Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Временные характеристик и игровой деятельности юных (n=17) и взрослых (n=4) хоккеистов (X± за период игры)

Показатели

Хоккеисты

юные

взрослые

Общая продолжительность игры, мин

Число смен звеньев (пятерок)

Общее время игры звена (пятерки) за смену, с

Чистое время игры звена (пятерки) за смену, с

Среднее число остановок игры за смену

Среднее время, уходящее на остановки игры, с

Чистое время игры между остановками, с

Среднее время отдыха (восстановления) между сменами при игре звеньями, с

двумя

тремя

четырьмя

33.2±2,63

13,8±1,6

148,3±26,8

89,3±92

2,32±0,51 26,9±4,5

38,5±6,8

 

147,3±32 294,6±28

35,1±1,56

16,6±1,11

148,3±26

72,6±3,1

1,53±0,4

35,3±3,2

47,4±2,1

 

 

256±23

384±21

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ В ГОДИЧНОМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ

   
Г. Н. Козловский, старший преподаватель
кафедры футбола и хоккея МОГИФКа;
Л. Н. Жданов, кандидат педагогических наук
 

Правильное построение подготовки юных хоккеистов в сочетании с рациональным использованием средств и методов педагогического воздействия может существенно улучшить естественные возрастные изменения спеРуководствуясь тем, что наиболее благоприятен для развития этих способностей подростковый возраст, а также закономерностями становления спортивной формы в годичном цикле подготовки, на кафедре футбола и хоккея МОГИФКа провели ряд исследований, задачей которых было изучение структуры, содержания специальной скоростно-силовой подготовки и изменений скоростно-силовых качеств у 14-летних хоккеистов в подготовительном и соревновательном периодах.

В ходе педагогических наблюдений за тренировочной деятельностью ребят из СДЮСШ «Химик» (Воскресенск) в 1981 — 1982 гг. регистрировали:

общее время всех тренировочных занятий и соревнований;

суммарное время выполнения всех упражнений по общей и специальной физической подготовке, а также упражнений, способствующих развитию специальных скоростно-силовых качеств:

 

основные средства специальной скоростно-силовой подготовки.

Для исследования годичной динамики скоростно-силовых качеств провели поэтапное тестирование (в начале и в конце подготовительного, в середине и в конце соревновательного периодов) с применением универсального динамометрического стенда УДС-4 (по методике В. П. Савина, 1977), а также электронного стенда, предназначенного для измерения и регистрации временных интервалов в специфических движениях хоккеиста, которые имитируют бросок.

Оценивая развитие специальных скоростно-силовых способностей у юных хоккеистов, использовали тесты в контрольных упражнениях: для мышц нижних конечностей — модельное разгибательное движение ногой при отталкивании в беге на коньках; для мышц плечевого пояса и рук — имитацию броска. Анализировали максимальную изометрическую силу (Fmax.); динамическую силу (Fдин.), проявляемую при преодолении отягощения, которое равно весу спортсмена; стартовую. силу, определяемую градиентом силы (Q), в, модельном разгибательном движении ногой; максимальную изометрическую силу (Fmax.) и среднюю скорость (V) крюка клюшки на на-

Library   58   Up


Contents

 

Home
 

Объем и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок у 14-летних хоккеистов команды

«Химик» (Воскресенск) в сезоне 1981/82 г.

Параметры нагрузок

Периоды и этапы (месяцы) годичного цикла

В целом за оба периода

подготовительный период

соревновательный период

общеподгото-вительный этап

специально-подготовитель-
ный этап

всего

первая половина

вторая половина

всего

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Январь

февраль

март

Число рабочих дней

Объем тренировочных нагрузок (час)

Подготовка:

общефизическая

час

% в общем объеме

специальная физическая

час

% в общем объеме

скоростно-силовая

час

% в общем объеме

технико-тактическая

час

соревновательная

час

Суммарный объем нагрузок

час

18

54

 

 

 

45

83,3

 

 

 

5

9,2

 

 

 

4

7,4

 

 

 

 

 

 

 

54

18

51

 

 

 

14

25,9

 

 

 

6

11,1

 

 

 

6

11,1

 

 

25

 

 

 

3

 

 

54

18

33

 

 

 

4

7,4

 

 

 

2

3,7

 

 

 

6

11,1

 

 

21

 

 

 

21

 

 

54

18

42

 

 

 

4

7,4

 

 

 

2

3,7

 

 

 

6

11,1

 

 

30

 

 

 

12

 

 

54

72

180

 

 

 

67

31

 

 

 

15

6,9

 

 

 

22

10,1

 

 

76

 

 

 

36

 

 

216

18

39

 

 

 

3

5,5

 

 

 

2

3,7

 

 

 

4

7,4

 

 

30

 

 

 

5

 

 

54

18

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

42

 

 

54

18

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

 

 

27

 

 

54

18

42

 

 

 

4

7,4

 

 

 

2

3,7

 

 

 

6

11,1

 

 

30

 

 

 

12

 

 

54

72

120

 

 

 

7

3,2

 

 

 

4

1,8

 

 

 

10

4,6

 

 

99

 

 

 

96

 

 

216

144

300

 

 

 

74

17,1

 

 

 

19

4,3

 

 

 

32

7,4

 

 

175

 

 

 

132

 

 

432

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

чальном участке движения с отягощением, равным весу шайбы, при имитации броска.

Результаты исследования структуры специальной скоростно-силовой подготовки и тестирования для оценки скоростно-силовых качеств представлены в таблице и на рисунке.

Анализ педагогических наблюдений за тренировочной деятельностью ребят показал: подготовка в сезоне была спланирована в соответствии с требованиями программы, с загруженностью площадки и с календарем основных соревнований. Все занятия по программе общеподготовительного этапа проводились на земле. Основными средствами развития специальных скоростно-силовых качеств были: традиционные силовые упражнения с малыми и средними отягощениями (методы повторных и динамических усилий); прыжковые упражнения и многоскоки; упражнения с набивными мячами, эспандерами и резиновыми амортизаторами; спортивные игры и эстафеты. На этапе специальной подготовки в занятиях на земле основными средствами развития скоростно-силовых качеств продолжали оставаться силовые упражнения с отягощениями (увеличился вес отягощений, и выше стала интенсивность выполнения упражнений), дополненные имитацией бега на коньках с отягощением и бросков с применением резиновых амортизаторов. На льду — разные беговые упражнения на коньках (с отягощением и без), броски утяжеленной шайбы, упражнения на силовые единоборства. В конце подготовительного периода команда провела 11 игр в рамках традиционных осенних турниров. В соревновательном периоде средства скоростно-силовой подготовки на льду не меняли.

Сравнительный анализ результатов тестирования, структуры и содержания скоростно-силовой подготовки в годичном тренировочном цикле позволил определить, что наиболее высоки темпы роста основных показателей скоростно-силовых качеств в подготовительном периоде при значительном объеме и широком разнообразии средств тренировки. Однако абсолютный прирост силовых и скоростно-силовых показателей оказался небольшим — по-видимому, потому, что средства и методы скоростно-силовой подготовки, применяемые ныне в тренировках юных хоккеистов, не всегда соответствуют (по структуре и нервно-мышечным усилиям) основным соревновательным упражнениям и малоэффективны, не трансформируются в должной мере в специальные качества.

Уменьшение объема скоростно-силовых нагрузок в начале соревновательного периода привело к снижению темпов развития скоростно-силовых качеств, а очень плотный календарь игр в середине этого периода вообще не позволил применять нагрузки, направленные на развитие физических качеств. Уровень

  70751-33.jpg

 

скоростно-силовых способностей на данном этапе поддерживали в основном средствами технико-тактической подготовки и соревнованиями, тренировочный эффект которых, по-видимому, недостаточен для дальнейшего прироста скоростно-силовых качеств. Это привело к незначительным сдвигам показателей в конце соревновательного периода. Выводы:

1. Специальные скоростно-силовые способности у юных хоккеистов в годичном цикле подготовки развиваются незначительно.

2. Традиционные средства и методы развития специальных скоростно-силовых способностей, преимущественно применяемые ныне в подготовке юных хоккеистов, малоэффективны и не способствуют в должной мере ни опережению естественных темпов развития этих способностей, ни более быстрому росту мастерства.

3. Для оптимизации скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов необходимы глубокие экспериментальные исследования, направленные на поиск более эффективных путей развития специальных скоростно-силовых качеств

 
Library   60   Up


Contents

 

Home
 

с учетом специфики двигательной деятельности ребят этого возраста.

Тренерам детских и юношеских команд рекомендуем заострить внимание на необходимости усиления работы по развитию специ-

 

альных скоростно-силовых качеств и более правильного — с учетом принципа динамического соответствия — подбора тренировочных средств на отдельных этапах подготовки.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


О СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ В ХОККЕЕ

   
В. В. Юрзинов, заслуженный тренер СССР,
заслуженный мастер спорта
 

Мотив — побуждение, толчок, позыв к воплощению потребности.

«Никто не может сделать что-либо, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей»*.

В основе мотивов лежат потребности, которые и становятся источником активности. Однако при одной и той же потребности мотивы у разных людей могут возникать неодинаковые.

Потребность — это испытываемая в чем-либо нужда.

Потребность и мотив влияют друг на друга.

Мотивационная система поведения человека — это сложный сплав движущих сил: потребностей, интересов, целей, влечений, идеалов и т. п., влияющих на личность и на деятельность человека.

При точном (научном) воздействии мотивационная система в широкой мере дает возможность осуществлять две функции в процессе управления хоккейной командой — воспитательную и управленческую.

Воспитательная функция связана с целенаправленным воздействием многих факторов на личность с целью изменения этой личности в лучшую сторону, а управленческая направлена на достижение результата в конкретной деятельности.

Однако, прежде чем раскрыть сущность системы мотивации в советском хоккее, необходимо хотя бы кратко показать позиции, неприемлемые нашим хоккеем, и философскую базу, на которую мы ориентируемся в практической деятельности.

Среди разных мотивационных теорий широко распространена (особенно в капиталистических странах) теория, сводящаяся к тому, что в основе мотивации всех действий человека лежат биологические потребности (например, потребность в регулярном питании или половой инстинкт. Некоторые ученые Запада (Дашелл, Гилфорд и др.) счи-


* К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Соч., т. 3. М., Политиздат, с. 27, 245.

 

тают первоисточником активности пищу. К биологическому первоисточнику (ссылаясь на жизненную важность биологических нужд, на первичность их генетического становления) сводит всю мотивацию поступков человека и небезызвестный теоретик З. Фрейд, считая основой мотивации некое врожденное и целиком инстинктивное «образование», подчиняющееся принципу удовольствия. По существу, он имеет в виду форму побуждений низшего генетического и структурного уровней. Широко распространена на Западе и концепция первичных и вторичных побуждений, согласно которой первичные побуждения биологического типа есть не только основа мотивации, по и содержательная основа, определяющая конкретную направленность поведения; вторичные же побуждения понимаются как инструменты удовлетворения первичных. Несколько своеобразнее (завуалированнее) преувеличивается роль низших форм мотивации в концепции А. Маслоу, начинающего «свою» иерархию актуализации побуждений с физиологических и кончающего высшими духовными. Маслоу уравнивает высшие потребности, присущие лишь человеку, с низшими (биологическими).

Все эти «концепции» принижают творческий, созидательный характер мотивации деятельности человека, игнорируют специфические побуждения, связанные с потребностями в деятельности, в бескрайнем развертывании функциональных возможностей человека*.

Мы глубоко убеждены (основываясь как на анализе советской литературы по философии и психологии**, так и на личном практическом опыте) в том, что высшие специфические социальные побуждения формируются не для более совершенного удовлетворения биологических нужд (и не на основе этих нужд), а для осуществления многогранного функционирования человека как высше-


* См. В. Г. Ахеев. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.. «Наука», 1976.

** А. Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. М., 1965, с. 325.

Library   61   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало