|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок у 14-летних хоккеистов команды «Химик» (Воскресенск) в сезоне 1981/82 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||
чальном участке движения с отягощением, равным весу шайбы, при имитации броска. Результаты исследования структуры специальной скоростно-силовой подготовки и тестирования для оценки скоростно-силовых качеств представлены в таблице и на рисунке. Анализ педагогических наблюдений за тренировочной деятельностью ребят показал: подготовка в сезоне была спланирована в соответствии с требованиями программы, с загруженностью площадки и с календарем основных соревнований. Все занятия по программе общеподготовительного этапа проводились на земле. Основными средствами развития специальных скоростно-силовых качеств были: традиционные силовые упражнения с малыми и средними отягощениями (методы повторных и динамических усилий); прыжковые упражнения и многоскоки; упражнения с набивными мячами, эспандерами и резиновыми амортизаторами; спортивные игры и эстафеты. На этапе специальной подготовки в занятиях на земле основными средствами развития скоростно-силовых качеств продолжали оставаться силовые упражнения с отягощениями (увеличился вес отягощений, и выше стала интенсивность выполнения упражнений), дополненные имитацией бега на коньках с отягощением и бросков с применением резиновых амортизаторов. На льду — разные беговые упражнения на коньках (с отягощением и без), броски утяжеленной шайбы, упражнения на силовые единоборства. В конце подготовительного периода команда провела 11 игр в рамках традиционных осенних турниров. В соревновательном периоде средства скоростно-силовой подготовки на льду не меняли. Сравнительный анализ результатов тестирования, структуры и содержания скоростно-силовой подготовки в годичном тренировочном цикле позволил определить, что наиболее высоки темпы роста основных показателей скоростно-силовых качеств в подготовительном периоде при значительном объеме и широком разнообразии средств тренировки. Однако абсолютный прирост силовых и скоростно-силовых показателей оказался небольшим — по-видимому, потому, что средства и методы скоростно-силовой подготовки, применяемые ныне в тренировках юных хоккеистов, не всегда соответствуют (по структуре и нервно-мышечным усилиям) основным соревновательным упражнениям и малоэффективны, не трансформируются в должной мере в специальные качества. Уменьшение объема скоростно-силовых нагрузок в начале соревновательного периода привело к снижению темпов развития скоростно-силовых качеств, а очень плотный календарь игр в середине этого периода вообще не позволил применять нагрузки, направленные на развитие физических качеств. Уровень |
скоростно-силовых способностей на данном этапе поддерживали в основном средствами технико-тактической подготовки и соревнованиями, тренировочный эффект которых, по-видимому, недостаточен для дальнейшего прироста скоростно-силовых качеств. Это привело к незначительным сдвигам показателей в конце соревновательного периода. Выводы: 1. Специальные скоростно-силовые способности у юных хоккеистов в годичном цикле подготовки развиваются незначительно. 2. Традиционные средства и методы развития специальных скоростно-силовых способностей, преимущественно применяемые ныне в подготовке юных хоккеистов, малоэффективны и не способствуют в должной мере ни опережению естественных темпов развития этих способностей, ни более быстрому росту мастерства. 3. Для оптимизации скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов необходимы глубокие экспериментальные исследования, направленные на поиск более эффективных путей развития специальных скоростно-силовых качеств |
|||
60 |
|
||||
с учетом специфики двигательной деятельности ребят этого возраста. Тренерам детских и юношеских команд рекомендуем заострить внимание на необходимости усиления работы по развитию специ- |
альных скоростно-силовых качеств и более правильного — с учетом принципа динамического соответствия — подбора тренировочных средств на отдельных этапах подготовки. |
|||
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА |
||||
В. В. Юрзинов, заслуженный тренер СССР, заслуженный мастер спорта |
||||
Мотив — побуждение, толчок, позыв к воплощению потребности. «Никто не может сделать что-либо, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей»*. В основе мотивов лежат потребности, которые и становятся источником активности. Однако при одной и той же потребности мотивы у разных людей могут возникать неодинаковые. Потребность — это испытываемая в чем-либо нужда. Потребность и мотив влияют друг на друга. Мотивационная система поведения человека — это сложный сплав движущих сил: потребностей, интересов, целей, влечений, идеалов и т. п., влияющих на личность и на деятельность человека. При точном (научном) воздействии мотивационная система в широкой мере дает возможность осуществлять две функции в процессе управления хоккейной командой — воспитательную и управленческую. Воспитательная функция связана с целенаправленным воздействием многих факторов на личность с целью изменения этой личности в лучшую сторону, а управленческая направлена на достижение результата в конкретной деятельности. Однако, прежде чем раскрыть сущность системы мотивации в советском хоккее, необходимо хотя бы кратко показать позиции, неприемлемые нашим хоккеем, и философскую базу, на которую мы ориентируемся в практической деятельности. Среди разных мотивационных теорий широко распространена (особенно в капиталистических странах) теория, сводящаяся к тому, что в основе мотивации всех действий человека лежат биологические потребности (например, потребность в регулярном питании или половой инстинкт. Некоторые ученые Запада (Дашелл, Гилфорд и др.) счи- * К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Соч., т. 3. М., Политиздат, с. 27, 245. |
тают первоисточником активности пищу. К биологическому первоисточнику (ссылаясь на жизненную важность биологических нужд, на первичность их генетического становления) сводит всю мотивацию поступков человека и небезызвестный теоретик З. Фрейд, считая основой мотивации некое врожденное и целиком инстинктивное «образование», подчиняющееся принципу удовольствия. По существу, он имеет в виду форму побуждений низшего генетического и структурного уровней. Широко распространена на Западе и концепция первичных и вторичных побуждений, согласно которой первичные побуждения биологического типа есть не только основа мотивации, по и содержательная основа, определяющая конкретную направленность поведения; вторичные же побуждения понимаются как инструменты удовлетворения первичных. Несколько своеобразнее (завуалированнее) преувеличивается роль низших форм мотивации в концепции А. Маслоу, начинающего «свою» иерархию актуализации побуждений с физиологических и кончающего высшими духовными. Маслоу уравнивает высшие потребности, присущие лишь человеку, с низшими (биологическими). Все эти «концепции» принижают творческий, созидательный характер мотивации деятельности человека, игнорируют специфические побуждения, связанные с потребностями в деятельности, в бескрайнем развертывании функциональных возможностей человека*. Мы глубоко убеждены (основываясь как на анализе советской литературы по философии и психологии**, так и на личном практическом опыте) в том, что высшие специфические социальные побуждения формируются не для более совершенного удовлетворения биологических нужд (и не на основе этих нужд), а для осуществления многогранного функционирования человека как высше- * См. В. Г. Ахеев. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.. «Наука», 1976. ** А. Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. М., 1965, с. 325. |
|||
61 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |