; ускорение (10 м); многоскоки толчком обеих ног через 3 барьера (девятый — одиннадцатый), отстоящие один от другого на 90 — 100 см. Повернувшись на 180°, выполнить ускорение (55 м) к месту старта. Общая длина преодолеваемой дистанции — 110 м. Как видно из таблицы, полосы препятствий 1 — 4 как комплексные упражнения в основном отвечали запланированной направленности (способствовали воспитанию скоростно-силовой выносливости в смешанном — аэробно-анаэробном — режиме энергообеспечения). В то же время полоса препятствий № 4 способствовала преимущественному повышению гликолитической мощности. Цель упражнений 5 и 6 — развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, однако упражнение 5 отвечало достижению этой цели в большей мере. Упражнение же 6 в большей степени решало задачу развития скоростно-силовой выносливости. Упражнения 7 и 8 планировались как развивающие скоростную выносливость (повышающие емкость гликолитических процессов энергообеспечения) и, как показали итоги исследования, оказались в этом плане эффективными. Целью упражнения 9 (переменной интенсивности, с минутным интервалом отдыха) было развитие специальной выносливости. Как показали итоги исследования, достигалась она только в первой серии, состоявшей из четырех игровых отрезков (по 60 с каждый). Во второй же направленность упражнения не соответствовала запланированной (накопление лактата в крови составляло лишь 4,4 мм/л), ибо спортсмены выполняли упражнение менее интенсивно, чем требовалось. В результате упражнение в большей мере способствовало воспитанию общей выносливости. Упражнение 10 — кросс 15 км — предполагалось как средство развития общей выносливости. Оно оправдало себя в этом плане лишь в определенной степени, поскольку интенсивность его выполнения оказалась слишком высокой. Наряду с развитием общей выносливости оно содействовало и совершенствованию механизмов энергообеспечения, «.ответственных» за скоростную выносливость. В целом результаты проведенного нами исследования дают основание сделать вывод о необходимости и биохимического (наряду с педагогическим) контроля, позволяющего оценивать направленность тренировочных воздействий на организм хоккеистов объективнее. |
|||
20 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |