Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

рактеристика не удовлетворяет требования. всех критериев. Связано это с комплексным «качественным» обеспечением ЭСД и с отсутствием доминирующего значения отдельных характеристик в спортивных играх. Вот почему оценка характеристик сильнейших спортсменов с точки зрения модельности носит характер относительный. Целесообразно классифицировать модельность на безусловную (отвечающую требованиям большинства критериев) и условную. К первой у мсмк относятся длина тела, переключение внимания, оперативное мышление, устойчивость и интенсивность внимания, простая реакция, МПК, кинестезическая чувствительность, сложная реакция, скоростно-силовые способности, а у мс — оперативное мышление, вес тела, интенсивность и переключение внимания, МПК, дли-

 

на руки, время теста 5x60 м, простая и сложная реакции, кинестезическая чувствительность.

Различия комплексов у мс и мсмк, в основном, связаны с некоторыми особенностями рангового ряда характеристик при достаточно схожем их перечне. Для мастеров спорта международного класса высока значимость длины тела, динамической силы и скоростно-силовых возможностей, а для мастеров спорта СССР — высокие значения показателей массы тела и энергетического потенциала.

Для модели высококвалифицированного хоккеиста в целом характерны высокие значения показателей оперативного мышления, веса и роста, а также скорости переработки информации.

 

 

ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВОВ


ВО ИМЯ БУДУЩИХ ПОБЕД

   


А. М. Брусованский, тренер Управления хоккея Спорткомитета СССР

 

XXVI съезд КПСС определил как важнейшие задачи развития советского общества — наряду с другими — интенсификацию работы всех звеньев народного хозяйства, точный учет вклада каждого предприятия и каждого отдельного труженика в общее дело.

В равной степени это веление времени и для физкультурных организаций (в том числе и для детско-юношеских спортивных школ, в стенах которых куется будущее советского спорта).

Сотрудники Управления хоккея Спорткомитета СССР постоянно искали и продолжают искать возможности объективной оценки конкретного вклада каждой спортивной школы в дело подготовки квалифицированного резерва для команд мастеров и для сборных страны. На помощь пришел испытанный всей историей советского общества метод социалистического соревнования.

Специфика деятельности и задач, стоящих перед ДЮСШ, подсказала систему организации соревнования: смотр-конкурс на лучшую работу среди хоккейных ДЮСШ под эгидой Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

В Положении о смотре-конкурсе говорится, что он призван:

стать действенным средством совершенствования учебно-тренировочной и воспитательной работы с юными хоккеистами, трибуной

 

распространения передового опыта;

дать возможность оценить эффективность и качество работы ДЮСШ на основании объективных критериев;

выявить лучшие спортивные школы по хоккею и поощрить их руководителей, тренеров и других работников, внесших наиболее весомый вклад в дело подготовки резервов для большого хоккея.

Смотр-конкурс официально объявлен в октябре 1983 г. Итоги будет подводить ежегодно в период с 20 апреля по 20 июня комиссия, в состав которой вошли представители ведущих спортивных организаций страны.

После утверждения результаты смотра-кон-курса будут публиковаться на страницах газеты «Советский спорт».

Какие же показатели в работе спортшкол идут в зачет при подведении итогов смотра-конкурса?

1. Подготовка игроков для команд мастеров высшей и первой лиг и для сборных СССР.

2. Результаты выполнения учащимися трех возрастов (мальчиками 11 лет, юношами 14 лет, юниорами 17 лет) контрольных нормативов по общефизической и технической подготовке на льду и на земле.

3. Итоги выступления юниорской и юношеской команд школы в первенствах СССР текущего сезона.

Library   50   Up


Contents

 

Home
 

4. Состояние игровой дисциплины и уровень успеваемости воспитанников хоккейных школ в школах общеобразовательных:

По каждому из показателей разработаны специальная шкала оценок и условия зачета, но, прежде чем рассказать об этом подробнее, считаю важным отметить, что все школы, участвующие в смотре-конкурсе, разделены на две группы: на специализированные школы олимпийского резерва и на хоккейные спортшколы обычного типа. Цель такого деления — по возможности сравнивать показатели школ одного «ранга», имеющих примерно одинаковые штаты и материально-техническую базу, однотипно финансируемых.

Теперь о том, за какие достижения и сколько очков будут начислять в зачет смотра-конкурса участвующим в нем школам. .

Главный показатель работы школы — ее выпускники (а в некоторых случаях — и старшие воспитанники). Точнее — уровень подготовленности их: способны ли обладатели «аттестата хоккейной зрелости» представлять советский хоккей на международной арене в составе сборных СССР или участвовать в чемпионате страны среди взрослых в высшей и первой лигах. Именно за достижения в этом разделе работы Положение предусматривает наибольшее число очков.

Так, за каждого воспитанника, который попал в число 20 членов сборной СССР — участников чемпионата Европы среди юниоров, школа получает по 150 очков, а за каждого выпускника или воспитанника, включенного в состав молодежной сборной страны, — по 240.

Учитывая, что в состав молодежной команды привлекают 19-летних (уже покинувших стены ДЮСШ), за школой сохраняется право на получение зачетных очков в течение двух лет.

Максимальное число очков начисляют шкодам, чьи воспитанники добиваются почетного права надеть форму первой сборной СССР и в ее рядах принять участие в чемпионате мира, в олимпийском турнире или хотя бы в одном из официальных международных соревнований, признанных Международной лигой хоккея на льду.

За каждого такого выпускника школе набавляют 480 очков. Право на такое поощрение сохраняется за школой в течение четырех лет, независимо от того, в каком клубе к этому времени выступает ее воспитанник (выпускник) .

Подчеркиваю эту мысль: очки получает только школа, вырастившая игрока сборной страны.

«Положение о смотре-конкурсе» предусматривает начисление очков и за воспитанников, принятых в команды мастеров высшей или первой лиги и сыгравших за эти команды в

 

течение сезона не менее половины встреч чемпионата СССР.

За каждого такого воспитанника школы премируются: если речь идет о командах первой лиги, — 240 очками плюс надбавка за место, занятое данной командой мастеров в чемпионате страны; в коллективах высшей лиги число очков увеличивается в полтора раза — до 360. Соответственно повышается и надбавка.

В Управлении хоккея серьезно рассчитывают на то, что именно в этом важнейшем разделе смотра-конкурса будут выявляться сильнейшие (что может быть более существенно для оценки работы школы, чем качество подготовленности ее учеников?)

Если выступление воспитанника ДЮСШ за те или иные сборные либо привлечение в команду мастеров знаменует собой заключительный акт деятельности тренерского коллектива, то прием контрольных нормативов по общефизической и технической подготовке позволяет как бы заглянуть в творческие лаборатории тренеров, определить качество обучения на разных возрастных рубежах.

Как будет организована работа по приему нормативов?

По этому поводу в «Положении о смотре-конкурсе» говорится: ежегодно после завершения соревновательного периода тренерский состав школ — участниц конкурса организует подготовку к сдаче, а затем и прием нормативов от всех учащихся, за исключением занимающихся в группах первоначального обучения.

По результатам выполнения нормативов тренерский совет отбирает по 10 учащихся в каждой из трех возрастных групп: мальчиков (11 лет), юношей (14 лет) и юниоров (17 лет) как представителей школы на контрольном приеме, организуемом специальной комиссией.

Нормативы в зачет смотра-конкурса члены этой комиссии принимают с 20 апреля до 20 мая на спортивных сооружениях организаций, в ведении которых находятся ДЮСШ.

Для приема нормативов администрация школы создает судейскую коллегию из 5 — 6 человек. Возглавляет коллегию представитель комиссии, специально выезжающий для этого в город, где находится ДЮСШ.

Нормативы сдают в течение двух дней: день на земле и день на льду. Очередность приема определяется администрацией ДЮСШ в зависимости от возможности использования спортивных баз.

За выполнение каждого норматива учащийся получает определенное число зачетных очков: за результат, соответствующий оценке «отлично», — 4; «хорошо» — 2; «удовлетворительно» — 1. За более низкие результаты очков в зачет смотра-конкурса не начисляют.

В целом школе засчитывают сумму очков, набранных всеми учащимися, показатели ко-

 
Library   51   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Нормативы по общефизической и технической подготовке, по которым проверяют обученность воспитанников ДЮСШ участвующих в смотре-конкурсе

Номера норма-
тивов

Содержание

нормативов

Единицы изме-
рения

Возрастные категории. Оценки

мальчики 11 лет

юноши 14 лет

юниоры 17 лет

удовлетво-
рительно

хоро-
шо

отлич-
но

удовлетво-
рительно

хоро-
шо

отлич-
но

удовлетво-
рительно

хоро-
шо

отлич-
но

Нормативы, выполняемые на стадионе или в спортзале

1

Подтягивание на перекладине

число раз

4

7

10

8

12

14

10

14

14

2

Тройной прыжок с места

см

504

519

534

592

621

650

     

Пятискок с места

»

           

12

12,3

12,6

3

Бег на 60 м

с

11

10,3

9,7

9

8,7

8,3

8,6

8

7,7

4

Бег на 3000 м

мин, с

12,30

12,00

12,30

11,36

11,12

10,48

5

Норматив на ловкость

с

21,2

20,1

19

19,1

18,2

17,3

18,2

17,2

16,2

Нормативы, выполняемые на льду

6

Бег на 36 м

с

6,7

6,4

6,1

5,5

5,3

5,1

5,2

5

4,8

7

То же спиной вперед

с

9,3

8,8

8,3

8,2

7,7

7,2

7

6,6

6,2

8

«Челночный» бег (12x18 м)

с

 —

59,2

48,1

46

Слаломный бег без шайбы

с

30,4

28,7

27

26,8

25,6

24,4

9

Обводка стоек

с

32,9

31

29,1

28,6

27,2

25,8

26,4

25,5

24,6

10

Точность бросков

очки

5

8

11

10

14

17

13

18

22

 

 

торых при выполнении нормативов соответствуют оценкам «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».

Нормативы по общефизической и технической подготовке приведены в табл. 1.

Большинство нормативов понятны без комментариев. Пояснения, вероятно, требуют лишь 5, 9 и 10-й.

Норматив № 5. Выполняется на дистанции 30 м. Линии старта и финиша обозначают флажками на древках. В метре от линии старта укладывают гимнастический мат (длинной осью — в сторону финиша). В 7 м от линии старта устанавливают легкоатлетический барьер высотой 60 см, через 3 м параллельно ему — еще один такой же; в 2 м от второго барьера в направлении финиша через каждые 2 м по направлению движения и в метре от осевой линии в обе стороны — 6 стоек.

По вызову судьи испытуемый становится перед стартовой линией спиной по направлению к финишу. По сигналу «Марш!» выполняет два оборота на 360° (по одному вправо и влево), затем на гимнастическом мате — два кувырка назад из положения упора присев, разворот на 180° и кувырок вперед.

 

Далее бежит вперед, перепрыгивает через первый барьер, подлезает под второй, слаломно обегает стойки. Обежав последнюю, возвращается на осевую линию, разворачивается спиной вперед и пересекает линию финиша.

Норматив № 9. Выполняется в одном из углов площадки. Между лицевой и ближайшей синей линиями через точку вбрасывания в 6 м одну от другой устанавливают 4 стойки. Еще 2 стойки — на лицевой линии площадки по обе стороны от ворот.

По сигналу судьи испытуемый, стартуя от лицевой линии, ведет шайбу до синей линии; разворачивается, возвращается к линии старта, слаломно обегает и обводит 4 стойки в одну и в другую сторону. Завершив обегание стоек, повторяет движение от лицевой линии до синей и финиширует, пересекая лицевую линию площадки по другую сторону ворот.

Если во время выполнения норматива учащийся упадет или потеряет контроль над шайбой, судья должен прервать испытание и предоставить неудачнику вторую попытку. Падение испытуемого или потеря им шайбы

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

в ходе второй попытки означает невыполнение норматива.

Норматив № 10. Дощатый щит размером 122x183 см при помощи специальных крюков навешивают на хоккейные ворота. На его поверхности, обращенной в сторону площадки, контрастными цветами наносят три концентрических круга (по одному диаметром 20, 40 и 60 см). В 7 м от лицевой линии, на которой установлены ворота со щитом, на льду наносят линию длиной 1 м, а в метре от нее (т. е. в 8 м от ворот) — линию, параллельную первой. На вторую линию выкладывают 10 шайб.

По приглашению судьи учащийся должен, не заступая за первую линию, выполнить 10 бросков по воротам, стараясь попасть шайбой в центральную часть малого круга.

За попадание в круг диаметром 20 см — 3 очка, в круг диаметром 40 см — 2, в круг диаметром 60 см — 1 очко.

Третий показатель, по которому оценивают работу школы, — результат выступления ее питомцев в первенствах СССР среди юниоров и среди юношей.

Зачетные очки получают (в соответствии с табл. 2) только те ДЮСШ, команды которых завоевали право выступать во всесоюзных финалах.

Скромная сумма очков, начисляемых за турнирные успехи юниоров и юношей, отражает убежденность тренеров Управления хоккея в том, что не результаты турниров (сколь бы престижными ни были соревнования) характеризуют качество работы ДЮСШ в первую очередь: гораздо важнее для всего советского хоккея уровень подготовленности и спортивные перспективы выпускников ДЮСШ, реальный вклад каждого окончившего школу в подготовку резервов для команд мастеров и для сборных страны.

Важные составные части смотра-конкурса — оценка успеваемости воспитанников ДЮСШ в общеобразовательных школах, игровая и бытовая дисциплина.

Контроль за успеваемостью воспитанников ДЮСШ, принимающих участие в смотре-конкурсе, в общеобразовательных школах, за бытовой и игровой дисциплиной ведется одновременно с приемом нормативов по общефизической и технической подготовке.

Отобранные для сдачи нормативов хоккеисты обязаны представить в судейскую коллегию дневники успеваемости.

Судейская коллегия, возглавляет которую один, из членов комиссии, утвержденной Положением о смотре-конкурсе на основании выставленных школьнику оценок за первое полугодие текущего учебного года, оценивает (в очках) уровень его успеваемости, посещаемость занятий в общеобразовательной школе и дисциплину.

 

Таблица 2

Очки, начисляемые хоккейным школам в зависимости от итогов выступлений во всесоюзных финалах

Места

Очки

в первенстве
СССР среди юниоров

в первенстве
СССР среди юношей

Первое

Второе

Третье

Четвертое

Пятое

Шестое

Седьмое

Восьмое

360

300

270

240

210

180

150

120

300

240

210

180

150

120

90

60

 

Зачетные очки начисляют в соответствии со средним баллом из расчета:

Средний балл

Очки

4,5—5

20

4—4,4

15

3,5—3,9

to

3—3,4

5

 

Учащиеся, средний балл которых за полугодие ниже 3, а равно и пропустившие без уважительных причин более 15 рабочих дней за полугодие в общеобразовательных школах или совершившие серьезные дисциплинарные проступки, зачетных очков не получают.

Не начисляют очки и учащимся, по какой-либо причине не представившим в судейскую коллегию дневники.

Кроме того, на окончательную сумму зачетных очков, набранных школой по всем разделам смотра-конкурса, влияет число больших и дисциплинарных штрафов, полученных ее воспитанниками в играх всесоюзного календаря.

Сумма времени больших и дисциплинарных штрафов за сезон вычитается из набранного ДЮСШ числа очков из расчета: 5 очков за каждую минуту большого штрафа.

Думаю, смотр-конкурс непременно сыграет положительную роль в деле улучшения работы ДЮСШ, в повышении вклада этих школ в формирование команд мастеров и сборных страны.

Оправдаются ли столь радужные надежды? Все ли было учтено при разработке Положения? Ответить на эти вопросы поможет только практика — критерий истинности любого теоретического предположения.

Ближайшие год-два обогатят необходимым опытом, подскажут, что и как надо изменить в первой редакции Положения, чтобы смотр-конкурс полностью оправдал свое назначение.

 
Library   53   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало