Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

форма, разработанная специалистами Свердловского врачебно-физкультурного диспансера (см. рисунок).

Для практического использования данной методики записали ЭКГ во втором стандартном отведении в течение минуты в покое (у пациента, находившегося в положении «сидя») и на первой минуте восстановления после 30 приседаний. Циркулем последовательно измеряли все интервалы R — R. С учетом скорости записи ЭКГ по стандартным таблицам вычисляли временные значения каждого цикла и строили график, на котором откладывали границы временных значений интервалов R — R и средний показатель пульса. Крайними точками на графике отмечали значения самого короткого и самого длинного интервалов R — R. Средний показатель R — R, как правило, дает моду М, т. е. наиболее часто встречающееся значение R — R.

При оценке степени регулирования сердечного ритма по моде в клинике Р. М. Баевский (1976) выделял 3 типа регулирования: симпатикотонический (М — 0,5 — 0,7"), нормотонический (М — 0,7 — 0,9") и ваготонический (М — 1 — 1,2").

 

В проведенных нами динамических обследованиях 74 хоккеистов высокой квалификации эти показатели в покое были в пределах следующих границ: для симпатикотонического типа М — от 0,8 до 1", для нормотонического — 1 — 1,2", а для ваготонического — 1,2 — 1,5".

Смещение значения величины R — R влево до 0,5" и возвращение к исходной (до 1,1") (см. рисунок) после нагрузки расценивали как нормотонический тип. Если после нагрузки R — R смещался влево и не достигал исходного, то данный тип кривой оценивали как симпатикотонический. И, наконец, смещение значения R — R влево после нагрузки с последующим восстановлением свидетельствовало о преобладании ваготонического типа регуляции сердечного ритма.

Таким образом, применение описанной методики способствует получению объективной информации о состоянии регуляции сердечного ритма. В комплексе с другими данными врачебно-педагогических наблюдений методика может быть использована для оперативного контроля за функциональным состоянием хоккеистов.

 

 

КРИТЕРИИ МОДЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК ХОККЕИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

   
М. С. Бриль, кандидат педагогических наук;
 С. А. Самойлов, аспирант ГЦОЛИФКа

 

Разработке модельных характеристик сильнейших спортсменов уделяют теперь все большее внимание. Доказана важность этих характеристик в комплексном контроле, в селекционной работе и в индивидуализации подготовки. Однако степень значимости (модельность) какой-либо из характеристик определяют пока еще недостаточно точно.

Чтобы установить модельность характеристик высококвалифицированных хоккеистов, использовали комплексный критерий (с оценкой степени вариативности, квалификационных различий, информативности и независимости отдельных показателей). Исследовали психологические, морфологические, скоростно-силовые и функциональные характеристики мастеров спорта (мс) СССР (n = 22) и мастеров спорта СССР международного класса (мсмк) (n =18). Эффективность соревновательной деятельности оценивали по усредненным показателям активности, плотности, эффективности и качества за игровой сезон. Вариативность (V) характеристик устанавливали, исходя из коэффициента вариации (в %): «н.» — небольшая (до 10%); «с.» — средняя (до 20%); «б.» — большая (свыше 20%), а досто-

 

 

верность квалификационных различий (КР) — при доверительном уровне, равном 5%. Информативность (RPy) определяли по степени влияния характеристики на эффективность соревновательной деятельности (ЭСД), выраженного рангом нормированного коэффициента множественной регрессии, а также по корреляции показателей ЭСД и отдельных характеристик. Независимость (RPx) оценивали по уровню влияния других характеристик на данную (на основании нормированных коэффициентов" множественной регрессии) и по степени взаимосвязи характеристик.

Предполагали, что достоверные квалификационные различия при низкой вариативности значений характеристик внутри контингентов мсмк и мс — определенный результат отбора (естественного или целенаправленного).

Независимость характеристики косвенно свидетельствует о маловероятной возможности компенсации недостаточного уровня этой характеристики, а информативность — об относительной значимости характеристики в системе обеспечения ЭСД.

Очевидно противоречие отдельных критериев модельности (см. таблицу): ни одна ха-

Library   48   Up


Contents

 

Home
 

Комплексный критерий выявления модельных характеристик у высококвалифицированных хоккеистов

Характеристики

Критерии у спортсменов разной квалификации

V

КР

Rp

 ry

rx

мсмк

мс

мсмк

мс

мсмк

мс

мсмк

мс

Психологические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Простая реакция

н.

с.

дост. *

15

22

недост.

недост.

2. Сложная реакция

н.

с.

»

25

23

»

»

3. Реакция прогнозирования

б.

н.

недост.**

22

19

»

»

4

4. РДО

с.

б.

»

4

11

дост.

»

12; 13

3

5. «Чувство времени»

б.

б.

дост.

21

13

недост.

»

2

6. Ошибка оперативного мышления

б.

б.

недост.

6

3

дост.

»

8; 11

7; 8

7. Время оперативного мышления

б.

с.

дост.

10

12

»

»

11—13

6

8. Рациональность оперативного мышления

б.

б.

недост.

3

1

недост.

»

11; 6

9. Кинестезическая чувствительность

б.

б.

дост.

23

26

»

»

10. Интенсивность внимания

б.

б.

»

13

8

дост.

дост.

11; 12

11. Переключение внимания

б.

б.

»

2

16

»

недост.

13; 6—8; 10

12. Устойчивость внимания

б.

б.

»

9

27

»

»

13; 4; 7; 10

Морфофункциональные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Длина тела

н.

н.

»

1

7

недост.

в

19; 21; 24

14; 15; 21; 22

19. Вес тела

н.

н.

»

11

2

»

дост.

20-4; 14; 15

14; 15; 20

21. Длина руки

н.

н.

»

5

17

»

недост.

22—4; 19; 20

20; 22: 23

22. Длина ноги

н.

н.

»

14

15

»

»

20; 21

23. Обхват:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плеча

н.

н.

»

17

18

»

»

5; 14; 15;

9—21

21

бедра

н.

н.

»

19

14

»

»

21; 22; 20

14. Динамометрия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

левой кисти

с.

н.

»

7

5

»

»

15; 19; 23; 24

15; 17; 19; 20

правой кисти

с.

с.

»

12

6

»

»

19, 14; 23

19, 14; 19; 20

Скоростно-силовые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Скоростно-силовые качества

н.

б.

 »

27

10

»

»

17; 18

17. Силовые качества

с.

с.

 »

26

24

»

»

14—16; 18

18. Скоростные качества

н.

н.

недост.

18

4

»

»

16; 17; 26

Функциональные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. МПК

н.

н.

дост.

20

9

»

»

26. Время теста

н.

н.

недост.

16

21

»

»

27. ЧСС за 3 мин

н.

н.

»

24

25

»

»

* Достоверно.

** Недостоверно.

Примечание.

В двух последних графах — номера характеристик, достоверно взаимосвязанных с ЭСД.

Rp — ранг зависимости ЭСД от уровня отдельных характеристик.

rх — корреляции характеристик.

rу — корреляции характеристики и ЭСД.

 
Library   49   Up


Contents

 

Home
 

рактеристика не удовлетворяет требования. всех критериев. Связано это с комплексным «качественным» обеспечением ЭСД и с отсутствием доминирующего значения отдельных характеристик в спортивных играх. Вот почему оценка характеристик сильнейших спортсменов с точки зрения модельности носит характер относительный. Целесообразно классифицировать модельность на безусловную (отвечающую требованиям большинства критериев) и условную. К первой у мсмк относятся длина тела, переключение внимания, оперативное мышление, устойчивость и интенсивность внимания, простая реакция, МПК, кинестезическая чувствительность, сложная реакция, скоростно-силовые способности, а у мс — оперативное мышление, вес тела, интенсивность и переключение внимания, МПК, дли-

 

на руки, время теста 5x60 м, простая и сложная реакции, кинестезическая чувствительность.

Различия комплексов у мс и мсмк, в основном, связаны с некоторыми особенностями рангового ряда характеристик при достаточно схожем их перечне. Для мастеров спорта международного класса высока значимость длины тела, динамической силы и скоростно-силовых возможностей, а для мастеров спорта СССР — высокие значения показателей массы тела и энергетического потенциала.

Для модели высококвалифицированного хоккеиста в целом характерны высокие значения показателей оперативного мышления, веса и роста, а также скорости переработки информации.

 

 

ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВОВ


ВО ИМЯ БУДУЩИХ ПОБЕД

   


А. М. Брусованский, тренер Управления хоккея Спорткомитета СССР
 

XXVI съезд КПСС определил как важнейшие задачи развития советского общества — наряду с другими — интенсификацию работы всех звеньев народного хозяйства, точный учет вклада каждого предприятия и каждого отдельного труженика в общее дело.

В равной степени это веление времени и для физкультурных организаций (в том числе и для детско-юношеских спортивных школ, в стенах которых куется будущее советского спорта).

Сотрудники Управления хоккея Спорткомитета СССР постоянно искали и продолжают искать возможности объективной оценки конкретного вклада каждой спортивной школы в дело подготовки квалифицированного резерва для команд мастеров и для сборных страны. На помощь пришел испытанный всей историей советского общества метод социалистического соревнования.

Специфика деятельности и задач, стоящих перед ДЮСШ, подсказала систему организации соревнования: смотр-конкурс на лучшую работу среди хоккейных ДЮСШ под эгидой Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

В Положении о смотре-конкурсе говорится, что он призван:

стать действенным средством совершенствования учебно-тренировочной и воспитательной работы с юными хоккеистами, трибуной

 

распространения передового опыта;

дать возможность оценить эффективность и качество работы ДЮСШ на основании объективных критериев;

выявить лучшие спортивные школы по хоккею и поощрить их руководителей, тренеров и других работников, внесших наиболее весомый вклад в дело подготовки резервов для большого хоккея.

Смотр-конкурс официально объявлен в октябре 1983 г. Итоги будет подводить ежегодно в период с 20 апреля по 20 июня комиссия, в состав которой вошли представители ведущих спортивных организаций страны.

После утверждения результаты смотра-кон-курса будут публиковаться на страницах газеты «Советский спорт».

Какие же показатели в работе спортшкол идут в зачет при подведении итогов смотра-конкурса?

1. Подготовка игроков для команд мастеров высшей и первой лиг и для сборных СССР.

2. Результаты выполнения учащимися трех возрастов (мальчиками 11 лет, юношами 14 лет, юниорами 17 лет) контрольных нормативов по общефизической и технической подготовке на льду и на земле.

3. Итоги выступления юниорской и юношеской команд школы в первенствах СССР текущего сезона.

Library   50   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало