Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

3. «Универсалы» — активно участвующие как в срыве атак соперников, так и в организации нападения.

По данным табл. 2, наиболее высока эффективность игровой деятельности в таких звеньях защитников, как «разрушитель — сози-

 

датель» (30,7%), «созидатель — универсал» (28,8%) и «разрушитель — универсал» (27,3%), а самая низкая — в звеньях, состоящих из игроков одного стиля («созидатель-созидатель» и т. п.).

 

Таблица 2

Эффективность соревновательной деятельности защитников с разным сочетанием их игровых стилей (в %)

Уровни эффективности соревновательной деятельности

Сочетание игровых стилей (Х±М)

разрушитель — созидатель

созидатель — универсал

разрушитель — универсал

универсал — универсал

созидатель — созидатель

разрушитель — разрушитель

Высокий

Средний

Низкий

30,7±1,2

19,1±0,7

29,8±1,1

26,4±1

27,3±1

28,7±1,1

12,2±2,4

22,4±0,8

13,2±0,5

 

 

45,5±1,8

 

3,6±0,1

41,3±1,6

 

На основании экспериментальных данных удалось выявить наиболее рациональные варианты комплектования звеньев нападающих и защитников. Но это далеко не единственный способ повышения эффективности их соревновательной деятельности. Так, наши же данные показывают, что даже при оптимальном комплектовании игровые звенья в некоторых случаях могут иметь низкий уровень эффективности, и наоборот. К примеру, 3,3% звеньев нападающих с наиболее рациональным вариантом подбора игроков показывали низкий

 

уровень эффективности. В то же время в отдельных звеньях (3,7% всех участвовавших в эксперименте), сформированных по другим принципам, эффективность деятельности была высокой. Утверждать, что только рациональный подбор игроков обеспечит эффективность деятельности звена, преждевременно. Необходимо учитывать все стороны подготовленности спортсменов. Здесь, на наш взгляд, существенно совершенствование одного из аспектов тактической подготовки хоккеистов — игрового взаимодействия и сыгранности.

 

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


ОЦЕНКА НАПРАВЛЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВОЗДЕЙСТВИИ В БАЗОВОМ МЕЗОЦИКЛЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ХОККЕИСТОВ

   
В. М. Колузганов, кандидат педагогических наук,
А. А. Чарыева, кандидат биологических наук,
И. В. Родина, лаборант отдела прикладной биохимии ВНИИФКа

 

В современном хоккее достаточно полно разработаны теоретические основы планирования тренировочного процесса в подготовительном периоде. Вместе с тем педагогические наблюдения за тренировочным процессом команд высшей лиги показали, что правильно составленный план подготовки не всегда верно реализуется: не во всех случаях подбирают адекватные задачам занятий тренировочные

 

упражнения и режимы их выполнения, в результате чего тренер не добивается запланированных воздействии на организм спортсменов.

Исследования, проведенные в командах высшей лиги, свидетельствуют: нерациональный подбор средств тренировки даже в пределах одного микроцикла или нескольких тренировочных дней неизбежно приводит к сни-

Library   17   Up


Contents

 

Home
 

Педагогические и биохимические характеристики упражнений, применяемых в тренировке хоккеистов в подготовительном периоде

Упражнения

Параметры тренировочной нагрузки

Физиологический показатель (ЧСС уд/мин)

Биохими-
ческий показатель: содержание молочной кислоты в в крови, мм/л (±М)

интенсив-
ность упражне-
ний

про-
должи-
тель-
ность упражне-
ния, с

про-
должи-
тель-
ность паузы между упражне-
ниями, с

про-
должи-
тель-
ность паузы между сериями, мин

число повто-
рений упражне-
ния

по оконча-
нии работы

по оконча-
нии паузы отдыха

1. Полоса препятствий № 1

Серии:

близкая
к пре-
дельной

             

1

 

45—54

105—106

13

5

174—192

108—126

6,9

2

 

47—54

100—108

14

5

180—198

114—132

7,2

3

 

45—54

105—108

 

5

180—198

114—138

7,1

2. Полоса препятствий № 2

Серии:

та же

             

1 (с поясом 7 кг)

 

43—50

170—180

8

5

174—186

102—126

10,3

2

 

45—48

170—180

8

5

180—186

114—126

7,2

3

 

45—55

170—180

8

5

180—192

114—126

7,7

4 (с поясом 7 кг)

 

45—51

170—180

 

5

180—192

114—126

8,9

3. Полоса препятствий № 3

Серии:

»

             

1

 

30—35

90—96

7

5

174—186

96—126

8,2

2

 

29—32

88—92

7

5

168—186

120—138

8,7

3

 

27—34

87—98

 

5

174—198

120—132

9,2

4. Полоса препятствий № 4

Серии:

близкая
к пред-
ельной

             

1

 

45—50

140—150

5

5

168—186

96—114

16,2

2

 

46—52

140—150

5

5

168—186

102—126

13

3

 

45—53

140—150

 

5

168—186

108—114

12,1

5. Повторно-интервальный бег 8x30 м и многоскоки

Серии (8x30 м):

предель-
ная

             

1 бег

 

5

55

5

8

156—162

114—144

6,1

2 »

 

5

55

5

8

156—168

126—150

5,6

3 прыжки на одной ноге

 

6—8

85

5

8

162—180

96—132

4,1

4 бег

 

5

55

5

8

162—174

102—144

4,8

5 »

 

6

58

5

8

162—174

132—156

5,8

6 прыжки на одной ноге

 

8—12

90—96

5

8

168—180

96—108

4,7

6. Повторно-интервальный бег и многоскоки (6x40м)

Серии:

»

             

1 бег

 

6—8

45—50

5

6

168—174

114—144

6,2

2 »

 

6—8

45—50

5

6

168—174

126—156

9,6

3 прыжки

 

10—15

90—100

5

6

168—186

102—138

6,9

4 »

 

10—15

90—100

5

6

168—186

102—138

8,8

5 бег с поясом весом 7 кг

 

6—8

45—50

5

6

168—180

132—156

7,2

6 »

 

6—8

45—50

5

6

168—180

132—156

7,5

7 прыжки

 

10—15

90—100

5

6

168—186

108—138

5,7

8 »

 

10—15

90—100

5

6

168—189

168—144

5,4

7. Повторно-интервальный бег (4x400 м)

Серии:

близкая
к пре-
дельной

             

1

 

70—74

240

8

4

180—210

96—120

9,6

2

 

70—75

240

8

4

180—210

114—132

11

3

 

70—78

240

8

4

180—210

114—138

11

 

 
Library   18   Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

Упражнения

Параметры тренировочной нагрузки

Физиологический показатель (ЧСС уд/мин)

Биохими-
ческий показатель: содержание молочной кислоты в в крови, мм/л (±М)

интенсив-
ность упражне-
ний

про-
должи-
тель-
ность упражне-
ния, с

про-
должи-
тель-
ность паузы между упражне-
ниями, с

про-
должи-
тель-
ность паузы между сериями, мин

число повто-
рений упражне-
ния

по оконча-
нии работы

по оконча-
нии паузы отдыха

8. Повторно-интервальный бег

Серии:

близкая
к пре-
дельной

             

1 4x300 м

 

48—54

170

8

4

174—198

80—114

7,5

2 3x400 м

 

68—77

240

8

3

174—204

114—132

11,3

3 4x300 м

 

53—65

170

8

4

174—210

120—132

9,8

9. Баскетбол с прессингом по всей площадке

перемен-
ная (от макси-
мальной до умерен-
ной)

60 с

60 с

60 с

60 с

4

4

4

4

144—174

144—174

102—126

102—126

7,6

4,4

10. Кросс 15 км

Большая

             

на отметке 10 км

 

47—54 мин

     

180—192

 

8,3

» 15 км

 

71—80 мин

     

180—198

 

9,4

 

 

жению напряженности занятий. В этих случаях тренер во избежание переутомления игроков, с одной стороны, вынужден снижать интенсивность нагрузок. С другой стороны, рациональное сочетание занятий разной преимущественной направленности может в значительной мере содействовать интенсификации тренировочного процесса.

Нерационально построенные тренировочные занятия сдерживают рост спортивных результатов. Проводятся они подчас впустую, поскольку не имеют объективных предпосылок для развития тех или иных качеств и способностей.

Как видно, проблема подбора средств тренировки, оптимальных для развития физических качеств, актуальна и многогранна. Эффективному решению ее способствуют педагогический и биохимический контроль (текущий и этапный).

Сегодня один из наиболее информативных биохимических показателей, характеризующих воздействие тренировочных упражнений на организм, — степень концентрации лактата в крови.

Сопоставляя динамику накопления метаболита анаэробного гликолиза в крови и педагогические данные, можно определить особенности энергообеспечения относительно мощности выполняемой работы, а значит, по-

 

лучить конкретную информацию о соответствии выполненных в процессе занятия объема и интенсивности конкретного тренировочного средства запланированным.

Воздействие тренировочного упражнения, направленного на развитие физических качеств, определяют особенностью энергообеспечения соответственно зонам относительном мощности. Эти зоны четко определены уровнями накопления лактата в крови (аэробная — лактат до 4 мм/л; смешанная — до 12 мм/л; максимальная анаэробная — 12 мм/л и выше).

Используя данный показатель наряду с результатами педагогического контроля, мы попытались определить эффективность тренировочных средств, применяемых хоккеистами высокой квалификации в подготовительном периоде.

С этой целью выявляли концентрацию лак-тата в крови после выполнения отдельного упражнения (либо серии упражнений). Кровь у хоккеистов брали на 3-й мин. восстановления. При этом регистрировали: интенсивность и продолжительность выполнения упражнения, длительность пауз отдыха, частоту пульса до и после выполнения упражнения. Комплексы упражнений 1 — 4, а также упражнения 5 — 10, приведенные в таблице, были направлены на развитие скоростных и скоростно-силовых ка-

Library   19   Up


Contents

 

Home
 

честв, общей, скоростной и скоростно-силовой выносливости.

Полоса препятствий № 1. Сразу после старта спортсмен выполняет толчком обеих ног 5 прыжков через легкоатлетические барьеры высотой (h) 70 см, отстоящие один от другого на 90 — 100 см; затем ускорение на отрезке 15 м, кувырок-полет через 6-й барьер. Далее три раза переносит набивные мячи (по одному. Вес — от 1 до 2 кг) на 5 м, каждый раз возвращаясь за очередным мячом; затем следуют кувырок-полет через 7-й барьер, подлезание под следующий, 8-й (h = 1 м), расположенный в 3,5 м от 7-го; 5 раз отжимается в упоре лежа, после чего делает ускорение на отрезке 15 м; затем кувырок-полет через 9-й барьер и подлезание под 10-й (h = 1 м). Далее 5 раз выполняет упражнение «складной нож» (из положения «лежа на спине» одновременное поднимание рывком прямых рук и ног до взаимного касания), после чего следуют: ускорение на отрезке 15 м; 4 многоскока толчком обеих ног через 11 — 14-й барьеры, отстоящие один от другого на 90 — 100 см, с последующим ускорением на :отрезке 10 м на финише. Полоса препятствий расположена по прямой линии. Длина преодолеваемой хоккеистом дистанции — 100 м. К месту старта для выполнения следующего повторения спортсмен возвращается шагом.

Полоса препятствий № 2. Последовательность и порядок выполнения упражнений такие же, как на полосе препятствий № 1, однако общее расстояние, преодолеваемое спортсменом, — 91 м (за счет сокращения отрезков, на которых необходимо «ускоряться», с 15 до 12 м).

Полоса препятствий № 3. Сразу со старта хоккеист толчком обеих ног выполняет многоскоки через 5 барьеров (h = 70 см), отстоящих один от другого на 90 — 100 см. Далее ускорение на 10 м и кувырок-полет через барьер (h = 70 см), после чего хоккеист 3 раза переносит набивные мячи весом 1 — 2 кг на 7 м, каждый раз возвращаясь за очередным мячом. Далее кувырок-полет через барьер (h = 1 м) и подлезание под 8-й барьер (h = 1 м), отстоящий от 7-го на 3,5 м; ускорение (10 м) и 10 отжиманий в упоре лежа. Толчком обеих ног по пять прыжков через барьер правым (левым, поочередно) боком вперед и обратно, ускорение (10 м), упражнение «складной нож» с 10-килограммовым «блином» от штанги (10 раз) и, повернувшись на 180°, ускорение (45 м) к месту старта. Общее расстояние, преодолеваемое спортсменом, — 110 — 112 м.

Полоса препятствий № 4. Сразу после старта 4 многоскока через легкоатлетические барьеры (h = 70 см) толчком обеих ног; уско-

 

рение на отрезке 10 м; кувырок-полет через пятый барьер; подлезание под шестой барьер (h = 1 м), расположенный в 3,5 м от пятого; ускорение (15 м); кувырок-полет через седьмой барьер и подлезание под восьмой; ускорение (10 м); многоскоки толчком обеих ног через 3 барьера (девятый — одиннадцатый), отстоящие один от другого на 90 — 100 см. Повернувшись на 180°, выполнить ускорение (55 м) к месту старта. Общая длина преодолеваемой дистанции — 110 м.

Как видно из таблицы, полосы препятствий 1 — 4 как комплексные упражнения в основном отвечали запланированной направленности (способствовали воспитанию скоростно-силовой выносливости в смешанном — аэробно-анаэробном — режиме энергообеспечения). В то же время полоса препятствий № 4 способствовала преимущественному повышению гликолитической мощности.

Цель упражнений 5 и 6 — развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, однако упражнение 5 отвечало достижению этой цели в большей мере. Упражнение же 6 в большей степени решало задачу развития скоростно-силовой выносливости.

Упражнения 7 и 8 планировались как развивающие скоростную выносливость (повышающие емкость гликолитических процессов энергообеспечения) и, как показали итоги исследования, оказались в этом плане эффективными.

Целью упражнения 9 (переменной интенсивности, с минутным интервалом отдыха) было развитие специальной выносливости. Как показали итоги исследования, достигалась она только в первой серии, состоявшей из четырех игровых отрезков (по 60 с каждый). Во второй же направленность упражнения не соответствовала запланированной (накопление лактата в крови составляло лишь 4,4 мм/л), ибо спортсмены выполняли упражнение менее интенсивно, чем требовалось. В результате упражнение в большей мере способствовало воспитанию общей выносливости.

Упражнение 10 — кросс 15 км — предполагалось как средство развития общей выносливости. Оно оправдало себя в этом плане лишь в определенной степени, поскольку интенсивность его выполнения оказалась слишком высокой. Наряду с развитием общей выносливости оно содействовало и совершенствованию механизмов энергообеспечения, «.ответственных» за скоростную выносливость.

В целом результаты проведенного нами исследования дают основание сделать вывод о необходимости и биохимического (наряду с педагогическим) контроля, позволяющего оценивать направленность тренировочных воздействий на организм хоккеистов объективнее.

 
Library   20   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало