Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ

   
В. М. Колузганов, кандидат педагогических наук

 

Характерная тенденция развития мирового хоккея — его интенсификация. Выражается она в увеличении числа ТТД, выполняемых в единицу времени (А. В. Тарасов, 1971 и 1977; В. И. Колосков, 1974; Ю. В. Королев с соавторами, 1979 и 1980). Анализ игр молодежного чемпионата мира-83 в Ленинграде (поданным сотрудников лаборатории хоккея ВНИИФКа) показал, что тенденция эта характерна и для хоккеистов, возраст которых — «на подходе» к мужскому: повышаются объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, а значит — ужесточаются требования не только к технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, но и к системам энергообеспечения организма. Ведь сегодня на площадке необходимо на протяжении всего матча действовать в высоком темпе и уметь восстанавливать работоспособность в короткие межигровые циклы (В. Селигер, 1972; А. Гуминский, 1973; В. И. Колосков, 1974; В. Климин и В. Колосков, 1982). Ныне в подготовке юных хоккеистов широко используют метод сопряженного воздействия, который позволяет совершенствовать одновременно технико-тактическую и функциональную подготовленность. Вместе с тем практика показывает, что тренеры, используя метод сопряженного воздействия, не всегда добиваются нужных функциональных сдвигов в организме спортсменов. Почему? Потому, что в играх и в игровых упражнениях не всегда правильно подбирают адекватные нагрузкам режимы работы и порой не учитывают возрастных особенностей систем энергообеспечения организма юных.

В ряде столичных хоккейных школ провели исследование, целью которого было изучение временной структуры игры, сдвигов в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем под воздействием тренировочных и соревновательных упражнений, а также возрастной динамики аэробных и анаэробных возможностей у хоккеистов 13 — 16 лет.

Результаты изучения временной структуры матча позволяют ориентировочно определить характер энергетического обеспечения игровой деятельности хоккеистов. В таблице представлены данные о временных характеристиках игровой деятельности юных (15 — 16 лет) и взрослых, занимающихся хоккеем. У юных изучали особенности реакций организма в зависимости от числа пятерок, участвующих в игре.

 

Хронометраж показал, что общая продолжительность игры («грязное время») у юных хоккеистов составляла в среднем 1 час 40 мин. При игре двумя пятерками каждое звено находилось на льду в общей сложности около 50 мин., а при игре тремя звеньями — около 33 мин. Общее время игры звена за смену составляло в среднем 148,3±26,8 с, из которых на «чистое» приходились 89,3±9,2 с; суммарное время остановок игры равнялось 62,4 с. Число остановок игры за смену составляло в среднем 2,3, а периоды активной фазы матча — 38,5±6,8 с. На отдых хоккеистов при заменах с участием двух-трех звеньев оставалось (соответственно) около 2,5 и 5 мин. Число выходов (смен) на площадку при игре двумя и тремя звеньями составляло соответственно 20,7 и 13,8.

При сравнении временной структуры игры юных и взрослых прежде всего следует обратить внимание на то, что «чистое» время между остановками у взрослых значительно больше — 47,4 с против 38,5 с у юных (Р = 0,01).

В работе субмаксимальной интенсивности длительностью до минуты основным источником энергообеспечения служат анаэробные гликолитические реакции. Способность же детей к работе при анаэробном гликолитическом энергообеспечении ниже, чем у взрослых, что, вероятно, и можно считать одной из причин меньшей продолжительности игровых микроотрезков у подростков и юношей по сравнению с высококвалифицированными хоккеистами.

У юных в этом случае утомление наступает раньше, что влечет за собой технические ошибки, нарушение правил и (как следствие) остановки игры.

Наряду с этим время пребывания пятерки на льду (одна смена) у взрослых короче, чем у юных (соответственно — 128 и 148 с), при меньшем (в среднем) числе остановок. Меньше у взрослых и «чистое» игровое время за один выход звена на лед (соответственно: 72,6 и 89,3 с). Это можно объяснить лучшей способностью квалифицированных хоккеистов «выкладываться» за короткий отрезок времени (т. е. большей гликолитической мощностью) .

Результаты хронометража позволяют говорить о том, что интенсивная мышечная деятельность юных — многократные серии с короткими фазами работы и отдыха — в течение довольно продолжительного времени про-

Library   54   Up


Contents

 

Home
 

текает при значительной активации как аэробных, так и анаэробных процессов энергообеспечения.

Разные интервалы отдыха во время замен в процессе игры двумя и тремя пятерками вызывали и разные сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Так, частота сокращений сердца (ЧСС), зарегистрированная телеметрическим методом, у юных при игре двумя звеньями в период отдыха на замене (2,5 мин) снижалась до 120 — 130 уд/мин, а при игре тремя звеньями (отдых при заменах — 5 мин) — до 100 — 110 уд/мин, что находило отражение и в разных уровнях потребления кислорода в процессе игры (газоанализ проводили по методу Дугласа — Холдена). ЧСС в процессе игры с участием двух пятерок составляла в среднем 0,5±11,6 уд/мин (колебания — от 144 до 234 уд/мин), а при игре тремя звеньями — 175,3±9,6 уд/мин («размах» показателя — 132 — 210 уд/мин).

Потребление кислорода (П02) при игре двумя пятерками составило в среднем 77,4% и колебалось в пределах от 35 до 98% максимального (МПК), в то время как при участии в игре трех звеньев составило в среднем 52,4% максимального, варьируя в пределах от 34 до 85%.

Как видно на рисунке, уровень ПO2 в игре с участием двух звеньев значительно превышает потребление кислорода, зарегистрированное при игре тремя пятерками.

Так, в первом случае игровая деятельность при уровне ПO2, равном 70% МПК и выше, «занимала» 53%, а во втором — только 16,7% общего времени участия в игре (такие нагрузки способствуют повышению мощности аэробных процессов, а также воздействуют на механизмы анаэробного энергообеспечения).

Нагрузки же на уровне ПO2, составляющие 50 — 70% МПК, в обоих вариантах различались меньше и составили — соответственно — 38,2 и 34,3% общего времени игры (на развитие как аэробных, так и анаэробных возможностей такие нагрузки воздействуют в меньшей степени).

Вместе с тем, если учесть, что юные хоккеисты, играя двумя звеньями, находились на площадке в среднем около 50 мин, а при действиях тремя пятерками — около 33 мин, то нагрузка при потреблении кислорода на уровне 70% максимального и выше в первом случае воздействовала на организм в течение 26,5 мин, а во втором — лишь 5,5 мин. При ПO2 на уровне 50 — 70% МПК нагрузки воздействовали на организм — соответственно — 19,1 и 11,3 мин.

Следовательно, рабочее потребление кислорода зависит от числа участвующих в игре пятерок, что связано с разным числом выходов звеньев на площадку через разные промежутки времени. Более короткие интервалы

  70751-32.jpg

 

 

отдыха при игре двумя звеньями, как правило, создавали лучшие условия для активизации аэробных процессов, чем при участии трех звеньев. Однако в ответственных матчах, когда участие в игре принимали два звена, наблюдались случаи снижения ЧСС во время замен только до 140 — 150 уд/мин, что по механизму обратного «пастеровского» эффекта приводило к угнетению аэробных процессов, к накоплению значительного кислородного долга и к резкому снижению работоспособности.

Таким образом, игровая деятельность хоккеистов в режимах, характерных для игры с участием двух звеньев, с одной стороны, более эффективно развивает аэробные и анаэробные возможности юных, а с другой — предполагает (как необходимое условие) высокий уровень МПК.

Знание этих закономерностей позволяет тренерам целенаправленно развивать энергетические возможности юных хоккеистов в дву-

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

сторонних тренировочных, контрольных и официальных играх, а также составлять стратегические планы выступления команд в турнирах в зависимости от числа игроков, от уровня их технико-тактического мастерства и от функционального состояния.

Тестирование показателей МПК у хоккеистов 13 — 16 лет в лабораторных условиях показало, что аэробная производительность у спортсменов достоверно растет в возрасте 13 — 15 лет. У 16-летних относительные показатели МПК зачастую бывают ниже, чем у ребят годом младше. При этом наибольший прирост аэробных возможностей у подростков отмечен в период интенсификации процессов полового созревания.

Результаты изучения динамики МПК в годичном цикле тренировки у хоккеистов позволили установить закономерности общие для всех возрастов. В подготовительном периоде аэробная производительность у спортсменов возрастала (в некоторых случаях недостоверно), в соревновательном существенно не изменялась, а в переходном значительно снижалась. Анализ учебно-тренировочного процесса юных позволил установить, что основными причинами снижения аэробной производительности в переходном периоде у них были снижение общего объема тренировочных нагрузок и нарушение принципа непрерывности подготовки. Ввиду большой загруженности в общеобразовательной школе в конце учебного года юные хоккеисты в этот период прекращали регулярно посещать тренировочные занятия. Следствием таких перемен стало снижение общей работоспособности, не позволившее начинать новый годичный цикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий. А следствие этого следствия — ослабление темпов повышения общей работоспособности в процессе многолетней подготовки.

Высокий уровень развития аэробных возможностей — непременное условие повышения анаэробной производительности, обеспечивающей специальную работоспособность. Низкий уровень аэробной производительности может лимитировать достижение высоких спортивных результатов в зрелом возрасте, а в подростковом и юношеском не позволяет повысить эффективность и качество учебно-тренировочного процесса.

Вместе с тем результаты отдельных исследований (проведенных В. Ekblom, 1969; Н. Gartner et all, 1974; R. Donath, G. Rosel, 1974, и др.) показывают, что в период полового созревания организма эффективность тренировки, направленной на повышение аэробных возможностей, значительно выше, чем в другие годы жизни. Вот почему тренировки, проводимые в этот период, имеют решающее значение для достижения высокой работоспособности в дальнейшем.

 

С целью развития аэробных возможностей у юных хоккеистов в подготовительном и переходном периодах тренировочного процесса провели педагогический эксперимент.

Результат его позволил установить, что в подготовительном периоде тренировки хоккеистов 14 — 16 лет целесообразно до 20 — 25% общего объема нагрузок направлять на развитие общей выносливости, при этом около 30% общего объема работы на общеподготовительном этапе отводить упражнениям на общую выносливость. Такое распределение нагрузок ведет к существенному повышению аэробной производительности организма без ущерба для скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств.

В переходном периоде тренировки на развитие выносливости лучше всего «отпускать» до 20% общего объема работы (этого достаточно для поддержания общей работоспособности на достаточно высоком уровне).

Такое распределение упражнений на выносливость в подготовительном и переходном периодах подготовки позволило существенно повысить у юных хоккеистов МПК и начать новый годичный цикл подготовки с более высокого исходного уровня, чем предыдущий.

Что касается анаэробных возможностей детского организма, то они с возрастом, по мере завершения процессов полового созревания, существенно возрастают — главным образом, за счет лактатной (гликолитической) производительности. Так, максимальный кислородный долг, характеризующий анаэробную производительность, у хоккеистов 16 лет составлял 7,2 л и был на 76% выше, чем у 14-летних. Прирост лактатной фракции кислородного долга составлял 2 л, а алактатной — 1,1 л. И скорость образования кислородного долга у 16-летних хоккеистов была существенно (на 46%) выше, чем у более молодых.

Для сравнения: кислородный долг, зарегистрированный у игроков молодежной команды и у высококвалифицированных хоккеистов, составляет в среднем — соответственно — 10 и 14 л (А. А. Гуминский, 1973). Выходит, анаэробная производительность у юных хоккеистов существенно возрастает после 15 — 16 лет.

Обращает на себя внимание высокая степень связи между кислородным долгом и уровнем полового созревания (r = 0,808). Этот фактор необходимо учитывать, планируя тренировочные нагрузки хоккеистов в пубертатном возрасте. Взаимосвязь биологического возраста и кислородного долга по мере завершения процесса полового созревания ослабевает, а затем и вовсе исчезает.

Таким образом, способность юных хоккеистов к работе в анаэробных условиях в период полового созревания больше зависит от биологического возраста, чем от паспортного. В то же время способность к работе в зоне анаэробных гликолитических реакций у детей

 
Library   56   Up


Contents

 

Home
 

и подростков ограничена по сравнению с тем же параметром у юношей и у взрослых. Вывод: приступать к целенаправленному развитию специальной выносливости у юношей необходимо по завершении процессов полового созревания.

Воздействие тренировочных упражнений на организм зависит от комплексного влияния основных компонентов физической нагрузки: интенсивности и продолжительности выполнения упражнения, числа повторений, длительности интервалов отдыха и от характера пауз. Разное сочетание перечисленных компонентов создает значительные трудности в объективной оценке величины и характера нагрузки.

Применяемые в современном хоккее методы спортивной тренировки (повторный, переменный, интервальный, игровой) — по существу, не что иное, как варианты повторно-интервального и повторно-переменного, методов. Поэтому важным фактором, определяющим воздействие упражнения на организм спортсмена, становится режим выполнения упражнения.

Оценка тренировочных игровых упражнений, применяемых на льду, в практике подготовки юных хоккеистов с позиций физиологии показала, что они существенно различаются по характеру физиологического воздействия на организм.

Так, аэробные процессы значительно активизируются при выполнении упражнений интервальным методом в режиме, где 30 — 50-секундные отрезки работы большой и субмаксимальной интенсивности чередовались с 1,5 — 2,5 мин отдыха при числе повторений от 4 до 5. Как правило, потребление кислорода (ПО2) нарастало от первого повторения до четвертого, а в последующих повторениях снижалось. ЧСС в конце каждого повторения составляла 186 — 192, а в конце паузы отдыха опускалась до 120 — 132 уд/мин.

Физиологическое воздействие такого рода тренировочных упражнений носило смешанный (аэробно-анаэробный) характер и способствовало развитию как аэробных, так и анаэробных процессов.

Вместе с тем А. Гуминский (1973) и В. Колосков (1974), рекомендующие развивать аэробную производительность у взрослых хоккеистов, приводят упражнения, выполняемые в подобных пульсовых режимах, с числом повторений до 5. Однако при этом паузы отдыха между повторениями у взрослых бывают короче (60 — 90 с).

Обобщаю рассуждения: период восстановления у юных спортсменов после нагрузок анаэробно-гликолитического воздействия более продолжителен, чем у взрослых.

 

В то же время снижение уровня ПO2 в пятом повторении у юных хоккеистов свидетельствует о меньшей емкости аэробных процессов у подростков и юношей по сравнению со взрослыми.

Повышение интенсивности выполнения упражнения до предельной в работе продолжительностью 30 — 50 с (ЧСС в конце упражнения возрастала до 204 — 216 уд/мин) или сокращение интервалов отдыха до 60 — 90 с. приводившее к увеличению ЧСС в конце паузы отдыха до 150 — 168 уд/мин, влекли за собой чрезмерную активацию анаэробных гликолнтических механизмов энергообеспечения и снижение уровня ПО2 у юных хоккеистов уже во втором и третьем повторениях упражнения. Упражнения, применяемые в таких пульсовых и временных режимах, помогали совершенствовать только анаэробную производительность организма.

При кратковременных (4 — 7 — 10-секундных) ускорениях максимальной интенсивности, выполняемых в виде серийной интервальной тренировки с последующим отдыхом 15 — 25 с, ПО2 увеличивалось от первого повторения до шестого. Эти упражнения воздействовали на совершенствование алактатных анаэробных и аэробных возможностей.

Упражнения, выполнявшиеся с переменной интенсивностью — 10 — 12-секундные субмаксимальные нагрузки — чередовались с 5 — 8-секундными умеренными (3 — 4 повторения в серии с интервалами отдыха 90 — 120 с) и вызывали значительное повышение интенсивности процессов аэробного и анаэробного обменов. Число повторений серий составляло от 4 до 8; частота пульса во время работы колебалась в пределах 168 — 192 уд/мин, а в конце интервалов отдыха составляла 126 — 138 уд/мин.

Усиление процессов аэробного обмена наблюдали и в ходе длительного (5 — 10 мин) катания на коньках при частоте пульса 168 — 180 уд/мин. Это упражнение вызывало определенную активацию и анаэробных гликолитических процессов.

Упражнения, выполнявшиеся равномерным методом с небольшой интенсивностью (ЧСС — 150 уд/мин ) в течение продолжительного времени, влияли преимущественно на емкость аэробных процессов.

Итак: результаты проведенного исследования показали, что характер реакций организма на нагрузку во многом зависит от режима выполнения упражнения. Проводя занятия с юными хоккеистами, тренеры обязаны помнить об этом и учитывать особенности энергообеспечения организма в разном возрасте наравне с биологическим возрастом обучаемых.

 
Library   57   Up


Contents

 

Home
 

Временные характеристик и игровой деятельности юных (n=17) и взрослых (n=4) хоккеистов (X± за период игры)

Показатели

Хоккеисты

юные

взрослые

Общая продолжительность игры, мин

Число смен звеньев (пятерок)

Общее время игры звена (пятерки) за смену, с

Чистое время игры звена (пятерки) за смену, с

Среднее число остановок игры за смену

Среднее время, уходящее на остановки игры, с

Чистое время игры между остановками, с

Среднее время отдыха (восстановления) между сменами при игре звеньями, с

двумя

тремя

четырьмя

33.2±2,63

13,8±1,6

148,3±26,8

89,3±92

2,32±0,51 26,9±4,5

38,5±6,8

 

147,3±32 294,6±28

35,1±1,56

16,6±1,11

148,3±26

72,6±3,1

1,53±0,4

35,3±3,2

47,4±2,1

 

 

256±23

384±21

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ В ГОДИЧНОМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ

   
Г. Н. Козловский, старший преподаватель
кафедры футбола и хоккея МОГИФКа;
Л. Н. Жданов, кандидат педагогических наук
 

Правильное построение подготовки юных хоккеистов в сочетании с рациональным использованием средств и методов педагогического воздействия может существенно улучшить естественные возрастные изменения спеРуководствуясь тем, что наиболее благоприятен для развития этих способностей подростковый возраст, а также закономерностями становления спортивной формы в годичном цикле подготовки, на кафедре футбола и хоккея МОГИФКа провели ряд исследований, задачей которых было изучение структуры, содержания специальной скоростно-силовой подготовки и изменений скоростно-силовых качеств у 14-летних хоккеистов в подготовительном и соревновательном периодах.

В ходе педагогических наблюдений за тренировочной деятельностью ребят из СДЮСШ «Химик» (Воскресенск) в 1981 — 1982 гг. регистрировали:

общее время всех тренировочных занятий и соревнований;

суммарное время выполнения всех упражнений по общей и специальной физической подготовке, а также упражнений, способствующих развитию специальных скоростно-силовых качеств:

 

основные средства специальной скоростно-силовой подготовки.

Для исследования годичной динамики скоростно-силовых качеств провели поэтапное тестирование (в начале и в конце подготовительного, в середине и в конце соревновательного периодов) с применением универсального динамометрического стенда УДС-4 (по методике В. П. Савина, 1977), а также электронного стенда, предназначенного для измерения и регистрации временных интервалов в специфических движениях хоккеиста, которые имитируют бросок.

Оценивая развитие специальных скоростно-силовых способностей у юных хоккеистов, использовали тесты в контрольных упражнениях: для мышц нижних конечностей — модельное разгибательное движение ногой при отталкивании в беге на коньках; для мышц плечевого пояса и рук — имитацию броска. Анализировали максимальную изометрическую силу (Fmax.); динамическую силу (Fдин.), проявляемую при преодолении отягощения, которое равно весу спортсмена; стартовую. силу, определяемую градиентом силы (Q), в, модельном разгибательном движении ногой; максимальную изометрическую силу (Fmax.) и среднюю скорость (V) крюка клюшки на на-

Library   58   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало